Чтец – низший чин православного клира, низшая степень церковнослужителя. В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Служение чтеца – чтение во время богослужения богослужебных текстов (Апостол, шестопсалмие, кафизмы, седальны, каноны, часы и др.).
Чтец – первое посвящение мирянина (лаика) в клирики, за которым может следовать посвящение в иподиакона, а потом рукоположения во диакона, пресвитера и епископа.
Посвящёнными чтецами могут быть исключительно мужчины. Посвященный в чтеца неженатый христианин имеет право вступить в брак.
Часослов – книга, служащая руководством для чтецов. Церковное чтение должно совершаться без спешки, предельно внятно (без проглатывания букв и слогов) и напевно.
Историческая справка
«О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги законы Божия внятно и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем.8:8). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу и встал читать» (Лк.4:16). Должность чтеца известна была при апостолах (Деян.13:15,27). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерина, проявивших стойкость во время гонений.
На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Прокл, епископ Константинопольский, и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. кн., 2, гл. 44, прав. 1).
В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при богослужении. Они были также хранителями священных книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время совершения богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.
Посвящение во чтецы
В Постановлениях Апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершая возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8 правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности.
После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия». По словам святителя Симеона Солунского: «Некоторые даже обращают внимание и на изречения прочитанного, принимая их за предвестие и указание на жизнь поставляемых» (источник).
Чтецы в Месяцеслове
В Месяцеслове Русской Православной Церкви находится 12 канонизированных чтецов:
- Алфей Кесарийский (Палестинский)
- Афанасий Саламинский (Кипрский)
- Данакт Иллирийский
- Дисидерий Путеольский
- Евгений Дмитрев
- Евтропий Константинопольский
- Маркиан Константинопольский
- Михаил Ерегодский
- Мокий Эмесский
- Прокопий Кесарийский (Палестинский)
- Тимофей Фиваидский
- Феодул Солунский
Внешний вид чтеца
- Пуговица стихаря должна быть застёгнута.
- Под стихарём опрятно выглядит белая рубашка, а не ворот свитера.
- Следы воска на стихаре должны удаляться (утюгом через бумагу).
- В стихаре нельзя сидеть, иначе задняя его часть будет мятая.
- Чтец должен быть аккуратно подстрижен (в его кармане должна быть расчёска!).
- Обувь – чёрные ботинки, безусловно не кроссовки.
Цитаты о чтеце
«Земной поклон при входе в алтарь.
Перекрестился на горнее место.
Благослови, владыко, стихарь!
Я просияю красой, как невеста,
Приемлю венец, как счастливый жених,
В нарядные облекаясь одежды
И прочту нараспев прокимен и стих,
Исполнен веры, любви и надежды!».
Андрей Родосский
Литература по теме
- О чтецах:
- Церковные каноны о чтецах
- Взгляд на чтеца в древней Церкви Николай Сагарда
- Новая Скрижаль. Чин поставления во чтеца и певца
- Чин посвящения в чтеца и певца прот. Геннадий Нефедов
- Церковный чтец в глубокой древности проф. А.П. Лебедев
- Фотоальбом: «Чтецы»
- Церковные чины первых веков христианства
- Пособия чтецам:
- Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария А. Кашкин
- Наставление церковному чтецу (1956) Гермоген Шиманский
- Как читать Часы (2020)
- Клиросное чтение игум. Борис (Долженко)
- Чтецу Богослужебной книги Апостол (2020)
- Пример чтения прокимена, Апостола и аллилуиария
- Последование пономарского служения (2012) протод. М. Синюк
- Канонарх. Методическое пособие для чтеца (2021)
- Пособие к церковному чтению с нотами (1891) Е. Богданов
- Церковнославянский язык в таблицах
- Богослужение сегодня: последования наряду
- Конвертер церковнославянских чисел
Комментировать