Рационали́зм (от лат rationalis — разумный) — термин, используемый в богословии (главным образом, в западной теологии), определяющий способ познания, предполагающий чрезмерно сильную опору на средства человеческого разума.
Рационализм стал одной из особенностей схоластической теологии, развивавшейся в Римо-Католической церкви. Признавая непогрешимость Священного Священного Писания, римские богословы нашли, тем не менее, возможность изменять содержание представленных в нём неизменных вероучительных истин за счёт дополнения или наполнения их новым содержанием при помощи доводов разума. Благодаря такому подходу Римская церковь не только переиначила ряд догматических истин, но и ввела в оборот несколько новых догматов.
Так, попытка рационалистического объяснения Искупления привела к формированию католическими богословами юридического учения об Искуплении. В свою очередь при посредстве юридического подхода сформировалось учение о чистилище, о сокровищнице сверхдолжных заслуг. Позже на базе этих учений было развито учение об индульгенциях. Среди догматов, измышленных Римской церковью, можно выделить: догмат об исхождении Святого Духа и от Сына, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, догмат о главенстве и непогрешимости пап.
Православная Церковь придает высокое значение разуму в деле Богопознания и спасения человека, но при этом подчеркивает, что доводы разума нельзя ставить выше, чем доводы Священного Писания и Предания Церкви.
Цитаты о рационализме
«Рационализм со своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
«Конечно, законы логики остаются неизменными и дважды два при всех условиях будет четыре, но познание не состоит в автоматическом действовании логических функций духа, а связано со всей жизнью личности. То, что принято называть рационализмом и в чем действительно сказывается ограниченность нашего ума, часто неспособного подняться до постижения высших истин, которые не поддаются упрощенной рационализации, — есть как раз остановка духа на упрощенных формулах мышления. Рационализм, несущий с собой известные выгоды в смысле стройности в познании, в то же время является ограничением силы постижения».
прот. Василий Зеньковский
Литература по теме
- Раздел «Наука и религия»
- Рационализм на службе мистики Лев Тихомиров
- Рационализм С.В. Булгаков
- Христианское учение о познании прот. Василий Зеньковский
- Опасность рационализма старец Сергий (Шевич)
- Рационализм и православие прот. Петр Смирнов
- Как познать Бога, если я верю только своему личному опыту? Сергей Худиев
- Наука, атеизм и сверхъестественное Сергей Худиев
- Побеждает ли наука религию? Сергей Худиев
- Возможно ли «научное мировоззрение»? Сергей Худиев
- О наивном биологизаторстве Сергей Худиев
- Сциентизм Словарь предрассудков
- Разумная часть души (ум, интеллект) Л.Ф. Шеховцова
- Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере свт. Сильвестр (Малеванский)
- «Доверчивость» рационализма Владимир Старковский
Комментировать