Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник)

Источник

IV. Тайна Святой Троицы

Тройственная жизнь Бога – Тайна тайн веры. Наше христианское бытие началось с Крещения, данного нам во имя этой жизни; оно призвано с первого мгновения исповедовать Отца, Сына и Святого Духа; оно найдет вечное завершение, участвуя в этой жизни через блаженное видение.

«Благодать Господа [нашего] Иисуса Христа, любовь Бога [Отца] и общение Святого Духа со всеми вами», – сказал Апостол Павел [2Кор 13, 13]. «А как вы Сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче», – писал он Галатам [4, 6]. Эти провозглашения Троичности, в числе многих других, формулируют то, что засвидетельствовали евангелисты, каждый по-своему: тайну Бога Единого и Троичного, которую Церковь вначале пережила в своих Таинствах и молитве, прежде чем начать защищать ее от ересей и с помощью великих богословов пытаться глубже в нее проникнуть.

Эти различия в Боге, которые одни выражают полную реальность неделимой сущности Божественной природы, – тайна. Три Лица составляют эту Божественную природу: Отец, Сын и Святой Дух. Вся Божественная природа со своими свойствами неделимо принадлежит каждому из них. Единственная основа их различия состоит во взаимных отношениях, через которые они, вследствие своего происхождения, обладают этой природой: Отец – не имеющий начала, первопричина Сына и Святого Духа; Сын – рожденный от Отца и ниспославший Святого Духа; Святой Дух – исходящий от Отца и Сына как от единого начала. Эти различия между Лицами, Их взаимоотношения являются реальными различиями, а не только понятийными. Однако Лица и природа являются одной и той же Реальностью. Поэтому сами Лица – сохраняя свои различия – взаимно проникают друг в друга самым полным образом, «настолько, что в целом... следует почитать и единство в Троице, и Троицу в единстве» (так называемый Символ Афанасия).

Решения Церковного Учительства защищают залог веры в Троицу от двойных нападок. Одни отрицают реальность взаимоотношений Божественной природы с Божественными Лицами, либо устраняя реальное различие Лиц и настаивая исключительно на единстве природы (савеллианство), либо ущемляя единство природы за счет преувеличения различия между Лицами (тритеизм). Другие не согласны с католической концепцией взаимоотношений между Лицами, искажая либо то, каким образом Сын происходит от Отца (арианство), либо то, каким образом Святой Дух исходит от Отца и Сына (македонизм).

Учение Церкви касается и природы, и Божественных Лиц. Нельзя забывать, что христианская вера есть принятие Замысла Трех Лиц о Спасении. Осуществленный по инициативе Отца, Который призывает людей и их прощает, он совершается через послание (миссию) Сына, Посредника совершенного Завета, и продолжается в Церкви через действие освящающего мир Святого Духа.

Учение Католической Церкви о Тайне Святой Троицы:

Бог един: ХВ 2, 5, 8/1, 16, 29, 252, 255;

личностен: ХВ 135/1, 137;

Он трансцендентен миру: ХВ [250], 252, 257–258;

содержит в Себе полное совершенство: ХВ 29, 234, 252;

Он всеведущ: ХВ 137, 254.

Бог сущ в Трех Лицах – Отец, Сын и Дух Святой: ХВ 9, 11, 29, 206, 220, 222, 228;

обладающих единой Божественной природой: ХВ 9, 11, 14, 15, 17–18, 29, 206, 219, 222/1, 224, 231, 317, 332.

В каждом Лице присутствует полное и неделимое Божество: ХВ 29, 210, 211, 222, 224;

в Отце: ХВ 11

в Сыне: ХВ 9–10, 12, 207, 213, 214;

в Святом Духе: ХВ 8, 8/1, 9, 13, 208, 215–217, 221.

Между Тремя Божественными Лицами существует реальное различие: XВ 9, 1718, 206, 209, 222/1, 225, 230.

Основание этих отличий – в отношениях Лиц: ХВ 14–16, 224, 231.

