Источник

ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ

«Где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов. 38, 4)

«Господь отвечал Иову из бури и сказал ...Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим? Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда, и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее. Ты знаешь это и потому, что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит потоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? ...Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? ...Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?

Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? ... Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? ...И продолжал Господь и сказал Иову: будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему. И отвечал Иов Господу и сказал: вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду...

Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. ... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 38–42).

«Невидимое Его, вечная сила Его, и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы»

(Рим. 1, 20)

«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника... ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. ...И они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?» (Прем. 13, 1–9).

Еретикам надлежало бы изумляться и дивиться не только устройству солнца и луны, но и гармонии сонмов звезд, их беспрепятственному движению и благовременному восхождению каждой из них: как одни служат знамениями лета, а другие – зимы; как одни показывают время сеяния, а другие означают начало плавания; и человек, плывя на корабле по беспредельным волнам, по звездам направляет корабль. Об этом-то прекрасно говорит Писание: «Да будут... для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14), а не для составления астрологических басен о рождении. Смотри, в какой прекрасной постепенности даровал нам Бог и дневной свет: не вдруг видим восходящее солнце, но его предваряет некий малый свет, чтобы зеница ока, привыкнув, могла взирать на более яркое сияние. Но как и ночную тьму Бог умерил лунным сиянием?

«Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?» (Иов. 38, 28). Кто сгустил воздух в облака и повелел им носить дождевые воды? Кто иногда «повелевает свету блистать из облака Своего» (Иов. 37, 15), иногда делает их одинаковыми и снова изменяет их формы и очертания? Кто в премудрости своей может исчислить облака? О Ком сказано у Иова, что знает Он «равновесие облаков» (Иов. 37, 16), что Он преклонил небо к земле и исчислил облака мудростью (Иов. 38, 37), так что не расседаются облака под водами (Иов. 26, 8), то есть столько вод на облаках и вода не прорывается, но мерно нисходит на землю? Кто «изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134, 7)? «Кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед» (Иов. 38, 28–29)? Он происходит из воды, а действие его подобно камню. Вода превращается иногда в снег, подобный волне, а иногда служит Посылающему иней, как пепел (Пс. 147, 5), иногда становится твердой, как камень, потому что Бог превращает воду в то, что Ему угодно. И естество ее однородно, но действия различны. Вода в винограде делается вином, веселящим сердце человека, в маслинах – елеем, умащающим лицо человека, она превращается и в хлеб, укрепляющий сердце человека, и во всякие плоды.

Что же должно делать при всем этом: хулить ли Создателя или поклоняться Ему? И пока не говорю еще о неявных делах Его премудрости. Посмотри на весну и на цветы всякого рода, различные при самом их сходстве, на красный цвет розы и на белизну лилии; все это от одного дождя и из одной земли. Кто же придает им различие? Кто созидает их? Посмотри, какая строгая во всем бережливость: из одного древесного состава одно идет на одеяние дерева, а другое – на разные плоды, а Художник один. В одной виноградной лозе иное годно на сожжение, иное идет в росток, иное в листья, иное в ветви, иное в гроздья. Подивись на тростнике этим частым обводам Колен, какие сделал Художник. Из одной земли происходят пресмыкающиеся, звери, скоты, деревья, годное в пищу, золото, серебро, медь, железо, камень. Одно естество водное, но из него состав и плавающих животных, и птиц, чтобы одни плавали в водах, а другие летали в воздухе.

«Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа» (Пс. 103, 25). Кто в состоянии изобразить красоту рыб в море? Кто может описать величину китов и состав животных земноводных, приспособленный к тому, чтобы жить на суше и в водах? Кто в состоянии описать глубину и широту моря или стремление огромных волн? Но оно остается в своих пределах, по слову Изрекшего: «Доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» (Иов. 38, 11). Оно и показывает, как страшно для него слово повеления, когда при отливе оставляет на берегах ясно проведенную волнами черту, как бы давая тем видеть, что не преступает назначенных пределов.

Кто может изучить естество летающих в воздухе птиц? Почему одни так красиво поют, у других так расцвечены перья, иные, поднявшись высоко, могут неподвижно стоять в воздухе, подобно ястребу? Ибо по Божиему повелению стоит ястреб, неподвижно раскинув крылья и глядя на юг (Иов. 39, 26). Кто из людей может проследить взглядом поднявшегося ввысь орла? Если же не понятна для тебя поднявшаяся в высоту неразумная птица, как ты хочешь постичь Творца мира?

