- Общие понятия
- Основные положения католического учения
- Как произошло отпадение Римско-католической церкви от Вселенского Православия?
- Какие учения католицизма являются еретическими?
- Отношение Православной Церкви к католицизму сегодня
- Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
- Верно ли называть католиков еретиками, если они не были официально осуждены Вселенским собором?
- Цитаты о католицизме
Католици́зм (Римско-католическая церковь, католичество, папизм) – еретическое направление в христианстве.
Общие понятия
Число католиков в мире составляет ок. 1,3 млрд. человек. Главой (предстоятелем) Католической церкви является папа Римский, резиденция которого находится в городе-государстве Ватикан.
Католицизм возводит свое преемство к Древней Церкви, хотя в действительности Католическая церковь значительно уклоняется от исторического Предания и исповедует ряд ложных учений. Тем не менее, католицизм принимает (с некоторыми оговорками) семь Вселенских Соборов первого тысячелетия и сохраняет «непрерывную преемственность законной иерархии, ведущей свое начало от самого ап. Петра»1; в католичестве разделяется традиционное учение о Таинствах (хотя Православная Церковь не может счесть все Таинства, совершаемые в лоне католической Церкви спасительными, однако признаёт действенность Крещения, почему и присоединение католиков к Православной Церкви осуществляется без перекрещивания). В нравственной области Католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д.
Хотя абсолютное большинство католиков принадлежит к латинской богослужебной традиции, в состав Католической церкви входит 23 т. н. «Восточно-католические церкви», объединяющие ок. 18 млн. верующих; Восточно-католические церкви всецело разделяют католическую догматику и находятся в подчинении Римского папы, однако сохраняют восточный богослужебный обряд (например, византийский, армянский или иной), собственное каноническое право и определенную автономию во внутреннем управлении.
Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую Римскую церковь «Католической» (catholica, от греч. καθολική, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в слав. переводе Символа веры – Соборной), в частности «потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов»2.
Основные положения католического учения
Учение о тварной Благодати
Православное учение о нетварных Божественных энергиях (Благодати) не признаётся Католической церковью. Основные положения католического учения о Благодати можно сформулировать следующим образом. Благодать – это милость, помощь и дар Божий, которые Он посылает человеку, чтобы тот стал чадом Божиим и смог приобщиться к вечной жизни. В этом понимании Благодать – это «новое жизненное начало, которое внедряется в духовную деятельность человека». Поскольку источником этого «начала» является Сам Бог, то Благодать понимается католиками как «сверхъестественный» дар, необходимый для спасения человека. Однако этот дар для них не есть Сам Бог, являющий Себя, согласно православному учению, в Своих энергиях. «Сверхъестественный» дар существует как отдельная от Бога реальность, но при этом исходит от Него.
Согласно учению католического святого Фомы Аквинского, Бог не может непосредственно присутствовать в человеке, потому что между Ним и человечеством существует огромная пропасть. Преодоление этой пропасти возможно только с помощью промежуточной ступени, каковой и является Благодать. Она производится Божественным действием, поэтому ее следует называть «тварной».
По учению Православной Церкви Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). О Благодати как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8). Как сила понимается Благодать апостолом Павлом: «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский в своих трудах опровергал еретические взгляды и доказывал, что Божественные энергии (Благодать) не являются творениями Бога. Святой Григорий Палама называет Божественные энергии «нетварным светом».
Теория развития догматического учения
В отличие от Православной Церкви, в Римско-католической церкви существует теория развития догматического учения Церкви. Эта теория направлена на то, чтобы оправдать практику провозглашения новых догматов католиками.
Термин «догматическое развитие» был введён католическим богословом Джоном Генри Ньюманом и другими богословами, испытавшими его влияние. Ньюман утверждает, что с течением времени католическое учение становилось всё более детальным и доступным для понимания. При этом более поздние представления о доктрине не противоречили ранним положениям. То есть, согласно теории догматического развития, новые догматы, которые были утверждены Католической церковью, существовали изначально, но в зачаточном состоянии. Постепенно они развивались в сознании верующих, пока не обрели свою современную форму.
Православная Церковь учит, что всё содержание веры присутствовало в Церкви с самого начала и отвергает концепцию догматического развития.
Преподобный Викентий Леринский (V в.) рассуждая о развитии догматической науки не отрицал возможности «возрастания и преуспеяния» веры, но «это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры». Он допускал возможность возрастания и преуспевания «понимания», «разумения» и «мудрости» как каждого отдельного христианина, так и всех вместе, как одного человека, так и всей Церкви, но «только в том же своем роде, т. е. в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же понимании...». Он пишет о том, что Церковь Христова никогда в догматах «ничего не изменяет, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прицепляет…»
Святитель Григорий Богослов в своих трудах указывал, что Церковь обладает полным пониманием всех Истин, необходимых для нашего спасения: «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание…»
Принятые католиками позднее новые догматы, такие как учение о происхождении Святого Духа от Отца и Сына (филиокве), главенство и непогрешимость папы, а также непорочное зачатие Девы Марии и др., не были известны в первые века христианства.