Отец Сам по Себе обладает Божественной природой: ХВ 11, 29, 227, 229, 233;

Сын исходит [procedit] от Отца в вечном рождении: ХВ 12, 29, 212, 224, 229–230, 233;

Святой Дух происходит от Отца и Сына как от одного и единого начала: ХВ 9, 13, 29, 226, 227, 229, 233.

Отец, Сын и Святой Дух взаимно проникают в самом совершенном взаимопроникновении [circumincessio]: ХВ 18, 232;

и действуют через одно и то же воздействие на мир вне Себя: ХВ 18, 22, 218, 233.

Послание Дионисия, папы Римского, Дионисию, епископу Александрийскому

(около 260 г.)

Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге [ХВ 1]. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица – три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» – Отец родил, – Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.

Никейский и Константинопольский Соборы торжественно провозгласили в своих Символах [ХВ 2–3, 8/1] Учение о Троице.

(206, 112) ...Затем я должен обратиться к тем, кто разрушает, разделяет и разъединяет Монархию, самое почтенное учение Церкви Божией, на три отдельных силы и ипостаси и на три божества. В самом деле, я узнал, что некоторые, кто проповедует и учит у вас Божественному Слову, исповедуют это мнение. Они диаметрально противостоят, я сказал бы, мысли Савеллия. Он богохульствует, говоря, что Сын есть Отец и наоборот. Они же проповедуют в каком-то смысле трех богов, разделяя Святое единство на три Ипостаси, чуждые одна другой и полностью отделенные друг от друга. В самом деле, необходимо, чтобы Божественное Слово было соединено с Богом вселенной, и нужно, чтобы Святой Дух пребывал и обитал в Боге; впрочем, необходимо, чтобы Божественная Троица воссоединилась в Одно как в вершину, то есть во Всемогущего Бога вселенной. Учение безрассудного Маркиона, который разделяет и разрывает Монархию на три начала, есть дьявольское учение, а не учение истинных учеников Христа, которые привержены Учению Спасителя. Ибо эти ученики хорошо знают, что Троица была проповедана в Божественном Писании, но ни Ветхий, ни Новый Завет не исповедуют трех богов.

(207, 115) Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово «создавать» (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: «Отец и Я – одно» [Ин 10, 30], а также «Я в Отце и Отец во Мне» [Ин 14, 10]. Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны.

Римский Собор

(382 г.)

«Томос Дамаса»

Осуждение христологических заблуждений Ария в 325 г. на I Никейском Соборе [ХВ 2–3] не помешало появлению новой ереси, а именно «пневматомахии», которая отрицала Божество Святого Духа и утверждала, что Он всего лишь творение. Македониане, друзья и сторонники Македония, епископа Константинопольского, смещенного в 360 г., жертвы экзегетов, толковавших Писание слишком буквально, придерживались несколько другой позиции. Выступая против них, I Константинопольский Собор в 381 г. [ХВ 8/1] четко выразил свою веру в Божественность Священного Писания.

Имевший важное значение Собор, который состоялся на следующий год в Риме при понтификате папы Дамаса, поддержал то же учение. Собор был созван императором Феодосием I по настоянию многих, в частности, Амвросия Медиоланского, который присутствовал на Соборе. Решения Собора затем были адресованы папой Павлину (Паулину), епископу Антиохийскому (ум. 388), откуда и произошло название «Томос Дамаса», часто используемое для этого документа.

(208, 153) (1) Мы анафематствуем тех, кто не исповедует в полной свободе, что Он (Дух Святой) обладает единой силой, единой сущностью с Отцом и Сыном.

(209, 154) (2) Мы анафематствуем тех, кто следует заблуждению Савеллия, говоря, что Отец – то же, что Сын.

(210, 155) (3) Мы анафематствуем Ария и Евномия, которые, равные в своем нечестии, хоть и различные в словах, утверждают, что Сын и Святой Дух являются тварью.

(211, 162) (10) Если кто-либо не говорит, что Отец пребывает вечно, что Сын пребывает вечно, что Святой Дух пребывает вечно, он еретик.

