Источник

№ 38. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 июля 1910 года

О церковной дисциплине

IV.

После того, как мы выяснили необходимость дисциплины для церковной жизни и её укрепления, постараемся указать её пределы.

В этом отношении церковную дисциплину вполне можно сравнить со всем дисциплинарным ветхозаветным законом. Как в ветхом завете вся жизнь подзаконного человека проходила под руководством закона, так и вся жизнь каждого христианина должна подлежать воздействию св. Церкви, вся без исключения находиться под воспитательным её контролем. О ветхозаветном законе и его влиянии на жизнь св. Писание говорит так: «Люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими. И да будут слова сии (т. е. Закона Божия), которые Я заповедаю тебе сегодня в сердце твоём, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая: и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:5–9).

Таков идеал исполнения ветхозаветного закона. – В полную параллель к этому должна быть введена и церковная дисциплина: нужно, чтобы вся внешняя обстановка христианской жизни напоминала христианам о Боге; необходимо, по крайней мере, в идеале представлять церковную жизнь такой, чтобы ничто христиан не отвлекло от Христовой истины. Святой Киприан Карфагенский поэтому и доказывает справедливость того истинно церковного принципа на основании самого свящ. Писания, что нужно как можно более расширить сферу жизни, подлежащую дисциплинированию со стороны церкви и ни в каком случае её не сокращать. «Если в свящ. Писании, – рассуждает св. Киприан, – часто и повсюду приписывается дисциплина, и если соблюдение установленного есть как бы основание религии и веры, то чего наиболее прилично нам желать, и чего держаться, как не того, чтобы стоять твёрдо против искушений и смущений мира и достигнуть даров Божиих через соблюдение божественных заповедей». (Кипарисов; о церк. дисципл. с. 23). Св. Киприан даже одежду христиан желает подчинить церковной дисциплине и при том ссылается на апостола Павла, который установлял порядки даже и в этой незначительной области, вследствие своей незначительности, по-видимому, подлежащей полной свободе; даже и здесь, по мнению Киприана, христиане должны руководиться «церковной дисциплиной во всей её божественной благости». Поэтому же в частном христианском быту св. Киприан считал требованиями дисциплины такие предметы: не брить бороду, вставать на ноги, когда идёт пресвитер: та или другая одежда женщин считалась также подлежащей церковным взглядам, почиталась соответствующей или не соответствующей церковной дисциплине (Ibid).

У Тертуллиана упоминается дисциплина единобрачия, дисциплина покрывала; – кроме того, дисциплина молитвы и дисциплина священства; вообще Церковь, по Тертуллиану, требует дисциплины и в малом, и в великом. Перечисляя ряд чисто литургических актов и обычаев, как то: молитва за усопших, непреклонение колен в день воскресный, празднование дней мучеников, Тертуллиан называет всё это дисциплиной. (Ibid).

* * *

Совершенно такие же взгляды на церковную дисциплину мы находим и в одном из древнейших памятников церковных: «Постановления апостольские». Если кто-нибудь решится прочитать этот замечательный памятник древности, то может убедиться, до какой степени некогда христиане высоко ставили церковную дисциплину и насколько высоко было воспитательное её значение. Можно без всякого преувеличения сказать, что без исключения вся жизнь была под водительством Церкви, всё в жизни христиан напоминало им об их обязанностях и всё в их жизни было связано взаимной любовью и Божиим благословением через епископа.

Вообще принципом дисциплины церковной почитается в «Постановлениях апостольских» такое правило: всячески старайся делать любезное Богу и, вспоминая изречения Христовы, непрестанно поучайся, ибо Писание говорит тебе: в законе Его поучишися день и нощь, ходя в поле и сидя в дому, лежа и вставая, да смыслити во всех, яже твориши. (Нав. 1:7–8; Втор. 6:7).

Сообразно с этим «Пост. Апост.» указывают порядок жизни христианина с раннего утра и до вечера: указывают на самые мелкие подробности жизни и вставляют её, так сказать, в церковные рамки.

Делаем выписку наиболее характерных указаний на развитие церковной дисциплины, в то время и на ту простоту жизни и искренность, с которыми христиане отдавали себя в церковное обучение и воспитание.

