Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Крестопоклонная неделя

Нынешнее воскресенье Церковью названо Крестопоклонным. Следовательно, вспоминаются страшные пытки и голгофс- кая смерть Господа Иисуса.

Крестный путь Его начался от претории — неправедного судилища римского правителя Пилата. На Господа, по традиции римлян, возложили тяжелый крест, на котором предстояло Ему умереть. Впереди была долгая дорога по улице Виа До- лороза (Скорбный Путь). Рядом со Иисусом на казнь вели двух бандитов. Все трое за шеи были связаны веревкой. Измученный трехдневной пыткой, Спаситель часто падал под тяжестью Креста. Тогда валились на землю и связанные с Ним разбойники. Они проклинали Господа, ругали Его.

Разъяренная толпа сопровождала медленное шествие хохотом, визгами, насмешками. Воины били падающего в изнеможении Иисуса.

Подходил к концу длинный Крестный Путь. Впереди виднелась Долина Смерти, а там возвышалась Голгофа (Лобное Место).

С трудом поднявшегося на гору Иисуса полностью раздели. О, несчастные люди! О, безумно озлобленные распинатели! Господь одел землю облаками, украсил Вселенную морями, океанами, насадил несчетное разнообразие растительного мира. Бог наполнил землю животными и все подарил человечеству. И вот неблагодарными людьми Творец обнажается для унижения, посмешища и смертной казни.

Спасителя повалили на Крест. Деловито, бесцеремонно палач прижал пречистую руку Господа ко Кресту. Приложил гвоздь и стал привычными движениями прибивать. Нужно сказать, что гвозди в те времена были четырехгранными и это доставляло дополнительные муки распинаемым. Так же деловито палач прибил вторую руку Христа. Крест поднят, установлен. Слегка подогнув ноги распинаемого в коленях, также спокойно, по-деловому прибивают ко Кресту одну ногу, а затем вторую.

Начались страшные муки, не сравнимые с предыдущими трехдневными издевательствами. Распятый не просто висел. Страдания распинаемых, как правило, сопровождались конвульсивными движениями. Но ни единого стона, мольбы или проклятия не вырвалось из уст Божественного Страдальца.

Рядом со Спасителем были распяты разбойники. Страдания их были несколько меньше, так как они были не прибиты, а, по преданию, привязаны ко крестам. Такой вид казни предполагал медленную смерть, иногда в течение недели, а то и больше.

Однако им к вечеру перебили голени ног. Истекая кровью, они умерли через несколько часов после кончины Господа Иисуса.

Пытки Спасителя продолжались три часа…

Но вот из уст Христовых прозвучали слова, которые доныне изумляют человечество. Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Это страшный, великий, потрясающий пример для нас. Ведь мы часто не выносим укоризненного взгляда, тона, а тем более слова.

О ком же молился Христос? Мы думаем, что Его распинали только фарисеи, саддукеи, иудеи и римские воины. Это не так! Святые отцы утверждают, что и мы с вами распяли Его. Если бы каждый из нас не грешил, то не нужно было бы Спасителю Своею Кровию омывать грехи Адама и всех живших до нашего времени и до конца мира. Следовательно, Иисус молится об отпущении и наших с вами грехов.

Закрылись Его уста. Наступило томительное молчание Спасителя…

Мало было мучителям избивать, насмехаться, оплевывать Господа. Над Его головою они повесили в насмешку доску с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19). Это было сделано по распоряжению Пилата с целью унизить и вождей еврейских. Еще на суде, обратившись к разъяренной толпе, Пилат с укором вопрошал иудеев: «Царя ли вашего распну?» «Нет у нас царя, кроме кесаря», — кричала толпа. «Если ты не распнешь его, ты не друг кесарю», — вопили разъяренные фарисеи.

Кесарь был человеком жестоким. Он мог казнить за один недоброжелательный взгляд в его сторону. Напуганный политической угрозой, Пилат приказал принести воды. Перед наро дом, в знак своей непричастности к смертному приговору торжественно омыв руки, он по римской традиции несколько раз ударил Иисуса римским хлыстом с металлическими наконечниками и предал Его смерти (Мф.27:24-26).

Святой Иоанн Златоустый говорит, что «Пилат руки умыл, а сердце осквернил». И теперь в раздражении на фарисеев он приказал над головой Христа прибить надпись «Царь Иудейский». Возмущенные фарисеи пришли к Пилату с требованием: «Напиши, что это Он считал себя царем Иудейским». Правитель бесцеремонно ответил им: «Что я написал, то написал» (Ин.19:22), менять не буду.

Итак, Господь в страшных муках висит на Кресте…

Одежду Его разделили между собою воины. Не только палачи, но и распятые с Ним бандиты поносили Христа. Они плевали на распинателей, проклинали их и, обратившись ко Иисусу, говорили: «Если Ты Христос», сойди с Креста «…спаси Себя и нас» (Лк.23:39).

Но совершилось изумительно психологическое чудо. Разбойник, распятый справа, стал останавливать своего товарища: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…», — говорил разбойник, — «…а Он ничего худого не сделал». На мгновение задумавшись, бандит обратился к умирающему Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:41-42), — произнес он.

Изумительная божественная любовь и власть из уст Иисусовых излились на раскаявшегося злодея: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). За содеянные злодейства разбойник еще долго висел на Кресте, но он первым из представителей человечества в тот же день получил Небесные Обители.

Какую великую надежду подает нам случившееся! За каждый грех справедливый Господь попускает нам очистительные страдания. Если грехи превосходят определенную меру, то страдания эти продолжаются в Вечности. Ничто оскверненное грехом не в силах наследовать чистейших Небесных Обителей. Если в скорбях грешник кается, то становится чистым душою. Подобное случилось с разбойником, названным Церковью благоразумным. Оба злодея страдали, но только один раскаялся и наследовал Царство Небесное. Потрясающий пример для нас! Страдания и болезни, перенесенные благостно и с покаянием, приносят спасение, и те же страдания, сопровождаемые озлоблением, оскверняют и губят душу.

Вся природа содрогнулась от совершенного над Спасителем злодейства. Началось страшное землетрясение. Трепетала вся Палестина. Образовались глубокие расщелины в земле. Отверзлись гробы многих праведников. По воскресении Иисуса они явились в Святой город. Среди них были Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и многие другие.

Страшная тьма покрыла землю…

Впоследствии астрономы вычислили, что это не было солнечным затмением.

Несколько десятилетий назад в газетах было опубликовано сообщение о том, что вся Северная Америка покрылась тьмой. Громадное, черное, непроглядное пятно йередвйнулось и покрыло Великобританию. Научное обоснование этого феноменального явления в средствах массовой информации так и не сообщалось. Возможно, что-то подобное произошло и в день распятия Господа.

В этот момент страшное совершилось в храме Иерусалимском. Громадная завеса с изображениями (по-гречески — иконами) херувимов, отделяющая место, где стоял Ковчег (главная ветхозаветная святыня), разорвалась от верхнего края до нижнего. Это стало следствием разрыва Ветхого Завета, то есть Союза Бога и человека, нарушившего этот Союз. Люди распяли своего Союзника — Бога Иисуса — и тем упразднили этот Союз. Еще перед Своими страданиями Спаситель сказал, что Он заключает с человечеством «Новый Завет в Моей Крови» (1 Кор.11:25). Этот Завет заменил обрезание крещением, почитание субботы почитанием воскресенья, заповедь «Не убий» заменена: «…любите врагов ваших,., благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28) и другое.

Наступившая темнота и страшное землетрясение напугали иудеев и они бежали с Голгофы. Многие били себя в грудь. «Воистину Он был Сын Божий», — говорили они (Мф.27:54).

Пользуясь темнотой, Пречистая, Иоанн Богослов и жены- мироносицы приблизились к распятому Господу.

Опять отверзлись уста Спасителя. Свершился величайший акт Божественной любви к роду человеческому. Иисус, взглянув на Матерь и указывая на Иоанна Богослова, произнес «…се, сын Твой» (Ин.19:26). Апостолы бежали и единственным представителем Вселенской Церкви в тот момент был только Иоанн. Обернувшись к любимому ученику, Иисус сказал ему, а через него и всем нам: «…се, Матерь твоя!» (Ин.19:27). С того момента Господь усыновил всех нас Своей Пречистой Матери.

Только один раз за время Крестных пыток Иисус изрек слово о тяжести Своего состояния. «Жажду», — простонал умирающий Спаситель…

Муки Страдальца достигли своего апогея. И, подняв Пречистую Главу, Христос обратился с молитвой к Отцу «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Эти слова были сказаны вслух, дабы мы знали, что Божественная Сила не поддерживала Иисуса в перенесении страшных физических мук.

Святитель Кирилл Карфагенский говорит, что «Отец оставил Сына, чтобы помиловать нас».

Последнее, но самое главное слово вырвалось из уст Спасителя: «Совершилось» (Ин.19:30). Совершилось предначертанное в Предвечном Божественном Совете дело искупления рода человеческого от грехов, добровольно навлеченных нами на себя проклятий и смерти в аду. «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…», — говорит Писание, — «…наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4-5).

Сегодня мы говорим о Крестных Страданиях Господа. Вчера за Всенощным бдением Крест выносился на середину Церкви. Прошла половина Поста и Церковь предлагает нам взглянуть на страдания Господа, понесенные за нас, чтобы вдохновить нас на дальнейший пост и труды ради нашего собственного спасения.

Поздравляю вас, друзья, с Крестопоклонной неделей. Призываю всем Божие благословение и Покров Царицы Небесной.

Аминь.

Комментировать