ЗАПОВЕДИ
Вопрошавшему о том, как спастись. Господь, со Своей стороны, задал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10, 26). Этим Он показал, что за решением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтобы и самых недоразумений не было, лучше всего читать Божественное Писание, читать со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей, – в мыслях, что касается чувств – в чувствах и расположениях, что касается дел-в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия обо всем, что в нем и что около, и что выше его; выясняет свои обязательные отношения ко всем случаям жизни и святые правила, как драгоценные жемчужины, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу; укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, – начни читать слово Божие, и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Обогатившийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, который вел израильтян в пустыне. Святитель Феофан Затворник (107, 388–389).
Учители церковные различают два вида спасительного учения: догматы и заповеди. Догмат есть Богом открытая истина, которой мы должны веровать для нашего спасения. Заповедь есть Богом данное повеление или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасения. Этот самый состав учения представляет и небесная Фаворская проповедь. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – вот догмат! «Его слушайте» – вот заповедь! (Мф. 17, 5). Филарет, митрополит Московский (113, 1).
Каждая заповедь – священная тайна единения человека и Бога
Заповеди Божии есть Жизнь Вечная. Преподобный авва Исаия (34, 186).
Заповеди Божии выше всех сокровищ мира. Преподобный Исаак Сирин (55, 291).
Каждая заповедь Божия есть священная тайна: открывается она исполнением ее и по мере исполнения ее (108, 510).
В заповедях – не одно делание: в них сокровен и при посредстве их бывает явлен духовный разум. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (109, 6).
Те заповеди особенно делают людей подобными Богу – насколько людям возможно быть подобными Богу, – которые служат к общей пользе (37, 282).
Если бы Бог не уготовлял нам Царства, а диавол – геенны, не довольно ли было бы самого свойства (заповедей) для того, чтобы побудить нас быть в союзе с Богом? Святитель Иоанн Златоуст (43, 66).
Наперсник закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (109, 6).
Все они [заповеди] по истинно понимаемому намерению Писания, состоят в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие (8, 75).
Надо остерегаться, чтобы под предлогом исполнения одной заповеди не оказаться нарушителями другой (9, 104).
Заповеди Божии надо исполнять так, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действия, тот хотя внешне и исполняет заповедь, однако не имеет похвалы от Бога (6, 325).
Заповедь Божию нужно исполнять не из угождения людям и не по какой-нибудь другой страсти, но имея во всем целью угодить Богу и прославить Бога (6, 325).
Проявляющий тщательность в менее важном не должен пренебрегать важнейшим, но исполняя преимущественно важнейшие заповеди, он обязан успевать и в менее важном. Святитель Василий Великий (6, 351).
Для духовного разумения закона и более ясного познания заповедей вовсе не достаточно того, что вложено природой, если не придет Божественное просвещение и не осветит внутренних чувств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 218).
Любящим Бога удобен и приятен труд исполнения заповедей, потому что любовь Божия делает подвиг легким и вожделенным. Преподобный Макарий Египетский (33, 335).
Все мы обязаны исполнять (заповеди) по нашей силе: малосильные – сообразно немощи своей; сильные – соответственно силе своей. Преподобный авва Исаия (34, 53).
Если любишь чистоту и духовную мудрость – прилепись к Владычним заповедям из любви к Давшему их, а не из страха и не ради воздаяния (55, 246).
Жаждущим совершенства надлежит сохранять все заповеди, потому что сокровенное делание врачует душевную силу (55, 259).
Кто жаждет исполнения воли Божией, тот будет иметь путеводителями небесных Ангелов. Преподобный Исаак Сирин(55, 291).
Каждый из нас может исполнять трудное в заповедях, когда жизнь свою, как перед зрителем, открывает перед Богом всяческих. Святитель Василий Великий (4, 339).
Где заповедь Божия, там, конечно, и искушения, и вражеские козни. Святитель Иоанн Златоуст (49, 107).
Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преимущественно против ума (110, 160).
Исполнение заповедей в обществе человеческом доставляет исполнителю опытное, самое ясное и самое подробное познание падшего естества человеческого и падших духов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 43).
Кто соблюдает закон, чтит частицу Божества, какую имеет в себе, кто во всяком деле, слове, движении ума, насколько возможно, чист от всего попираемого и не оскверняется ничем преходящим, а напротив, самую плоть влечет с собою к Небу, тот в награду за труды (подлинно самое великое и премудрое таинство!) станет богом по усыновлению, исполненным высшего света, начатки которого принял он в некоторой мере еще здесь (8,125)
Бог и близок к каждому из нас, когда добрые дела делают нас своими Ему, и далек от нас, когда, приближаясь к гибели, мы сами удаляемся от Него (5, 314).
Близость с Господом познается не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией. Святитель Василий Великий (6, 333).
Кто поистине соблюдает их, тот переходит от смерти в жизнь (25,131).
Кто соблюдает заповеди, тот любит себя, а кто пренебрегает ими, тот вредит своей душе. Преподобный Ефрем Сирин (25, 177).
Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога (55, 291).
Заповеди Господа нашего имеют воздаяние бесконечное и вечное, так как в тех, кто исполняет их, они вселяют Жизнь Бессмертную и подают великие блага: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку...» (1Кор. 2, 9) (55, 441).
За сохранение заповедей ум удостаивается благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения (55, 265).
Кто хочет, чтобы в него вселился Господь, пусть принуждает свое тело служить Господу и подвизаться в заповедях Духа. Преподобный Исаак Сирин (55, 177).
Сохранением заповедей очищается душа... Преподобный авва Дорофей (58, 27).
Исполнение Евангельских заповедей – деятельная вера христианина
Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа – есть правило благочестия и добродетели. Святитель Василий Великий (8, 318).
Христос требует не исполнения заповедей, но исправления души, для чего узаконил заповеди. Преподобный Исаак Сирин (55, 155).
Христос... Сам первый на деле показал ученикам возможность исполнить то, что заповедал. Преподобный Нил Синайский (48, 195).
Те, которые не считают себя должниками всякой Христовой заповеди, читают закон Божий только поверхностно. Преподобный Марк Подвижник (54, 11).
Веруй святым животворящим Евангельским заповедям... исполнение которых составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина (108, 499–500).
Заповеди Моисеева Десятисловия... не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен (108, 507).
Заповеди Десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они претворяют христианина в храм Божий (108, 507).
Пространные врата и широкий путь – это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата – деятельность по Евангельским заповедям (108, 516).
Узкие врата – тщательное, основательное изучение закона Божия и в Писании, и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по Евангельским заповедям (111, 345).
Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия (111, 177).
Между Евангельскими заповедями и крестом – чудное сродство! Делание заповедей привлекает на плечи делателя крест, а крест совершенствует, утончает нашу деятельность по закону Христову. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 134).
Служит Христу тот, кто, отвергнув тяжкое сатанинское иго грехов, носит благое иго Христово, по слову Его: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 29). Благое иго Христово означает заповеди Его, святые и легкие, ибо «заповеди Его нетяжки» (1Ин. 5, 3). Что легче, чем любить, как сказано выше? Он заповедует нам любить друг друга: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 17). А от любви все добрые дела проистекут, как ручьи от источника, ибо любовь есть корень добрых дел (1Кор. 13, 1–8 и 13). И кто имеет истинную христианскую любовь, тот носит иго Христово и заповеди Его исполняет и так Ему служит (104, 787).
Не только тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто Его воли и Его заповедей не исполняет и противно Его святому учению живет, не делая того, что Христос повелевает. Всякий такой – противник Христу, хотя и имя Его исповедует, и говорит Ему: «Господи. Господи!». Таким Он и отвечает: «что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46)... Кто против Христа? Тот, кто против Его воли, мысли и желания поступает. Всякий беззаконный христианин, прилепившийся миру сему и полагающий в нем все свое утешение, есть противник Христу, ибо Христос отводит нас как от грехов, так и от любви к миру сему Своим учением и делом. Святитель Тихон Задонский (104, 793).
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1, 6), – сказал Иоанн Богослов (111, 260).
Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению (112, 117).
Всеоружие Божие – все Евангельские заповеди. Поправший одну из них, попрал все собрание их, весь закон. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (110, 162).
Мы становимся сынами Света
При исполнении Божиих заповедей созревает внутри нас, как некий многочастный плод, любовь, милосердие, благость, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, при которой мы удостаиваемся видеть Бога. И чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы этого и не знаем (61, 15).
Где со тщанием исполняются заповеди Божии, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После этого явления Спасителя приходит и совершенная любовь (61, 112). Чем более христианин преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более душа его очищается, озаряется и просвещается, и удостаивается видеть откровения великих таин, глубины которых никогда не видел и совершенно не способен видеть никто из тех, кто не достиг такой чистоты (61, 133).
Постараемся же сохранить Божественные заповеди и очистить сердца свои слезами и покаянием, да узрим Христа, этот Свет Божественный, и да стяжем Его еще здесь, в настоящей жизни, обитающим в нас, да оживотворит Он души наши благодатью Всесвятого Духа и да питает их сладостью ожидаемых благ Царствия Своего (60, 180).
Бог есть Свет, и Он сообщает светлости Своей тем, с которыми соединяется, по мере очищения их. И тогда погасшая лампада души, то есть омраченный ум, познает, что зажглась и засветилась, потому что объял ее божественный огонь. О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, потому что ни душа его при этом не отделяется от ума, ни тело от души. Так как Бог вступает в единение со всем человеком, с его душою и телом, то и он становится тройственным по благодати, состоящим из тела, души и Божественного Духа, от Которого принял благодать (60, 228).
Когда мы веруем от всей души, сокрушенно каемся, мы зачинаем в сердцах Своих Бога Слово, как Дева, имея души свои девственными и чистыми. И как Пресвятую Деву не опалил огонь Божества, ибо Она была пренепорочна, так и нас Он не опаляет, когда сердца наши чисты и непорочны, но бывает в нас небесной росою, источником воды живой, потоком Жизни Вечной (60, 395).
Покорные Богу и неуклонно соблюдающие заповеди Его в меру и с воздержанием причащаются и временных благ, благодаря за них Бога, и от этих видимых и временных благ возводятся к Невидимым и Вечным за то, что повиновались Царю всех Богу и соблюдали повеления Его. Те же, которые поступают против заповедей Божиих, находятся на противной Богу стороне, вместе с диаволом, поскольку сделались врагами Бога (61, 376).
Как изумительна сила заповедей Божиих и в какое дивное состояние приводят они тех, которые творят и исполняют их... Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 503).
Исполнение Евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой и исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мысль, чувства, действия по заповедям Евангелия (108, 145–146).
Желающий приобрести смирение должен с тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель Евангельских заповедей может прийти к познанию своей собственной греховности и греховности всего человечества (108, 307).
Чтобы помнить о смерти, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа. Ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к своему таинственному переходу в вечность (108, 382).
Исполнением животворящих Евангельских заповедей поддерживается соединение христианина со Христом. Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля и разум Христовы изображены в Евангельских заповедях (108, 500–501).
Навык к исполнению Евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойствами души. Тогда божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение (108, 518).
Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвою, кто направляет по Евангельским заповедям все сокровенные движения души, тот непременно становится причастником живущего в них Святого Духа (109, 8).
Чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, и сердца, и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия (109, 79).
Красота подобия восстанавливается Духом, как и образ при Крещении. Она развивается, совершенствуется исполнением Евангельских заповедей (109, 134).
Жительство по Евангельским заповедям есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен неведомым Промыслом Божиим (109, 309).
Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди (109, 360).
Жизнь по Евангельским заповедям, созерцание своего падшего естества, созерцание бесконечного величия и бесконечных совершенств Божиих, сличение ничтожного – по ограниченности своей – человеческого естества с неограниченным естеством Божиим, созерцание последствий грехопадения прародителей и последствий своей собственной греховности, плач о бедствии собственном и всего человечества, терпение всех скорбных случаев – развивает в православном христианине благодать Крещения до необъятных размеров, непостижимых и невероятных для ума человеческого в падшем его состоянии (109, 404).
Жизнь по Евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом; завершается это соединение божественной благодатью и причащением Всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 134).
Облекаться во образ Небесного Человека – облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа – значит не что иное, как постоянно умерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в Евангельских заповедях (109, 383).
Пока действует вера, пока человек руководствуется Евангельскими заповедями, до тех пор сияет в нем духовный разум (111, 192).
Если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу стяжает сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от покаяния – видения (111, 453).
Тогда открывается нам, насколько мы слабы, насколько повреждены падением, когда начнем принуждать себя к исполнению Евангельских заповедей (111, 505).
Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, делает сердце храмом и жилищем Божиим (112, 33).
При возделывании сердца заповедями извлекаются из него наружу самые основные помышления и ощущения, от которых произрастает всякого рода грех, и таким образом при постоянном и постепенном обнаружении они истребляются мало-помалу (112, 148–149).
Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 277).
Кто не собирает со мною, тот расточает
Кто ревнует об исполнении заповеди, но делает не то, к чему она призывает, но чего сам хочет, какую тот получит награду? Какая следует за угождение себе. Святитель Василий Великий (8, 229).