Действенность и действительность Таинств
Наиболее значимое догматическое различие между Римско-католической и Православной Церковью в учении о Таинствах (сакраментология) связано с вопросами об их действительности и спасительной действенности.
Согласно католическому учению для действительности таинств требуется правильное их совершение, а также намерение совершающего совершить и принимающего принять таинство.
Считается, что когда все вышеуказанные условия соблюдены, Таинство действует само через себя. Это основной принцип римско-католического богословия, известный как «ex opere operato» (в силу совершённого действия): Таинство благодатно воздействует в силу совершенного действия, а не через веру приступающего.
У католиков для действительности почти всех таинств вера считается необязательной. Достаточно, чтобы человек имел упомянутое выше намерение, даже если это намерение вызвано косвенными причинами, которые не связаны напрямую с целью таинства.
Спасительная деятельность Таинства, то есть его плоды в таких Таинствах, как крещение и покаяние, ставятся лишь в некоторую зависимость от веры и внутреннего состояния приступающего. Это отражает психологию католицизма, пропитанную духом юридизма, где есть стремление определить минимальный набор обязанностей, которые позволят человеку обрести спасение, и узаконить наиболее простой способ освободить грешника от наказания за его грехи.
Внутренняя трагедия и несостоятельность учения о действительности и действенности таинства ex opere operato объясняются тем, что католики благодатную жизнь Церкви и церковные таинства формализуют и сводят к трём элементам: правильное произнесение формулы таинства, наличие материи таинства и намерение. Это классическая «формула – материя – намерение», которая была разработана в схоластической традиции. Согласно этому учению, этих трёх элементов достаточно не только для действительности таинства, но и в значительной мере для его благодатной действенности. Такое понимание таинства приводит к полумагическому его восприятию.
Католическая аскетика
Путь католической аскетики отличается от православного. В основе католического пути – чувственное разгорячение, которое вводит подвижника в состояние прелести и мечтательности, выражающейся в демонстрации стигматов, «уподоблении» Христу или серафиму. Если православная аскетика, основанная на трезвенной борьбе с недостатками, приближает человека к Богу, то католическая, напротив, отдаляет, ввергает в опасное состояние, которым, согласно учению Святых Отцов, искушают начинающего подвижника падшие духи.
Примером такой прелести могут служить «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы – католического святого и основателя ордена иезуитов. Согласно его учению, если человек будет выполнять эти упражнения, то он сможет по своей воле и с помощью собственных усилий достичь состояния, в котором его взору откроются видения иного мира.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию, – даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось».
Православная Церковь учит, что воображательная молитва не возводит человека к Богу, а погружает его в призраки, лжеобразы истины и духовно опасна.
Ещё одним примером прелестности католического аскетического учения являются «духовные» наставления, изложенные в богословском трактате «О подражании Христу» католического монаха Фомы Кемпийского.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о сочинении «О подражании Христу» писал следующее: «Оно дышет утонченным сладострастием и высокоумием, которые в людях ослепленных и преисполненных страстями производят наслаждение, признаваемое ими вкушением Божественной благодати. Несчастные и омраченные! Они не понимают, что, обоняв утонченную воню живущих в себе страстей, они наслаждаются ею, признают её в слепоте своей вонею благодати! Они не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоумия и сладострастия. Подобно Малпасу достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лоиола и другие подвижники Латинства, признаваемые в недре его святыми…» (свт. Игнатий (Брянчанинов). О прелести)
Католицизм под «аскетизмом» понимает выполнение трех так называемых «евангельских советов»: нищеты, безбрачия и послушания.
Католическое богословие отожествляет «аскетизм» в основном с монашеством, как состоянием, стремящимся к достижению высшего евангельского совершенства. Поэтому, в отличие от католических монахов, немонашествующие христиане, исполняя только заповеди, к аскетизму, по самому своему положению, не обязываются и осуществлять его не имеют необходимости. Если от немонашествующих и требуется некоторая степень аскетизма, то лишь минимальная.
Православная Церковь рассматривает аскетизм как общехристианскую обязанность, которая может осуществляться в различных формах: в монашестве и в общественно-деятельной жизни.
