Источник

№ 34. Сотрудник Братства св. Гурия. 24 июня 1910 года

О Церковной дисциплине

III.

Мы уже указали7 до какой степени достигла среди христиан церковная недисциплинированность или, проще выражаясь, христианская неблаговоспитанность, внецерковность, безрелигиозность. Между тем такое положение является источником величайшей опасности для церковной жизни и признаком её полной ненормальности. Следующая историческая справка может дать нам более твёрдые основания к такому утверждению8.

Церковным воззрением на это был тот взгляд, что в церковной жизни известной поместной церкви должен соблюдаться в наивозможной строгости общеобязательный единообразный порядок, в противоположность всяким попыткам отдельных членов церкви к выделению себя из церковного общества, не признававшим необходимости какого-либо порядка в церковной жизни. На этом основании всякое уклонение от установившегося порядка, как свидетельство о разрушении истинной церковности и уклонение от Церкви, достойное только еретиков, уже Тертуллиан называл еретической недисциплинированностью. А еретики так и называются Тертуллианом – «люди недисциплинированные», т. е. буквально: не благовоспитанные. Это, конечно, и понятно, потому что где нет любви, там нет и церковности, а есть церковное бесчинство, ибо «любовь не бесчинствует» (1Кор. 13:5). Поэтому всякая попытка доказать ненужность церковной дисциплины всегда является доказательством того, что авторы таких попыток не хотят жить дисциплинированно, и вовсе не в силу каких-либо возвышенных соображений.

«Характеризуя состояние церковной жизни и порядков, Тертуллиан говорит, что у еретиков всё делается без дисциплины; ниспровержение всякой дисциплины они, еретики, называют простотой, а заботу о дисциплине считают притворством. Но и та дисциплина, которая есть у еретиков, не тверда, ибо они сами же отступают от собственных правил, и это оттого, что каждый из них изменяет по собственному усмотрению то, что сначала признавал за правило. В Церкви же православной, по Тертуллиану, наоборот есть твёрдая дисциплина, от которой никому не позволено уклоняться, и эта твёрдая дисциплина служит у нас свидетельством истины» (1. с. с. 104).

Так Церковь Христова смотрит и ныне на соблюдение церковных установлений; она, святая Церковь, и своих сынов учит святости, святой жизни, воспитывает в этой святой жизни греховную природу человека и изгоняет из неё всё, что не совместимо с церковною святостью. Об этом тот же Тертуллиан рассуждает так: «Дух противления св. Церкви обнаруживает себя непостоянством в учении, повреждая ранее всего правила веры, а через это повреждая и порядок дисциплины... А Параклит, т. е. св. Дух Утешитель, имеющий научить людей многому из того, что Господь возвестил, во первых будет свидетельствовать о Самом Христе, а потом… откроет многое из того, что касается дисциплины. Но, однако это будет дисциплина не иного Христа, а Того же, Который обещал послать Своего Духа» (с. 12).

Таким образом во св. Церкви – «един Бог, едина вера, едина и дисциплина», т. е. один и порядок жизни. Таков церковный идеал церковного благоустройства и церковного благополучия. И прошу теперь истинных сынов св. Церкви сделать беспристрастный суд о нашей современной церковной жизни.

Здесь каждый, любящий святую Церковь и святое её учение, должен сказать одно: «у тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд». И это одно признание будет уже великой нашей победой, наиболее трудной: победой над нашей духовной ленью, над нашим нравственным расслаблением.

За этой первой нашей нравственной победой последуют и другие – церковно-общественного характера, и так начнётся церковное наше обновление и исцеление, которое сделает невозможными наши современные церковные несчастия.

Церковник.

