Роди́тели —
1) родные отец и мать по отношению к детям (в Священном Писании отцом и матерью иногда именуются даже и отдаленные предки по крови);
2) отец и мать по отношению к усыновленным детям (приемные родители);
3) восприемники (крестные родители; отец и мать по духовному родству).
Родители — кроме отца и матери в русской народной традиции – предки или почившие предки. Согласно 5-й заповеди Декалога:
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Для родителей руководитель в воспитании детей – любовь. Но эта родительская любовь должна быть истинная, трезвенная, управляемая разумом, а не пристрастная и поблажающая.
Должны ли православные родители приобщать детей к вере с младенчества?
В наше время вопрос об уместности приобщения младенцев к Церкви нередко ставится под сомнение. Немалую распространенность приобрела точка зрения, согласно которой, поскольку малые дети, в силу незрелости, лишены способности осмысленного, добровольного религиозного выбора, постольку вовлечение их в Церковную жизнь, по воле родителей, является своего рода насилием над личностью. Религиозный выбор является судьбоносным, влияющим на всю последующую жизнь ребёнка. Следовательно, его нужно делать осознанно, а это возможно только тогда, когда ребёнок достигнет более или менее зрелого возраста.
Помимо этого психологического аргумента в пользу идеи о неуместности крещения младенцев приводятся и другие, в том числе будто бы основанные на Священном Писании, на историческом опыте Церкви. Среди них можно выделить несколько наиболее типичных:
- отсутствие в Писании ясных безоговорочных указаний, на то, что младенцев нужно крестить;
- вера подразумевает наличие религиозного знания, твёрдость убеждений в истинности вероучения (что не достижимо в младенчестве);
- Сам Христос крестился только в 30-летнем возрасте;
- даже дети в некоторых святых семействах, даже некоторые (будущие) святые отцы крестились в достаточно взрослом возрасте.
Что можно на это сказать? Воспитание своего чада родители начинают с первых же дней от его рождения. Выбирая ту или иную модель воспитания, они не спрашивают у него соизволения. И это не удивительно, ведь ребёнок ещё слишком мал, чтобы высказывать «за» или «против». Но даже и по мере взросления ребёнка главное право на выбор методов воспитания остаётся за его родителями. Такая практика не считается априори насилием над личностью. Следовательно, не должно определяться как насилие и христианское воспитание, подразумевающее приобщение к Церкви через Крещение. В противном случае насилием над личностью можно было бы назвать и атеистическое воспитание, и воспитание, основанное на любых религиозных традициях вообще.
Желая ребёнку исключительно только добра, православные родители вправе приобщать сына или дочь к тому образу жизни, который одобрен Самим Богом и испытан в опыте миллионов христианских семей на протяжении двух тысяч лет.
Что касается библейских аргументов, они, при правильном их понимании, не только не противоречат практике крещения младенцев, но и напротив, указывают на обратное. Во-первых, Христос, напутствуя апостолов перед Своим Вознесением, повелел им крестить все народы, не отмечая, при этом, каких-либо возрастных ограничений (Мф.28:19). Во-вторых, Он лично запретил препятствовать приводить к Нему детей (Лк.18:15-16) (а дети, собственно, и приводятся к Нему через приобщение к Церкви). Наконец, Писание прямо указывает, что обетование спасения принадлежит не только взрослым, но и детям (Деян.2:38-39) (см. подробнее: Нужно ли крестить новорожденных младенцев?).
Относительно же того исторического факта, что Христос крестился в возрасте 30 лет, следует знать: Его Крещение было связано не с необходимостью Его очищения от греха (Он был безгрешным), и не с необходимостью благодатного усыновления Богу (Он — Сына Отца по естеству), а с установлением самого Таинства Крещения.
Пример с поздним принятием Крещения некоторыми святыми отцами тоже не может служить подтверждением правильности мнения о неуместности крещения младенцев. Из опыта жизни отцов нам необходимо заимствовать лучшее, а не то, что не согласуется с Евангельской проповедью.
Как правильно почитать родителей?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
"Почитание — это не есть послушание. Почитание — от слова «честь», «почёт». Мы должны воздавать родителям особую честь, как людям, которые произвели нас на свет, взрастили и воспитали.
Здесь главное — не путать человекоугодие с почтительностью. Потому что папа и мама — люди взрослые. Отношение к маме и папе по типу «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» — это неправильное отношение.
Если мама или папа требует чего-то, что вы считаете неправильным, то нужно сказать твёрдое: «Нет». Как бы вы не шумели, в моей жизни будет так, как я решу. Потому что я — взрослый человек.
