Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Преподобный Серафим Саровский

Само имя этого святого означает «пламенный». Действительно, он был пламенным от самого рождения. Его отец Исидор Мошнин был активным строителем православных храмов, но рано ушел из жизни и святое дело перешло в руки матери Агафьи. С детства Божественная благодать осеняла младенца, чудесно охраняя его.

Вот ребенок Серафим поднялся на высокую недостроенную колокольню. И заигравшись, не заметил отсутствия перил, поскользнулся и полетел со страшной высоты. Мать, потрясенная увиденным, почти не замечая ступеней колокольни, сбежала вниз, ожидая увидеть мертвое тельце любимого чада.

О, чудо! Серафим спокойно играл на земле.

А в другой раз заболел ребенок. Долго мучился он в постели, взрослые потеряли надежду на выздоровление. Но вот во сне Сама Пречистая явилась к Прохору (так до монашества звали будущего подвижника), и дело быстро пошло на поправку.

Он с раннего детства посещал все богослужения, приходил в церковь первым и неподвижно стоял, упиваясь благодатными словами певчих и чтецов, славящих Господа. Отрок последним выходил их храма. Мать замечала стремление сына к монашеской жизни, его постоянное чтение священных книг, горячие долгие молитвы и дела милосердия.

В 19 лет юноша объявил матери о своем желании уйти в монастырь. Родительница приветствовала его духовные планы. Перед окончательным шагом Прохор побывал в Киево-Печерской Лавре. Он преклонял колена пред нетленными мощами святых подвижников, прося благословения на монашеский подвиг.

Сходил он и к Досифею-затворнику. «Иди, чадо Божие, и пребудь в Саровской обители. Да спасешься в месте этом душою своею», — благословил старец.

Вернувшись домой, Прохор еще некоторое время был с матерью. Она благословила его медным крестом, и девятнадцатилетний юноша, оставив все, связывающее с миром, шагнул в Саровский монастырь.

Так жизнь началась заново…

В 28 лет Прохор был пострижен в монахи с именем Серафима, а вскоре рукоположен во иеродиакона.

Однажды во время Литургии, когда он произнес «и всех и вся», обернувшись лицом к народу, Серафим был потрясен. Он увидел Самого Господа Иисуса, идущего по воздуху. Вот Христос подошел к алтарю и, оглянувшись, благословил присутствующих. Затем Господь вошел справа от алтаря в Свою икону. Изумленный и растерянный, Серафим стоял, онемев.

Через некоторое время, рукоположенный во иеромонаха, он продолжал служить и причащаться ежедневно.

Стремясь к еще большим подвигам, иеромонах Серафим с благословения настоятеля удалился в дебри местного леса и построил себе келью. Началась его изумительной высоты подвижническая жизнь, равная делам великих святых древнего мира. Тысячу дней и тысячу ночей преподобный стоял на камне, преклонив колена, непрестанно повторяя: «Боже, милостив буди мне, грешному». Днем подвижник на камне простаивал у себя в келии, лишь на краткое время отвлекаясь, чтобы вкусить скудную пищу. Ночью Серафим уходил в глубь леса и продолжал свое молитвенное дело, опять стоя на камне.

Современный ему подвижник — Марк говорил, что подвиг Серафима Саровского выше человеческих сил. Его сравнивали с Симеоном Столпником, жившим в 4-м веке. Этот святой в течение длительного времени стоял на одной ноге у себя на столбе, непрестанно повторяя молитвы.

Прошли тысяча дней и тысяча ночей. Серафим стал Ангелом во плоти. Часто приходивший к нему подвижник Марк заставал преподобного настолько углубленным в молитву, что святой не слышал обращенных к нему слов. Простояв час, Марк уходил, не желая отрывать от молитвы своего друга.

Демоны нападали на святого. Сейчас бы их назвали инопланетянами. Однажды, когда Серафим молился, они, выломав дверь келии, вместе с косяком бросили к его ногам громадную деревянную корягу. Впоследствии шесть монахов с трудом вынесли ее во двор. Но даже это не смогло оторвать подвижника от горячей молитвы.

Временами страшные крики за окном сотрясали лес. Демоны-«инопланетяне» как бы разваливали келию святого. Но стоило перекреститься подвижнику, все сразу исчезало.

Как-то крестьяне соседней деревни, решив, что преподобный Серафим, к которому приходила масса посетителей, очень богат, решили ограбить его. Когда подвижник рубил дрова в лесу, злодеи, подойдя, стали требовать у него денег. Преподобный обладал богатырской силой и, имея в руках топор, легко мог бы справиться с врагами. Но вспомнились ему слова Спасителя: «…все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). Святой бросил топор в сторону. «У меня нет денег», — сказал он разбойникам. В ответ получил удар в голову. Теряя сознание, Серафим упал, и злодеи стали топтать и избивать его ногами. Затем, связав, приволокли к келии и, посчитав умершим, бросили. Ворвавшись в келию, они обнаружили в ней икону и пенек, который служил преподобному, а дением. Ничего не найдя, воры ушли.