(212, 163) (11) Если кто-либо не говорит, что Сын рожден от Отца, то есть от Божественной сущности, он еретик.

(213, 164) (12) Если кто-либо не говорит, что Сын Божий есть истинный Бог, как его Отец – истинный Бог, что Он все может, что Ему все ведомо и что Он равен Отцу, он еретик.

(214, 165) (13) Если кто-либо говорит, что Сын, пребывая на земле во плоти, не пребывал с Отцом на Небесах, он еретик.

(215, 168) (16) Если кто-либо не говорит, что Дух Святой поистине и действительно от Отца, как и Сын, что Он от Божественной сущности и что Он – истинный Бог, он еретик.

(216, 169) (17) Если кто-либо не говорит, что Святой Дух все может, что Ему все ведомо, что Он повсюду, как Сын и Отец, он еретик.

(217, 170) (18) Если кто-либо говорит, что Святой Дух есть тварь и что Он был создан Сыном, он еретик.

(218, 171) (19) Если кто-либо не говорит, что Отец создал все, видимое и невидимое, через Сына и Святого Духа, он еретик.

(219, 172) (20) Если кто-либо не говорит, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одним Божеством, одной властью, одним величием, одним могуществом, одной славой и честью, он еретик.

(220, 173) (21) Если кто-либо не говорит, что Три Лица – Отец, Сын и Святой Дух – истинные, равные, вечно живущие, содержащие все видимое и невидимое, всемогущие, всесудящие, всеживотворящие, создающие все и все сохраняющие, он еретик.

(221, 176) (22) Если кто-либо не говорит, что Духу Святому подобает то же поклонение, что и Отцу и Сыну, он еретик.

(222, 176) (24) Если кто-либо, говоря, что Отец есть Бог, что Его Сын есть Бог и что Дух Святой есть Бог, разделяет и хочет таким образом сказать «боги», а не «Бог», из-за единого Божества и субстанции, о которых мы знаем, что они принадлежат Отцу, Сыну и Святому Духу; если он исключает Сына или Святого Духа, полагая, что только Отец должен считаться Богом и что он таким образом верит в Единого Бога, то он еретик во всех этих пунктах и даже Иудей. Ибо имя богов было дано Богом всем ангелам и всем святым. Но для Отца, Сына и Святого Духа из Их единого и равного Божества следует, что нам указано имя Бог, а не боги, и что в это мы и должны верить. Ибо мы крещены единственно в Отце, Сыне и Святом Духе, а не во имя архангелов или ангелов, как еретики или евреи, или несмысленные язычники.

(177) Таково спасение христиан: веруя в Троицу, то есть в Отца, Сына и Святого Духа, крещенные во имя Ее, мы должны твердо верить, что Она есть единое истинное Божество и могущество, величие и субстанция.

Символ «Quicumque», так называемый Символ Афанасия103

(между 430 и 500 г.)

Изложив очень ясно учение Церкви о Троице, этот Символ выделяет, в противоположность тритеизму и савеллианству, различие между Лицами, и подчеркивает единство Божественной природы.

ХВ 9–10

Послание папы Льва Великого Туррибию, епископу Асторги

(21 июля 447 г.)

Письмо епископа Асторги, на которое отвечает этот римский документ, утрачено, но некоторые положения содержатся в послании папы. Что касается заблуждений тех, кто приписывал Отцу Страсти, претерпенные Сыном [patripassionisti], папа Лев Великий усматривал влияние савеллианства104, которое видело в Троице три модуса фундаментального Божественного единства. Отсюда категорическое осуждение этих идей.