Фундаментом такой аскетики является пелагианский подход к представлению о влиянии первородного греха на человечество: древний еретик Пелагий учил, что от греха естество Адама не изменились, поэтому при рождении мы все тождественны Адаму до грехопадения, а грешим не вследствие действия в нас греха, но исключительно в силу плохого примера. По мнению католических богословов, от первородного греха в человеческой природе не произошло никакой особенной порчи. Первозданный Адам имел собственное несовершенное и склонное ко греху естество, оно эта склонность удерживалась, как уздой, приданной Адаму благодатью. Когда Адам согрешил, то благодать была у него отнята, а само естество осталось неизменным.
Отвергая пелагианство, Православная Церковь не только осудила его на Третьем Вселенском Соборе (431 г.), но и последовательно утверждает, что вследствие первородного греха человеческое естество исказилось и стало греховным, тогда как до грехопадения оно было чистым и безгрешным и не имело в себе даже склонности ко греху, но только свободу выбирать между добром и злом. Так, святитель Афанасий Великий пишет, что поскольку все люди являются наследниками растленной грехом природы Адамовой, то все зачинаются и рождаются во грехе, ибо по естественному закону рождаемое тождественно рождающему; от поврежденного страстями рождается страстный, от грешника – грешник.
В католичестве склонность к пелагианству также проявляется в отношении к процессу спасения или достижения человеком нравственного совершенства, где приоритет приписывается свободной воле человека, а не Божьей Благодати.
Искажения в церковной практике
В Римско-католической церкви таинство Евхаристии совершается на опресноках, то есть на пресном хлебе, приготовленном без добавления разрыхлителей теста. Католики объясняют это тем, что в Ветхом Завете было предписано совершать пасхальную трапезу только на опресноках, предварительно убрав из дома весь квасной хлеб.
Православная Церковь считает, что Иисус Христос установил Таинство Евхаристии именно на квасном хлебе во время Тайной вечери. Поэтому в Православной Церкви Таинство совершается на квасном хлебе, изготовленном из теста с закваской.
Аргументы в пользу использования квасного хлеба включают указание на общую распространённость практики использования квасного хлеба, что доказывает, что и сами апостолы предписали совершать Евхаристию на нём. Кроме этого, учитывается и символическое значение: квасной хлеб символизирует жизнь, тогда как пресный хлеб скорее указывает на скорбь и безжизненность.
В полемике Православной Церкви с католической о Евхаристии на опресноках сталкиваются различные понимания «закваски как греха» и «закваски как добродетели», «закваски как неполноты» и «закваски как полноты». С точки зрения православных, опреснок, «хлеб озлобления», должен был уступить место квасному «хлебу радости». В рамках святоотеческой богословской типологии и аллегорезы закваска – это образ совершенства, жизни, одушевленности, законченности и полноты.
Для католиков понимание закваски совершенно неприемлемо и чуждо. Особенно неприемлемой для католиков является идея о том, что закваска, будучи живым организмом, означает жизнь.
В эпоху Средневековья в Католической церкви начала складываться традиция причащать мирян лишь Телом Христовым, посредством раздачи опресноков (клирики причащались по-прежнему под двумя видами). Обосновано это было практическими соображениями: в Европе в это время свирепствовали эпидемии, медицина была не в состоянии справиться с ними, потому причащение из одной Чаши было прекращено. В XVI веке католический Тридентский собор официально закрепил традицию причащения мирян только Телом Христовым. Собор утверждал, что те, кто причащаются таким образом, получают благодать без ущерба, потому что Христос присутствует в Святых Дарах в полном объёме, как под видом хлеба, так и под видом вина.
На Втором Ватиканском Соборе (1962–1965 гг.), было принято решение о том, что в некоторых исключительных случаях миряне могут причащаться под двумя видами. Например, если человек принял крещение во взрослом возрасте, то первое причастие ему преподавали под двумя видами. Также под двумя видами причащали монахов во время их пострига.
Постепенно Римско-католическая церковь начала расширять практику причащения под двумя видами, начав с особых случаев. Сейчас вопрос о способе приобщения к таинству решается на уровне местной епископской конференции. Это означает, что решение уже не принимается сверху, из Ватикана, а епископы каждой страны определяют способ причащения на определённый период времени: под одним видом или под двумя.
Католическая практика причащения только под одним видом является грубым нарушением слов Христовых и апостольской практики. Так, ап. Павел пишет всей коринфской общине: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26). Сам Господь говорит о чаше: «Пейте из нее все» (Мф.26:27), тогда как католики устраняют от чаши мирян.
Литургические новшества после Второго Ватиканского собора
Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) принял ряд документов, включая конституцию о священной литургии под названием «Sacrosanctum Concilium». В этом документе подчёркивалась необходимость реформирования богослужения, чтобы оно было более доступным для современных людей, живущих в секулярном обществе.
В 1970 году Папа Павел VI ввёл совершенно новый чин мессы, который сейчас известен как Novus Ordo и используется во всей Католической церкви. Папа Франциск в своём послании motu proprio «Traditiones Custodes» от 16 июля 2021 года объявил этот чин мессы единственным законом молитвы в Церкви.