Лишь к утру придя в себя, окровавленный и избитый, преподобный дополз до монастыря. Монахи не надеялись на выздоровление Серафима. Громадные повреждения позвоночника и черепа, потеря крови, нарушения внутренних органов не предвещали ничего хорошего. Долго преподобный лежал и, как только прояснялось сознание, усердно молился. А однажды, будучи в легкой дремоте, он увидел входящую в келию Пречистую Пре- благословенную Богородицу в сопровождении Иоанна Богослова — Крестителя Господня — и Ангелов. В это время у кровати задремавшего больного стояли врачи, обсуждая его дальнейшее лечение. «Зачем они здесь?» — обратилась Пречистая к не слышащим Ее докторам. «Этот от нашего рода», — сказала Богородица, взглянув на больного Серафима.

Проснувшись, он почувствовал изумительный прилив физических сил. К вечеру больной поднялся и стал продолжать свои великие подвиги. Бандиты вскоре были пойманы, но преподобный заявил, что если они будут наказаны, то он уйдет из Сарова в далекие леса. Разбойников не тронули. Но случилась гроза, и молнией зажгло дома несчастных злодеев. Они стали погорельцами и пришли с покаянием к Серафиму Саровскому.

Каждый раз, когда святой безмолвствовал у себя в келии, послушник приносил ему еду. Если святой оставлял на скамье кусочек хлеба, то в следующий раз ему приносили хлеб и так далее. Своей очень скудной едой Серафим Саровский делился с птицами и животными леса. Несколько месяцев Серафим Саровский питался только сушеной травой под названием снитка. К святому приходил медведь. Тот гладил его и позволял гладить зверя своим посетителям. Когда преподобный, слегка ударяя медведя рукой, говорил ему: «Уходи», тот поднимался и отправлялся в лес.

Однажды святой целую неделю ничего не ел и не пил, а лишь горячо молился, прося, чтобы Господь показал ему Небесные Обители, о которых повествует Евангелие. Впоследствии он рассказывал духовным детям, что будучи вознесен в Райские Селения, видел такую неизреченную славу, Торжество и Величие Господне и святых, что советовал близким: «Чада, вечное торжество в раю столь велико, столь чрезвычайно и столь неописуемо, что если бы для получения его потребовалось всю жизнь провести в комнате, наполненной червями, то немедленно нужно соглашаться, лишь бы наследовать его».

Преподобный предсказывал, что о кончине его узнают по пожару. В передней келии он держал грубый дубовый гроб, рядом с которым зажигал свечи и часто молился. А однажды проходивший мимо келии монах заметил выходящий из нее дым. Святой стоял на коленях перед иконой Царицы Небесной, а свеча в его деревянном подсвечнике догорела, и пламя потихоньку переползало на стол. Вначале в густом дыму преподобного даже не заметили. Когда же дым рассеялся, увидели, что подвижник стоял на коленях, предав свою душу в руки Господни.

Серафим Саровский всю жизнь был преисполнен духовной радости. Он учил: «Чадо! Приобрети мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Святой в течение всей жизни приветствовал приходящих словами: «Христос воскресе!». Это была искренняя глубокая радость души подвижника, исполнившего повеление Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…» Бога (1 Фес.5:16-18).

В годы советских лихолетий прославленные чудесами мощи святого вдруг исчезли. Об этом было много предположений. Но с духовным потеплением в стране они как бы воскресли, о чем преподобный предсказывал, когда был еще жив. Оказывается, мощи святого были запрятаны православным христианином, и многие десятилетия скрывались в его комнате на шкафу. Воскресшие и явившиеся нетленные мощи подвижника Патриарх Алексий на время поместил в Елоховском соборе г. Москвы.

Господь сподобил меня величайшей милости Своей преклонить там колена перед святейшими останками великого вселенского подвижника.

Ныне нетленные его мощи перенесены в Дивеево, в женский монастырь, основанный им при жизни. Надеюсь, что драгоценнейшая и святейшая частица этих мощей вскоре будет и в нашей Запорожской епархии.

Заступничеством всегда радостного и постоянно молящегося ко Господу и Пречистой о нас Серафима Саровского милосердный Господь да научит нас любить Бога и людей, и достойно пройдя земное поприще, наследовать ту Райскую Обитель, в которой преподобный побывал, еще живя здесь на земле.

Аминь.

Комментировать