1.       О молитве. Всякий верующий или верующая, встав по утру от сна, прежде нежели начнёт дело, пусть умоется и помолится: «а если будет какое слово поучения, то слово благочестия да предпочтёт делу.» – «Молитвы совершайте вы утром, и в третьем часу, и в шестом, и в девятом, и вечером, и в петлоглашение18: утром, благодаря, что Господь осветил вас, проведши ночь и наведши день; в третьем часу потому, что тогда Господь принял осуждение от Пилата; в шестом потому, что Он был тогда распят; в девятом потому, что когда распинали Владыку, все поколебалось, трепеща дерзости нечестивых иудеев, не терпя поругания Господа: вечером – благодаря, что Он дал нам ночь для упокоения от дневных трудов; в петлоглашении потому, что время это благовествует приход дня для делания дел света».

2.      О внешности христиан и предел заботы их об этом. – Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но смиренно-мудренно умеряй её пред людьми... Носи только то, что потребует степенность и нужда. И золотого перстня не надевай ты на пальцы свои. Всё это – признаки распущенной жизни... Если хочешь нравиться Богу, то воздерживайся ото всего, что ненавидит Он и не делай ничего, что не нравится Ему.

3.      Наставления женщинам. Лица, данного тебе Богом, не расписывай; ибо в тебе ничего нет такого, что нуждалось бы в украшении, потому что всё, что только создал Бог, весьма хорошо (Быт. 1:31), а безмерное украшение хорошего бесчестит дар художника. Путь свой совершай, смотря вниз, с покрытой головой, как прилично женщинам.

4.      О суде. Прекрасная похвала христианину ни с кем не иметь дел; а если бы по чьему возбуждению или искушению случилось у кого дело, то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой-либо урон и да не идёт христианин на судище неверных (язычников). И вы не терпите, чтобы о вас судили начальники мирские, ибо через них диавол причиняет рабам Божиим укоризну, будто мы (христиане) не имеем ни одного мудрого, который мог бы рассудить враждующих или разрешать тяжбы.

Мы сейчас привели всего несколько отрывков из «Постан. Апостольских»; но и они достаточно указывают, что у христиан должно быть всё без исключения благообразно и по церковному чину, чтобы во всех отношениях христианская жизнь была образцовой.

Церковник.

Источники Ислама

III глава

(Продолжение19).

III. Прибытие царицы Савской к Соломону.

История Белькис, царицы Савы, пространно рассказанная в Коране, так близко соответствует тому, что мы находим в II Таргуме20 книги Есфирь, что она очевидно взята оттуда, будучи услышана Магометом из какого-нибудь еврейского источника. Дальнейшее приводится из Суры (27):

17. Некогда собралось к Соломону войско его из гениев, людей и птиц, разделённое на свои отряды. 18. Вот, когда они пришли на долину муравьёв, тогда один муравей сказал: муравьи! войдите в жилища свои: Соломон и войска его не передавили бы вас... 19. Тогда он улыбнулся... он сказал: Господи! внуши мне... делать доброе, благоугодное Тебе! введи меня в милость Твою, какая у Тебя к добродетельным рабам Твоим.

