Самолю́бие (синонимы: себялюбие, эгоизм; по составу идентично греч. φιλαυτία филафти́а < из φιλέω любить + αὐτός сам):
1) греховная страсть, служащая основой всех прочих греховных страстей;
2) извращенная, горделивая любовь, замкнутая на самого себя в ущерб любви к Богу и ближним.
Должен ли христианин любить себя?
Любовь есть одно из существенных Божеских свойств. Это значит, что все Божественные Ипостаси пребывают во взаимной, проникновенной любви, и при этом Каждая из Них питает любовь по отношению к Себе.
Человек создан по образу и подобию Божьему. Способность к любви есть одна из черт этого пренебесного образа.
Стало быть, в любви человека к самому себе нет ничего предосудительного, правда, если речь идёт именно о любви в правильном понимании этого слова, а не о горделивом, эгоистическом чувстве, самолюбии.
Любовь человека по отношению к себе не просто допускается Богом, но и возводится Им в образец любви к ближнему: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).
Но что означает выражение «любить себя»? Любить себя – жить полнотой богоподобной жизни, любить саму жизнь как Божественный Дар, иметь радость о Господе, стремиться осуществить своё высшее призвание и предназначение. Если Бог любит человека, то неужели сам человек вправе относиться к себе с нелюбовью (действуя наперекор Вседержителю)?
Между любовью к себе и любовью к ближнему (ближним) усматривается много общего, в частности, следующее.
Как любовь к ближнему подразумевает желание ему счастья, так и любовь к себе подразумевает движение к счастью. Человек ведь и создан для счастья, причём не кратковременного, как это бывает в условиях нынешней жизни, а для вечного и непрестанного блаженства.
Путь к этому блаженству лежит через приобщение своей жизни к жизни Вселенской Церкви, к жизни Христа. Кто не стремится к вечному счастью о Господе, тот не любит себя.
Таким образом, любить себя означает (помимо прочего) делать то, что способствует приобщению к вечной блаженной жизни. Способствует же этому исполнение Божьих заповедей, любовь к Богу и Его творению.
Как любовь одного человека к другому бывает сопряжена с желанием уберечь его и не потерять, так и любовь к себе подразумевает стремление не потерять себя для вечного Небесного Царства: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Мк.8:35).
Как любовь вообще подразумевает жертвенность, так и любовь к себе требует взять свой крест и последовать за Христом (Лк.9:23).
Заповедью «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) указывается, что любовь к ближнему не должна уступать той любви, которую человек питает к себе.
Этим отвергается мысль о любви к себе как о самолюбии, ведь самолюбие подразумевает обратное: эгоистическое, а часто и пренебрежительное отношение к людям.
Нередко спутниками самолюбия (или его производными) выступают: тщеславие, зависть, превозношение и даже гнев.
Цитаты о самолюбии
«Чтоб возлюбить ближнего как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Самолюбие есть искажение любви по отношению к самому себе. Самолюбие – стремление к безразборчивому исполнению пожеланий падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
Святые Отцы выделяют три основных вида самолюбия: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие, основываясь на словах св. ап. Иоанна о трех искушениях мира: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-17). Отцы сластолюбие отождествляли с похотью плоти, сребролюбие – с похотью очей, а славолюбие – с гордостью житейскою.
«На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям».
К.С. Льюис, христианский писатель
Литература по теме
- Таблица: греховные страсти: развитие и классификация
- Самолюбие Библейский словарь
- Самолюбие Сокровищница духовной мудрости
- Себялюбие Энциклопедия изречений
- О любви к ближнему свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Самолюбие свт. Тихон Задонский
- Самолюбие схиархим. Иоанн (Маслов)
- Самолюбие прп. Амвросий Оптинский
- Любовь – сущность христианства свмч. Александр Миропольский
- Самолюбие вместо самоотвержения прот. Е. Попов
- Коренные страсти. Введение в аскетику свящ. Сергий Дергалев
- О любви человека к себе самому еп. Никанор (Каменский)
- О самолюбии преп. Никодим Святогорец
- «Христианское» самолюбие А.А. Бронзов
Комментировать