Це́нности – совокупность приоритетных духовных, культурных, этических или морально-нравственных норм, признаваемых тем или иным обществом за нравственный эталон (ср.: европейские цености, общечеловеческие ценности...).
Учение о ценностях называется аксиологией.
Существуют ли общечеловеческие ценности и как они соотносятся с христианскими?
Несмотря на существование культурных, этнических, социальных, религиозных различий, существующих между народами, государствами, отдельными людьми, есть нечто общее, что объединяет их всех в нравственном отношении: общечеловеческие ценности.
В этом нет ничего удивительного, ведь иначе и быть не может.
Единство базовых нравственных ценностей главным образом обусловлено тем, что мир (и в частности люди) создан и управляется Единым Творцом и Вседержителем, по единым законам (в том числе – нравственным).
Общность нравственных человеческих приоритетов связана с общим всем людям призванием и предназначением: богоуподоблением, богообщением (1Пет.1:16).
Все без исключения люди созданы по образу Божьему (Быт.1:26). Это значит, что все они обладают определенными чертами, сближающими их в нравственном отношении.
Естественный нравственный закон является общим для всех. Ведь он вложен в саму человеческую природу и проявляется, в той или иной мере, в каждом человеке, в голосе совести (Рим.2:15).
Уподобляясь нравственно Богу, люди уподобляются и друг другу. В этом случае естественные для них нравственные ценности становятся им более понятными и близкими.
Другое дело, что отношение людей к естественному для них следованию нравственному чувству бывает различным. Одни стремятся прислушаться к голосу совести, другие – его заглушить. Одни верят в Бога, верят в Его Откровение, другие почитают ложных пророков и учителей, верят в их ложное нравоучение.
Отсюда – различие в отношении к подлинным нравственным ценностям. Для кого-то они служат безоговорочным жизненным ориентиром, а кто-то, поддавшись влиянию греха, самостоятельно или по злому внушению назначает себе новые нравственные ориентиры.
Наиболее подробно и чисто нравственные ценности перечислены и раскрыты в христианском учении. В отличие от прочих религиозных и философских учений, содержащих налёт субъективной человеческой интерпретации и воображения, христианство отображает эти ценности так, как они представлены Самим Богом.
В строгом значении слова именно христианские (Православные) ценности следует именовать общечеловеческими нравственными ценностями, ведь Христос призвал ценить эти ценности все народы (Мф.28:19). И Именно Он, Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, даёт благодатную силу их соблюдать (Ин.15:5).
***
Мировоззрение мирского человека включает в себя те же элементы, что и мировоззрение христианина. Там и там есть дружба, семья, бизнес, отдых, вера, родители... Просто иерархия ценностей разная. У христианина на первом месте Бог, затем Его Церковь. У служителя мира, Бог на каком-то -надцатом месте. На первом месте у него материальное благополучие, успех и удовольствия. Бог нужен мирскому человеку для того, чтобы защищать от неприятностей и гарантировать будущее.
Литература по теме
- Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей Н.О. Лосский
- О понятии «ценности» С.А. Левицкий
- Ценность и личность архиеп. Иоанн (Шаховской)
- Вечные ценности человеческой жизни Л.А. Соколов
- Ценность религии свщм. Александр Туберовский
- Высшая ценность и непогрешимый критерий преп. Иустин (Попович), Челийский
- Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности архим. Платон (Игумнов)
- Истинный порядок нравственных ценностей прот. Владислав Свешников
- Семейные ценности прот. Олег Стеняев
Комментировать