Я сам отвечаю за свою жизнь. Я сам отвечаю за свою жену, которую я выбрал. Я сам отвечаю за своих детей, которых я воспитываю. Подчиняться вам я не буду. Ваша власть надо мною закончилась тогда, когда у меня появилась своя семья. Но при этом к родителям нужно относиться с почтением и любовью.
Конечно, если до этого было сплошное человекоугодие, и тут вдруг человек встаёт на христианские рельсы, то, конечно, это вызовет в них возмущение и враждебное отношение. Но если человек занял твёрдую позицию, и изменить её нет никакой возможности, то родителям придётся выбрать одно-единственное положение — смирение. Что и нужно для подготовки для перехода в вечность.
Если вы думаете, что таким образом вы наносите родителю обиду, то это не так. Обиду вызываете не вы, а его гордыня, самомнение, своеволие, самовластие и другие формы беснования. Это его проблемы. Любой психолог и психотерапевт на это скажет: «Голубчик, ты же взрослый человек».
Если родители пытаются вмешиваться в семьи своих детей, то здесь нужно занимать твёрдую позицию. Как это — вмешиваться в чужую семью? Воспитывать должны отец и мать. А дедушка и бабушка могут помогать только при условии, что папа и мама их об этом просят. И только в рамках того, что они укажут.»
***
преподобный Силуан Афонский
«Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском Монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
И в другом месте этот старец как бы изображает разговор человечества с ветхозаветным Адамом. Люди говорят Адаму: «О Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля и люди забыли горе свое...»; Адам отвечает: «Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов. Пойте Богу в любви и смирении духа, ибо Господь радуется этому... А меня не трогайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже потерянный мною рай, ибо вижу славу Господню и славу святых, которые от света Лица Божия и сами сияют, подобно Ему».
Цитаты о родителях
«Для того, чтобы родиться нам нужно:
2 родителей,
4 бабушки и дедушки,
8 прабабушек и дедушек,
16 прапрадедушек и бабушек,
32 тетра-бабушек и дедушек,
64 пента-бабушек и дедушек,
128 гекса-бабушек и дедушек,
256 гепта-бабушек и дедушек,
512 окта-бабушек и дедушек,
1024 нона-бабушек и дедушек
2048 дека-бабушек и дедушек.
Всего за последние 11 поколений нужно 4094 предка, и все это примерно за 300 лет до того, как мы с вами родились! Сколько судеб, характеров? Мы чувствуем благодарность и любовь ко всем нашим предкам, потому что каждый из них в нас!
Царство Небесное им. Вечная память и наша любовь в наших молитвах!».
иерей Владислав Береговой
«Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою».
Сир.3:2-16
«Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе?».
Сир.7:29-30
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость».
Еф.6:1
«Поскольку каждое отцовство на небесах и на земле берет свое название от отцовства Бога (Еф.3:14), отцы в домашних, церковных и монашеских семьях вместе со святыми матерями призваны быть посредниками в Божьем присутствии и действиях к их детям. Об этом духовном призвании свидетельствуют таинства брака и рукоположения, а также обряды монашеского пострига и возведения в сан настоятелей и настоятельниц. Отцам заповедано не провоцировать своих детей на гнев, но любить их и воспитывать их в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4). И детям заповедано почитать своих отца и мать и повиноваться своим родителям во всем, что является благочестивым, осознавая по мере своего духовного взросления, что они в конечном счете принадлежат Божьей семье, получая свою идентичность не от своих родителей по плоти и крови, но от Бога (Еф.6:1–4; Кол. 18–21; Мф.10:34–39; 12:46–50; 23:9; Лк.15:26; Ин.1:12–13 и др.)».
Суждения Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни
Литература по теме
- Родители и дети свт. Феофан Затворник
- Родители схиархимандрит Иоанн (Маслов)
- Связь детей и родителей Н.Е. Пестов
- Взаимные обязанности родителей и детей Г.И. Шиманский
- В помощь родителям свящ. К. Пархоменко
- Родители должны вверять своих детей Богу старец Паисий Афонский
- Как может мать любить Бога сильнее, чем детей? чтец Кирилл Борисов
- О пятой заповеди свт. Петр (Могила), митр. Киевский
- Ребенок и семья сайт «Азбука воспитания»
- Неидеальные родители, или нам есть куда расти Т.Б. Крамаренко
- Обида на родителей: кто виноват, что делать? игум. Нектарий (Морозов)
- Как понять слова Христа: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... не может быть Моим учеником»
- Когда можно не слушаться старших? cвящ. Георгий Максимов
Комментировать