Наука

Литература по теме

Нау́ка – вид познавательной деятельности человека, направленный на получение и систематизацию знаний о созданном Богом (из ничего) материальном мире, на применение этих знаний на практике. Включает в себя наблюдение фактов (количественное и качественное), анализ, обобщение, прогноз и проверку с помощью эксперимента.

nauka 4 – Наука

В основе науки лежит постижение мира посредством органов чувств (приборы лишь усиливают их возможности) через фиксацию повторяющихся явлений. Ограниченность этими рамками (органами чувств и повторяемостью) не позволяет науке претендовать на всеобъемлющее знание.

Религиозное же познание – это откровение, причём претендующее на то, на что наука претендовать не может: на абсолютность, то есть законченность, исчерпанность этим откровением всего бытия. Бог есть Истина, поэтому причастный Ему тоже пребывает в этой Истине – абсолютной и исчерпывающей.

Цитаты о науке

«Презирать науку – значит не трудиться над возделыванием винограда, а желать наслаждаться плодами его».
Климент Александрийский

«Наука есть познание Творца путём познания Его творения».
митр. Сурожский Антоний

«Ныне оставили разум в покое и стали ссылаться все на науку. Наука стала госпожою и повелительницей, пред которою все обязано преклоняться. А что такое наука? Нет ни одной науки, сколько-нибудь сформировавшейся. Всякая наука еще саму себя ищет; факты, относящиеся к кругу каждой из них, не собраны и не разобраны как следует, а об открытии причинных отношений и, тем более, об определении начал каждой науки еще нет и помину. Ни одна наука самой себе еще не госпожа – как же ей повелевать другим? Есть книги, в которых научники излагают свои воззрения на науку, но это далеко не то, что сама наука. Воззрения научников – их собственное дело; потому-то и неуместна фраза: наука требует, а вернее: тот и тот так на это смотрят.
Если бы науки действительно взошли до своих начал, то приговор их был бы ценен; тогда это было бы то же, что голос Божий, ибо так как всякая наука обнимает какую-либо часть сущего, а часть сущего есть творение Божие и в законах своих являет определение воли Божией, то наука, взошедши до своих начал и до определения законов, действующих в известном круге бытия, указывала бы нам точные определения воли Божией, повиноваться которым есть неотложный закон для всякой разумной твари. Тогда каждая наука была бы как бы одною из книг Священного Писания, содержащею Божественное Откровение, а все науки в своей совокупности – Библией, Откровением Божиим в естестве вещей; тогда было бы у нас две Библии, одна писанная, а другая неписанная, но содержащаяся в бытии вещей. По идее-то оно действительно так, что наука могла бы требовать послушания и покорности, но на деле, как оно есть теперь, она того не стоит. Будет ли когда-нибудь стоить – неизвестно, но теперь ссылаться на нее – дело неправое».
свт. Феофан Затворник

«Должно быть поставлено непреложным законом, чтобы всякая преподаваемая христианину наука, была пропитана началами христианскими, и притом православными. Всякая наука способна к тому, и даже тогда только и будет истинною наукою в своем роде, когда исполнит это условие. Христианские начала, несомненно, истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука – две области, решительно разъединенные».
свт. Феофан Затворник

«Наука не доказывает, а указывает на существование Бога. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величие, в другой Свою волю. Первая книга – видимый мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на величие, красоту и стройность его частей, признавал Божественное всемогущество, по мере дарованного ему понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано благоволение Спасителя к нашему спасению... Наука и вера суть две сестры родные, двери одного Всевышнего Родителя».
М.В. Ломоносов

«Противоречия между наукой и Св. Писанием – это противоречия между недоказанными научными теориями, с одной стороны, и спорными толкованиями Библии, с другой».
Стенли Яки

«Только поверхностное знание удаляет от веры, а более глубокое приближает к ней».
Фрэнсис Бэкон

«Тем, которые слишком дружелюбно принимают языческие науки и изучают их не для одного только образования себя, а следуют и преподаваемым в них ложным мнениям, принимая их за истинные; и которые до такой степени прилепляются к этим мнениям, как к имеющим какое-нибудь твердое основание, что увлекают к ним и других тайно, а иногда и явно, и научают тому не обинуясь, анафема».
определение Константинопольского собора 1084 года

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka