- Учение о пресуществлении в Священном Писании
- Учение о пресуществлении в ранний период и у отцов Церкви византийского периода
- Изложение учения о пресуществлении в связи с протестантскими лжеучениями о Евхаристии
- Свидетельства, доказывающие реальность пресуществления
- Как следует относиться к свидетельствам о видении закалаемого на литургии младенца? Означает ли это, что Христос умирает всякий раз на литургии?
- Не представляет ли практика потребления Евхаристических Даров акт каннибализма?
- Цитаты о пресуществлении хлеба и вина
Пресуществле́ние хлеба и вина – богословское понятие, характеризующее образ преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии, подчеркивающее изменение их сущности, с сохранением лишь видимых признаков: формы, цвета, вкуса, запаха...
В Православном богословии термин «пресуществление» используется наряду с термином «преложение».
Важность учения о пресуществлении состоит в том, что оно подчеркивает реальность изменения хлеба и вина в подлинные Тело и Кровь Христовы. Причащение верующих Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина самым тесным образом соединяет их с Живым Богом. В Евхаристических Дарах Господь Иисус Христос пребывает и душой, как Человек, и Божеством, как Бог. Тот факт, что после пресуществления хлеба и вина в Чаше находятся Тело и Кровь Христовы, не противоречит учению Церкви о том, что Христос, как Человек, находится превыше Небес, «одесную Отца».
Учение о пресуществлении в Священном Писании
В Новом Завете есть множество указаний на то, что слова о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа в Таинстве Евхаристии следует понимать буквально. В беседе с народом, описанной в Евангелии от Иоанна, Иисус Христос впервые затрагивает эту тему. Он говорит о Себе, как о Хлебе жизни в таких выражениях, которые многих Его слушателей повергли в недоумение: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий (τρώγων, букв. поедающий) Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:51-57). Неудивительно, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66).
На Тайной вечери Христос «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-28). Святой апостол Павел пишет о реальности приобщения верующих Телу и Крови Христовым: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор.10:16). Недостойное отношение к потребляемым Святым Дарам грозит наказанием от Бога (1Кор.11:27-30).
Учение о пресуществлении в ранний период и у отцов Церкви византийского периода
Важнейшим памятником христианской письменности в период «мужей апостольских», указывающим на высочайшую значимость Евхаристии и на Евхаристические Дары как на Плоть и Кровь Христову, являются послания сщмч. Игнатия Богоносца († 107). Так, обличая еретиков (вероятно, докетов, отрицавших реальность воплощения Сына Божия), св. Игнатий писал: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей Благости» (Послание к смирнянам, 7). Он же называл Евхаристию «врачевством бессмертия». Вот его слова: «Повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе» (Послание к Ефесянам, 20.)
Согласно мч. Иустину Философу († ок. 166), Евхаристические Дары тождественны «Плоти и Крови воплотившегося Иисуса». Об этих Дарах он говорил, в частности, следующее: «Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание ваша кровь и плоть, есть – как мы научены – плоть и кровь того воплотившегося Иисуса» (Первая апология, 66).
Сщмч. Ириней Лионский († ок. 202) также верил, что Евхаристические Дары тождественны историческим Телу и Крови Господа Иисуса Христа. О еретиках, считавших тварный мир произведением злого творца, он писал: «Каким образом они могут говорить, что тот Хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, и Чаша есть Кровь Его, когда утверждают, что Он Сам не есть Сын Творца мира, т. е. Слово Его, чрез Которое дерево приносит плоды, текут источники, “земля дает сперва зелень, потом колос, наконец полное зерно в колосе” (Мк.4:28)?» (Против ересей. IV, 18 (31). 4).
Во второй половине IV века такими выдающимися богословами и проповедниками, как святители Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, были созданы большие циклы огласительных бесед, в которых вопросам о Таинстве Евхаристии отведено значительное место. Эти отцы Церкви подчеркивали, что Евхаристические Дары только чувствам представляются хлебом и вином, тогда как взору веры они являются как подлинные Тело и Кровь Христовы.
Особенно много и подробно проповедовал о Евхаристии свт. Иоанн Златоуст. Его даже иногда называют «учителем Евхаристии». О пресуществлении он учит детально и ясно, хотя и не использует этот поздний термин. Происходящее в Евхаристии изменение хлеба и вина святитель передает словами: «освящать» (ἁγιάζω), «претворять» (μετασκευάζω, μεταῤῥυθμίζω), «творить» (ποιέω).
«[Христос] сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? – и от того не смутились. (Ведь когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись). Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. С этою-то целью Он и пил сам собственную кровь» (Беседы на Евангелие от Матфея, 82).
«Будем поступать так и в таинствах, обращая внимание не только на внешнее, но содержа в уме своем слова Христа, ибо Его слово непреложно, а наши чувства легко обманываются… Поэтому когда Христос говорит: Сие есть Тело Мое, убедимся, будем верить и смотреть на сие духовными очами» (Там же).
«Сколь многие ныне говорят: хотел бы я видеть лицо Христа, Его внешность, одежду, обувь! Но вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе Самого Себя, и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь» (Там же).
«Это Тело Он дал нам для обладания и ядения, чем и показал сильную любовь; ведь кого мы сильно любим, того часто и угрызаем» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 24).
«Чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание» (Беседы на Евангелие от Иоанна, 46).
Подробно учил о Евхаристии также свт. Григорий Нисский. По его словам, хлеб и вино становятся Телом и Кровью в результате освящения, «прямо претворяясь в Тело посредством слова, как сказано Словом: Сие есть Тело Мое» (Большое огласительное слово, 37). У св. Григория затрагивается ещё один очень важный вопрос относительно пресуществления: почему в Евхаристии мы видим хлеб, а не плоть? Святой отец объясняет это милосердием и снисхождением Бога к немощи человеческой, так как в противном случае вид плоти мог бы вызвать у человека чувства страха и ужаса. Это замечание очень важно и говорит в пользу веры св. Григория в пресуществление.
Свт. Кирилл Александрийский († 444) в связи с его полемикой с Несторием, который, в частности, отрицал изменение природы евхаристических хлеба и вина, писал: «Мы совершаем в церквях святую и животворящую, и бескровную Жертву с верой не в то, что предлежащее [Тело], а равно и честная Кровь – это тело одного из нас, обычного человека; но, напротив, принимаем их как Тело и Кровь, ставшие, конечно, собственными Слову, порождающему все. Ведь обычная плоть не может оживотворять, и свидетель этому – Сам Спаситель, говорящий: Плоть не пользует нимало, дух животворит. А поскольку плоть стала собственной [Плотью] Слова, то она и мыслится, и является животворящей – как говорит Сам Спаситель: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Поскольку же Несторий и его единомышленники безрассудно разрушают силу этого Таинства: поэтому и весьма справедливо предложено анафематство» (PG. 76. Col. 312).
Прп. Иоанн Дамаскин († до 754), чей труд «Точное изложение православной веры» содержит подлинный синтез святоотеческого учения, также затрагивал вопрос об изменении природы хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Он категорически отвергает понимание Св. Даров как только символа: «Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа – да не будет! – но само обоженное Тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть Мое, не образ тела, но тело; и не образ крови, но кровь» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 13 (86)). На вопрос о том, как именно происходит это изменение, прп. Иоанн отвечает двояко. С одной стороны, он указывает, как и многие святые отцы, на то, что это – такая же тайна, какой является и Боговоплощение, а с другой – приводит предложенную еще свт. Григорием Нисским аналогию между преложением хлеба и вина с водой в тело и кровь человека, принимающего их в пищу, и евхаристическим изменением хлеба и вина с водой в Тело и Кровь Христовы: «Если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком, и из чистых и беспорочных кровей Святой Приснодевы бессеменно осуществил для Себя плоть; то ужели Он не может сделать хлеб Своим Телом и вино и воду – Своею Кровью?» (Точное изложение православной веры, кн. 4, гл. 13 (86)).
Изложение учения о пресуществлении в связи с протестантскими лжеучениями о Евхаристии
Термин «пресуществление» в связи с Евхаристией впервые в православной богословской литературе встречается у свт. Геннадия Схолария, патриарха Константинопольского († 1472/73) в его гомилии «О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа». Впоследствии этот термин будет неоднократно использоваться в богословских сочинениях и соборных исповеданиях веры в связи с полемикой с протестантами.
Прежде всего, православные и католические богословы спорили с лютеранами и кальвинистами (реформатами), поскольку последние, среди прочего, искажали древнее церковное учение о Евхаристии. Лютеране учили только о невидимом присутствии Спасителя в Евхаристии, а именно: в хлебе, с хлебом и под хлебом. Кальвин считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия духовно. Однако позднее реформаты стали воспринимать вещество причастия как хлеб и вино, которые являются символами, указывающими на крестную смерть Иисуса Христа и совершенное Им Искупление. Такое понимание восприняли баптисты, большинство пятидесятников и многие другие неопротестанты.
Православное учение о пресуществлении раскрыто в исповеданиях веры соборов XVII века. В 17-м определении исповедания веры Иерусалимского собора 1672 года говорится: «Мы веруем, что в этом священнодействии присутствует Господь Иисус Христос. Он присутствует не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, или вохлеблением, так, чтобы Божество Слова ипостасно соединялось с евхаристическим хлебом предложения, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается (μεταβάλλεσθαι), пресуществляется (μετουσιοῦσθαι), претворяется (μεταποιεῖσθαι), преобразуется (μεταῤῥυθμίζεσθαι) в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы и Богородицы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога и Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая излилась на Кресте за жизнь мира (ср. Ин. 6:51). Также [веруем], что после освящения хлеба и вина уже не остается сущность хлеба и вина, но сами Тело и Кровь Господни под видом и образом хлеба и вина, или, другими словами, под видами (συμβεβηκόσιν) хлеба и вина».
В связи с этим утверждается, что «Телу и Крови Господней в таинстве Евхаристии, нужно воздавать особенную честь и поклоняться латрически (как Богу – прим. ред.). Потому что Господу и Телу и Крови Господней [подобает] одно и то же поклонение».
Вопреки учению некоторых протестантов, в данном исповедании веры утверждается, что «пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание». Одновременное совершение многих литургий в разных храмах, как и раздробление Св. Даров, не приводит к разделению единого Тела Христова. Тело Господа, находящееся на небесах, не спускается на жертвенники, но «хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым».
Пресуществленные Дары никогда не перестают быть Св. Дарами, так что Тело Господа «и до употребления после освящения, и в самом употреблении, и после этого, оно во всех отношениях является истинным Телом Господним». В данном исповедании веры также особо отмечается, «что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господню, (поскольку это совершенно непостижимо и немыслимо [для всех], кроме самого Бога, а те, кто воображает, что постиг это, невежественны и нечестивы). Это слово означает только то, что хлеб и вино после освящения прелагаются в Тело и Кровь Господню», в том смысле, как это описано выше.
В «Православном исповедании Кафолической Апостольской Церкви Восточной» (одобрено Ясским собором 1642 г., Константинопольским синодом 1643 г., Иерусалимским собором 1672 г.) излагается кратко то же учение и дается ответ на вопрос о том, почему Тело и Кровь скрыты от взора под видами хлеба и вина. Во-первых, ради того, чтобы иметь заслугу веры, благодаря доверию словам Христа (Мф.26:26-28). Во-вторых, ради естественного отвращения человека к вкушению сырой плоти, чтобы это не стало препятствием к соединению со Христом.
Последним Поместным Собором XVII века, направленным против последователей кальвинистского богословия Евхаристии, стал Константинопольский Собор 1691 года. В томосе данного собора осуждается отрицание сущностного изменения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа, утверждается равнозначность терминов «пресуществление» и «преложение», а также налагается анафема на тех, кто отрицают слово «пресуществление» или возводят на него хулу. Вскоре после Собора его томос был прислан в Москву, переведен на славянский язык и включен в состав догматического послания патриарха Московского Адриана, вошедшего в официальный полемический сборник «Щит веры».
Впоследствии термин «пресуществление» употребляли греческие и отечественные богословы, в том числе прославленные в лике святых. Учение о евхаристическом пресуществлении кратко излагается в «Пространном христианском катихизисе», одобренном Святейшим Синодом в XIX веке.
Свидетельства, доказывающие реальность пресуществления
В церковной истории представлено достаточное количество свидетельств (Свидетельства Божии о реальности евхаристического преложения), которые демонстрируют истину пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Обычно эти рассказы включает в себя такие элементы, как видение (ощущение) человеческих плоти и крови, либо видение закалаемого младенца. Одним из наиболее известных свидетельств является рассказ о Ланчанском чуде. Существование таких прецедентов в церковной практике привело к необходимости составления особых инструкций для священника.
В «Известии учительном» содержится следующее предписание священнику: «Если после освящения хлеба или вина будет явлено чудо, т.е. вид хлеба покажется в виде плоти или младенца, вино же в виде крови, и если вскоре не изменится этот вид, т.е. снова не покажется вид хлеба или вина, но останется неизменным, то иерей никак не должен этим причащаться. Так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. Иерей же должен взять другую просфору (если изменится вид только хлеба) и, как было указано, все положенное по проскомидии над агнцем совершить и приготовить святой агнец и, отложив и сохранив претворенный чудом Агнец, начать с молитвы: С сими и мы блаженными Силами… и все по порядку совершить (над чашей же ничего не повторяет). Если же и в чаше вид вина изменился в кровь, то, вылив ее в другую чашу или приличный сосуд, вольет в чашу вино, произнеся все положенное по проскомидии, и обычно ее освятит. И, причастившись, совершит службу. Если вскоре хлеб, принявший вид мяса или младенца, снова примет свой прежний вид, или в чаше, где была видна кровь, снова будет явлен обычный винный вид, то иерей, не закалая другого агнца и, не вливая другого вина в чашу, должен этим причаститься и совершить службу. Так как это есть истинные Тело и Кровь Христовы».