Иной, внешне исполняя заповеди, раболепствует страсти и злыми помыслами истребляет доброе дело. Преподобный Марк Подвижник (54, 23).
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит – собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтобы духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное, но добро и истина только от Господа и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же кроме этого ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени...
Кто с Господом? Живет и действует в духе Его тот, кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает. Что же расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто только копит его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто, собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем – и будет там беднейшим из беднейших. Напротив, с Господом собирает тот, кто через руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как мудрствующий не о Господе собирает будто горы знаний, а между тем все они – хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется (115, 726).
Слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий подобен строящему дом на песке (Мф. 7, 24–27). Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же, здесь содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И множество собственных опытов имеет всякий под руками в этом роде. Мысли, например, пока еще думаешь о чем-нибудь, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают твердость и неподвижность. Предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем исполнительным соображениям конец. Так и нравственные правила – пока не исполнены, они как будто чужие, они вне нас и непрочны, а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру, доброму или злому. Святитель Феофан Затворник (115, 652).
Душа праведного, говорит Спаситель, ничем не побеждается потому, что она основана на камне. Камнем же Он называет твердость Своего учения. Ибо поистине, заповеди Его гораздо тверже камня. С их помощью человек становится выше всех волн человеческих. Ибо кто тщательно соблюдает их, тот побеждает не только гонение людей, но и козни диавольские.
Человека же, который слушает слова Христовы и не творит их, Спаситель справедливо назвал безрассудным. Ибо кто может быть безрассуднее того, кто строит дом на песке, подъемлет труд, но плода и спокойствия не получает, а вместо этого несет наказание? А что и преданные пороку трудятся – это всякому известно, ибо и похититель, и прелюбодей, и клеветник переносят много трудов и беспокойств, чтобы свое нечестие привести в исполнение, но от этих трудов не только никакой не получают пользы, но еще терпят великий вред. Поэтому и [апостол] Павел намекает на то же самое, говорит: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал. 6,8). Такому сеятелю подобны и те, которые на песке строят, на блуде, на роскоши, на пьянстве, на гневе и на всем прочем. Порок делает своих последователей безрассудными, и дом, построенный на песке, распадается не просто, а с великим бедствием. Ибо Спаситель сказал: «и было падение его великое» (Мф. 7, 20). И в самом деле, опасность угрожает не маловажным вещам, а душе, и притом лишением Неба и вечных благ. Но и прежде этого порочный будет проводить жизнь самую несчастную, сопряженную с непрерывными печалями, страхом, заботами и сильными беспокойствами, на что указывая, премудрый Соломон говорит: «нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч. 28, 1). Поскольку такие люди трепещут теней, подозревают друзей, врагов, знакомых и незнакомых и таким образом прежде вечных мучений еще здесь терпят жесточайшее мучение. Все это показывая, Христос сказал, «И было падение его великое». Таким образом, убеждая самых упорных неверных избегать порока, Он сделал достойное заключение Своим благим заповедям. Святитель Иоанн Златоуст (115, 651–652).
Никто не удостоится принять небесные дары Святого Духа, если не будет предварительно упражняться в изучении святых заповедей. Преподобный Нил Синайский (48, 245).
Душа не в состоянии сделаться чистой, если не хранит заповеди (55, 245).
Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей... не приобретет в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом в обновлении Христовом. Преподобный Исаак Сирин (55, 268).
Те, которые небрегут об упражнении в слове Божием, об исполнении святых Божиих заповедей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха... в бесплодии, даже если живут в глубокой пустыне (109, 48).
Угроза пренебрегающему исполнением заповедей заключается в предсказании ему бесплодия, отчуждения от Бога, гибели. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 33).
«Иди... нимало не сомневаясь...»
«Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян. 10, 20). Хотя одно из лучших правил жизни – прежде начала дела обсудить его со всех сторон, как и Премудрый заповедует: «Без рассуждения не делай ничего» (Сир. 32, 21), однако есть случаи, когда нет нужды предварительно взвешивать то, к чему приступаем, и даже совершенство дела требует, чтобы оно было исполнено без всякого недоумения и размышления. Таковы дела, предписываемые нам нашим Верховным Законодателем.
Между тем у нас бывает не так. К исполнению собственных желаний и намерений мы чаще всего приступаем без предварительного размышления и здравого обсуждения дела, но когда касается исполнения определенных, безусловных заповедей Божиих, тогда является у нас неуместная рассудительность: можно ли сделать то или другое при нашем положении, состоянии и отношении к другим? В таком случае вся сила рассудительности нашей обращается, конечно, на тот пункт, нельзя ли совсем уволить себя от обязанности, возлагаемой на нас Богом, так, однако же, чтобы мы являлись в этом случае совершенно правыми перед совестью и перед Самим Господом. Например, бедный просит посильной помощи... Закон Божий говорит прямо: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Но нам, прежде исполнения заповеди Христовой, приходит на мысль многое, что, по-видимому, может сделать самое безусловное повеление Христово не обязательным для нас. «Могу ли я для других жертвовать тем, что самому мне стоит таких трудов и попечении, да и достоин ли помощи просящий, не употребит ли он во зло самого благодеяния, не располагают ли его подаяния к жизни праздной за счет ближних своих?» и прочее. Другой пример: мы обижены и потерпели нечто от ближнего... Закон Божий говорит: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44). Но мы, не отвергая высоты Евангельской заповеди, стараемся так обсудить наше положение, чтобы именно к нам одним не имела она безусловного приложения; если стерплю обиду, говорим, то признаю себя как бы достойным ее, а мои отношения к другим таковы, что показаться достойно униженным – значит отвратить от себя всех и ввести других в заблуждение о моей чести, а себя самого поставить в положение самое трудное и невыносимое в обществе...
Каковы бы ни были эти и подобные суждения (впрочем, никакого сомнения нет, что они ложны, как произведения нашего своекорыстия и самолюбия), но не дерзко ли судить то, что, так сказать, обсуждено уже Самим Богом? «Если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 11–12).
Вникнем в положение святого апостола Петра, которому были сказаны эти слова: «Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь». Ему повелевается идти к язычнику и вступить с ним в общение. Но «иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником» (Деян. 10, 28). Поэтому какую основательную причину мог бы представить апостол Петр для того, чтобы не исполнить данного ему повеления... Но так как ему было сказано: «иди с ними... ибо я послал их», то он не проявил ни тени сомнения или нерешительности в исполнении повеления Господня.
И перед каждой евангельской заповедью есть слово Самого Господа Законодателя: «Я говорю вам» (Мф. 5, 22, 28, 32, 34, 39, 44). Зачем же лукавые помышления входят в сердца ваши, когда предстоит нам исполнение этих заповедей? Для чего дерзаем казаться предусмотрительнее Самого Господа, подвергая сомнению то, что Он повелевает нам делать, не сомневаясь? Некоторые из подвижников до того усовершенствовали свое послушание воле других, более опытных, подвижников, что не позволяли себе ни малейшего сомнения или колебания в исполнении всякого указания их, и потому, где можно было, по-видимому, опасаться за их неразборчивость, там они совершали чудеса... А мы не хотим безусловно покориться воле Божией! Господи! «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118, 18)! Воскресное чтение (114, 340–341).
Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по Евангельским заповедям – покаяние (82, 413).
Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины – Христа? (108, 106).
Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении Евангельских заповедей (108, 519).
Кто увидел Бога в Его управлении миром, кто испытал благоговение перед этим управлением... только тот может... распять греховные волю и мудрость на кресте Евангельских заповедей (109, 79).
Желающий быть чистым исполнителем заповедей Христовых должен крайне храниться от пристрастий. Когда сердце заражено пристрастием, оно не может исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающей святостью и чистотой (109, 144).
Все мы рождаемся в первородном грехе и со всеми немощами, усвоившимися нашему естеству вследствие падения, которые открылись в Адаме по его падении; да облечемся и в образ Небесного посредством Крещения, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения Евангельских заповедей, которые сохраняют в нас образ целым в его совершенстве (109, 383).
Монашеская жизнь есть жизнь по Евангельским заповедям (112, 37).
Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди (112, 93).
Молитва, будучи дочерью исполнения Евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (112, 93–94).
Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы через это сделаться благоприятным Богу в делах святыни. Святитель Василий Великий (б, 308).
Не пренебрегай заповедью Божией, хотя и нет обличителей, – ничто не укроется от Бога (25, 400).
Человек, ты сын плоти! Смотри же, чему научил тебя Господь твой, не пренебрегай словом Господним, чтобы и Господь не отвергся от тебя... Преподобный Ефрем Сирин (28, 111).
Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах. Святитель Иоанн Златоуст (36, 179).