Род –
1) группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной родословной линии;
2) философское понятие, обозначающее то, что объединяет виды с едиными родовыми характеристиками, используемое в богословии в качестве подводящего понятия к понятиям «природа», «сущность», «естество»;
3) типовая разновидность (пример: род греха).
Имеет ли человек большую или меньшую ценность в очах Божьих в зависимости от того, к какому роду он принадлежит?
Священное Писание Ветхого Завета содержит немало примеров выделения одних родов на фоне других. Так, по окончании всемирного потопа, род Иафета был выделен на фоне рода Ханаана: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт.9:27). Особым образом были выделены потомки рода Авраама (Быт.22:17), происходящего через Исаака и Иакова (Быт.28:13-14). Об амаликитянах Писание сообщало: «брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх.17:16).
Но значит ли это, что достоинство каждого конкретного человека оценивается Богом безусловно, в зависимости от того, к какому именно роду он принадлежит? Нет, не значит. Скажем, Авель и Каин были детьми одного и того же отца, Адама, имели одну и ту же мать, Еву. Тем не менее Бог по-разному оценил достоинство первого и второго: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт.4:4-5). Разность в описании отношения Бога к детям одних и тех же родителей встречаем и в пассаже об Иакове и Исаве: «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:11-13).
Стало быть, и во времена Ветхого Завета достоинство конкретного человека определялось исходя из его духовно-нравственного состояния. С Пришествием же Спасителя в мир, образованием Церкви Христовой, было объявлено: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6).
Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами Св. Писания:
- Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).
- В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).
- Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).
«Да и как бы Господь был бы долготерпеливым и многомилостивым, если бы Он не прощал грехов и не очищал виновного, но простирал негодование Свое на третий и четвертый род? Итак, какой же здесь смысл? Бог долготерпелив и не тотчас подвергает наказанию согрешивших, но откладывает и до второго рода, чтобы возможное появление в нем раскаяния пресекло бы Его гнев. Но если этого не случится и третье и четвертое поколение будут преданы тем же или даже худшим порокам и окажутся подражателями нечестия предков, тогда-то и только тогда Бог, наконец, наводит наказание» (святитель Кирилл Александрийский).
Литература по теме
- Род Библейская энциклопедия Брокгауза
- Поколение, род Словарь библейских образов
- Родословие Библейский словарь
- Род свт. Григорий Богослов
- Иисус Христос – Искупитель человеческого рода cвт. Иннокентий
- Родословная Иисуса Христа
- Родовой грех А.М. Леонов
- Молитва за свой род
- Схема прямого и бокового родства по восходящим и нисходящим линиям
Комментировать