Из жизни крещенского скита

24 июля 1905 года близь деревни Малое Некрасово Лаишевского уезда был заложен крещёно-татарский монастырь. Накануне и в самый день закладки со всех концов Лаишевского и Мамадышского уездов стекались русские и крещёные татары на место закладки. Толпами шли и ехали крестьяне: старики, старухи, взрослые мужчины и женщины, даже и детей не оставили дома в такой выдающийся день. У всех были радостные лица; всюду оживлённо беседовали о предстоящем торжестве. Особенно радовались крещёные татары, что и в их крае будет монастырь, в котором службы всецело будут отправляться на их родном языке, тогда как в приходских церквах службы выполняются на половину по-русски, на половину по-татарски, а по-русски большинство крещен не понимает.

В день закладки в приходской церкви села Батерякова была совершена Литургия, по окончании которой на место закладки вёрст за пять направился крестный ход. Духовенство, с архимандритом Андреем, ныне Епископом Мамадышским во главе, шествовало с пением церковных песнопений. В этом ходе принимала участие и многочисленная толпа крестьян. Среди них виднелись и интеллигентные люди. Наконец шествие приблизилось к месту закладки. Окрестность с многочисленной толпой народа представляла прелестнейшую картину и как бы просилась на полотно художника...

Началось молебствие, далеко разносилось стройное пение русского хора. Но вот послышалось не менее стройное пение и крещенского хора на родном языке. Велика была радость крещен по случаю этого торжества. Многие из них, а особенно старики и старухи, проливали горячие радостные слёзы и, как видно было по выражениям их лиц, возносили пламенные молитвы Всевышнему... Во время этого молебна при чудном летнем дне прошёл три раза дождь: в самом начале молебна, во время Евангелия и во время последней молитвы, когда народ стоял на коленях. Это произвело на всех большое впечатление, потому что дождь считается среди народа явлением милости Божией.

По окончании службы о. архимандрит Андрей произнёс слово. В своей речи он говорил о значении монастырей и монастырской жизни, причём обратился с увещеваниями и просьбой к подвижникам, намеревающимся жить в будущем ските, чтобы они вели жизнь, приличествующую братии во Христе и подобающую сану иноков. При этом о. архимандрит наложил проклятие на все спиртные напитки на этом святом месте, из которого должны идти только уроки святой жизни, а не соблазнительные примеры жизни дурной, которых много и без монастырей...

За архим. Андреем сказал речь на крещёно-татарском языке священник села Горохового Поля (ныне села Серды Лаишевск. уезда) о. Архип Иларионов. Он первоначально ознакомил народ с деятелями, старавшимися о постройке монастыря; затем говорил о благодетелях, о первых просветителях инородцев Казанского края – св. Гурии, св. Варсонофии, св. Германе; о крещёно-татарской школе (на Арском поле в Казани), как первом рассаднике образования среди инородцев крещ. татар; о трудах и деятельности покойного Ильминского и, бывшего заведующим вышеупомянутой школой, покойного же священника о. Василия Тимофеева; и наконец, о значении только что заложенного крещёно-татарского скита. Крещёные татары внимательно слушали речь проповедника...

Теперь в Трёхсвятительском Ските два иеромонаха, иеродиакон и до тридцати человек послушников. Жизнь безукоризненно трудовая и страшно суровая в отношении и молитвы и пищи.

И. И.

Необходимость порайонных совещаний

В настоящее время среди наших деятелей нет единства направления9. Всякий мудрит по-своему. Один потому, что не признаёт других мнений, кроме своего, другой – по крайней неразвитости, третий – по недостаточной устойчивости в убеждениях. Между тем, если когда-нибудь, то именно ныне у христианских просветителей должна быть одна душа, одна воля, один ум; все должны слиться воедино.

Среди наших учителей, братских, церковных, земских, министерских нет согласованной деятельности. Наблюдаются случаи пренебрежительного отношения министерских учителей к братским ввиду незначительного развития последних.

Чтобы устранить это нежелательное явление, следовало бы всех учителей, например, 2 или 3 раза в год собирать на уездные совещания. При этом, если мы хотим действительно служить целям христианско-просветительным, то непременно должны осведомить каждого учителя и каждую учительницу о системе Н. И. Ильминского и расширить их кругозор в этом направлении. На этих порайонных совещаниях учителей и учительниц можно было, бы устраивать уроки по предметам школьного преподавания, знакомить их с новейшими дидактическими и методическими приёмами преподавания, с наилучшими пособиями книжными и наглядными, с инородческой транскрипцией, с литературой на соответствующем инородческом языке (чуваша-учителя с чувашской литературой, вотяка-учителя с вотской и т. д.).

