Естество́ –
1) низший вид (то есть вид, не имеющий деления на более частные виды, например: человек, конь, собака);
2) то же, что сущность или природа; единое образующее начало, равно содержащееся во всех представителях того или иного низшего вида, заключающее в себе совокупность видообразующих законов и признаков; онтологическое содержание ипостаси.
Почему если три человеческие ипостаси, каждая из которых – человек, представляют собой трёх людей, то три Божественные Ипостаси, Каждая из Которых Бог, являются не тремя Богами, но одним?
Трёх человек мы вправе называть общим для них именем: «человек». Ведь все они принадлежат одному и тому же виду – «человек», – все имеют одно и то же естество – человеческое. Однако, будучи едиными по естеству, трое людей не представляют собой одного человека в том же понимании, в каком три Божественных Ипостаси, Каждая из которых Бог, представляют Собой одного Бога.
Три человека, несмотря на единство по естеству, суть именно три человека, трое людей. Все они являются обособленными друг от друга и не представляют собой того единства, какое усматривается между Божественными Ипостасями.
Когда же мы рассуждаем об Ипостасях Пресвятой Троицы, мы имеем в виду, что хотя о Каждой из Них говорится, что Она – Бог, мы исповедуем, что Они суть не три Бога, но один, причём, один – в самом точном, исключительном значении слова (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).
В отличие от трёх человеческих ипостасей, три Божественные Ипостаси абсолютно едины, едины настолько, что единство каждой из Них по отношению к другой (другим) – не меньшее, чем то единство, которое каждая испытывает Сама по отношению к Себе. Это единство выше каких-либо сложений и разделений, единство, не нарушающее Божественной простоты. Такое единство характерно только для Бога.
В отличие от трёх человеческих ипостасей три Божественные пребывают не одна подле другой, а одна в Другой: Отец – в Сыне и во Святом Духе; Сын – в Духе и в Отце; Святой Дух – в Отце и Сыне. Три Божественные Ипостаси не отличаются друг от друга случайными свойствами (акциденциями), как это наблюдается у людей, но различаются между Собой только образами бытия: Отец – безначален, ни от Кого не рождается, ни от Кого не исходит; Сын рождается в вечности от Отца; Святой Дух вечно исходит от Отца.
Наконец, три Божественные Ипостаси имеют абсолютно единую волю, абсолютно единое всесовершенное действие, чего не скажешь о трех человеческих ипостасях (даже если они направляют стремления и усилия к единой цели). Божественная воля, Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе (волю и действие Отца и Сына и Святого Духа нельзя понимать как солидарность трёх воль, как сумму трёх действий). Стало быть, Отец и Сын и Святой Дух суть не три волеизъявителя, не три действователя, но один: один Бог.
Литература по теме
- Естество Толковый словарь В.И. Даля
- Естество падшее свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Естество преп. Ефрем Сирин
- Естество Божие свт. Григорий Богослов
- Естество Божие свт. Василий Великий
- Естество человеческое свт. Василий Великий
- О чём говорит естество человека Валерий Духанин
- О двух естествах во Иисусе Христе мит. Макарий (Булгаков)
- Свойства Божеского естества преп. Иоанн Дамаскин
- Что такое сущность, ипостась? А.М. Леонов
Комментировать