В ходе реформ был полностью пересмотрен и упрощён чин мессы. Было разрешено использовать национальные языки для совершения службы, за исключением ключевых моментов причастной литургии. Вскоре это стало общепринятой практикой. Изменился покрой облачений: предпочтение отдали лёгким тканям и современным дизайнам. Разрешили национальные музыкальные инструменты, что породило такое явление, как месса «под гитару».
В Африке, Полинезии и других отдалённых регионах католические службы иногда сопровождаются игрой на там-тамах, бубнах и других похожих инструментах. Что может способствовать проникновению элементов языческой культуры в богослужебную практику.
Литургическая реформа в Римско-католической церкви привела к возникновению злоупотреблений в проведении богослужений. Раньше католический священник, проводя мессу по старому чину, строго следовал определённым действиям и правилам церемонии. Теперь же католическим служителям предоставлена возможность проявить свою харизму и творческий подход. В результате появились не только мессы «под гитару», но и богослужения с участием клоунов, цирковых акробатов, с использованием языческих обрядов и атрибутов. Появились «пивные» мессы и мессы с использованием печенья вместо хлеба.
В модернистских католических приходах Германии в настоящее время совершаются так называемые «мессы дураков» или «евхаристии дураков» (Narrenmesse, Narren-Eucharistien). Они представляют собой шутовские зрелища: священник и прихожане – участники «мессы» приходят в храм, одетые в карнавальные костюмы, смеются и дурачатся во время службы.
В некоторых католических приходах США периодически совершаются мессы для представителей ЛГБТ-сообщества, благословляемые местным священноначалием.
После Второго Ватиканского собора значимость личных, келейных молитв снизилась. Например, католикам теперь не нужно читать правило для подготовки ко причащению.
Количество постов в Католической церкви было сокращено. У католиков существует только один многодневный пост – Великий, который продолжается ровно сорок дней (45 дней, исключая воскресенья). Но от былой строгости Великого поста ничего не осталось. Обязательные пищевые ограничения распространяются на два дня: первый («пепельную среду») и предпоследний (Пятницу Страстей). В эти дни верующие воздерживаются от мяса и принимают пищу один раз днем полноценно, а утром и вечером – небольшие перекусы. Во все пятницы в течение года (кроме дней праздников) запрещается вкушение мяса. Впрочем, нередко даже эти скромные пищевые ограничения допускается заменять другими формами покаяния и благотворительности. В древности в постные дни католики ограничивались одним приёмом постной пищи в день, который приходился на вечер. Затем этот приём пищи перенесли на день, добавив лёгкий ужин. А потом и лёгкий завтрак.
Перед праздником Рождества Христова в богослужении сохранился пост Адвент, который длится четыре воскресенья, однако в современной практике нет каких-то пищевых ограничений, в отличие от былого Рождественского поста. Местами, впрочем, сохраняется воздержание от мяса в рождественский сочельник.
В целом Кодекс канонического права традиционно различает пост (ограничение количества приемов пищи) и воздержание (от мясной или другой пищи). Пищевые ограничения в нем предлагаются весьма небольшие, причем с оговорками.
У католиков евхаристический пост (воздержание от пищи перед Причастием) в настоящее время длится всего один час, причем в это время можно пить воду. Но для пожилых, больных и тех, кто за ними ухаживает, даже это небольшое время не является обязательным.
Индульгенции и чистилище
В Католической церкви до сих пор существует учение об индульгенциях – освобождении грешников от посмертного наказания в чистилище за свои грехи по сверхдолжным заслугам святых (т.е. тех подвигах, которые святые совершили сверх того, что требовалось для их спасения). Распорядителем этих заслуг считается римский папа, и он же распоряжается индульгенциями.
Это учение было признано догматом на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В 1967 году на Втором Ватиканском соборе (1962-1965 гг.) была принята современная конституция об индульгенциях. После Тридентского собора индульгенции нельзя было получить без покаяния и нельзя было купить за деньги. Вместо этого нужно было определённое число раз прочитать установленные молитвы, чтобы освободиться от пребывания в чистилище.
У католиков индульгенции могут быть двух видов: частичные и полные. Согласно католическому вероучению, частичные индульгенции помогают верующим частично освободиться от временных наказаний за грехи, а полные индульгенции – полностью.