20. Он делал смотр птицам, и сказал: что это я не вижу здесь (гюдгюд) потатуя21? Или он в числе отлетевших? 21. Я накажу его жестоким наказанием: или велю зарезать его, или пусть представит он мне достаточное оправдание. 22. Он замедлил ненадолго; и сказал: я узнал, чего ты не знал доселе: я прилетел к тебе из Савы с верным известием. 23. Я нашёл женщину, царствующую над ними; она наделена всякими вещами; и есть у ней великий престол. 24. Я нашёл, что она и народ её поклоняются, кроме Бога, солнцу. Сатана представляет им дела их прекрасными; он отклонил их от пути сего; и они прямой стезёй не ходят: 25. не покланяются Богу, который выводит сокрытое в небесах и в земле, знает и то, что таите, и то, что обнаруживаете. 26. Бог... кроме Его нет никого достопоклоняемого: Он Господь великого престола. 27. Он (Соломон) сказал: посмотрим, правду ли ты сказал, или ты один из лжецов. 28. Отнеси это письмо моё, доставь его им и потом возвратись от них. Смотри, что ответят они. 29. Она (царица Савы) сказала: Сановники! мне доставлено важное письмо: 30. «От Соломона. Во имя Бога, милостивого, милосердного. 31. Не восставайте против меня; но приходите ко мне, будучи покорными». 32. Она сказала: сановники! дайте своё мнение в моём деле; я не решусь ни на что, доколе вы не присудите чего-либо. 33. Они сказали: мы могущи силами, грозны крепким мужеством, но распоряжение в твоей власти: так смотри, что ты должна приказать нам. 34. Она сказала: когда цари входят в какой-нибудь город, то разоряют его, а сановных из его жителей делают ничтожными. Так поступают они. 35. Я пошлю к ним дары, и посмотрю, с чем возвратятся посланные. 36. Когда пришёл он (посол царицы) к Соломону, тогда он (Соломон) сказал: уже не хотите ли помочь мне каким-либо имуществом? То, что дал Бог мне, лучше того, что дал Он вам. Да, этими дарами только вы можете утешаться. 37. Возвратитесь к ним; мы приведём на них войско, им не устоять против него; мы изгоним их оттуда униженными, и они будут ничтожны. 38. Он сказал: вельможи! кто из вас принесёт сюда престол её прежде, нежели придут они ко мне покорными? 39. Гыфрит, один из гениев, сказал: я принесу его к тебе прежде, нежели встанешь ты с места своего; для этого я силён, верен. 40. Тот, у которого было знание Писания, сказал: я принесу его к тебе прежде, чем повторится у тебя миг очей. И когда он увидел его стоящим пред ним, то сказал: это одна из милостей Господа моего, чтобы испытать меня, благодарен ли я буду, или буду непризнателен. Кто благодарен, тот благодарен в пользу души, своей: а кто непризнателен, тот... Господь мой богат, щедр. 41. Он сказал; сделайте, чтобы она не узнала престола своего; посмотрим, по прямому ли пути идёт она, или она одна из тех, которые не ходят по прямому пути. 42. А когда она пришла, ей было сказано: это не твой ли престол? Она сказала: как будто он. Нам даровано познание прежде неё, и мы покорны Богу. 43. её не допускало к этому то, чему, опричь Бога, покланялась она; потому что она была из народа неверного. 44. Ей было сказано: войди в этот дворец. Когда увидела она его, то почла его водоёмом, и открыла свои голени. Он (Соломон) сказал: это дворец, устланный хрустальными пластинками. 45. Она сказала: Господи! я делала зло себе самой: теперь вместе с Соломоном покоряюсь Богу, Господу миров.

Таковы сообщения Корана о царице Савской. То, что здесь говорится об её престоле, только немногим разнится от Таргума, где сказано, что он принадлежал Соломону и не имел подобного в иной стране. К нему вело шесть ступеней из золота, с двенадцатью золотыми львами на каждой, а двенадцать золотых орлов было расположено вокруг. Двадцать – четыре других орла бросали сверху тень на царя и, когда он хотел куда-нибудь перенестись, эти могучие орлы спускались и подымали престол и переносили его, куда бы царь ни пожелал. Таким образом они исполняли согласно Таргуму ту же обязанность, которую, говорит Коран, несли гении. В остальном, по отношению к царице Савской, её посещению Соломона, письма, которое он послал ей и пр., имеется удивительное сходство между обоими свидетельствами, правда, кроме того, что вместо потатуя Корана, Таргум говорит о тетереве – эта разница в самом деле не очень существенна! Вся эта история рассказывается в Таргуме так:

