ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
«Увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» (Ин. 6, 62).
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).
«Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня» (Ин. 7, 33).
«В доме отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3).
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7).
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19).
«Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк. 22, 69).
«Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10).
«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 33).
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1, 3).
«И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 12).
Христос вознесся не при помощи кого-то, кто бы вел Его, но Сам шел этим путем. Илия не таким путем восшел, как Христос, он был вознесен посторонней силой, потому что человеческое естество не может идти не свойственным ему путем (39, 220).
Подлинно великое, чудное и изумительное дело – эта наша плоть сидит на небесах и удостаивается поклонения от Ангелов, Архангелов, Серафимов и Херувимов. Представляя себе это, я часто удивляюсь и предаюсь высоким мыслям о роде человеческом, потому что вижу великие и светлые начатки и многое попечение Божие о естестве нашем. Святитель Иоанн Златоуст (46, 50).
(Господь) соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь всякой плоти, и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день суда по достоинству жизни произнесет приговор над судимым. Святитель Григорий Нисский (22, 18).
Отрезвись сколько-нибудь, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо. Преподобный Ефрем Сирин (25, 301).
Владыка всех – Христос обитает на небе и управляет миром, и жертва Ему – душа, обращающая к Нему взоры, и одна для Него пища – спасение верующих (36, 661).
Христос возвел в прежнее достоинство человеческую природу, освободив ее от власти диавола (37, 822).
Он ради нас и нашего спасения благоволил стать человеком, открыл нам путь доброй жизни и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприняв одинаковое с нами естество (38, 225).
Диавол лишил нас рая, а Господь возвел на небо; тот был причиной осуждения нашего на смерть, а Этот даровал бессмертие; тот лишил нас райского блаженства, а Этот уготовал Царство Небесное (38, 517).
Сын Божий и когда пришел на землю, восприняв человеческую природу по домостроительству, не лишил Небес Своего величия. И теперь, вознесшись плотью, не оставил землю без Своего управления (40, 825).
Через соединение и общение Бог Слово и плоть стали едины, не в том смысле, что произошло какое-либо смешение или уничтожение естеств, а в том, что образовалось некоторое неизреченное и невыразимое их единение (42, 75).
Он облекся нашей плотью не для того, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего горнего воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей (42, 76).
Для того Бог Слово отдал Себя телу и сделался плотью, чтобы мы, не будучи (ранее) в состоянии иметь общения с Ним как Словом, теперь приобщились бы Ему, принявшему плоть, сделав по возможности родственной свою плоть с Духовной плотью и свой дух со Святым Духом, чтобы стать подобными Христу, преобразившись в храмы Духа (42, 932).
Потому-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо. Святитель Иоанн Златоуст (46, 913).
Не должно искать естественных доказательств тому, что превыше естества. Ибо хотя Слово и стало истинной плотью, однако же Христос...– вочеловечившийся Бог, в обоих естествах Единый Божий Сын (50, 229).
Победоносный Царь Небес, для спасения людей совершивший Свое пришествие на землю, как некоего варвара, покорил себе все грешное и после победы умилосердился над ним, как над Своей собственностью. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 321).
В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо. Он был отведен в сокровенную область, где должен обитать в телесном и душевном упокоении до тех пор, пока при кончине мира снова явится на земле, чтобы заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от нее совсем. Спаситель же победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог быть без внешней помощи. Эту помощь оказали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись... Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землей (116, 709).
Отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, Ангелы хотя и явились, но не в белых ризах? А во время Вознесения Его они явились в ризах белых и блестящих. Ибо в Писании говорится, что «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Деян. 1, 9–10). Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда – есть знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось. Святитель Григорий Двоеслов (116, 709–710).
Вознесся Господь от нас на небо для того, чтобы устроить нам путь на Небо и быть нашим путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к Небу: «Никто не восходил на небо, – говорит апостол, – как только сшедший с небес» (Ин. 3, 13). «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4, 10). Прежде никто не мог взойти на небо, хотя бы он был и праведным, и святым. Угоден Богу был Ной. Праведны были Авраам, Исаак, Иаков, о которых говорит царь Манассия, что они были праведны пред Богом: «Не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе» (2Пар. 36). Непорочен и целомудрен был Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиля чрез Чермное море посуху. Свят был и Иисус Навин, остановивший солнце. Святыми были и прочие угодники Божий в Ветхом Завете, как, например, Даниил, муж духовных желаний, заградивший уста львов, три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и прочие великие пророки. Однако никто из них до Христа не мог взойти на небо и никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей путь к небесам. Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. Им и ныне восходят достойные и праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к небесам, о котором прежде и не слышно было, только, о люди, не ленитесь восходить им (103, 306).
Раньше мы вспомнили об Ангелах которые при Вознесении Господа на небо предшествовали Ему и взывали к горним ангельским чинам так: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23, 9). Теперь же обратим внимание на то, почему Ангелы, предшествующие Господу, не говорят горним Ангелам: «Откройте, врата, верхи ваши», но говорят: «Поднимите, врата, верхи ваши», то есть совсем прочь отставьте, совсем сломайте: «поднимите». Разве недостаточно было для входа Господня открыть врата, а непременно нужно было совсем выломать их, отставить и убрать прочь? Какая причина этого? Святой Иоанн Златоуст говорит так: «Ангелы видели, что небеса никогда уже не будут затворенными и что не нужны уже будут врата для небесного Града, потому-то они и не говорят: «откройте врата», но: «поднимите».
Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни подобно тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат – там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены, как пишется об этом в Откровении: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Апок. 21, 25). Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: «Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа».
О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего. Святитель Димитрий Ростовский (103, 308–309).
Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками, и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос Глава на небо, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф. 27, 51), и открылся путь и вход в Царствие Небесное верным (Евр. 10, 19–20). Святитель Тихон Задонский (104, 348).
Так совершилось Вознесение Господа. Как тихий дождь на руно, сошел Он в утробу Приснодевы; как утренний фимиам, вознесся теперь горе, к Отцу. Тихо и безмолвно разлучился Богочеловек с нашей землей – с местом Своих подвигов и истощания. Но так совершилось вступление Его в мир горний! Еще Псалмопевец, провидя торжественность этого восхождения, восклицал: «Восшел Бог при воскликновениях, Господь при звуке трубном!». Он же изображает в другом псалме, как хоры Ангелов встречают Его, восходящего на небо. В это время, по свидетельству неботаинника Павла, мир Ангелов торжественно покорился вознесшемуся Господу и признал в Нем своего главу и правителя. Наконец, святой Иоанн в Апокалипсисе изображает, как Агнец закланный приступил к самому престолу Отца. Как прежде чем воссел одесную Его, принял книгу судеб, раскрыл и прочел ее, двадцать четыре старца, сидящих вокруг Престола Божия, пали перед Ним и сложили к ногам Его свои венцы. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Апок. 5, 13). Не нашему слабому языку изъяснять эти таинственные видения. Но и без изъяснения каждый видит, что они выражают величайшую славу Вознесшегося Господа. Как не было уничижения большего, чем уничижил себя Сын Божий, умерев на кресте смертью преступника, так нет славы выше той, которою Сын человеческий увенчан за принятие этой смерти. Апостолы Христовы дают понять это во всей силе, говоря, что Вознесшийся Господь воссел одесную Бога Отца, то есть и по своему человечеству принял божественные могущество, славу и честь. Воскресное чтение (114, 37–42).