Чтобы получить частичную индульгенцию, нужно выполнить определённые условия, например прочитать определенные молитвы («Отче наш» и др.). Чтобы получить полную индульгенцию, помимо вышеназванного, католику нужно выполнить дополнительные условия: исповедоваться; причаститься в день, с которым связана индульгенция; один раз прочитать «Отче наш» и «Радуйся, Мария» (или другие молитвы). От получающего индульгенцию требуется отсутствие привязанности к какому-либо греху, даже самому малому. Нужно также совершить действие, с которым связана индульгенция, например: принять папское благословение (даже если участие в богослужении происходило с помощью радио или телевидения); участие в определённых богослужениях; в особые праздники пользоваться предметами культа (крест, чётки, скапулярий, медальон), которые были освящены папой или епископом; поклониться Кресту и целовать его во время богослужения Страстной Пятницы и др.
Учение об индульгенциях не имеет оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Оно не соответствует христианским принципам и вредны для духовной жизни. Это учение подрывает истинное раскаяние в грехах и без разбора отнимает у грешников целительные средства, способные уврачевать духовные недуги.
Догматической предпосылкой индульгенций является ложное, не известное апостольской Церкви учение о чистилище как среднем месте между раем и адом, в который направляются христиане, не успевшие вполне очиститься от грехов. Пребывая в чистилище, утверждают католики, христиане из-за претерпеваемых мук очищаются от своих грехов и потом попадают в рай. Однако православные святые отцы подчеркивали, что такого среднего места нет. Если человек любил грех больше Бога, он пойдет в ад; если же умер в покаянии и любви к Богу, особенно после приобщения Тела и Крови Христовой и разрешения от грехов в таинстве исповеди, то наследует жизнь вечную. Сам Господь многократно говорил о посмертной участи человека, но всегда упоминает лишь рай и ад; в частности, посмертным воздаянием верующим грешникам Он называет сразу ад, но не чистилище. Ярким примером такого учения Христова служит притча о Страшном суде, в которой за «нетяжкие», «несмертные» грехи (не накормил, не напоил, не одел, не посетил в больнице и тюрьме) наказанием выступает сразу вечная мука, а не временное чистилище.
Изменение отношения к другим религиям
После Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) в Католической церкви наблюдается резкое изменение отношения к иным религиям. Теперь для католиков возможно признание того, что нехристианские религии в какой-то степени обладают благодатностью (хотя это слово используется с осторожностью) или имеют некоторые богооткровенные истины.
В 1985 году Папа Римский Иоанн Павел II, выступая перед 80 тысячами мусульман в Марокко, сказал: «Мы, христиане и мусульмане, верим в единого Бога».
Однако очевидно, что в исламе и христианстве существует разное понимание Бога. Ислам не признает триединство Бога и божество Господа Иисуса Христа, Который сказал о Себе: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ин.5:23). Все пророки и патриархи знали о Сыне Божьем, как сказано: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин.8:56). Те, кто отвергает Бога Сына, не могут правильно почитать Бога Отца. «Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).
Таким образом, мусульмане не поклоняются Богу Авраама и Моисея, поскольку отвергают знание о единородном Сыне Божьем, хотя даже в Ветхом Завете об этом говорится (Пс.109:3; 44:8).
В 2019 году на заседании Синода Римско-католической церкви, посвящённом проблемам Амазонии, папа Римский Франциск и католические епископы приняли участие в акте поклонения идолу языческой богини Пачамамы. Папа Франциск благословил изображение богини, тем самым совершив акт идолопоклонства, и произнес молитвы в честь этой богини. Идол Пачамамы был установлен перед главным алтарём собора Святого Петра, а затем в сопровождении процессии перемещён в зал Синода.
Такое поклонение языческой богине – это акт вероотступничества и нарушение второй заповеди Божией, запрещающей человеку создавать себе кумиров, служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести.
«Fiducia supplicans»
В 2023 году Папа Римский Франциск утвердил документ «Fiducia supplicans» (лат. «Взывая к доверию»). В этом документе была представлена новая практика благословений для «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар». Хотя содомиты и блудники пока прямо не допускаются к таинству венчания, однако им преподается церковное благословение, как будто бы теперь их смертный грех покрывается молитвой церкви и становится допустимым. В «Fiducia supplicans» отсутствие моральных требований к тем, кто благословляется, обосновывается желанием не затмевать любовь Бога.
Согласно православному учению, любовь Бога к человеку не может быть основанием для благословения пар, находящихся в греховном сожительстве. Бог любит человека, но также призывает его к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Любовь Божия к человеку призывает его отказаться от греха, разрушающего его жизнь.
«Fiducia supplicans» ничего не говорит о борьбе с грехом, об отказе от греховного образа жизни, о пастырской помощи верующему в преодолении греха. Текст декларации составлен таким образом, что из него можно заключить, будто греховный образ жизни не служит препятствием к богообщению.
О недопустимости признания в каком-либо виде однополых союзов говорится в документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах церковного брака»: «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной». В «Основах социальной концепции РПЦ» гомосексуализм прямо назван «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека».