Однажды, когда сердце Соломона возвеселилось вином, он отдал приказ зверям полевым, птицам воздушным, пресмыкающимся по земле демонам вверху и гениям, чтобы они пришли и плясали вокруг него, так чтобы все цари, собравшиеся почтить его, могли созерцать его величие. И все царские писцы возглашали имена перед ним; действительно все оказались на лицо, кроме пленников и заключённых и тех, кто сторожили их. Как раз в это время развлекавшийся чем-то тетерев не мог быть найден; и царь Соломон сказал, чтобы схватили его и привели силой, и истинно он искал убить его. Но тут тетерев предстал перед царём и сказал: О повелитель, царь земли! приложи ухо твоё, услыши слова мои. Всего только три месяца, как я принял твёрдое решение в самом себе, что я не вкушу крошки хлеба и не буду пить капли воды, пока не увижу всю землю и не совершу через неё свой полёт, ибо я сказал себе: я должен узнать город и царство, которые не подвластны тебе, мой Господин и Царь. Тогда я нашёл укреплённый град Китор в странах востока, и вокруг него камни из золота и серебра на дорогах его, во множестве, как хлам, и деревья, посаженные от начала мира, и реки орошающие его, текущие из райских садов. Там много людей, украшенных венками из близкого сада. Они мечут стрелы, но не могут пользоваться луком. Ими управляет женщина, называемая царицей Савы. Если же угодно будет повелителю-царю моему, раб твой, опоясавшись, выступит к укреплениям Китора в Саве; и «сковав царей их цепями и сановников их железными обручами» приведёт их пред твоё присутствие. – Это предложение понравилось царю, и писцы приготовили послание, которое было положено под крыло птицы, и она отлетела высоко в небо. Там она усилилась окружившей её стаей птиц и достигла крепости Савы. Случайно царица Савская удалилась с утра для поклонения морю; и так как воздух был затемнён множеством птиц, она пришла в такое смятение, что разодрала одежды от страха и ужаса. Тогда-то тетерев спустился подле неё, и она увидела письмо под крылом его, вскрыла письмо и прочла, что гласит далее: «Царь Соломон шлёт к тебе свой привет и говорит: Вышний и Святой поставил меня над зверями полей, и пр.; и цари четырёх стран земли посылают узнать о моём благоденствии. Если захочешь ты прийти и узнать о моём благоденствии, я поставлю тебя высоко над всеми ими. А если не пожелаешь ты, я пошлю войска и царей против тебя; – звери полей – народ мой, и птицы воздушные – всадники мои, и демоны и гении враги твои, – чтобы схватить тебя и убить, и кормиться тобою». Когда услышала это царица Савская, она снова разодрала одежду свою и, послав за своими сановниками, спросила их совета. Они не ведали Соломона, но посоветовали ей послать корабли морем, наполнив их богатыми украшениями и драгоценностями, вместе с 6000 юношей и девушек в пурпурных одеждах которые все были рождены в один и тот же миг; а также послать письмо, обещающее идти посетить его в конце года. Это был путь на семь лет, но она обещала быть в три. К тому времени, как она наконец явилась, Соломон послал встретить её вестника, сверкавшего, в блистающем покрове, подобно утренней росе. Когда они сошлись, она спустилась со своей колесницы. «Зачем делаешь ты это?» – спросил он. «Разве же ты не Соломон?» – сказала она. «Нет, я только слуга его, который предстоит пред ним». Царица немедля обратилась с притчей к своим спутникам в похвалу ему и затем была введена им ко двору. Услышав, что она пришла, Соломон встал и воссел в хрустальном дворце. Когда царица Савская увидела его, она приняла стеклянные плиты за воду, и проходя через них, подымала свои одежды. Тогда Соломон усмотрел волосы на ногах её и воскликнул: красота твоя есть краса жены, а волосы твои, как волосы мужей; власы хороши для мужей и не идут для жён. На это она сказала: Господин мой, я имею спросить тебя три загадки. Если ты возможешь ответить на них, я буду знать, что ты человек мудрый; если же нет, то ты подобен всем окружающим тебя. Когда он разрешил все три загадки, она возразила в удивлении: Благословен Господь Бог твой, Который поставил тебя на престоле, чтобы ты мог управлять по праву и справедливости. И она дала Соломону много золота и серебра; и он давал ей, что бы она ни возжелала.

Мы видим, что, по еврейскому сообщению, царица Савская дала Соломону разрешить несколько загадок; хотя это не упоминается в Коране, но также имеется в мусульманском предании. Тоже самое и относительно рассказа о ногах её: так в Араишаль-Маджалис мы находим следующее: – Когда Царица была готова войти во дворец, она приняла стеклянный пол за водяную поверхность и обнажила свои голени, чтобы перейти к Соломону; и вот голени и ступни её были покрыты власами; увидев это, Соломон отвратил взгляд свой от неё и воскликнул: пол просто стеклянный.

Здесь мы бы спросили: есть ли вообще что-либо действительное во всей этой истории? На самом деле, есть на столько, сколько находится в 3 книге Царств 10, 1–1122, а именно.