Обязанность заменить вещества для Таинства при совершении чуда не следует рассматривать как аргумент против пресуществления. Это говорит лишь о том, что чудо произошло по неверию священника, а Евхаристию следует совершать в обычном порядке и не вводить в смущение людей.
Как следует относиться к свидетельствам о видении закалаемого на литургии младенца? Означает ли это, что Христос умирает всякий раз на литургии?
Эти видения следует рассматривать как чудо, демонстрирующее жертвенный характер Евхаристии. Христос умер, принеся Себя в жертву, только однажды (см. Евр.9:28), и литургия возвращает нас всякий раз к той самой однократной жертве Христа. Именно в этом смысле следует понимать учение, изложенное в одном из тропарей канона из последования ко причащению: «Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащаюшияся».
Не представляет ли практика потребления Евхаристических Даров акт каннибализма?
Нет, не представляет.
- Мы причащаемся прославленных Тела и Крови Христовых. На литургии не происходит убийства и вкушения мертвого тела. Происходит таинственное соединение с живыми и животворящими Телом и Кровью Спасителя.
- Господь, пребывая в духовном мире, не терпит телесного ущерба от того, что христиане принимают хлеб и вино, пресуществлённые в Тело и Кровь Христовы.
- Христос Сам заповедал нам такой способ соединения с Ним. Это Его установление, а не наше.
Цитаты о пресуществлении хлеба и вина
«Еще верую и мудрствую, совершатися в Божественней литургии пресуществлению Тела и Крове Христовы, яко восточнии и наши российстии учителие древнии учат, наитием и действом Святаго Духа, чрез призывание архиерейское или иерейское, в словесех к Богу Отцу молительных: «Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего» и прочая».
Чин исповедания и обещания архиерейского (параграф сохранялся до 1901 года)
«В то время как исторические Церкви – Православная, Римско-Католическая и дохалкидонские – исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, протестантские Церкви при всем разнообразии их евхаристических доктрин, отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови под видами хлеба и вина […] Попытки найти существенное различие между двумя учениями [римо-католическим и православным] на базе применения терминов “пресуществление” (transsubstantiatio) на Западе и “претворение” или “преложение” на Востоке следует отнести на счет полемического задора, ибо никто еще никогда не мог указать, в чем именно состоит различие между этими словами. Раскрытие их содержания всегда доказывало их синонимичность».
архиепископ Михаил (Мудьюгин)
«Во всех прочих Таинствах приготовленная материя становится причастна одной только освящающей благодати, а здесь происходит превращение одной сущности в другую. Потому ему и в высшей степени приличествует именование пресуществления».
прп. Афанасий Паросский
«Говоря: сие есть Тело Мое, [Господь] показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: сие есть образ, но сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом. Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нам преподается хлеб, хотя на самом деле это – плоть».
св. Феофилакт Болгарский
Литература по теме
- Учение о пресуществлении
- Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви Заключение СБК
- Что находится в Чаше Причастия? прот. Владимир Шарапов
- Евхаристия (о пресуществлении) прот. Валентин Асмус
- О Преложении хлеба и вина в Таинстве Евхаристии А.М. Леонов
- История термина «пресуществление» в православном богословии В. Юргенсон
- Пресуществление Святых Даров в Таинстве Евхаристии свщисп. Василий Малахов
- Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления иеромонах Кирилл (Зинковский)
- Происхождение от Леонтия Византийского термина Пресуществление в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века Н.Э. Тзиракис
- Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви (к вопросу о каноническом статусе термина «пресуществление») М.М. Бернацкий
- «Преложение» и «Пресуществление» А.А. Бронзов
- Учение о Евхаристии Послание восточных патриархов
- Двенадцать статей о пресуществлении свт. Димитрий Ростовский
- О времени пресуществления
- О времени пресуществления Святых Даров на Литургии прот. Тарасий Серединский
- Историко-догматическая справка о времени пресуществления Св. Даров прот. Григорий Дьяченко
- Споры о времени преложения святых даров и другие вопросы богословско–литургического характера в российском богословии XVII века М.М. Бернацкий
- Свидетельства о чудесах при совершении Евхаристии
- Византийские рассказы о духовных видениях при совершении Божественной литургии свящ. Михаил Желтов
Комментировать