Согласно документу «Fiducia supplicans» для получения благословения лицами, находящимися в однополом сожительстве, не требуется, никаких изменений в образе жизни. С точки зрения Православной Церкви, благословение может быть дано только тем, кто признаёт греховность своего образа жизни и готов его изменить. Во всяком случае, это означает предварительное прекращение греховных отношений. Однако в документе «Fiducia supplicans» нет указания на то, что однополое сожительство считается греховным.
Как произошло отпадение Римско-католической церкви от Вселенского Православия?
На протяжении первого тысячелетия христианской истории Римская Церковь, в юрисдикции которой находились христиане Западной Европы, представляла собой одну из Поместных Церквей и являлась частью Вселенской Православной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали постепенно развиваться те культурные, литургические и богословские расхождения, которые в конечном итоге привели к расколу. Церковное общение между Римом и Восточными Церквами также прерывалось неоднократно; в общей сложности историки насчитывают 217 лет разрыва только между Римом и Константинополем в 337-843 гг.3
Ключевое значение в процессе отпадения католицизма от Православной Церкви имели учения о т. н. «двойном исхождении» Святого Духа от Отца и Сына (Filioque – лат. «и от Сына [исходящего]») и властном характере первенства Римского епископа во Вселенской Церкви. Ложное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына поначалу было частным мнением ряда латинских святых и богословов, но постепенно оно распространялось на Западе. Со временем оно стало восприниматься как догматическое, и в VII-IX вв. формула Filioque («и от Сына») была внесена в состав Символа веры, несмотря на то что канонами и определениями Вселенских Соборов любые изменения Символа были запрещены4. К началу IX в. Символ читался без изменений только в Риме: так, например, когда посланники Карла Великого, бывшего сторонником введения Filioque в Символ, прибыли в 810 г. к папе Льву ΙΙΙ, чтобы получить от него одобрение самочинно произведенной франками вставки в Символ, тот категорически отказался: «Отцы в своих определениях не провели никакого различия; они не дали права изменять Символ ни тем, кто имеет добрые намерения, ни тем, кто имеет дурные, – словом, никому»5. В 880 г. папа Иоанн VIII одобрил запрет вставки в Символ, провозглашенный Константинопольским Собором под председательством свт. Фотия.
Однако в землях франков практика чтения Символа с Filioque сохранялась. Постепенно под действием политических обстоятельств влияние западных императоров в Риме росло. Наконец, в 1014 г. на коронации германского императора Генриха II Символ со вставкой впервые был прочитан за богослужением в Риме по благословению папы Бенедикта VIII. После этого евхаристическое общение между Римом и Константинополем было разорвано.
Конфликт в Константинополе в 1054 г., который традиционно обозначается как условная дата «Великой схизмы» в действительности носил достаточно частный характер: легат папы Римского Льва ΙΧ кард. Гумберт предал анафеме патр. Михаила Кирулария, а тот – Гумберта. Анафемы не распространялись ни на латинское, ни на греческое христианство в целом, и после 1054 г. сохранялось общение между Римом и иными Восточными патриархатами, кроме Константинопольского. Оно прервалось постепенно с ходом Крестовых походов, когда на захваченных крестоносцами территориях вместо законных патриархов устанавливалась параллельная иерархия, подчиненная папе Римскому; этот процесс окончательно завершился к XIII в.
Таким образом, Римские папы без согласия своих собратьев изменили Символ веры, неприкосновенность которого была защищена определениями Вселенских Соборов, и внесли в него ложное учение, а затем самовольно назначили на иные патриаршие кафедры своих ставленников, разорвав общение с канонической иерархией Востока. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что Римская Поместная церковь откололась от Вселенской Православной, провозгласив еретическое учение.
Какие учения католицизма являются еретическими?
Большая часть отвергаемых Православием учений Католической церкви не получила официального осуждения на древних Вселенских Соборах, поскольку в ту эпоху они находились на стадии формирования или не получили широкого распространения; тем не менее, эти учения противоречат Преданию Древней неразделенной Церкви либо толкуют его односторонне.
Вместе с тем, не следует думать, «будто с прекращением Вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в Православной Церкви»; против заблуждений «церкви Римской, отдаливших ее от Церкви Вселенской… на православном Востоке не раз составлялись… соборы и писались точнейшие вероизложения»6. Важнейшими из этих соборов и вероизложений следует признать Константинопольский Собор 1484 г. (с участием всех Восточных патриархов)7 и т. н. «Символические книги» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной и Послание Восточных патриархов 1723 г.); к ним примыкает Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Частное ошибочное мнение ряда латинских святых и богословов (получившее распространение в силу авторитета св. Августина и его последователей) об исхождении Святого Духа и от Сына, происходило от недостаточно ясного различия посылания Духа в мир Отцом и Сыном8 в домостроительстве спасения и вечного исхождения Духа Святого от одного Отца9. Ферраро-Флорентийский собор, в католической традиции считающийся «XVII Вселенским», так определяет содержание этого учения: «Святой Дух вечно существует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущность и Свое субсистентное бытие одновременно от Отца и Сына и вечно исходит [procedit] как от Одного, так и от Другого как от единого начала и единого дуновения… Сын, как и Отец, является – согласно грекам – причиной, а согласно латинянам – началом субсистенции Святого Духа»10.