Царица Савская, услышавши о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством; верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота, и драгоценными камнями, и пришла к Соломону и беседовала с ним, обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей: но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём – творить суд и правду. И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний, и драгоценные камни: никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону. – Таковы только факты посещения царицы, лежащие вне области вымысла. Сами евреи соглашаются, что это так, исключая, правда, великолепный престол Соломона, но не его поднятие. Повествование Корана о владычестве Соломона над демонами, гениями и пр. находится в полном согласии с тем, что мы привели из Таргума; и интересно узнать, что как говорят учёные евреи, источник этого понятия заключался в сходстве двух еврейских слов с двумя родственными словами, означающими демоны и гении; смешение их невежественным толковником повело к этому странному заблуждению.

Заканчивая нашу заметку о сказочном случае, который мы привели из еврейского Таргума, мы могли бы сказать, что он напоминает один из подобных рассказов, находимых нами в «Тысяче и одной ночи». Но странно, что пророк не взглянул на это таким же образом. Услышав его от своих еврейских друзей, он очевидно вообразил, что рассказ был прочитан ими в их богодухновенных Писаниях, и как таковой ввёл его, как мы его теперь находим, в Коран.

Происхождение мусульманского многожёнства

(По первому положению).

II.

По обращении Мухаммеда в полигамиста, Коран выделил его из зауряд человечества и предоставил ему по части женолюбия многое, что воспретил мужчинам общего порядка. Стих 49 суры 33 разрешил Мухаммеду неограниченное число жён, без стеснения в степенях родства и это в виде особой привилегии пророка, на которую не должны были посягать его последователи. – «Пророк!23 Мы разрешили тебе брать в супруги тех, которым дашь ты брачные дары; невольниц, какими владеет рука твоя из той добычи, какую доставил тебе Бог; дочерей дядей твоих и дочерей тёток твоих по отцу; дочерей дядей твоих и дочерей тёток твоих по матери; тех, которые вместе с тобою переселились сюда и всякую верующую женщину, если она отдаст себя Пророку и если Пророк захочет жениться на ней; это твоё особенное право, а не всех верующих».

В эпоху Мухаммеда арабы осудили уже многие из своих прежних обычаев и считали непозволительным делом женитьбу сыновей на родных матерях или женитьбу отцов на родных дочерях. Пророк однако увлёкся Зейнабой до того, что вступил с ней в брачный союз, хотя она, будучи замужем за усыновлённым им Зейдом, считалась его дочерью. – «Ведь Зейда мы звали не сыном Хариса, а сыном Мухаммеда; как же он взял жену его?» спрашивали смущённые мединцы. Коран ответил на этот вопрос ст. 36–40 суры XXXIII, в которых значится, что если Бог и Его посланник решили «это дело», тогда женщине осталось только повиноваться их решению. Для того-же, чтобы унять народные толки, Коран разрешил попутно не называть усыновлённых – детьми усыновителей, чем и разрешалась женитьба на разведённых супругах усыновлённых лиц.

Однако размножение гаремного персонала привело и самого Мухаммеда в затруднительное положение. Поступление в его гарем было очень лестно для аравитянки, которая могла рассчитывать на лучшее помещение сравнительно с её дырявым шатром или глинобитной саклей и на наряды, которым, как свидетельствует Коран, женский пол и того времени придавал высокую цену. Вероятно, навязчивость в жёны пророка, величие которого отражалось и на приближенных к нему лицах, дошла до той степени, когда, уже потребовалось издание закона. – «На будущее время тебе не позволяется брать других жён, ни менять их на других, когда даже тебя обворожит их красота, исключая невольниц, которых приобретать ты можешь». Во время издания в Медине этого 52 ст. ХХХIII суры, у Мухаммеда было девять жён, не считая конкубин – невольниц. По изъяснениям толковников комплект из девяти жён мог быть пополняем только при убыли по случаю смерти или развода. Настоящему примеру последовали имамы, как преемники Мухаммеда.

Справедливость требует отметить, что ни одно женолюбие побуждало Мухаммеда сформировать возле себя женский рассадник, побудительными к тому поводами служили и более высокие побуждения. По обычаям времени и страны все захваченные в плен женщины считались невольницами, т. е. теми, «кем овладела рука» победителя. Участь их была тяжела и вот, ведя беспрерывные войны с язычниками, Мухаммед нашёл для военных пленниц гуманный исход отчасти в многожёнстве, отчасти в форменном конкубинате, который, не считаясь простым делом любодеяния, занял в мусульманстве низшую ступень брачных союзов. Понятно, что эти поводы к полигамии, оправдываемые правами VII ст., должны бы при движении и усовершенствовании культа утратить смысл и значение в XX веке, когда полигамия представляется уже уродливым явлением в культурной сфере священных основ семейного права.

