Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Притча о званых на брачный пир

Поразительно интересного содержания читалось сегодня Евангелие за Божественной Литургией. Господь Иисус Свое учение преподнес человечеству в основном в притчах. Это особый вид нравоучительных рассказов.

Светские поэты используют подобный прием, называя его баснями. В них в виде одних лиц и событий излагается поучительное слово о других в особо запоминающейся форме.

Притчи Иисусовы отличаются от светских произведений глубиной спасительного смысла.

С подобной притчей Иисус в сегодняшнем Евангелии обратился к собравшейся вокруг Него, как и обычно, большой толпе слушателей. Здесь были больные телами, получавшие исцеление единым словом Господа. Были и жаждущие духовных наставлений богословы, ученые и простолюдины.

Однако среди толпы почти всегда присутствовали злейшие враги Иисуса. Они постоянно искали случая оскорбить, оклеветать, осудить и предать смерти великого Учителя. ‘К ним была обращена притча сегодняшнего Литургийного Евангелия.

Великий царь, говорил Христос, собрал свадебный пир. Заблаговременно пригласил он почетных гостей. Пир был готов. Столы накрыты, рабы приготовились обслуживать гостей, но знать не являлась.

Неприятно было царю, но он проявил снисходительность и еще раз послал приглашения. Но один заявил, что купил поле и должен обследовать его. Другой — что идут серьезные торги и его присутствие на них необходимо. Наконец, приглашаемым надоели царские рабы и они стали оскорблять их, а некоторых даже убили.

Разгневанный царь посылает войско истребить убийц и сжечь их город. Но брачный пир не отменяется. «…Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир», — повелел царь рабам (Мф.22:9). — Идите по городам и селам, злых и грешных, добрых и праведников — зовите всех. Пускай наполнится свадебный пир.

Рабы исполнили царское повеление. И тогда к гостям, говорит Спаситель, вышел царь и среди пирующих увидел человека, одетого не в брачную одежду. Здесь следует пояснить, что по древней еврейской традиции приходящим на царский пир слуги надевали светлую парчовую или другую дорогую одежду в виде халата. Отказ от подобной одежды означал нанесение открытой обиды хозяину. «…Друг! — обратился царь к нарушившему традицию незнакомцу, — как ты вошел сюда не в брачной одежде, за что ты оскорбил меня? Я пригласил тебя с любовью, с открытой душой, желая оказать тебе великую честь и милость. Почему ты отказался надеть брачную одежду?». Дерзкий гость молчал. Тогда разгневанный царь приказал слугам взять его и выбросить во тьму внешнюю. И Иисус говорит, что там будет плач и скрежет зубов; «…ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:1-14).

Что такое тьма внешняя? Чтобы понять это, вспомним слова Спасителя, что праведники в Царстве Отца Небесного «…воссияют, как солнце» (Мф. 13:43). В другом месте Священное Писание разъясняет, что Царство Йебесное «…не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. …народы будут ходить во свете его…» (Откр.21:23-24).

Тьма внешняя, о которой говорит Иисус, — это полное отсутствие Божественного Света и Тепла, это адский холод и, отсюда, вечные муки.

Фарисеи и книжники поняли, что речь идет о них. Это они были зваными на пир. Господь посылал к ним пророков, Иоанна Крестителя. «…Покайтесь, — предупреждал Предтеча, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Но они не прислушались к зову великого пророка. «Придите ко Мне все…» (Мф.11:28), — звал Спаситель, но и Ему не вняли вожди народа. Наконец, убили царского сына — Христа. Цели своей они не достигли. И брачный пир в царстве Отца Небесного состоится.

Страшная участь постигла отказавшихся от пира. Римские императоры, отец и сын Тит и Веспасиан, с большим войском пришли в Палестину, разрушили столицу страны. Миллионы людей были убиты, пленены, проданы в рабство и лишились не только Небесного Царского Пира, но и были тяжко наказаны уже здесь, на земле…

Посрамленные члены синедриона отошли в сторону от окружающей Христа толпы. Они совещались: открыто схватить ненавистного им проповедника нельзя — заступится народ. Бездействовать, думали они, также невозможно. Израильские вожди решили подослать ко Христу своих лукавых агентов, чтобы поймать Его на политически неосторожном слове. Фарисеи надеялись донести об этом представителю цезарской власти — Пилату и предать Христа на смерть.

В лукавых и недобросовестных людях нет недостатка. И, выбрав наиболее искусных из них, пригласили иродиан, сторонников царя Ирода. Известно, что власть Ирода зависела от римлян. И царь, дабы сохранить свое правление, поддерживал все римские законы. Фарисейским агентам было дано задание спросить Иисуса: позволительно ли платить дань римскому кесарю? Народ израильский считал себя подданным только одному Богу, и плата дани кесарю унижала их. Правоверные иудеи считали своей обязанностью платить дань особым видом монет только Богу в его дом, то есть в храм иерусалимский. Всякая другая дань, по их убеждению, делала евреев рабами язычников.

Ответ Иисуса на этот вопрос в любом случае, по мнению врагов, мог бы послужить обвинением. Если Христос скажет, что нужно платить дань римскому императору, то это вооружит против него народ, недовольный римлянами. Если предложит не платить дани, то можно будет донести Пилату о выступлении Христа против римского кесаря. В любом случае вожди народа надеялись принести зло Господу.

На этот вопрос Спаситель ответил так:

«Покажите Мне монету, которою платится подать…»

«Что искушаете Меня, лицемеры? — сказал Он, когда принесли динарий, — …чье это изображение и надпись?»

Ответили Ему: «…кесаревы».

«…Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф.22:17-21).

Кощунством было бы приносить в храм подать монетами с изображением языческого императора. И ответ Христа: «Отдавайте кесарево кесарю…» не мог служить соблазном для народа или поводом доноса на Него как врага римской власти.

Из сегодняшнего Евангелия мы видим, что Иисус не вмешивался в политические проблемы Римской империи. Безусловно, он видел царящее зло и несправедливости. «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36), — говорит Христос. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Не все из окружающих Христа правильно понимали проповеди Спасителя. Но очень многие евреи шли за ним, и примеры тому бесчисленны. Возьмем хотя бы автора сегодняшнего евангельского чтения — евангелиста Матфея.

Он, как и все иудеи, жил в завоеванном римлянами государстве. Много было стран, покоренных ими. Но из всех народов только евреи не приняли римских обычаев. Чтобы приобрести симпатии завоеванных иудеев, римляне лицемерно называли их друзьями своего народа. Из числа евреев поставили им царя, из иудеев избирались лица для сбора налогов в пользу империи. Этих людей называли мытарями. Народ не любил сборщиков, так как они собирали подати больше требуемого римлянами и так обогащались. Таким был до призвания его Христом евангелист Матфей.

Когда Иисус предложил ему следовать за Собою, Матфей обрадовался. Он устроил богатую вечерю для Спасителя и призвал на нее своих друзей. Фарисеи, узнав об этом, укоряли Господа, что Он пьет и ест с мытарями и грешниками. На что Сын Божий ответил, что Он пришел спасти не праведников, а грешников. Гордые вожди не упускали случая оскорбить Его. И на это Христос отвечал: «…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы…» кающиеся «…вперед вас идут в Царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему…» (Мф.21:31-32).

Для нас слова Спасителя особенно ценны, «…ибо нет человека, который не грешил бы» (3-я Цар.8:46). Господи, «…ты бо един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истинно», — обращается Церковь к Богу (Требник: Последование погребения мирских человек). Все мы грешны, и всех Господь призывает к покаянию и исправлению. Даже разбойник, распятый со Иисусом, перед смертью покаявшийся, услышал от Господа прощение и радостные для него слова: «…ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43).

Это не значит, что можно каяться с целью продолжать зло в надежде на новое покаяние. Святые отцы предупреждают, что таких кающихся Господь внезапно забирает из жизни в страшные моменты грехопадений и судит как злодеев. Всякое покаяние подразумевает непременное усилие к исправлению и желание не возвращаться к прежним грехам.

Этому учит нас все Святое Евангелие. К этому оно призывает нас и сегодня.

Да благословит всех нас Господь на все доброе, прекрасное, спасительное.

Аминь.

Комментировать