Несмотря на то, что католическое представление действительно отражает воззрение некоторых святых дораскольного Запада, Filioque противоречит церковному вероучению в целом. Православная Церковь учит, что «Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества… Бог и Отец один есть виновник двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от причины рожден: Дух Святый от одного Отца как от причины исходит, а чрез Сына в мир посылается»11.
Учение об абсолютном характере папской юрисдикционной власти и безошибочности Римского папы в торжественных вероопределениях. Апостол Петр за свою исключительную ревность о вере именуется (вместе с ап. Павлом) «первоверховным» из апостолов. Основанная им Римская Поместная Церковь исторически обладала первенством чести – как в память о Петре, так и в силу своего столичного расположения; многие святые усваивали особый авторитет Римским епископам (папам) в силу той исключительной твердости в борьбе с ересями, которую те проявляли в течение почти всего первого тысячелетия христианской истории.
Со временем в Риме сложилась традиция воспринимать это почтение к авторитету пап и памяти апостола Петра в формально-юридическом ключе. Такие представления достигли своего расцвета ко времени папской реформы XI века; они неоднократно провозглашались в канонических и вероучительных текстах Средних веков, а в наиболее полной форме их изложил Ι Ватиканский собор Католической церкви в 1870 г. в догматической конституции Pastor Aeternus12. Это учение можно суммировать в четырех тезисах:
- Апостол Петр имел верховную юрисдикционную (церковно-каноническую) власть, в том числе и над другими апостолами.
- Эта власть передается всякому Римскому папе как преемнику Петра.
- В силу этого папа имеет всю полноту церковно-канонической власти. Суд Римского папы не может быть пересмотрен даже Вселенским Собором.
- Последнее положение называется безошибочностью или непогрешимостью Римского папы. Оно не подразумевает безгрешности (отсутствия грехов) у папы; не значит оно также, что папа не может ошибиться, высказываясь как частное лицо или как богослов, но только то, что папа, желая провозгласить торжественное вероопределение, не может ошибиться или погрешить и такое определение не нуждается в согласии Церкви, чтобы считаться догматом.
Все эти тезисы противоречат согласному учению Отцов Востока и Запада, а также практике и постановлениям Вселенских Соборов. В частности, их фактически осуждает Пятый Вселенский Собор, отцы которого в полемике с Римским папой Вигилием учили, что апостолы не находились в подчинении друг у друга, а также, что все значимые догматические решения по вопросам веры должны приниматься сообща, по образу Апостольского Собора13.
Православная Церковь учит, что суду полноты Церкви подчинен каждый отдельный ее член, даже папа или патриарх, имеющий первенство чести: «Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами»14. Безошибочностью, согласно православному учению, также обладает только вся Церковь в целом (представленная на Вселенском Соборе или выразившая свое согласие иным образом): «Единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей Церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих. Для изъявления же такого согласия Церкви учащей возможны два способа: предстоятели частных Церквей могут выражать его, нарочито собравшись для этого все воедино на Собор Вселенский, но могут выражать и не собираясь на Соборы, а посредством взаимных сношений, оставаясь каждый на своем месте, при обыкновенном положении Церкви (in statu quo)»15.
Учение о Чистилище. Католическая церковь учит, что если христиане, «поистине раскаявшись, умирают в любви Божией, прежде чем воздать достойными плодами покаяния удовлетворение за то, что они совершили или упустили, то души их после смерти подвергаются очищению муками в чистилище»16. Несмотря на то, что Православию совершенно не чуждо понятие о правосудии Божьем, идея очищающих мук, которые позволяют душам удовлетворить этому правосудию после смерти, отвергается Православной Церковью как не соответствующая Писанию и Преданию: «Нигде в Писании не упоминается об огне чистилищном, т.е. чтобы было временное какое наказание, очищающее души по смерти… Церковь правильно поступает, что приносит за умерших Безкровную Жертву, и воссылает к Богу молитвы об отпущении грехов их: сами же они не терпят никакого наказания, посредством которого бы очищались»17.
Непорочное Зачатие Девы Марии и прочие пункты разногласий между Православием и католицизмом.