(222/1, 284) (1) В первой главе мы показываем, какое нечестивое мнение имеют о Троице те, кто утверждает, что Лица Отца, Сына и Святого Духа – это единое и идентичное Лицо, как если бы Одного и Того же Бога называли то Отцом, то Сыном, то Святым Духом: тогда нет никого, кто рождает, нет рожденного, нет исходящего от обоих; но это особое единство, принятое лишь как название, не могло бы быть таковым, если речь идет о Трех Лицах. Такого рода богохульство исходит из убеждений Савеллия, чьи ученики по справедливости называются patripassiani (Отец страдает); ибо если Сын – это То же, что и Отец, то Крест Сына есть Страсти Отца, и все то, что Сын претерпел, приняв образ раба и подчинившись Отцу, Сам Отец также претерпел. Это утверждение безусловно противоречит кафолической вере, которая столь твердо исповедует идентичность субстанции Божественной Троицы, что верует в то, что Отец, Сын и Святой Дух составляют одно, но неслиянны, вечны и неподвластны времени, равны без различия, ибо это не одно Лицо, но Единая субстанция осуществляет единство в Троице.

XI Толедский Собор105

(675 г.)

Толедский символ

Первая часть этого Символа представляет собой выражение самого полного Учения о Троице.

ХВ 11–18, 22

IV Латеранский Собор (XII Вселенский)106

(11–30 ноября 1215 г.)

Начало первой главы Деяний Собора [ХВ 29] – Символ веры в Тайну Троицы. Во второй главе Собор в догматическом плане выступает против аббата-цистерианца Иоахима Флорского, против его тритеистической тенденции, которая отчасти апеллировала к учению Петра Ломбардского. Собор одобрил учение этого последнего; впоследствии оно послужило основой для схоластического богословия.

Глава 2: Заблуждения аббата Иоахима

(224, 804) С одобрения Собора мы веруем и утверждаем вместе с Петром Ломбардским, что существует единая высшая реальность, несказанная и непостижимая, которая поистине есть Отец, Сын и Святой Дух – Три Лица вместе и каждое из Них в отдельности. Вследствие этого Бог есть только Троица, а не четверица, поскольку каждое из этих Трех Лиц есть эта реальность, то есть субстанция, сущность, или Божественная природа. Она одна является началом всего; вне ее нет ничего. Эта реальность не рождает, не рождена, не исходит, но рождающий есть Отец, рожденный – Сын и исходящий – Святой Дух. Таким образом, существует различие Лиц при единстве Божественной природы.

(805) Хотя «Отец – это иное, иное – Сын и иное – Святой Дух, Они не являются различными реальностями»107, но Тем, Чем является Отец, Тем же является и Сын, и Святой Дух; так что, согласно ортодоксальной католической вере, мы веруем, что Они единосущны.

(225, 805) Ибо Отец, вечно порождая Сына, дал Ему Свою сущность, как Сын Сам свидетельствует: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех» [Ин 10, 29, Вульг]. Нельзя говорить, что Он дал Ему часть собственной сущности, а часть оставил для Себя, ибо сущность Отца неделима, будучи совершенно простой. Но нельзя сказать, что Отец, порождая Сына, передал Ему Свою сущность, как если бы Он мог отдать ее Сыну, не оставив для Себя; в таком случае Он перестал бы быть сущностью. Поэтому очевидно, что, рождаясь, Сын получил сущность от Отца, так что ее при этом совершенно не убавилось, и что таким образом Отец и Сын обладают одной и той же сущностью. Так что Отец, и Сын, и Святой Дух, исходящий от Обоих, являются одной и той же реальностью.

(806) Когда [воплощенная] Истина молит Отца о верных Своих, говоря: «Да будут едино, как Мы едино» [Ин 17, 22], слово «едино» для верных означает единство любви в благодати, для Божественных Лиц – единство тождества в природе, как Истина свидетельствует в другом отрывке: ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Мф 5, 48], как если бы Он говорил еще яснее: «Будьте совершенны», совершенны по благодати, «как совершенен Отец ваш Небесный» по природе, то есть каждый по-своему. Ибо невозможно больше отметить сходство между Творцом и тварью, чтобы различие между ними не стало еще более явным.

Поэтому если кто-либо дерзает защищать или поддерживать в этом вопросе мнение или учение упомянутого выше аббата Иоахима, да будет всеми отвергнут как еретик.

II Лионский Собор (XIV Вселенский)108

6-я сессия (17 июля 1274 г.)

Конституция о Святой Троице и Католической вере

Помимо прочих целей, II Лионский Собор поставил себе задачу воссоединения Греческой и Латинской Церквей, которые особенно разделяло разное понимание важных догматических вопросов относительно Троицы. На 4-й сессии Исповедание веры Михаила Палеолога [ХВ 32–4Î] было первой попыткой в этом направлении. Конституция Fideli ас devota, опубликованная, по-видимому, в ходе 6-й сессии, дает точное определение исхождения Святого Духа.

(226, 850) Мы исповедуем с верностью и благочестием, что Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына не как от двух начал, но как от одного начала, не как от двух духновений [spiratio], но как от одного-единственного духновения. Именно это святая Римская Церковь, мать и наставница всех верных, всегда исповедовала, проповедовала и учила; это содержится в истинном и непреложном учении правоверных Отцов и Учителей, и греческих, и латинских. Но поскольку некоторые, пренебрегая этой неоспоримой истиной, которую мы уже заявили, впали в различные заблуждения, то Мы, желая преградить путь такого рода заблуждениям, осуждаем и опровергаем, с одобрения Святого Собора, тех, кто отважится отрицать, что Дух Святой вечно исходит [procedit] от Отца и Сына, или кто дерзнет утверждать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как от двух начал, а не как от одного.

Флорентийский Собор (XVII Вселенский)

(8 января 1438 г. – 7 августа 1445 г.)

Флорентийский Собор, состоявшийся при понтификате папы Евгения IV, сначала собрался в Ферраре, а потом в Риме. В то время как Латинская Церковь с трудом выходила из великого раскола, который пошатнул ее устои, и в то же время, что схизматический Собор продолжал работу в Базеле, Флорентийский Собор ставил перед собой задачу воссоединения отдельных Восточных Церквей. Единство веры, которое должно было служить основой сближения, требовало обсуждения тех догматических аспектов, которые Восточные Церкви не признавали. Длительные и трудные дискуссии завершились разными объединительными декретами, в основном с греками, в 1439 г., с армянами, коптами и, наконец, с эфиопами (яковитами) в 1442 г.

Булла «Laetentur Coeli» Папы Евгения IV

(6 июля 1439 г.)

Декрет для греков

Первым был подписан декрет для греков. Торжественное чтение после каждой мессы на латинском и греческом языках стало кульминацией Флорентийского Собора. Начавшись с выражения благодарности за союз, этот текст затем определяет, что Святой Дух исходит от Отца и Сына «как от единого начала» и что введение Filioque в Константинопольский Символ [ХВ 8/1] является законным. Это последнее выражение не отвечало греческим традициям. Затем были рассмотрены еще два вопроса: чистилище [ХВ 967], первенство папы и иерархия патриархов [ХВ 432].

(227, 1300) Во имя Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа – Мы с одобрения Святого Вселенского Собора во Флоренции и для того, чтобы все христиане верили и принимали и исповедовали эту истину веры, определяем, что Святой Дух вечно существует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущность и Свое субсистентное бытие одновременно от Отца и Сына и вечно исходит [procedit] как от Одного, так и от Другого как от единого начала и единого дуновения [ХВ 226]. (1301) Мы заявляем, что то, что говорили Святые Отцы и Учители: что Святой Дух исходит от Отца через Сына, дает понять, что это значит, что Сын, как и Отец, является – согласно грекам – причиной, а согласно латинянам – началом субсистенции Святого Духа. И поскольку все, что принадлежит Отцу, Отец Сам дал Единому Своему Сыну, когда Его порождал, все, за исключением Своего бытия как Отца, и это исхождение Святого Духа от Сына Сын вечно имеет от Отца, Который Его вечно породил.

(1302) Кроме этого, мы определяем, что Filioque, которое разъясняет эти слова, было законно и разумно добавлено к Символу [ХВ 8/1], дабы осветить истину, и потому, что это было крайне насущно.