Лекторами могли бы быть наилучшие учителя. Наблюдателями – учебное начальство.

В конце каждого учебного года следует созывать губернские совещания.

И уездные и губернские совещания могли бы для успеха дела подразделиться на секции: татарскую, чувашскую, черемисскую, вотскую и т. д.

Для усиления приходской деятельности в приходах с инородческим составом тоже положительно необходимо устраивать совещания пастырей инородческого происхождения. Пусть собираются отдельно хоть 2–3 раза в год священники из чувашей, из черемис, из татар. На этих собраниях выяснятся полностью нужды татарских приходов, чувашских и т. д.

Необходимо – также, чтобы на этих совещаниях руководителем был заведующий Казанской миссией, и чтобы на собраниях читались лекции по миссионерским предметам – по языкам, по истории христианского просвещения инородцев и т. д.

Может быть полезно было бы читать лекции и по другим наукам, имеющим прямое отношение к приходской жизни инородцев.

Эти совещания священно-церковно-служителей могли бы воодушевить их на миссионерское делание, ободрить упавших духом, словом, придать некоторую стройность и цельность деятельности наших инородческих батюшек. Здесь каждый из них мог бы взять на себя ту или иную переводческую работу, проверять совместно с другими сделанную работу до совещания, подумать о мерах к распространению этих переводов.

Насколько полезны такие совещания, об этом очень много мог бы сказать любой из участников съезда, напр., учителей в 1893 г. в Казанской Центральной Крещёно-татарской школе, или в с. Шептале Бугульминского уезда Самарской епархии в 1909 г.

Братчик.

Чем сильна католическая миссия

Католическая миссия сильна религиозным одушевлением католиков. Она сильна церковностью католической паствы и строжайшей дисциплиной тех, кто принадлежит к Церкви и не ушёл из неё открыто.

Католикам не на кого рассчитывать, неоткуда получать помощи. Они это хорошо знают. Они знают, что всякий успех католической миссии есть дело и радость всей Церкви; и всякое горе миссии есть личное их горе и тёмное пятно, так сказать, на каждом из них – католиков.

Одним словом, дела католической Церкви и миссии – это дела католиков всех вместе и каждого в отдельности.

Так католическое духовенство сумело воспитать свою паству.

Такова ныне католическая паства.

Переходим к подробностям, заимствуя их из превосходной книжки о. протоиерея Буткевича: О миссии католической и протестантской.

Католические миссионеры прекрасно знают по многочисленным опытам прежнего времени, что последствия проповеди среди неверных не могут быть устойчивы сами по себе; нужно укрепить новообращённых в усвоенных ими верованиях и оградить их от влияния враждебных миссий. Нужно строить среди обращённых церкви. школы, госпитали, сиротские дома, богадельни; нужны на местах миссии постоянные причты, даже епископы, духовные семинарии и коллегиумы. А для этого нужны громадные денежные средства. Вот тут-то на помощь миссионерам и приходит католическое общество с его бесчисленными братствами, союзами, конгрегациями и тому подобными учреждениями, чтобы изыскивать денежные и другие материальные средства. Таких миссионерских обществ насчитывается более 300. Их перечислить, и указать различные способы их миссионерской помощи, не представляется возможным. Укажем только некоторые из них.

1. Лионский союз или Общество для распространения веры. Цель его – молитвой и деньгами оказывать содействие католическим миссионерам, отправляющимся в далёкие страны для проповедания слова Божия. Имеет два журнала в Лионе и Кёльне.

Денежные средства этого Общества – громадны: ежегодные поступления от его членов составляют сумму в 5–5 ½ миллионов марок (марка стоит около 46 наших копеек).

2. Конгрегация св. Духа; это общество на свои средства содержит миссии в Азии и в западной Африке.

3. Общество св. Сердца Иисуса содержит миссии в Новой Померании.

4. Общество св. Сердца Марии содержит миссии в Африке и Индии.

5. Общество Божественного Слова содержит миссии в Земле Импер. Вильгельма.

6. Бенедиктинское миссионерское Общество имеет на своём содержании миссии в Восточной Африке и Египте.

7. Общество св. Венедикта содержит миссии в Северной Америке, в Индии, в Эквадоре.

8. Общество св. Лазаря в Париже содержит свои миссии в Абиссинии, Персии, в Китае, Сирии, Болгарии, Турции и Америке.

9. Алжирское миссионерское Общество, основанное в 1868 г. содержит свои миссии в Алжире и в Сахаре.

10. Союз детей или Общество св. детства Иисуса, основанное в Париже в 1843 году, обладает громадными денежными средствами и даёт возможность католическим миссионерам содержать и воспитывать тысячи сирот в языческих странах. Членами этого Общества состоят только дети. Из их пожертвований составился капитал в 66 миллионов марок (более 30 миллионов рублей). Как члены Общества дети должны оканчивать свои ежедневные молитвы словами: «Пресвятая Дева Мария! молись за нас и за бедных язычников – детей».

12. Кёльнский союз для поддержания детей бедных язычников. Членами этого союза могут быть, как дети, так и взрослые. Союз этот обладает также большими денежными средствами.

13. Общество св. Марии, основанное в 1836 году в Лионе и Париже, содержит миссии в Новой Каледонии, в центральной Океании и др. местах.

14. Общество францисканцев имеет своих миссионеров в Палестине, Сирии и северном Египте.

15. Общество всесвятейшего Искупителя содержит миссию в Суринаме.

16. Общество школьных учителей содержит на свои средства миссионерские учреждения в Северном Ассами.

17. Общество Траппистов содержит свои миссионерские монастыри в Англии, Канаде, Соединённых Штатах, в Боснии, в южной Африке.

18. Общество св. Иисуса в 1903 году содержало на свои средства 1728 священников и 1140 братьев миссионеров, не имеющих священного сана.

19. Китайский миссионерский союз имеет миссии только в Китае.

20. Северо-Американский союз содержит своих миссионеров среди американских негров.

Вот двадцать Обществ из трёхсот католических миссионерских Обществ и союзов. По кругу деятельности этих Обществ можно уже заключить, что католическая миссия охватила все страны мира и что преданные Церкви католики изыскивают все средства для поддержания миссий и считают это своей обязанностью.

Вот чем сильна католическая миссия!

Е. А.

О крещёных татарах Вятской губернии и миссии среди них

В обширной Вятской губернии, обильно населённой инородцами, встречаются и крещёные татары. Ближайшими их соседями почти везде являются мухаммедане, находящиеся с ними в постоянных торговых и вообще деловых сношениях. Каждому известно, что всякий татарин-мухамеданин – торговец в душе, одновременно и не плохой миссионер. Можно быть уверенным, что влияние таких дельцов на крещен очень велико. Факты на лицо: нежелание некоторых крещен принимать священника с иконами, с крестом, с св. водой и постоянная встреча в их домах татар-портных, покупателей, продавцов и т. д. Поэтому недружелюбное отношение таких пасомых к пастырю нельзя объяснять проникновением в их среду социалистических, материалистических и т. под. учений новейшего направления; это было бы только смешно. Религиозный индифферентизм крещен находится в связи с влиянием на них мухаммеданской пропаганды, способной проникать всюду и увлекающей кажущеюся простотой религиозно-нравственных требований менее стойких в вере.

Спрашивается: на сколько крещены в настоящее время обладают стойкостью в вере? Этот вопрос решается не одинаково: местное русское духовенство считает всякое опасение об отпадении крещен лишённым основания, но пастырь-инородец, входящий в близкое соприкосновение с ними и знакомый с положением дела в иных губерниях до отпадений, а затем проследивший картину отпадений и причины их, не может удовлетвориться таким ответом; он считает положение вещей серьёзным, требующим вдумчивого отношения к делу; он поражается невежеством крещен в вопросах христианской религии; он страшится повторения возможных ошибок прошлого в истории отпадений, при том отношении, какое питает много уважаемых отцов духовных к инородцам и миссии среди них.

