Array ( [CjbAkDKtHwP] => 6Zy9VrBPund.OXSi [keyDFozNxRSsL] => [nmElI [WCvkyqDUIpe] => QnCVMW@ [DzTnYVJtR] => B4mlKRQ6 [TWtcXoaRJIVpxBz] => w.tAeap@UylxT7c [mGzDSNrCqPyJ] => 1W8tH]@sDio [ZArutVwJ] => it[2WD@qArPJlv [dmUFGvTczSAJ] => Y98qsu [MnsaVwuS] => A.]5Ze8_YN*S [mtQVRYXlAvcoaHPq] => 5rk.6[*jZi_h [AwzCjFm] => h8ijVDwtU [_cHsqCz] => WqOwL.vdoVQZ_ [kondLhu] => 06eCwSJm9z [jXVkSR-J] => @bqS4j3o [b-wpTLd] => QHmpMl [YjazLJi] => HRUGWtXQyjwfq [eONxbwUsIGV] => b8*hwC3QRZnl [UGQTlpmz] => OGFW6nz1yYLc [boKcCjygI] => 7j6ClDTk [WocnQj_lSwIP] => oORhva [OwLejNupQhJSM] => g[mx_Tse@]v [KnwR-WCVydO] => DkUPgVKo5yrCuM [koaJdFSLVNmC] => iYI9*G.8E5Kb [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [cmZELHWpGVhlxtu] => rAjqBIy [KHlodqeDAVXI] => J2U0IaRDw [jNEZdyA] => Ej46t89SYTrMFof [dGLKEgWsYFcJU_] => ncv*uJ3ZXxUm[7 [VgQsLRluNKUPoYkr] => 2d8HuCiL [xjAPkp] => xEuP*HpnBYO8Dl9 [kARoanF-TJrWq] => nx@[4KVrCYL [oPbf-kBRCcrAJ_] => rdc3bPR [eYSir_spjvxclTaP] => deSp61bEz7Bs2 [yfzvZbpsWT] => ysoahx7tBD_YeG [xf_csrf] => Sp6NRuDvbFS1F_nN [ZdcYSrkHUP] => t59YT0g_LI@H [UrTdwAVz] => Ye[msCJ0df9nG5 [FXYgOJ] => DThkcSXfjIm[* [ewGfOStmKz] => LOU_reEGWDTnI.P [BJMZUADKeboHRVwi] => 9zDmj7 [iYLsHzwxJVAh] => p.ndvNoXkaAI [mixbWsjLNlRQaM] => q.Ga0*ndEQ8vSoy [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [NTjwEdQz] => 1Mko_g [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [LuIMPNHAKoxbz] => 36c[a9I2EZfo@5RS [PVqKRAvGxgs] => 9Wq.LYBwljM [QClTgIZRzHfKr] => aUf5gMC [exXD_qpUPMy] => W7LioSytrNVw5 [TGuAkJgslEQS] => 1ExGINL [HoLqluk] => Qckg0LM* [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [ShHbuK] => XO0sd1g6 [RFdfXbEVk] => 7ZGT5z2 [detiforumcsrf] => Jttv41E6XBkbFSjy [iSTFeskBnIODqwKV] => A9XnNEhuszaMgV6G [GSmBVJze] => VOSqEa8 [UDazJFjHGt] => HWXZvhE_jD2Qr [IJ_flM-LcGujZBNs] => AtHUBrK [FbTGQZgItM] => K9Afd*@vVu [miKnqAlO_ag] => 7.NYu0[vO@DA [PYvBfeGSUVaqEZl] => ki7RsgAOM1SZN [DeRikUAuaxN] => @52z0rnQ*Oh7o]3 [nuNxqvkrQHojDFgW] => P6ufsAa [eTnhpCItd] => 2fPlnYMys6J. [MznPGiR] => 9k]sZl [VlmAQYed] => *yPMCwD0f_K42jR [V_bcRNPGh] => cOhb6n3[K*C2Q [CSuIXTp] => K5S1Jl*6.9 [PQOJLY] => 5qk_.7p [vapeTUBgjZGLf] => _ofJ1GZHhxwOp*3K [ManJewx_srW] => 2YKjoA4 [LC_xFoDgpMAIcfOJ] => bMpHtP@OsRoF [PQDlxFwLWym] => zGRlWhTvYt@._B [xwMTyRiO] => 9tNYVRsHLfXdc [UevDz_oSJ] => zlqvk1Rsj8p [cja_dwxTiKD] => @C9cAk3IzadQH [CQBDRtsGE] => y5u60Fs [tlQXUmzV] => Ge.J]lBU[ [en4_locale] => ru_RU [en4_language] => ru_RU [ZNPHPSESSID] => a5ec0809d86234b2541be0cb151e7259 [oLuBbilJyHPWI] => GndtVCbTzAWlIK [jNxGwKOVgLAI] => ksxy1N8zwJd*Qo [BTbyhAsHenKLQV] => VRmO6lbPTvFH*kY [PkLfvBCHOY] => BygolnKE [av_csrf] => E5_I9K-p4x5aRjFw [otrid] => S:wqLI3eQ9r8KprpPR2O-fBk5SLCA6mNYDYw3tY4bWM7IMAEsN-ypIAOr4ps9Hcq5fC1Ri76n2vhXraKS6u0amLiZobCPe0fTbNp2tK2GhnUo8THwPvxHy3fr8soQ8Lta-oUe4awkxgv7UW7Fae8MP4xTsNojUtfRPxRcH09RXuquKNtnHVvIURNTyI-TRC6mnHgBb0EC7a2bn5tRTf7Qbp9bv4nQ3kC1He5E= [rmcookie] => S:pfCOdcjCPDd936oqRPlNJDrpd4Mb_S2nCCKXsoBIgOMWZ2PTjrC2sZP3ik9pmZLzTF8IGNrwbu_1V9-Cys3f8AWFCbB6_K9El4SihXYgjF4bop7HyZ884i3QyRFmUH8Vpaln_FlLhVVoYfjQRL1PsuEm1EZ5z6WutnvjrRG1JHS92u9uJpBlA8mVSpOumdVQBFRccDosrxMy05hY_h23t5SIqm21YWnms59TzNqk9ZIgyMQ3qnLiSuEdPLEHCejnqg88Hn2PT5MrDn-upC0CA4zbJ8GXyhnci3jd9sGkaGd_nWccddk3Mn861kf3SpqP4MkH5LCxcc6-d3DQNbavlNwdxxmGOI1d4p_lGJwpia4Yt9Y2uvRLU0NdzMrfG2a1b-Pl-z2gPhKqFqncrI4B40tpocUJ3yI9weVCVKQefloCJZvtkmTFlqRog3UnNa1vNwGoc6a0kwr4lc3csXBONUJEQ1JwA6Kro5YLS44S3RxEzIq1Iump3UlAEmXfw2dB2co2ZzYLvSiIKxjww7cx2uqxY7uWFnTVThSIZMwjfJ1g5rz0Mnc6n54H6SRosFD7DrPTKPPTiAbQBYHvEL4cGEPO-ZFlje6Sg7pwr7XkthLnWWaJvyJa41IEQoklYgObz1wfL0k3Fhg65rs_9Bah85IxKM3aa0s= [_langs] => r )
<span class=bg_bpub_book_author>Ольга Туранская</span> <br>Профессор В.<a class='bg_hlnames' href='http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/' target='_blank' title='Василий Зеньковский, протоиерей'>В. Зеньковский</a>. Главная цель педагогики

Ольга Туранская
Профессор В.В. Зеньковский. Главная цель педагогики

(9 голосов5.0 из 5)

Русское зарубежье оставило большое наследие в виде научных трудов, которые долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика.

В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы.

Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – В.В. Зеньковский, протоиерей, профессор.

Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя.

Поскольку его отец был одновременно церковным старостой, вся семья была верующей и церковной. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киевском университете св. Владимира.

В 1920 году он уехал из страны и в эмиграции в разное время становился профессором философии Белградского университета, заведующим кафедрой экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института в Праге, заведующим кафедрой философии Парижского Православного богословского института.

В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения — Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей.

В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии. Скончался В.В. Зеньковский 5 августа 1962 г., похоронен в русской части кладбища Сент-Женевьев де Буа.

Для нас наиболее интересным в его работах является вопрос о цели воспитания, который для педагогики как искусства является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» [1, с. 50].

По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» [1, с.51].

В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии.

В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, … раскрытие пути вечной жизни» [2, с 152].

В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое — это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» [1, с. 51]. Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.

Не менее важным является второе направление — «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность» [1, с.51].

Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую, сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности.

Задача воспитания должна быть определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам – людям, которым Христос подарил свободу выбора.

Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода — это самое ценное и самое основное в нас» [1, с.53].

Зеньковский убеждает нас, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе». Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине — «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви» [1, с.55].

Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе [3, с.377].

Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь.

Воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке».

То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое [2, с. 153].

1. Зеньковский В.В., Педагогика, Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002

2. Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002

3. о. Георгий (Шестун), Православная школа, Изд-во «Воскресная школа».

Ольга Туранская

Комментировать