Булла «Cantate Domino» Папы Евгения IV

(4 февраля 1442 г.)

Декрет для яковитов

Три года спустя после объединения с греками109 и армянами110 праздновалось объединение с коптами и эфиопами, или яковитами111. Египетские копты, не подчинившиеся решениям Халкидонского Собора [ХВ 313], присоединились к Сирийскому монофизитству. Что касается эфиопов, к которым были посланы епископы из Александрии, они не смогли избежать ереси. Некоторые из них приписывали Богу человеческую (антропоморфную) видимость, другие путали Божественные Лица. Копты и эфиопы отказались от Filioque. Таким образом, надо было решать трудности согласования вероучения. Напомнив обстоятельства, которые привели к объединению, булла изложила римское учение о Троице [ХВ 228–233], а затем особо рассмотрела Сотворение мира [ХВ 248], каноны Писания [ХВ 147], Христа [ХВ 363] и принадлежность к Церкви [ХВ 463].

(228, 1330) Святая Римская Церковь, учрежденная словом Господа нашего и Спасителя, твердо верит, исповедует и учит Единому истинному Богу, всемогущему, вечному и незыблемому, Отцу, Сыну и Святому Духу, (229, 1330) Единому в Своей сущности, Троичному в Лицах, нерожденному Отцу, Сыну, рожденному Отцом, и Святому Духу, исходящему от Отца и Сына.

(230, 1330) Отец – это не Сын и не Святой Дух; Сын – не Отец и не Святой Дух; Святой Дух – не Отец и не Сын. Отец есть только Отец, Сын – только Сын, Святой Дух – только Святой Дух. Только Отец родил Сына от Своей сущности; только Сын рожден Отцом; только Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.

(231, 1330) Эти Три Лица есть один Единый Бог, а не три бога. У них одна сущность, одна субстанция, одна природа, одно Божество, одна безмерность, одна вечность, и все в них едино там, где противоположность, образуемая отношениями, это позволяет.

(232, 1331) «Из-за этого единства Отец полностью присутствует в Сыне, полностью в Святом Духе; Сын – полностью в Отце и полностью в Святом Духе; Святой Дух – полностью в Сыне и полностью в Отце. Никто не предшествует другому в вечности, не превосходит другого в величии и в могуществе. От века и безначально Сын имеет Свое происхождение в Отце; от века и безначально Святой Дух исходит от Отца и Сына»112. (233, 1331) Все то, чем Отец является или что имеет, Он имеет не от другого, Он есть Начало без начала. Все, чем является или что имеет Сын, Он имеет от Отца, Который есть начало начал. Все то, чем является или что имеет Святой Дух, Он имеет одновременно и от Отца, и от Сына. Но Отец и Сын не являются двумя началами Святого Духа, но одним. Так же Отец, Сын и Святой Дух не являются тремя началами, но Единым Началом твари.

* * *

103

См. введ. к ХВ 9.

104

См. введ к ХВ 206.

105

См. введ. к ХВ 11.

106

См. введ. к ХВ 29.

107

См. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН, Эпист. (1) ad Cledonium: PG 37, 179.

108

См. введ. к ХВ 32.

109

См. ХВ 227.

110

См. ХВ 658.

111

Слово «яковиты» произошло от имени Якова из Телла (Цанцал), называемого Бар Аддди, который в VI в. ввел монофизитство в церковную иерархию Сирии и Египта.

112

ФУЛЬГЕНЦИЙ РУСПИЙСКИЙ, De fide liber ad Petrum, с. 1, 4: PL 65, 674 AB.


Источник: Христианское вероучение : Догмат. тексты учительства церкви III-XX вв. / [Отв. ред. о. Пьер Дюмулен; Пер. с фр. Наталия Соколова, Юлия Куркина]. - СПб. : Изд-во св. Петра, 2002. - 550 с. ISBN 5-93247-012-7

Комментарии для сайта Cackle