Допустим даже на минуту, что крещены Вятской епархии составляют не опасный элемент; но отсюда не вытекает, что они должны оставаться в таком состоянии; счастье миссионера, если его инородцы представляют счастливое исключение: тем легче ему утверждать их в Христовой вере; но необходимо неустанно работать, чтобы показать им свет Евангелия, привлечь к храму Божиему теми средствами, кои считаются наиболее радикальными с точки зрения миссионерства, а не теми, какие предлагаются некоторыми почтенными деятелями на ниве Божьего дела, к сожалению считающими Богослужение на инородческом языке «роскошью для них».

Но, как выше было сказано, всякий мухаммеданин по требованию своей религии, веками выработанному своему обыкновению, проповедник и миссионер; его жизнь без этого не полна, не удовлетворяет его духовным потребностям; по этому ни одного крещенина нельзя считать свободным от этого влияния до тех пор, пока крещены сами не в состоянии будут отражать наносимые им удары ислама сильнейшим орудием христианства.

Какие же средства могут считаться самыми действительными в деле просвещения инородцев? Миссионерская литература давно уже ответила на этот вопрос: родной язык в начальной школе, Богослужение на родном языке, распространение полезных брошюр на родном языке и т. д. Таким образом миссия старается о создании в инородце души христианской, истинный же христианин не может не русеть в русском государстве. Следовательно, условием является христианизация инородца, обрусение же вытекает, как следствие; обратное построение ведёт к грубейшим и непоправимым ошибкам. Между тем есть люди и даже их большинство (хотя не из миссионерского мира), возражающие против такого основоположения, выставляя на вид отпадения, происшедшие как раз при инородческих священниках. По ассоциации, такое возражение может вызывать представление о строгом хозяине, укоряющем рабочего за то, что тот не решился остановить тяжесть, которую не могли удержать при спуске по наклонной плоскости десять дюжих рук. Однако, честь и хвала молодому миссионерству, что оно решилось противопоставить себя стремительности натиска отпадений; если нельзя сказать, что оно удержалось на своих позициях, то в этом не его вина: легче и часто полезнее делать что-либо новое, чем склеивать разбитое и чинить старое. Весь процесс отпадений строго связан с отношением духовенства к вопросу об инородческой миссии: в этом вопросе между миссионерами и не миссионерами никогда не было единства: пока происходили суд да дело, татары не теряли времени, до того, что положение крещен стало наконец до очевидности опасным».

Что же из сказанного следует: то, что в вопросе о просвещении инородцев не должно быть двух решений, что после решения Миссионерского Съезда, единство в этом важном деле будет залог успеха, и что ни один миссионер не должен быть ни на минуту спокойным до тех пор, пока нельзя будет с полным основанием сказать: се аз и дети мои!

Новик.

Мысли о противомусульманской миссии

(К Миссионерскому Съезду в г. Казани).

Среди татар-мухаммедан сравнительно высоко развита грамотность; это – преимущество немногих даже культурных народов. Чтобы с успехом использовать данное средство, следует прибегнуть к безгласной проповеди – распространению Библии. «Это есть великий безгласный миссионер. Живые миссионеры приходят и уходят. Они не могут быть всегда в одном и том же месте; они даже не могут быть долго в каком-нибудь месте. Но это может быть всегда везде». Поэтому она для магометанина или язычника в большинстве случаев гораздо действеннее, чем живое и, по-видимому, убедительное слово хотя бы и миссионера. «Надеюсь, что я не ошибусь, если стану защищать, что следует посылать нехристианским народам отдельные части Библии, а не целую Библию. Требуется много знания, много опытности, чтобы понять Библию в её целом виде. Для миссионерских целей я положился бы на Евангелие, иногда даже на отдельные Евангелия: они содержат простое повествование о Кресте, которое до сего времени с невыразимой силой действует на человеческие души». Притом книга имеет то неоценимое преимущество, что она только учит – сказала и своё дело сделала, от миссионера же ждут не только учения, но и примера, а ведь миссионер человек и далеко не может сказать про себя: «яже глоголю – последую, и яже учу – сотворю первее». «Таким образом следует постараться, чтобы книги Священного Писания на инородческих языках могли быстро распространяться решительно везде, и чтобы нигде и никогда не ощущалось в них недостатка.

