Иконография

Литература по теме

Иконогра́фия

1) совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа (иконография Пресвятой Троицы; иконография Страшного Суда);
2) совокупность утвержденных Церковью правил и норм, которых должен придерживаться иконописец, при написании той или иной православной иконы;
3) (иногда в искусствоведческой литературе) наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства.

ikonografija - Иконография

На чем основываются иконографические образы?

Догматической основой иконопочитания являются свидетельства, запечатленные в Священном Писании и Священном Предании. Как известно, догмат о почитании св. икон был утвержден на VII Вселенском Соборе. Догматические основания располагают верующих создавать и правильно чтить священные изображения.

При создании же икон иконописцы опираются на особые правила или каноны.

Основу тех или иных иконографических образов могут составлять различные источники, среди которых уместно выделить следующие: Священное Писание, церковно-исторические произведения, Жития святых, патерики, литургические тексты и даже фотографические изображения (к ним прибегают, положим, при создании образов святых, почивших о Господе в XX в.).

Яркой иллюстрацией использования образов из Священного Писания могут служить иконы Страшного Суда. На изображениях этого типа встречаются образы, сюжеты, заимствованные из Евангелия, Откровения Иоанна Богослова, Книги пророка Даниила и др.

Церковно-исторические произведения дают основу для воспроизведения на иконах событий из истории Вселенской Церкви. Такого рода образы можно встретить, к примеру, на иконах Вселенских Соборов.

Из патериков и Житий святых иконописцы черпают сведения для формирования образов тех или иных святых, для отображения значимых событий их жизни.

Содержание литургических текстов может служить источником для изображения сцен и сюжетов, связанных с храмовым богослужением.

Наконец, фотографические изображения могут использоваться для создания иконографических образов святых, запечатленных при жизни на фотографических карточках.

Цитаты об иконографии

«В христианской традиции изобразительное искусство достигло небывалой высоты в связи с тем, что в основе христианства лежит факт воплощения Бога Слова, засвидетельствованный Его образом. Исключительное значение иконографии для христианского искусства обусловлено важностью не только узнаваемости, но и прежде всего догматической достоверности изображения, его соответствия священным текстам, чей смысл Церковь раскрывает и уточняет в ходе своей истории. Теоретической основой христианской иконографии является учение об образе, выработанное в творениях св. отцов в ходе борьбы с иконоборческой ересью. Соотнесенность изображений с текстами Ветхого и Нового Завета, богослужением, произведениями гимнографии, агиографии, гомилетики, с одной стороны, обусловила неизменность некоторых иконографических схем, сохраняющихся с раннехристианского до настоящего времени, с другой - повлекла возникновение новых изобразительных форм как отклик на актуальные богословские проблемы».
Н.В. Квливидзе, искусствовед

«Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается обратная перспектива. Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. Прямая перспектива (античность, Возрождение, реалистическая живопись XIX века) выстраивает все предметы по мере их удаления в пространстве от большого к малому, точка схода всех линий находится на плоскости картины. Существование этой точки значит не что иное, как конечность тварного мира.
В иконе — напротив: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее — в сердце созерцающего. Оттуда линии (условные) расходятся, расширяя его видение. Прямая и обратная перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая — мир Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором — предельная условность».
И.К. Языкова, искусствовед

«Повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истинне, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; образ Богородицы, болящей при Рождестве Сына Божия и бабы при ней, аки бы ей в неизреченном рождении послужившей; образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами, вымишленными имены нареченными; образ неопалимой купины; образ премудрости Божия в лице некия девицы; образ шестодневного всемирнаго творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща, аки человека по трудах почивающа в седьмый день; образ Саваофа в лице мужа престарелого и единороднаго Сына во чреве Его и между ими Духа Святаго в виде голубя; а на иконах святаго Благовещения пишут тогоже де Господа Саваофа от уст дышуща, которое дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы; паки пишут образ херувима распятаго, а святых Петра, Алексея и Иону Московских чюдотворцев изображают в белых клобуках, каковы при них в России и не были.
И не токмо в сем погрешают, но и пропорции не хранят, и пишут образы с великими паче меры человеческия главами и прочия сим подобныя, не по достоинству и не по приличию. Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно, и где, кроме Апокалипсических видений, было пишемо изображение Господа Саваофа, там изображать обычайно в верху сияние с начертанием Еврейскими письмены Божия имене, также и четырех Евангелистов в подобии тельца и прочих животных не изображать, понеже при таком тельца изображении обретается литеральное именование Агнос (то есть святый) Лука, и при прочих тому подобное, чему быть зело неприлично есть, ибо образа паче истины почитати не подобает, как то о подобном сему изображении в правиле 6-го Вселенскаго собора 82-м ясно показано: не напиши агнца во образе Христа, но того самаго; в толковании же того правила изъявлено: не подобает агнца на честных иконах писати перстом Предтечевым показуема, но самаго Христа Бога нашего по человеческому образу написывати».
Указ Святейшего Синода о недопустимых изображениях (от 21 мая 1722 г.)

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka