Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Введение в Храм Пресвятой Богородицы

Каждый год, 4 декабря, Церковь вспоминает событие, когда юную Отроковицу Марию, будущую Царицу Небесную, привели в Иерусалимский Храм. Так и называется праздник — Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

О Ее детстве сохранилось очень мало сведений. Пречистая была близка к евангелисту Луке и много рассказывала о Себе и о юности Иисуса. Так сведения об этом дошли до нас. Имеются многочисленные свидетельства древности, подтверждающие их достоверность. О подлинности таких древних произведений, как «Слово о полку Игореве» и целом ряде других, имеется меньше доказательств, чем сведений о Пречистой, сохранившихся в писаниях святых отцов.

О жизни Богородицы мы знаем и из произведений Блаженного Иеронима и других писателей первого века, непосредственно общавшихся с Апостолами и Самой Пречистой. Нам известно, что когда Царице Небесной исполнилось шесть месяцев, то Ее мать, праведная Анна, поставила Ребенка на землю, чтоб испытать, сможет ли Она ходить. Дитя, сделав семь шагов, возвратилось в объятия родительницы. «Жив Господь Бог мой, — воскликнула Анна, — ты не будешь ходить по земле до тех пор, пока я не введу тебя в храм Господень».

Устроив особое место в своем доме, она отделила его невысокой оградой, поместив в нем Ребенка и приставив к Марии непорочных еврейских дочерей, дабы они ухаживали за Малышкой. Когда Дитю исполнился год, праведные родители Иоаким и Анна устроили пир, на который созвали священников, старейшин, друзей и родственников. Во время пира отец вынес Марию и, обратившись к священникам, сказал: «Святые отцы, помолитесь и благословите мое Чадо». И тогда старейший из священнослужителей, поднявшись, вдохновенный благодатью Духа Святого, неожиданно для себя воскликнул: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов наших да благословит Младенца Сего и да прославит Ее отныне и во вся веки».

Когда будущей Матери Божией исполнилось два года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет, отвести и посвятить Дитя на службу Господу в Храме Иерусалимском. Однако Анна, движимая материнской привязанностью к Дочери, упросила отца оставить Ее в доме еще на год. За это время святая мать внушала Малютке, что ей лучше быть в доме Божием, нежели возле земных родителей.

Итак, Отроковице Марии — 3 года. Богатые, престарелые и знатные Ее родители собрали всех родственников, друзей и знакомых, а также непорочных еврейских дочерей, приготовили множество свечей, нарядили Марию в драгоценные, подобные царским, одежды и после семи дней поста повели Ребенка из Назарета в Иерусалим.

Путешествие продолжалось три дня. Украшенные гирляндами цветов, со свечами в руках дети сопровождали Марию.

Каждый раз после ночного отдыха шествие торжественно продолжалось. Вот показались стены Великого города. Через знаменитые ворота все прошли в столицу Израиля — Иерусалим и приблизились к храму.

В те отдаленные времена в Израиле не было театральных и других представлений. И подобная процессия заинтересовала горожан. Люди громадной толпой сбежались посмотреть, как Святая Дева вступает под покров Великой Церкви. Идущие с Отроковицей Марией непрестанно пели псалмы и духовные песнопения. Святые отцы свидетельствуют, что невидимые сонмы ангельских чинов сопровождали Пречистую.

Вот подошли к ступеням храма. Этих ступеней было пятнадцать, и они отличались своей крутизной. В состав еврейского Богослужения входила процедура, по которой все священники становились на нижнюю ступень и пели псалом. Затем они переступали на следующую ступень, и так на каждой из них совершалось псалмопение.

Окружающих крайне удивило, что трехлетний Младенец -Мария, поставленная на первую ступень, совершенно свободно, как бы несомая Ангелами, стала подниматься по крутым ступеням в храм и взошла на пятнадцатую.

Церковь учит, что в мире нет случайностей. И особым Промыслом Божиим в этот момент явился первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Именно в это мгновение Захария вышел из храма и, подойдя к пятнадцатой ступени, взял на руки святого Ребенка. Произошло невероятное. Благословенную Отроковицу он ввел вовнутрь храма и даже во Святая Святых. По закону Иудейскому даже первосвященник имел право входа в это место только один раз в год, неся жертвенную кровь животных за грехи своего народа. Господь открыл святым, что даже Ангелы удивились вхождению Пречистой в святейшее место. Захария благословил ей заходить туда постоянно для усердной молитвы.

Почему это произошло? Известно, что ветхозаветные церковные предметы и священнодействия были прообразом Нового Завета. Пророки не только прямо предсказали о Христе и

Его будущей Матери. Важнейшие предметы в помещении, названном Святая Святых, были также прообразами будущей земной жизни Христа и Богородицы. Так, сам Ковчег — величайшая ветхозаветная святыня — был прообразом Пречистой. Как Ветхозаветный Ковчег вмещал в себя величайшие святыни, так и Мария стала сосудом, вместившем в Себя Самого Иисуса. Если с такими почестями относились к прообразу Богородицы — Ковчегу, то к Самому Образу, к Ней подобало отнестись с еще большим благоговением.

Остальным девам, посвященным служению Богу, позволяли находиться лишь в особом месте между жертвенником и алтарем. Там впоследствии был убит первосвященник Захария.

Друзья! Сейчас мы живем во времена Рождественского Поста, и для нас особенно интересно знать, как время поста проводила юная Мария.

Еще будучи совсем слабым ребенком, Она вела подвижнический образ жизни. По свидетельству Блаженного Иеронима, Она жила в непрестанной молитве и посте. Целые ночи и дни простаивала на молении, а днем — с 3-х часов до 9 вечера — вышивала шелком, пряла шерсть и лен, затем читала Священное Писание и опять начинала молиться, останавливаясь лишь на краткое время, когда ниспосланный от Бога Ангел приносил Ей небесный хлеб. Пищу, получаемую при церкви, Мария раздавала нищим и странникам.

Из истории известно, что Ангелы являлись питать только святейших подвижников: пророка Илью, преподобного Онуфрия Великого и других. Все эти святые, забывая о теле, пребывали дни и ночи в молитве. Некоторые целыми неделями не вспоминали о пище.

Господь же, зная немощь человеческого тела, с Ангелами посылал им пропитание. Однако они были взрослыми, закаленными в подвиге мужами. Мария же совершала свой подвиг от младенчества.

После ухода Ангела, вкусив небесный хлеб, она погружалась в очень краткий ночной покой. Затем опять продолжала Свои святейшие труды.

Друзья, ведь Господь и нам дает эту небесную пищу в Святое Причастие. Каждый христианин мечтает на протяжении поста приступить к этому Таинству.

«Сей-то есть хлеб, сшедший с небес», — говорит Иисус, — «…ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин.6:58). Далее Христос учит, что если кто не вкушает Святой Хлеб Причастия, жизни не имеет в себе (Ин.6:53).

Да благословит нам милосердный Господь под Покровом Царицы Небесной благодатно, духовно, радостно пройти дни текущего поста, причаститься Святого Причастия и достигнуть в здравии Рождественской Христовой радости.

Аминь.

Комментировать