Всякий, конечно, знает, в чём состоит служба книгоноши, но не многим, без сомнения, известно, что не всякий может заниматься таким, по-видимому, простым, но в действительности очень тяжёлым и сложным делом продажи книг Священного Писания. Для этого дела нужны особые люди, обладающие природной способностью, которые, притом, должны получить известную подготовку. Собственно говоря, продажа книг Священного Писания должна носить характер высокого христианского служения, а потому взявший на себя труд должен иметь благодать Божию в своём сердце. Кроме того, общие познания в Писании существенно необходимы для всякого, кто занимается продажей книг Священного Писания. Едва ли кто купит книгу, не задавши наперёд книгоноше несколько вопросов относительно её и не получивши достаточного представления о её содержании. Для продажи книг Священного Писания в таких местах, в которых преобладают религиозные секты или иноверие, книгоноше нередко приходится испытывать серьёзный искус, – как избежать причинения ненужных обид и как поступить, чтобы достигнуть успешных результатов и с противниками, и с вопрошающими о истине. Книгоноша также знает, какой подбор книг Священного Писания лучше всего будет отвечать нуждам всегда различного общества или населения.

В течение своей годовой деятельности книгоноши Миссион. Общества должны вести ежедневную запись или дневник, где записывались бы не только число проданных народу священных книг и вырученных от этой продажи денег, но также факты и впечатления, из которых было бы видно, как простое население в различных местностях Российской Империи относится к книгам Священного Писания. Результаты могут и не обнаружиться в многочисленных экземплярах проданных книг, но Евангельская закваска, под действием Духа Святого, произведёт своё влияние на бедную человеческую природу.

Свящ. В. Каменский.

Пожелания приходского батюшки миссионерскому съезду

Позволяю себе высказать некоторые соображения по поводу устройства библиотеки для народных чтений для чувашей, с туманными картинами, и посылаю список брошюр, которые желательно бы перевести для этого на чувашский язык.

Устраивать чтения необходимо, во 1-х потому, что народ в массе своей не может сам читать, во 2-х грамотных очень мало, но и у тех нет навыка и привычки к чтению, потому что русские книги им непонятны, а чувашских нет; в 3-х, чтения привлекают народ, а с картинами, безусловно, ещё больше. Съезд должен бы это дело узаконить и обставить, как следует.

Прежде всего одному человеку, конечно, нет возможности осуществить эту задачу скоро и достаточно хорошо. Необходима общая работа. Последняя всегда нуждается в разумном и толковом руководительстве (в переводах и особенно при печатании).

Для русского народа существуют тысячи работников и книг, брошюр и листков для него издано тьма.

Всем этим духовным богатством чуваши (разумеется и другие инородцы) не в состоянии пользоваться вследствие недостаточного владения русским языком. Но отсюда не следует, чтобы их надо было оставить без духовной пищи. Бояться тут нечего, лишь бы уметь выбрать из безпредельной массы книг и брошюр для народных чтений – лучшее. А для этого необходимо прочесть эти книги. Нужна общая работа в самом выборе материала и в переводе книг.

Как это следует сделать, нужно обсудить на съезде и работу распределить. Все книги, вошедшие в прилагаемый список, мною читаны лично, или слышаны на чтениях, устраивавшихся другими священниками. Хорошо бы на первое время их перевести и напечатать с указанием, где можно и за сколько приобрести картины к ним для волшебного фонаря. В первую очередь могут идти библейские рассказы, а затем и русско-исторические. Для начала это было бы достаточно. Что скажут на это?