Учение о Непорочном Зачатии Девы Марии подразумевает, что Пресвятая Дева, хотя и была зачата естественным путем (не бессеменно), тем не менее, была в Своем Зачатии сохранена от первородного греха в силу грядущей Крестной Жертвы Христа (как бы «заранее искуплена»). Это учение критиковалось и осуждалось многими святыми и богословами Православной Церкви (в частности, прп. Иустином Челийским, свт. Игнатием Кавказским и свт. Иоанном Шанхайским), однако не получило до сих пор соборного осуждения. Поэтому некоторые православные богословы, в том числе святые, относились к нему с бо́льшей терпимостью, чем к прочим ересям Католической церкви. Так, например, свт. Филарет Московский писал: «Мне кажется, благословно рассуждение некоторых французских епископов, которые говорили, что поднятый папою вопрос Церковь не решила догматически, а оставила каждому свободно рассуждать о нем без предосуждения своему православию и спасению и что по сему некоторые Святые имели утвердительное об оном мнение, а некоторые – отрицательное»18.
Помимо перечисленных выше заблуждений католицизм также имеет ряд иных ошибочных учений и сомнительных практик, которые подвергались критике и осуждению со стороны Православной Церкви.
Отношение Православной Церкви к католицизму сегодня
На современном этапе Православная Церковь пытается строить с католицизмом отношения сотрудничества в защите традиционных нравственных представлений и совместного противостояния вызовам времени. Одновременно ведется и богословский диалог с целью прояснения взаимных разногласий и беспристрастного поиска их разрешения.
При этом в официальной риторике православно-католического диалога с обеих сторон фактически действует мораторий на употребление терминов «ересь» или «раскол»; с православной стороны используется стилистически менее негативно окрашенный синоним термина «ересь» – «инославие» (также употреблявшийся святыми отцами). В этом не следует усматривать отказ от признания тех или иных учений католицизма ложными самих по себе (или, тем более «предательством Православия»), однако сама ситуация диалога требует более примирительной риторики.
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её (Мф.16:18).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» (Мф.12:25). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит (Мф.16:18). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово (Рим.12:5), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? – В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? – Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это – Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.
Верно ли называть католиков еретиками, если они не были официально осуждены Вселенским собором?
Далеко не все еретические учения были осуждены на Вселенских соборах, достаточно того, что они исказили те положения учения Церкви, которые были сформулированы на Вселенских соборах.
Другим основанием для именования римо-католической общины еретической служит то, что таким или синонимичными названиями именовали её православные отцы и учителя.
См. также: А являются ли вообще католики, протестанты и «нехалкидониты» еретиками?
Цитаты о католицизме
«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения».
святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
святой праведный Иоанн Кронштадтский
Примечания
2 Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, §268.
3 Конгар И. Девять веков спустя: Заметки о Восточной схизме. К., 2011. С 115
4 Запрет, например, изложен в 7 правиле III Вселенского собора и входит в состав Халкидонского ороса.
5 Ratio de symbolo fidei inter Leonem III. Papam et missos Caroli imperatoris // MGH. Conc. T. 2. Suppl. 2. P. 287-294 (https://vk.com/@photian-leo-iii)
6 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие, §3.
7 Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора
8 См.: «…Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое…» (Ин. 14:26) и «…Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца…» (Ин. 15:26).
9 «…Дух истины, Который от Отца исходит…» (Ин. 15:26).
10 Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV (6 июля 1439 г.). Декрет для греков.
11 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.71.
12 Догматическая конституция «Pastor Aeternus».
13 Вселенский V Собор. Собрание VIII, определение Собора.
14 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.86.
15 Макарий (Булгаков), митр. Введение в Православное Богословие, §138.
16 Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV (6 июля 1439 г.). Декрет для греков.
17 Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 1.66.
18 Филарет Московский, свт. Письмо к архимандриту Антонию (Медведеву), 22 (1140).
Литература по теме
- Труды о католичестве в библиотеке «Отечник»
- Кратко о католицизме
- Разговоры между испытующим и уверенным о православии свт. Филарет Московский (Дроздов)
- V Вселенский Собор и высшая власть в Церкви Петр Пашков
- Шесть ответов и три вопроса русскому католику Петр Пашков
- Католический Катехизис с точки зрения православного богословия прот. Имрих Белейканич
- Что такое православие? Петр А. Бориц
- Основные догматические и обрядовые отличия римско-католического вероучения прот. Максим Козлов
- Православно-католические отношения на современном этапе митр. Иларион
- Заключения о вселенском главенстве пап Игнатий Деллингер
- Православие и инославие прот. Виктор Потапов
- Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора
- Традиция. Догмат. Обряд диакон Андрей
- Религии. Аудио
- Тест: Католицизм
- Исход из католицизма в православие
- Православие и католичество
- Патриарх и Папа
Комментировать