- Праздник Рождества Христова
- Святое Богоявление, Крещение Господне
- Блаженная Ксения Петербургская
- Сретение Господне
- Вселенская Родительская суббота
- Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде
- Прощеное воскресенье
- Великий пост
- Чин Пассии
- Сорок мучеников Севастийских
- Крестопоклонная неделя
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Архангел Гавриил
- Мария Египетская
- Вход Господень в Иерусалим
- Страстная седмица
- Пасхальное послание верным чадам Украинской Православной Церкви Запорожской епархии
- Поминовение усопших
- Святые жены-миросицы
- Неделя о расслабленном
- Исцеление бесноватой
- Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец
- Вознесение Господне
- Святая Троица. Пятидесятница
- Памяти всех святых
- Петров пост
- Рождество Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
- Первоверховные Апостолы Петр и Павел
- Равноапостольный Великий князь Владимир
- Преподобный Серафим Саровский
- Пророк Илия
- Пантелеимон Целитель
- Преображение Господне
- Успение Пресвятыя Богородицы
- Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
- Воздвижение Животворящего Креста Господня
- Пророк Иона
- Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
- Дмитриевская Родительская поминальная суббота
- Праздник Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных
- Рождественский пост
- Введение в Храм Пресвятой Богородицы
- Великомученица Екатерина
- Апостол Андрей Первозванный
- Притча о званых на брачный пир
- Полный текст
Рождество Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна
Сегодня мы будем о вами говорить о празднике в честь Иоанна Крестителя, который ежегодно приходится на седьмое июля. Иоанн Креститель Церковью прославляется несколько раз в году, что свидетельствует о его величии и святости. Сам Иисус Христос сказал об Иоанне, что из рожденных женщинами нет никого больше Иоанна Крестителя (Мф.11:11).
За два года до Рождества* Христова в еврейской семье, в Палестине, в двух часах ходьбы от Иерусалима, в г. Хевроне жили благочестивые родители Иоанна: Захария и Елисавета. Они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям Господним. Захария был священником Иерусалимского храма.
У них не было детей, и так оба состарились. У евреев отсутствие детей в семье считалось признаком тяжкой греховности родителей, и бездетные семьи подвергались насмешкам, унижениям и даже притеснениям.
Однажды Захария в порядке своей очереди, по жребию, как было принято среди священников, совершал богослужение в Иерусалимском храме и вошел в него для каждения. Снаружи молилось множество народа. И вот перед жертвенником Захария увидел Ангела. Это смутило и испугало старца, так как по народным убеждениям того времени явление Ангела предвещало скорую смерть. Но Ангел сказал ему, что молитва его и его жены о даровании им чада услышана Богом, и Елисавета родит сына, которого назовут Иоанном, и будет радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются, и многих обратит он к Господу Богу (Лк.1).
Захария усомнился и не поверил Ангелу: «…я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк.1:18). Исполнение слов твоих невозможно.
На это Ангел ответил старцу: «…я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан … благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим…» (Лк.1:19-20).
Захария задержался в храме, и народ удивлялся этому. Когда же он вышел, то был немым, и люди догадались, что он имел видение. По окончании дней своего служения Захария возвратился домой.
Зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: «…так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк 1:25).
И вот настал срок Елисавете родить, и она родила сына, и возрадовались родственники ее и соседи, что Господь возвеличил праведницу, избавив ее от поношения окружающих. По закону иудейскому, на восьмой день после рождения пришли обрезать ребенка, и положено было дать ему имя. Хотели назвать именем отца, но Елисавета воспротивилась. Тогда обратились к Захарии, и он, взяв дощечку, написал: «Иоанн имя ему». Пришедшие удивлялись, так как у евреев существовала традиция называть ребенка именем одного из предков семьи. Уста онемевшего отца отверзлись, и Захария, осененный благодатью Святаго Духа, стал пророчествовать, говоря, что рука Господня будет с младенцем сим, и он станет Предтечею Христа, то есть будет идти с проповедью Евангелия перед Иисусом, подготавливая людей к принятию Мессии (Лк 1:57-79).
Как повествует Евангелие, через полгода после рождения Иоанна явился в мир Господь Иисус Христос.
В то время в Иудее царствовал Ирод, человек крайне жестокий и развратный, сменивший более десяти жен и предавший смертной казни большую часть из своих семидесяти шести родственников в основном за то, что кто-то из них небрежно посмотрел на царя или сказал что-то не понравившимся Ироду тоном. Ирод напугался Рождеству Христову, так как волхвы, пришедшие поклониться Иисусу, назвали ребенка Царем Иудейским и, следовательно, соперником Ирода по престолу
Не имея возможности обнаружить младенца Иисуса, царь приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, где находился Христос. Но, предупрежденная Ангелом, Пречистая Дева бежала в Египет с Иосифом Обручником и новорожденным, а Иоанна Крестителя, по преданию, его мать унесла в пустыню, где он воспитывался, возможно, в обществе так называемых ессеев.
Далее Евангелие повествует, что в пятнадцатый год царствования римского императора Тиберия Господь направил Иоанна в города и села Палестины крестить людей и проповедовать о скором явлении в мир Самого Сына Божия Иисуса Христа. Тогда приходили к Иоанну Крестителю мытари, сборщики налогов в пользу Римской империи, и спрашивали: «Как нам жить, чтобы не погибнуть?» Креститель отвечал, чтобы они собирали дань по закону и не брали больше, чем положено, в свою пользу. Воины опрашивали: «Что нам делать?» И им говорил: «…никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (а по законам римским тот, кто предал человека в тюрьму, получал часть имения осужденного, остальная же часть шла в пользу римского императора). Обращавшихся к нему лицемерных фарисеев Иоанн призывал не просто покаяться, а принести плоды покаяния, то есть на деле показать свое исправление (Лк.3:13-14).
Эти слова величайшего проповедника мира Иоанна Крестителя для нас чрезвычайно важны. Все мы любим добрых, скромных людей. Мы восхищаемся поступками благодетелей. Мы умиляемся, глядя на человеческие добродетели. Но как трудно нам самим побороть собственную гордыню, так часто порождающую в обществе конфликтные ситуации, доводящую людей до скандалов, драк и даже убийств и тюрем.
Великий проповедник действенного покаяния Иоанн Креститель зовет нас, просит нас, умоляет нас в Святом Евангелии исправить свои кривые жизненные пути, научиться прощать и любить. А ведь мы, друзья, подчас даже не знаем, что такое любовь. Но Священное Писание дает нам исчерпывающую характеристику этой святой добродетели. «Любовь, — говорится в нем, — долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит» (I Кор.13:4-7).
Друзья, эту добродетель может дать нашим сердцам Господь. Горячо будем просить Его об этом днем, ночью, во время работы, и как можно чаще и больше, и поверьте, что молитвами Предтечи Господня Иоанна ваше сердце наполнится сей великой добродетелью, и любовь окружающих людей пребудет с вами во все дни жизни вашей.
Аминь.
Комментировать