- Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую римскую церковь «католической» (catholica, от греч. καθολική, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в славянском переводе Символа веры – Соборной), в частности потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов.
- В римской церкви центральной является идея особых благодатных преимуществ Римского престола, понимаемых в абсолютном смысле. Отрыв от Римского престола католики считают равнозначным отрыву от истинной Церкви.
- В отличие от Православного, римско-католическое учение, признающее единоличную власть папы над церковью, ставит церковь в приниженное положение: истинная церковь для католика та, которая во всем подчиняется папе.
- Православие соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца, отрицает Его исхождение «и от Сына»; католицизм же принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».
- Православная Церковь определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе – на спасение человека; католическая церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
- Православная Церковь прославляет величие и святость Божией Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху; католики считают, что первородный грех Ее не коснулся.
- В Православии истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же только сослужители Христовы; в католической церкви при свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение.
- Несмотря на множество перечисленных и не перечисленных различий (например, различные пасхалии, обряд и т.д.) и для католиков, и для православных Иисус Христос – основа всей жизни, и те, и другие исповедуют веру в Святую Троицу (Бога, единого в Трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого), имеют апостольское преемство и таинства, признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
- В нравственной области католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д.
- Католичество и Православие не только имеют существенные различия и сходства, но и на протяжении многих веков оказывают друг на друга взаимное влияние (например, католики признают авторитет многих православных святых, имеют интерес к православной иконе, работам православных богословов; католическая схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли; на православные иконопись, архитектуру, песнопения порой оказывает влияние католическая традиция).
Официальное отпадение Католицизма от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви произошло в 1054 году.
Православная Церковь – историческое, аутентичное (изначальное) христианство, древнехристианская церковь, это семья 15 поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Они сохранили христианскую веру в чистоте и неповрежденности, как открыл ее Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и св. Отцы и Учители Церкви. Церкви Вселенского Православия равны и административно независимы. Единство Православия – евхаристического характера. Глава Православной Церкви – Сам Иисус Христос.
После 1054 года католики самостоятельно провели 21 «Вселенский Собор». Основные изменения: догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали; изменение 8-го члена Символа веры; догмат о непричастности Божией Матери к первородному греху; учение о сверхдолжных заслугах святых, чистилище и пр. Искажение догматов (богооткровенных истин) привело к искажению духовной практики и цели духовной жизни – святости. Обрядовые различия не являются принципиальной причиной разногласий, более того, с прозелитической целью в католицизме, наряду с римским (латинским), существуют общины византийского (православного) обряда. Следует заметить, что католицизм признает, что поместные Православные Церкви – истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные Таинства.
Исторической причиной разделения явилось раздельное управление Восточной и Западной частями Римской империи (введённое в 395г. имп. Феодосием), при этом возникли Восточная и Западная части Единой Церкви. На Западе в качестве общецерковного языка утвердился латинский, на Востоке – греческий. Святые, жившие в первом тысячелетии (до раскола 1054 года), почитаются и православными, и католиками.