Вл. Череванский.

Из истории применения системы Н. И. Ильминского на Кавказе

Светлая идея Н. И. Ильминского нашла своё место не в одной только восточной России. Семя его доброго христианско-просветительного слова принесло свой плод и на далёкой Кавказской окраине. И здесь засияли лучи его воспитывающего слова, заглянув за наши русские Альпы, обогрев души многих и многих насельников ущелий и скатов гор дикого Кавказа.

Вот имеющаяся предо мной небольшая историческая справка, относящаяся к весьма любопытному и, кажется, ещё незатронутому вопросу о влиянии системы Н. И. Ильминского на дело христианского просвещения кавказских инородцев.

В 1894 и 1895 г.г. на миссионерском поприще в Закатальском округе, входящем в состав Грузинской епархии, подвизался миссионер свящ. о. Тарасий Иваницкий, много принёсший пользы делу просвещения инородцев в Закавказье, обративший не мало язычников в лоно христианской церкви и сослуживший свою многополезную и плодотворную службу Обществу восстановления православного христианства на Кавказе по части утверждения в христианстве новообращённых язычников и мусульман. Согласно его представлению, совет упомянутого Общества вполне согласился с мыслью о. Иваницкого, в интересах соединения некрещёных ингилойцев24 с крещёными в единое стадо Христово, открыть в Закатальском округе школу среди иноверцев и воспитывать в ней детей таким методом, чтобы они постепенно проникались христианскими идеями, но так, чтобы против лжеверия их ничего не было упоминаемо в книгах, предназначенных для школы; дать ингилойцам учителя из их сородичей или из другой национальности, но владеющего родным для них языком; для обучения инородческих детей русскому языку и вообще введения среди ингилойцев русской культуры составить на понятном им родном языке букварь русскими буквами25; издать кроме букваря и другие книги педагогического и церковно-богослужебного содержания, напечатанные также русскими буквами; для подготовления полезных деятелей среди крещёных и некрещёных инородцев (а не только одних ингилойцев) и для расположения последних к христианству учредить центральную миссионерскую школу.

В своей миссионерской деятельности по отношению к мусульманам Закатальского округа о. Т. Иваницкий, по отчёту Совета Общества за вышеуказанные годы, «следовал гуманной, мирной, надёжной и основательной системе просвещения инородцев Н. И. Ильминского»26. С этой целью о. Иваницкий прежде всего составил букварь для Кавказских татар, говорящих на турецко-азербайджанском языке с русской транскрипцией. В первой половине 1895 года инородческий отдел букваря был уже отпечатан Казанской переводческой комиссией Московского миссионерского общества, а русский отдел его, составленный о. Иваницким, был передан г. Н. Бобровникову для напечатания его. Кроме букваря о. Иваницкий составил в двух книжках «Первоначальный учебник для Кавказских татар». В 1897 г. букварь был отпечатан; «Первоначальный учебник», по пересмотре его кандидатом на священническое место в Белоканском ингилойско-христианском селении, воспитанником Казанской инородческой семинарии Парфёновым, был также отпечатан Переводческой Комиссией Миссионерского Общества и в 1897 г. вместе с «Букварём» был распространён в школах Закатальского округа, находившихся в ведении о. Иваницкого.

В добавление к настоящей краткой заметке считаю долгом упомянуть, что о. Иваницкий состоял в переписке с Н. И. Ильминским, рекомендовавшим27 о. Иваницкому «не вести с мусульманами противомусульманской открытой полемики, так как эта полемика может лишь повредить делу, возбуждая в последователях Магомета фанатизм, а отсюда даже вражду и ненависть к христианству».

Ввиду истекшего 9 июня с. г. пятидесятилетия Общества восстановления православного христианства на Кавказе, не мало руководившегося в своей просветительной деятельности системой Н. И. Ильминского, было бы весьма желательно проследить историю применения на Кавказе идей почившего просветителя инородцев во всей её полноте и последовательности, выпустив в свет эту историю особым изданием. Такое издание, полагаю, было бы достойным кавказским венком на могилу незабвенного Н. И-ча, этого бесспорно крупного, исторического деятеля нашей Церкви и родины.

Грузинский Епарх. миссионер Д. ПЛАТОНОВ.