Список книг и брошюр для чувашей

А. Священная История:

Библейские рассказы Ф. Пуцыковича числом 20:

Сотворение мира и всемирный потоп. Праотцы-патриархи: Авраам, Исаак и Иаков. Иосиф Прекрасный. Пророк Моисей, Иисус Навин. Гедеон и Иеффай – судьи Израильские. Сампсон. Руфь. Пр. Самуил. Саул – первый царь Израильский. Царь и пр. Давид – псалмопевец. Соломон Мудрый. Св. Пророки: Илия, Елисей и Иона. Ездра и Неемия. Товит. Иудифь. Эсфирь. Многострадальный Иов. Пр. Даниил. Иуда Маккавей.

С. Опатовича: – Слава на земле Господа нашего Иисуса Христа. Уничижение на земле Господа нашего Иисуса Христа. Чему учил Господь наш Иисус Христос. Церковь Христова со времён Апостолов до Константина Великого. Чтение 1-ое.

А. Кочетова. – Церковь Христова до разделения церквей. Чтение 2-ое.

В. Певцова. – Гонение на христиан от язычников и свв. мученики. Чтение 1-ое и 2-ое.

Б. Русская История.

Издание Комитета народных чтений: Начало христианства на Руси.

И. Певцова: Распространение и утверждение Христианства в России после св. Владимира.

И. Хрущева: Сыновья св. Владимира, св. Ярослав, Борис и Глеб. Владимир Мономах и его завещание.

Издание Комитета народных чтений: Нашествие татар и князь Михаил Тверской.

И. Хрущева: Св. благов. Вел. князь Александр Невский.

Кроткова: Невская битва и Ледовое побоище.

Е. Тихомирова: Куликовская битва.

А. Майкова: О св. Московских митроп. Петре и Алексии и о славном Мамаевом побоище. Иоанн III Васильевич. Царь Иван Васильевич Грозный; Чтение 1. до взятия Казани и 2-ое –Завоевание Сибири.

И. Петрова: О смутном времени на Руси. Чтение 1-ое и 2-ое. Издание Комит. народных чтений: Царствование Михаила Феодоровича. Царствование Алексия Михаиловича. Пётр Великий: Чт. 1-ое, 2-ое, 3-ое.

И. Петрова: О преемниках Петра Великого до Екатерины II. Издание Комитета народных чтений: Императрица Екатерина II Великая.

А. Яхонтова: Царствование Импер. Александра. I – Благосл. Народная война 1812 года: Чтение 1, 2, 3-е.

Теплова: Император Николай I.

А. Арсеньева: Славное Севастопольское сиденье.

Издание Комитета народных чтений: О жизни и деяниях Императора Александра II: Чтение 1–2.

И. Петрова: Царь-Миротворец Александр III.

Издание Комитета народных чтений: Милость Божия над Царём, явленная земле русской 17 окт. 1888 г.

Издание Комитета народных чтений: Священное Коронование их Императорских Величеств.

В. Отечествоведение.

Издание Комитета народных чтений: Петербург чтение: 1–2. Москва.

Н. Александрова: Где на Руси какой народ живёт и чем промышляет: Чтение 1–2.

Издание Комитета народных чтений: Волга и её значение на Руси.

М. А-ий.

* * *

7

См. «Сотр.» № 31, 32.

8

Пользуемся сочинением В. Ф.Кипарисова «О церковной дисциплине», стр. 97 и послед.

9

Подробнее об этом см. «Сотрудник» 1909 г. 1 ноября.


Источник: О просвещении приволжских инородцев : [Перепечатка]... журн. "Сотрудник Братства свят. Гурия" / [Изд. Кружка сестер-сотрудниц Братства] [за 1910 г.]. Т. [1]-2. - Казань : типо-лит. И.С. Петрова, 1910. - 2 т.; 22. Статьи и заметки : [№ 31-56]. - (тип. М.П. Перовой). - 12, 481-896 с.

Комментарии для сайта Cackle