Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Святая Троица. Пятидесятница

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

День Святой Троицы — один из самых торжественных право- 11 славных праздников. Время от Пасхи до этого дня называется днями Пятидесятницы, а сам пятидесятый день — днем Святой Троицы. Праздник этот совершался и в ветхозаветной Церкви. Господь наш Иисус Христос за десять дней до этого вознесся на небо, а перед этим Он заповедал Апостолам не покидать Иерусалим и ожидать сошествия на них Бога Духа Святого.

Апостолы все десять дней находились в Иерусалиме. В праздник около ста двадцати человек собрались для молитвы в Сионской горнице (комнате). Неожиданно поднялся страшный шум, как от ураганного ветра, и над каждым из присутствующих появилось огненное пламя. Все исполнились духа радости, мира, торжества и прозрения. Разум их неожиданно посветлел, и они стали говорить на различных языках мира.

В эти дни на праздник в Иерусалим, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, прибыло из разных мест около миллиона исповедующих иудейскую религию. Тогда не было современных развлечений и любое из ряда вон выходящее событие привлекало толпы людей.

Шум в Сионской горнице услыхали многие и бросились выяснять, что там случилось. Прильнув к дверям и окнам и услышав громкий разговор Апостолов, люди дивились, узнав родную речь. Ведь они пришли из разных мест и говорили на разных языках.

И вот Апостол Петр, поднявшись на плоскую кровлю дома, чтобы его все видели и слышали, стал говорить, казалось бы, простые слова о Христе. Но от них излился такой изобильный поток Божественной силы и благодати, что около трех тысяч людей, собравшихся у дома, уверовали в Христа Иисуса как в Сына Божия (Лк.2:1-21).

Что же означал в те ветхозаветные времена праздник Пятидєсятницы? Еврейская Пасха отмечалась в честь освобождения народа от страшного египетского рабства, его чудесного исхода из Египта.

Когда шестисоттысячная толпа евреев, покидавшая страну своих мучений, приблизилась к Чермному (т.е. Красному) морю, и по молитве Моисея воды расступились, евреи прошли посуху и были спасены, а преследовавшее их войско фараона утонуло в волнах внезапно обрушившегося на них моря. Этот праздник евреи назвали Пасхою, вернее «Песах», что означало посох, который держали все мужчины, вышедшие из Египта в свое сорокалетнее блуждание по пустыне в поисках земли обетованной — Палестины.

На десятый день громадный еврейский табор подошел к горе Хориву, у подножия которой и расположились в так называемых кущах — палатках из ветвей растущих там деревьев. Моисей же, поднявшись на гору, после сорокадневного строгого поста получил от Господа каменные плиты (скрижали) с чудесно начертанными на них всемирно известными десятью заповедями (Исх.34:28).

В воспоминание этого замечательного события евреи ежегодно, в десятый день после Пасхи, выходили из своих домов и поселялись в кущах. Торжественно читались и пелись псалмы Давида, вкушалась ритуальная пища. Господу было угодно, чтобы именно в этот день сошел на Апостолов Дух Святый в виде огненных языков.

Известно, что для приобретения знаний люди много лет учатся в школах, институтах, пишут научные труды, защищают диссертации. В результате они даже могут предположительно предсказывать будущее на несколько десятилетий вперед, говорить о возможностях изменения климата, об исчезновении видов животных и растений, вычислить астрономические изменения: затмения Луны и Солнца, прохождение комет и т.п.

Апостолы же, будучи неграмотными рыбаками-евреями, после сошествия на них Духа Святого предсказывали изменения во всей Вселенной вплоть до второго пришествия Спасителя. В Евангелии приводятся изложенные ими слова Христа, что тогда солнце померкнет, луна не даст света, свод небесный поколеблется, вода из океанов, морей, рек и озер испарится, вся природа изменится. Будет новое небо и новая земля. Пророчества Апостолов касаются и всех важнейших событий будущей истории человечества.

Что же произошло с Апостолами? Бог Дух Святый в виде огненного пламени вошел в каждого из них, и они стали первыми архиереями Церкви Христовой. Через возложение рук на последующих достойных людей Апостолы передавали этот огонь, и последние становились тоже архиереями, передавая, в свою очередь, его священникам и диаконам. До нашего времени сохраняются имена рукоположенных епископов, начиная от Апостольских времен. Благодать передавалась, как пламя от одной свечки к другой, третьей и так далее, причем, первая не утрачивала своего огня.

В нашей стране есть конфессия, членов которой мы уважаем как полноправных граждан Украины, но цепь благодатного огня, идущего от Апостолов, у них прервана, и они сами это признают. В истории этой конфессии — Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (ныне возглавляемой Патриархом Владимиром /Романюком/ и Митрополитом Филаретом) был момент, когда из-за полного отсутствия у них епископов, простые миряне, то есть люди, не получившие по цепи рукоположений от Апостолов благодатного огня и не имеющие никакого законного, канонического права рукополагать кого- либо в архиереи, возложили руки на некоего Иоанна Липковского и провозгласили его епископом. По Апостольским же правилам, во епископа рукополагают два или три епископа, но не миряне и не простые священники. Сами члены автокефальной церкви Киевского патриархата не отрицают этого исторического факта и того, что в результате цепь рукоположений от Апостолов у них нарушена.

Тем не менее, как считает наша Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом), принадлежащие к Киевскому патриархату заслуживают свободы вероисповедания и имеют право носить любое название, пусть даже название православных. Наша Вселенская Каноническая Православная Церковь стремится жить в мире и добрососедстве со всеми чадами Божиими: баптистами, иеговистами, автокефалистами Киевского патриархата, а также с людьми, не исповедующими никакой религии.

Однако мы больше жизни дорожим благодатным огнем Духа Святаго, дошедшего до нас со дня Пятидесятницы по цепи архиерейских рукоположений, и отступить от этого считаем равносильным отказу от своей веры, что для нас невозможно.

Этот благодатный огонь действует во всех Таинствах нашей Канонической Православной Церкви, имеющей тысячелетнюю историю: в Причастии, Исповеди, Соборовании болящих, Венчании, Крещении и других. Имеются тысячи всем известных православных примеров, когда при соборовании смертельно больных людей под действием благодатного огня, носителями которого являются наши православные священники, эти больные поднимались и выздоравливали. Этот огонь пребывает во всех наших священнодействиях. Он охраняет от демонических напастей, помогает в болезнях и скорбях. Удивительно быстро Бог Дух Святый приходит на помощь к тем, кто с любовью пронизывает Его.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и Причастие Святого Духа да пребудут с вами и вашими близкими, дорогие мои запорожцы, во все дни жизни вашей.

Аминь.

Комментировать