Черемисское воззвание

За последнее время черемисы-язычники и придерживающиеся языческого обычая и обряда, стараются восстановить умирающее язычество среди своих сородичей. С этой целью они посылают воззвания во все черемисские края к ворожеям и картам (старикам-сновидцам). Последние, пользуясь популярностью среди своих сородичей поселян и читая эти воззвания, привлекают к язычеству не вполне утвердившихся православных христиан-черемис, которые вместе с картами и ворожеями отправляются на место языческого жертвоприношения, где и принимают в нём участие. Одно из таких воззваний гласит так: «Светом, Милостивому и Основателю света, Создателю хлеба, Создателю детей света, Создателю мёда, скота и птиц для жертвы и нам для жизни, Дающему нам здоровье и силу, Создателю богов и людей, Создателю белого и светлого солнца, Создателю матери природы, подателю прибыли и подателю всего того, что нам нужно для жизни». «Соберитесь все молиться этому Богу с жертвами!» «Передать всем!»

Приведённое воззвание послано из деревни Семи-Сола Тор-Яльской волости, Уржумского уезда, Вятской губернии, к черемисам-картам и ворожеям Царевококшаиского уезда, Казанской губернии. (Послано 20-го июля 1909 г.).

После этого воззвания в скором времени состоялось языческое моление с жертвоприношениями, а именно: двадцать седьмого августа 1909 г., в нём участвовало около шести сот человек. При таком стечении народа жертвы достигают крупных сумм; к этому народ готовят ворожеи и карты. Как только они получат воззвания, тотчас же начинают ходить из дома в дом; объясняя своим единоплеменникам, что нужно приносить Богу жертвы. Также посещают и другие соседние деревни. Обладая красноречием и ловкостью на родном понятном языке, они начинают грозить своим единоплеменникам, говоря, что за их уклонение от жертвоприношений и за оставление других языческих обрядов и обычаев, Бог пошлёт несчастия общественные и частные: неурожаи, болезни и т. д. Кроме того, эти ворожеи и карты являются при разных несчастных случаях советниками и руководителями; очень часто, только из-за этого единоплеменники слушаются и исполняют их просьбу и угрозы. Мужик даёт обещание принести в жертву, что только может, некоторые через этих ворожей и карт беднеют до нищенства; они исполняют, боясь смерти и несчастия.

На упомянутом молении более половины составляли черемисы православного вероисповедования. Но, по истине сказать, они числятся православными только по церковным документам. На месте жертвоприношений жрецы, сновидцы, ворожеи, знахари и шептуны, состоя в великом почтении, внушают своим единоплеменникам, что нужно приносить богам жертвы общественные и частные. Объясняют, кто и как должен поступать при жертвоприношениях. Усиленно увещевают, что если черемисы оставят Авраамову веру, как черемисы называют свою веру, тогда постигнут их несчастия. Почему и просят своих сородичей не оставить свою веру.

На молении черемисы собираются вёрст за сто и более.

Воззвания рассылаются от одного до трёх раз в год.

Священник И. Николаев.

* * *

18

Петлоглаше́ние – пение петуха – прим. эл. ред.

19

См. «Сотр.» № 25–26.

20

Таргу́м (ивр. ‏תרגום‏‎, мн.ч. targumim, букв. «перевод, интерпретация») – общее название для переводов Ветхого Завета на иудео-арамейский язык; он должен быть отнесён ко временам второго храма. – прим. эл. ред.

21

Потату́й м. – то же, или кто поддакивает, та́кает, у кого нет своих мыслей, убеждений; тут – птица удод, Upupa Epops – Толковый словарь Даля – прим. эл. ред.

22

Смотреть также 2Пар. 9:1–9.

23

Коранические тексты приводятся здесь в переводе известного арабиста Георгия Саблукова из его «Корана, законодательной книги Мохамеданского вероучения» изд. 1894 г.

24

Горцы из грузин, принявшие мусульманство в XVII и XVIII в.в. и насильственно отторгнутые от христианства лезгинами и персами.

25

Педагогические издания для ингилойцев обозначены в хронологии, каталоге изданий Правосл. Мисс. О-ва. Казань, 1910 г., отд. 3 стр. 5.

26

Стр. 120.

27

См. Отчёт Совета О-ва восстановления православного христианства на Кавказе за 1897 г., стр. 137.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle