ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).
Помазую тебя святым елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа, да не скрывается в тебе дух нечистый... но да обитает сила Христа Бога и Святого Духа, чтобы ты через совершение этого таинства, через помазание святым елеем и нашу молитву, силою Святой Троицы уврачеванный, удостоился получить прежнее и совершенное здравие. Святитель Григорий Двоеслов, из молитвы (113, 622).
Когда ты заболеешь и если ты веришь в эти слова: «Господь Сил» и другие, усвояемые Божественным Писанием Богу как свойственные Его природе, тогда произноси эти слова, воссылая за себя молитвы. Ты поступишь гораздо лучше, нежели они (то есть обращающиеся к волхвованию), ибо будешь воздавать славу не духам нечистым, но Богу. При этом я напомню тебе еще слова Божественного Писания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Святитель Кирилл Александрийский (113, 622).
Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и подобное тому. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни подвизающегося. Святитель Григорий Нисский (23, 281).
Слезы же надо проливать о грехе, это – душевный недуг, это – смерть души бессмертной. Святитель Василий Великий (7, 73).
Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих. Податель благ не находит Себе места в неразумии просящего. Немудрому, который по простоте своей и неведению, вопреки разуму, просит себе вредного, Бог подает премудро. Всякий другой образ действия был бы неразумен для всеведения Подателя. Потому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано, полезно. Бог праведен и благ, и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости его нет злобы и в правде Его нет зависти. Если же Податель медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании; напротив того. Он хочет видеть терпение твое... Если ты просишь неотступно, стучишь в дверь Подателя, то пока и ничего не дал Он тебе, уже подает терпение, а оно выше всего просимого тобою. О чудный Податель, когда и отказывает во вредной просьбе, и тогда дает такой дар, который дороже всего желаемого. Преподобный Ефрем Сирин (28, 226).
(В таинстве Елеосвящения) огонь благодати прогоняет бесов, истребляет (забытые) грехи, этот огонь есть сила Воскресения, действенность бессмертия (33, 190).
Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу. Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней (33, 308).
Благодать требует, чтобы причащающаяся ее душа была благоговейна, благомысленна, чтила благодать и являла в себе достойные плоды. Преподобный Макарий Египетский (33, 456).
Для того предстоят здесь священники, чтобы слабые молитвы людей соединились с их сильными молитвами и вместе восходили на небо (35, 521).
Удивительно ли, что молитва может прекращать человеческие горести, если она легко погашает и истребляет сами грехи? (35, 546).
Но Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более прославить тебя (и очистить) (35, 660).
Ибо какой вред от болезни тела, когда душа здорова? (35, 855). Молитва – причина спасения, виновница бессмертия души, несокрушимая стена Церкви, непоколебимая охрана; она страшна для демонов, для нас же, благочестивых, спасительна (36, 243).
Но молящемуся надо прежде всего иметь твердую веру, и тогда просимое непременно будет получено (39, 11).
Испорченность души есть причина болезней телесных (41, 145).
Имея какую-нибудь телесную болезнь, мы всеми силами стараемся освободиться от нее, а тяжко страдая от болезней душевных, мы медлим... Потому мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас считаем маловажным, а маловажное – необходимым и, оставив самый источник зол (грехи и страсти), хотим очистить потоки (болезни телесные). Святитель Иоанн Златоуст (41, 145).
Вот почему в болезнях телесных, прежде врачей и лекарств, пользуйтесь молитвой (48, 236).
Нет такой немощи, которую не в силах исцелить человеколюбивый Христос. Преподобный Нил Синайский (49, 390).
Недуги Бог посылает для здоровья души. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 296).
Победа же над собственной греховностью (с помощью благодати) есть вместе и победа над вечной смертью (111, 158).
Духовный разум научает, что недуги, которые Бог посылает человеку, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным душою; они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, чем чудесные исцеления (111, 317).
Одр болезни часто бывает местом богопознания. Страдания тела часто бывают причиной духовных наслаждений... Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 506).