Кто из людей знает хотя бы только имена всех зверей? Или кто в состоянии изучить естество каждого зверя? Если же не знаем даже имен животных, то как постигнем Творца их? Одно Божие повеление изрекло: «Да произведет земля... скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Быт. 1, 24), и по одному повелению из одного источника произошли различные породы: и кроткая овца, и кровожадный лев. И различные движения бессловесных животных имеют в себе нечто уподобляющееся человеческим желаниям: лисица являет в себе людское коварство; змея – ядоносных друзей; ржущий конь – сластолюбивых юношей; деятельный муравей служит тому, чтобы пробудить ленивого и нерадивого. Ибо когда человек в праздности проводит юность, тогда вразумляется он бессловесными животными, обличаемый Божественным Писанием, которое говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» (Притч. 6, 6). Видя, как он заблаговременно заготавливает себе пищу, подражай ему и ты и собирай себе плоды добрых дел на будущие века. И еще: «...пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива» (Притч. 6, 8). и как она, облетав всякого рода цветы, тебе на пользу составляет мед, чтобы и тебе, проходя Божественные Писания, пожать снопы своего спасения и, насытившись, сказать: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103).

Поэтому не прославления ли достоин Художник? Что же? Если ты не знаешь состава всякой вещи, то неужели они и сотворены напрасно? Не в состоянии ты познать назначение разных растений, не можешь познать всю пользу, доставляемую каждым животным. Но из самых ядовитых змей извлечены противоядия во спасение людям. Ты скажешь: змея ужасна. Но бойся Господа, и она не может повредить тебе. Жалит скорпион. Но бойся Господа, и скорпион не ужалит тебя. Кровожаден лев. Но бойся Господа, и лев сядет у ног твоих, как у ног Даниила. Подлинно должно удивляться и деятельности животных: почему сила одних в жалах, как у скорпиона, сила других в зубах, иные одолевают когтями, у василиска сила во взоре? И из разнообразия созданий познавай силу Создателя.

Но, может быть, ты не знаешь этого: тебе нет дела до животных, которые вне тебя. Войди, наконец, в самого себя и по своему существу познай Художника. Что в твоем теле по своему устройству заслуживает порицания? Владей собою, и из всех членов ни один не окажется негодным. В начале Адам и Ева в раю были нагими, но не по природе своей они отвержены. Причина греха не в членах, но в тех, кто неправильно применяет их. Творец же членов премудр. Кто устроил ложесна для чадородия? Кто одушевил неодушевленное? Кто скрепил нас жилами и костями, облек кожей и плотью (Иов. 10, 11) и вместе с рождением младенца изводит из сосцов источники молока? Как младенец возрастает в отрока, отрок в юношу, а потом в мужа и муж изменяется в старца? Между тем никто не замечает строгой, ежедневной последовательности перемен. Как из пищи одно обращается в кровь, другое выводится из тела, иное прелагается в плоть? Кто приводит сердце в непрестанное движение? Кто нежное око премудро обезопасил покровом век? Многосложное и дивное устроение глаза только отчасти объясняют пространные книги врачей. Кто в целое тело вложил единое дыхание? Видишь ли, человек, Художника? Видишь ли премудрого Создателя?

Об этом я говорил теперь в слове, не коснувшись многих тысяч иных существ, особенно же бесплотных и невидимых, чтобы ты возненавидел хулящих Благого и Премудрого Художника. Чтобы за то, что тебе сказано и прочитано, за то, что сам ты в состоянии увидеть или постичь разумом, то есть сравнительно познав от величия красоты созданий Виновника бытия их (Прем. 13, 5), и, благочестиво преклоняя колена пред Творцом всяческих, – подразумеваю же Творца всего чувственного и ду ховного, видимого и невидимого – благодарным и хвалебным языком, неумолкающими устами и сердцем ты прославлял Бога, говоря: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24), Тебе подобает честь, слава и величие, ныне и во веки веков! Святитель Кирилл Иерусалимский. Творения. Сергиев Посад. 1893, с. 107–112.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»

(Пс. 13, 1)

В том, что действительно Бог существует, нет сомнения ни у принимающих Святые Писания: Ветхий и Новый Завет, ни у большей части эллинов. Ибо, как мы говорили, знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. Но злоба лукавого против естества человеческого стала настолько сильна, что даже низвела некоторых в самую неразумную и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет. Это об их безумии истолкователь Божественных слов Давид говорил: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1). Поэтому ученики Господа и апостолы, умудренные Всесвятым Духом и творящие Его силой и благодатью божественные знамения, уловляя их сетью чудес, вывели из пропасти неведения вверх – к свету богопознания. Подобным образом и наследники благодати и достоинства апостолов, как пастыри, так и учители, получив освещающую благодать Духа, и силою чудес, и словом благодати просвещали помраченных и обращали на истинный путь заблудших. Мы же, не получившие ни дара чудес, ни дара учения, ибо страстью к удовольствиям сделали себя недостойными, хотим рассказать об этом немногое из переданного нам возвестителями благодати, призвав на помощь себе Отца и Сына и Святого Духа.

Все, что существует, или сотворенно, или не сотворенно. Итак, если сотворенно, во всяком случае и изменчиво, ибо то, бытие чего началось по причине перемены, безусловно, будет подлежать перемене, или погибая, или по собственной воле изменяясь. Если же несотворенно, значит, и неизменно. Ибо если бытие чего-либо противоположно, то и понятие о том, как это существует, то есть качества этого, также противоположно. Поэтому кто не согласится, что все существующее, не только то, что воспринимается нашим чувством, но, конечно, и Ангелы, изменяется, и переменяется, и многообразно движется? Постигаемое только умом – я подразумеваю Ангелов, и души, и демонов – изменяется по собственной воле, и преуспевающей в прекрасном, и удаляющейся от прекрасного, и напрягающейся, и ослабевающей; остальное же – по причине рождения и уничтожения, увеличения и уменьшения, изменения качества и движения с места на место. Поэтому сущее, как изменчивое, во всяком случае и сотворенно. Будучи же созданным, оно кем-либо сотворено. Но Творцу должно быть несозданным. Ибо если и Он создан, то создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несозданному. Следовательно, будучи несозданным. Творец, во всяком случае и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?

И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это, и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для совершения единого мира противоположные природы – природы огня и воды, воздуха и земли – и как они остаются неразрушимыми, если какая-либо всемогущая Сила не соединила их вместе и не сохраняет их всегда неразрушимыми?

Что же есть устроившее все, что на небе и на земле, что движется по воздуху и живет под водой, а еще более, в сравнении с этим, небо, и землю, и воздух, и природу огня? и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не Художник этого, во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но Кто – Художник этого? Разве не Тот, Кто создал это и привел в бытие? Потому что невозможно предположить такой случайности. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а Кому устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же – соблюдение и сохранение законов, сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, не случаю. Но что же это другое есть, если не Бог? Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894, Кн. 1, гл. 3, с. 4–7.

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13, 1). Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, а на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а откуда дом? Нет зодчего, а кто построил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыкантов, а откуда гармония на лире мира? Нет Промыслителя, а как все подчиняется Промыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы стихий? Нет ваятеля, а как же люди, словно живые изваяния, наполняют мир? Нет творца сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил перед тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто, как серебряную лампаду, дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего великие светила, а кто дал тебе блеск звезд на высоте, как говорит пророк: «Сотворил светила великие... солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью (Пс. 135, 7–9). Нет создателя, а как красота создания свидетельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13, 5). «Сказал безумец в сердцем своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается, и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в Его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его Хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Святитель Иоанн Златоуст (39, 620–621).

Бог не есть имя, но мысль о чем-то неизъяснимом, внедренная в природу человеческую. Иустин Философ (110, 209).

Очень полезно извлекать из науки доказательства для веры... Истина веры находится в единении с истиною науки. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (110, 211–212).

О видах поклонения

Что такое поклонение? Поклонение есть знак покорности, то есть смирения и скромности, родов же поклонения – весьма много.

Как много родов поклонения?

Первый род поклонения – поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. В свою очередь, и такое поклонение проявляется различно. Во-первых, в виде рабского повиновения. Ибо все твари поклоняются Ему, как рабы Господину, по словам Писания: «все служит Тебе» (Пс. 118, 91). Но одни поклоняются добровольно, другие же против воли. Благочестивые поклоняются, конечно, потому, что знают Бога, другие же, хотя и знают Бога, однако поклоняются неохотно, против воли, как демоны; иные, не зная Того, Кто – Бог, по природе, против воли поклоняются Тому, Которого не знают.

Второй род – поклонение из-за удивления и сильной любви; таким образом мы поклоняемся Богу по причине Его естественной славы. Ибо только Он один – прославлен и прославляется, не от кого-либо имея славу, но, будучи Сам Источником всякой славы и всякого блага, как непостижимый свет, несравнимая сладость, неизъяснимая красота, бездна благости, неисследимая мудрость, беспредельно могущественная сила, как один только Такой, Который Сам по Себе достоин удивления, и поклонения, и прославления, и любви.

Третий род – когда мы благодарим за благодеяния. Ибо за все, что есть, мы должны благодарить Бога и оказывать Ему вечное поклонение как потому, что все имеет от Него свое бытие, так и потому, что «все Им стоит» (Кол. 1, 17) и что Он всем, даже без их прошения, подает в изобилии из Своих даров. Мы должны благодарить и за то, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2, 4) и стали причастниками Его Благости. И за то, что Он – долготерпелив к нам, согрешающим, и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). И за то, что Сын Божий ради нас сделался Таким, как мы, и сделал нас «причастниками Божеского естества» (2Пет. 1, 4), чтобы мы стали «подобны Ему» (Ин. 3, 2), как говорит Иоанн Богослов.

Четвертый род – поклонение при недостатке в благах и в надежде на благодеяния; ибо мы знаем, что без Него не можем ничего делать или иметь, и поклоняемся, и каждый просит у Него то, чего ему недостает и чего он сильно желает, чтобы избавиться от бедствий и достигнуть благ.

Пятый род – тот, когда мы раскаиваемся и исповедуем свои грехи. Ибо, согрешив, поклоняемся и припадаем к Богу, прося, как и следует благоразумным рабам, о прощении ошибок. И этот род троякий: люди сокрушаются или из-за любви, или из боязни, что не получат Божиих благодеяний, или из страха перед наказанием. И первый род бывает вследствие благомыслия и сильной любви человека к Богу и сыновнего расположения к Нему; второй – образ мыслей наемника, третий – раба.

Как много в Писании предметов, которым воздается поклонение, и сколь многими способами воздаем поклонение тому, что сотворено Богом?

Во-первых, поклонение воздается тем, на ком почил Бог, Который один свят и во святых почивает: Святой Богородице и всем святым. Это те, которые по возможности уподобились Богу как потому, что сами к этому стремились, так и потому, что в них пребывал и им содействовал Бог. Их называют даже богами, не по природе, но по благодати, как и раскаленное железо называют огнем не по природе, но по состоянию и по участию в огне. Ибо говорит Писание: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19, 2). Это прежде всего зависит от произволения. Потом всякому, кто избирает благое. Бог помогает и достичь этого блага. Затем говорит Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них» (2Кор. 6, 16; Лев. 26, 12). И еще читаем в Писании: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3, 16). Потом: «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1). И еще: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12). Затем: «...Говорит Господь... Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2, 30). И «с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). И «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1). Они – боги не по природе, но как причастники Того, Кто Бог по природе, и достойны поклонения не по природе, но как имеющие в себе самих Того, Кто по природе достоин поклонения; как и раскаленное железо не по природе недоступно для прикосновения и жжет, но как причастное тому, что» жжет по природе. Итак, они достойны поклонения как прославленные Богом, как сделавшиеся, при содействии Бога, страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога, которые по любви к Нему получили счастливый удел: дерзновение, или свободный доступ к Богу. Итак, поклоняясь им, мы угождаем самому Царю, видящему, что возлюбленный Им слуга служит объектом поклонения не как царь, но как послушный служитель и добрый друг. И приходящие с верой получают просимое, все равно – слуга ли просит Царя, или Царь принимает честь и уважение от того, кто просит чего-либо у его слуги, ибо тот просил во имя Его. Так и те, которые приступали к Иисусу, получали исцеление через апостолов. Так и тень, платки и опоясания апостолов источали исцеления (Деян. 19, 12). Те же, которые, как бунтовщики и изменники, желают, чтобы им поклонялись как богам, недостойны поклонения и заслуживают вечного огня. И те, которые высокомерным и гордым духом не поклоняются слугам Божиим, осуждаются как надменные и кичливые, как нечестиво поступающие в отношении к Богу. Так случилось с детьми, презрительно поносившими Елисея, которых растерзали медведицы (4Цар. 2, 23–24).

Второй род – поклонение творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение до пришествия Господа и после содеянного Им по плоти Домостроительства; например. Синайской горе, Назарету, находившимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу Креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копию, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу – источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, масличной горе, овчей купели и блаженному саду Гефсимании. Этому и .подобному воздаю почитание и поклонение, и всякому святому Божию храму, и всякому месту, на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они есть вместилища Божественной деятельности и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному Божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой Божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям, ибо они непричастны Божественной деятельности и Господа Славы – Бога моего распяли на Кресте не с целью доставить мне спасение, но, скорее, по зависти и ненависти к Богу и Благодетелю. «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего, – говорит Давид, – и место жилища славы Твоей» (Пс. 25, 8). И «поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131, 7). И «поклоняйтесь на святой горе Его» (Пс. 98, 9). Одушевленная святая гора Божия – Святая Богородица; одаренные разумом горы Божии – апостолы. «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» (Пс. 113, 4).

Третий род – поклонение тому, что посвящено Богу: я подразумеваю святые Евангелия и остальные книги... ибо это писано «в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор. 10, 11; Рим. 15, 4). Подразумеваю также и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа гостей пила вино из священных сосудов (Дан. 5, 2; 26–28).

Четвертый род – тот, когда предметами поклонения служат образы, явившиеся пророкам, ибо они созерцали Бога в образном видении; также – образы будущего, как жезл Ааронов, преображавший таинство Девы, и стамна, и трапеза. А также и Иаков «поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11, 21), так как он был образом Спасителя. Изображения же прошедшего существуют для воспоминания: и сама скиния была образом всего мира, ибо Бог говорит Моисею о светильниках: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх. 25, 40). Также о прошедшем напоминали и литые золотые Херувимы, и шитые Херувимы на завесе. Так и мы поклоняемся драгоценному образу Креста, и подобию телесного образа Бога моего, и Той, Которая плотски Его родила, и изображениям всех Его слуг.

Пятый род – тот, когда, и смиряясь друг перед другом, и исполняя закон любви (Еф. 5, 21; 1Пет. 2, 17), воздаем поклонение одни другим, как владеющим жребием Божиим и происшедшим по образу Божию.

...И просто сказать: поклонение – признак страха, и сильной любви, и чести, и покорности, и смирения; но никому не должно поклоняться, как Богу, кроме одного только Того, Кто – Бог по природе, всем же следует воздавать должное ради Господа (1Пет. 2, 13).

...Да поклонимся и да послужим одному только Создателю и Творцу, как Богу, Который по природе – достоин поклонения! Да поклонимся и Святой Богородице, не как Богу, но как Матери Бога по плоти! Да поклонимся еще и святым, как избранным друзьям Божиим и имеющим к Нему дерзновение! Ибо если часто преходящим, и нечестивым, и грешным царям, и избираемым ими начальникам, а также и изображениям тех люди поклоняются, по божественному изречению апостола: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит. 3, 1), и «...отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13, 7), и «...отдавайте кесарево кесарю, – как говорит Господь, – а Божие Богу» (Мф. 22, 21), то насколько более должно поклоняться Царю царствующих, как Такому, Который один только по природе неограниченно господствует, и рабам Его, и друзьям, царствовавшим над своими страстями и поставленным начальниками всей земли: ибо «Ты поставишь их, – говорит Давид, – князьями по всей земле» (Пс. 44, 17); тем, которые получили власть против демонов и болезней и будут со Христом царствовать в Царстве нетленном и неразрушимом... Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения. СПб., 1893, с. 109–116.

Отчего мы не имеем веры?

Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющему деятельное познание христианства (111, 143).

Отношение наше к Живому Богу как бы к несуществующему – есть верное свидетельство нашего собственного умерщвления (109, 114–115).

Нет Бога для того, кто не верует в Бога живою верою (111, 531).

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа; оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния во Христе (111, 10).

Нет никакой пользы видеть Господа телесными очами, когда слепотствует ум, когда вера – эта сила духовного зрения – не действует. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 273).

«Служение идолам... есть начало и причина, и конец всякого зла» (Прем. 14, 27)

«Не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. ...Они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла». (Прем. 14, 22–27).

«Суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. Но у него забота не о том... что жизнь его кратка; но он... вменяет себе в славу, что делает мерзости. Сердце его – пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи; ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни» (Прем. 15, 8–11).

«Придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге... презирая святое» (Прем. 14, 30).

[Премудрость] «во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля... и памятником неверной души – стоящий соляной столб. Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились» (Прем. 10, 6–8).

«Твоей руки невозможно избежать, ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя, наказаны силою мышцы Твоей, быв преследуемы необыкновенными дождями, градами и неотвратимыми бурями и истребляемы огнем... чтобы они, видя это, познали, что преследуются судом Божиим» (Прем. 16, 15–16, 18).

Вождь всех страстей – неверие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (108, 528).


Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов «Настольной книги священнослужителя», издание Московской Патриархии.

Комментарии для сайта Cackle