Самолюбие
Кто заботится только о себе, тот не имеет любви к Богу.
Где самолюбие, там нет ЛЮБВИ Божией.
Тяжкий грех, когда человек любовь вместо Бога к себе обращает.
Когда человек ДАРОВАНИЯ и труды себе приписывает, а не Богу, то самолюбец есть.
Причины самолюбия, когда человек ДАРОВАНИЯ не ради Бога употребляет.
Признак самолюбия, когда кто уклоняется от зла или делает добро не ради Бога.
Признак самолюбия – нежелание ближнему успеха и благополучия.
Самолюбие, как противоположность любви, есть источник всякого зла.
Самолюбие есть корень всех зол.
Самолюбие производит в мире всякие бедствия.
Самолюбивый человек подобен скоту и зверю.
Самолюбец более испытывает СКОРБЕЙ, чем любящий Бога.
Следствие самолюбия – вечные мучения.
Без искоренения самолюбия невозможно СПАСЕНИЕ и ПОКАЯНИЕ (8, с.807–812).
Самолюбивый устремляется в мир страстей
Вместо того, чтобы внутри себя создавать Царствие Божие, самолюбивый человек выходит из внутренней клети и устремляется в мир страстей (6, с.122).
Самолюбивому угрожает величайшая опасность – лишение его милости Божией (Там же, с.124).
Средства, избавляющие от самолюбия
Действенными средствами, избавляющими человека от страсти самолюбия, служат самоукорение и молитва (Там же).
* * *
Самый правильный путь ко спасению есть отсечение своего самолюбия (3, с.80).
* * *
Основой всего худого в человеке является самолюбие (7, с.444).
Самолюбие препятствует исполнять заповеди
Самолюбие препятствует следованию за Господом и исполнению заповедей Божиих (Там же).
Что происходит с самолюбивым человеком
Человек, одержимый страстью самолюбия, не видит в своей душе собственных недостатков, а по отношению к другим он бывает жесток и дерзок, замечая в них самые малейшие недостатки. Под видом якобы служения на пользу обществу, отдельные лица, недугующие страстью тщеславия, удовлетворяют лишь собственному самолюбию (Там же).
От чего происходит самолюбие
Самолюбие происходит от гордости, а в то же время оно рождает эту страсть (Там же).
Свойства самолюбивого человека
Самолюбивый человек, замыкаясь в области узких личных интересов, не сочувствует общественным нуждам, равнодушно смотрит на горе и несчастье своих ближних, всегда бывает раздражителен и обидчив, когда ему напоминают о помощи нуждающимся собратьям. Даже если иногда самолюбивый человек и помогает кому-либо из ближних, то делает это только ради корыстных или честолюбивых целей (7, с.328).
На что способен самолюбивый человек
Человек в угоду своему самолюбию бывает способен на самые страшные и чудовищные преступления (7, с.328).
Почему самолюбивый человек приносит много зла и горя
Вместо того, чтобы созидать в себе Царствие Божие, самолюбивый человек «выходит из своей внутренней клети» и устремляется в мир страстей. Предаваясь страстям, самолюбивый человек не только приносит много зла и горя людям, но и сам жестоко терзается сердечной печалью и угрызением совести (7, с.328).
Самолюбие – препятствие на пути спасения
Препятствием на пути ко спасению являются и такие страсти, как самолюбие и славолюбие. Связанные между собой прочными связями, они удаляют христианина от Бога (7, с.327).
Самолюбию подвержены все люди
Коварство страстей славолюбия и самолюбия весьма утонченное, трудно распознаваемое, и действию их подвержены все люди (7, с.327).
Корни самолюбия
Как самолюбие, так и славолюбие своими корнями имеет гордость, от которой они черпают силы для борьбы с добром (2.206) (7, с.327).
Что является конкретным выражением самолюбия и славолюбия
Конкретным выражением этих злых страстей в человеке является то, что подверженный им всю энергию направляет только на свою личность, тщательно стараясь выполнить пожелания своей греховной плоти. Думает ли он о чем, говорит или что-либо делает – во всем и всегда имеет он в виду личное какое-либо удовольствие и личную выгоду, а не славу Божию и пользу ближних (2.282). Такое настроение не только пагубно отражается на душе самолюбца, но и бывает противно Богу. Ведь Богу единому подобает слава, честь и поклонение; всем же прочим сотворенным существам надлежит исполнять Его святую волю и выражать Ему свою любовь и покорность (7, с.327).
Противлением воле Божией самолюбец разрушает закон Божий
Противлением воле Божией самолюбец разрушает закон Божий(2.282) и водворяет в сердце вместо Бога идола, отступает от своего Создателя (5.112) и, подобно нашим прародителям, лишается Его милости и покровительства (2.76) (7, с.327).
Какие мучения ожидают самолюбца
Кроме внутренних терзаний в этом мире, самолюбца ожидают еще за гробом вечные мучения, которые несравненно тяжелее временных (2.287) (7, с.328).
Как самолюбец смотрит на свои грехи
Самолюбец крайне снисходительно смотрит на свои грехи и пороки, извиняет их не только перед другими, но и перед своей совестью, после чего она уже ни в чем его не обличает (7, с.328).
О чем свидетельствует усыпление совести самолюбца
Усыпление совести свидетельствует об опасности пути, по которому идет самолюбец (7, с. 328).
К чему приводит страсть самолюбия
Страсть самолюбия полностью ослабляют ум человека, в результате чего он отвергает истину и устремляется на всякое беззаконие и неправду (4.410) (7, с.328).
Самолюбец неспособен принести истинного покаяния
Пребывая в духовном ослеплении, самолюбец подчас бывает неспособен принести истинного покаяния. Он остается духовно мертвым, хотя и знает, что спасительное Христово врачество доступно для всех (2.53), и за это подвергается наказанию неотвратимым судом Божиим (7, с.328).
Что надо делать для избавления от самолюбия
Для избавления от самолюбия святитель Тихон Задонский увещает христиан стремиться не к стяжанию собственной славы или выгоды, но все делать во славу Божию, с искренним сердцем служить и помогать ближним, защищать их и утешать (2.208) (7, с.328).
Связь самолюбия с другими страстями
Самолюбие неразрывно связано со страстью славолюбия (7, с.328).
Самолюбие порождает страсть гнева
Страсть гнева рождается в сердце христианина, главным образом, от безмерного самолюбия, потому что самолюбивый человек желает видеть самого себя постоянно в славе и чести (7, с.323 ).
Ослепленный самолюбием лишается милости Божией
Кто не заботится постоянно иметь Бога в сердце и не упражняется в молитве (1.86), кто ослеплен самолюбием, не дающим ему видеть благодеяния, изливаемые свыше, тот лишается милости Божией (7, с.231).