Педаго́гика – наука о содержании, целях, моделях и методах воспитания, обучения и образования человека; наука о целенаправленной деятельности по формированию человеческой личности.
Главный смысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви, и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.
В древнегреческом педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос.
Как в свое время писал К.Д. Ушинский: «Педагогика без Христа дело немыслимое, – без оснований позади и без перспектив впереди».
Чем христианская педагогика отличается от педагогики вообще?
Собственно говоря, педагогика подразумевает возможность различных подходов и форм воспитания воспитания человека как личности, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств.
Между тем христианская педагогика отличается от любых других педагогических направлений в корне, по существу.
Прежде всего это отличие усматривается в том, что в основе важнейших принципов христианской педагогики положены не идеи, сформулированные таким-то или таким-то учёным, пусть даже признанным, знаменитым, даже и гениальным, но нормы и требования, открытые человеку Самим Богом. В этом отношении нашим Учителем признаётся Христос (Ин.13:13).
Конечно, христианская педагогика не исключает возможности использования опыта светской педагогики, всего того лучшего, что применяется в педагогике вообще. Но и здесь, при определении, что есть лучшее, а что не есть, главным критерием служит, опять же, Божий закон.
Светская педагогика основывается на тех нравственных ценностях, принятых в том или ином обществе и субъективно почитаемые за таковые. Христианская педагогика основана на действительных нравственных ценностях, обозначенных Богом.
Как христианская, так и светская педагогика ставят главной задачей формирование личности. И, казалось бы, в этом можно усматривать сходство. Между тем при обстоятельном исследовании вопроса, что именно понимается под формированием личности, позиции последователей светской и христианской педагогики могут расходиться до крайностей.
Положим, в рамках светской педагогики формирование личности может означать формирование (в подопечном) таких личностных качеств как уверенность в собственных силах, уверенность в себе; любовь и уважение к собственной персоне. Всё бы ничего, но ведь часто под этими естественными, казалось бы, чертами скрываются: горделивая самоуверенность, самолюбие, тщеславие, эгоизм.
Христианская же педагогика под формированием личности подразумевает прежде всего раскрытие черт образа Божьего, стяжание и приумножение добродетелей, уподобление Богу. В этом и состоит смысл христианского воспитания.
Задача светской педагогики – подготовить человека к жизни в земном обществе, сделать его достойным гражданином своей страны или мира.
Задача христианской педагогики – подготовить человека не только к земной жизни в социуме, но и к вечной блаженной жизни о Господе; способствовать тому, чтобы он смог (при посредстве Божественной благодати) сделаться гражданином Небесного Отечества, наследником Царства Божьего, Царства святых.
Литература по теме
- Раздел «Православная педагогика»
- Сайт «Азбука воспитания»
- Педагог Климент Александрийский
- Православная педагогика прот. Евгений Шестун
- Повреждающая педагогика И. Медведева, Т. Шишова
- Православное воспитание как основа русской педагогики Н.В. Маслов
- Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей прот. Борис Ничипоров
- Главная цель педагогики проф. В.В. Зеньковский
- Записки по дидактике свщмч. Фаддей (Успенский)
- Православная педагогика: теория и практика А. Мельков
Комментировать