Источник

Глава X. О литургии Преждеосвященных ДаровГлава II. Чин хиротонии иподиакона

Часть третья. О хиротониях, основаниях храмов и освящении тех же храмов и антиминсов

Глава I. Чин поставления во чтеца и певца

§1. Хиротония

На поставление. На малых детей, по примеру древних праотцев, Сам Христос – Господь возлагал некогда Свои руки, исполненные благодати и даров, изливая на них богатство Своего благословения и подавая немощным надежду здравия. Равным образом и преемники Его Божественной власти и строители Таин, св. апостолы, как читаем в их Деяниях и посланиях, возлагали свои руки прежде на главы тех, которых после крещения желали сподобить нашествия Св. Духа, а потом и тех, которых для преподаяния христианам Св. Таин намеревались посвятить в служителей и отцев, – то есть возвести на степень диаконов, священников и епископов. Св. церковь наша всегда сохраняет сей священный обряд, и сверх того всякий день простирает руки на оглашенных, кающихся и бесноватых во свидетельство особенной любви своей к ним, дабы одних освободить от демонского мучительства и изъять от греха, других утвердить в возвращаемом им прежнем благосостоянии, а иных приобрести себе. Во всех сих случаях она подает свои руки в залог и знамение того, что, воззывая их к обещаемому усыновлению, она приемлет каждого из них в свое материнское лоно, привлекает к благочестию и объемлет своею любовию, как чад своих. Сие преемственное рукоположение, ведущее свое начало от Христа и апостолов, по двоякому образу его совершения получило у церковных писателей и толкователей св. правил и наименование двоякое: одно называется хиротониею (слово сие происходит от греческого χείρ – рука и τείνω – распростираю): это истинное рукоположение, посредством которого нарочито избранные посвящаются в алтаре для священнодействия истинного и таинственного Тела Христова, – т.е. диаконы, священники и епископы.

Хиротесия

Другое хиротесиею (от греческого χείρ рука и θέσις положение): это руковозложение или поставление, которое вне алтаря приемлют чтецы, иподиаконы и другие, производимые в некоторые посторонние должности, кроме священнодействия. Посредством хиротонии совершается самое таинство священства; а хиротесия есть только обряд и возводит людей в такое служение, которое не касается священнодействия: и потому хиротесия есть действие, некоторым образом постороннее и случайное, которое совершается и над кающимися и над немощными и т. п. Сие различие объясняет Симеон Солунский (в гл. 156) следующим образом: «две хиротесии, т.е. рукоположения: одно производится вне алтаря, при производстве в должности чтеца и иподиакона и некоторых других, например, экдика, иконома и проч. Другого же особенного рода хиротоний, совершаемых внутри алтаря, у подножия св. престола, только три, во образ Святой Троицы».

Различие хиротоний

О последних определенно говорит св. Дионисий: первая диакона, вторая пресвитера и третия епископа. Хотя все сии три хиротонии получают избранные только в алтаре и у того же св. престола, но во власти, вверяемой избранным, и в священнодействиях, ими производимых, они во многом между собою различны: одна хиротония выше и превосходнее другой. Св. Дионисий говорит (на стр. 93) о сем различии так: «священноначальнический (архиерейский) чин есть тот, который, будучи сам исполнен совершительной силы, по превосходству совершает и все совершительные действия священноначалия: он преподает познание священных таин независимо от других; он имеет власть учить подчиненных ему священнослужителей, соразмерно с их степенями, обязанностям священнодействия. Чин священников просвещает совершаемых и руководит их к созерцанию Божиих таин не иначе, как в зависимости от священноначальников и под управлением их божественного чина. Священнодействуя в зависимости от епископа, он хотя совершает и те же таинства, какие совершает священноначальник, но совершает их не своевольно, а как бы властию того чина, который сообщил ему таинство священства. Совершая таинства под священнейшими видами, он также творит приходящих к нему зрителями и причастниками Св. Таин; но если бы кто пожелал научиться познанию зримых ими священнодействий, то он препровождает таковых к священноначальнику. Чин служителей (диаконов) есть тот, который приготовляет приходящих к созерцанию и причастию Св. Таин; его обязанность: рассматривать приходящих прежде допущения их к священнодействиям пресвитеров, различать достойных от недостойных, очищать от всего, что несообразно с святостию места и недостойно участия в священнослужении – вообще приготовлять прихожан к таинству и делать их достойными священнодейственного созерцания и общения». И наконец, тот же писатель заключает: «чин священников имеет силу совершительную, и в самом деле совершает, – просветительную и действительно просвещающую; чин диаконов имеет силу очистительную и разделительную». Сообразно с изъяснением св. Дионисия объясняет различие тех же чинов или хиротоний и Симеон Солунский (в той же главе) с тою впрочем разницею, что он хиротонию архиерея называет просветительною, а хиротонию священника совершительною. Вот слова его: «первую степень хиротонии (чин диаконов) называет Дионисий степенью народослужительною, как степень служителя прихожан, зависящего от обоих первых чинов: ибо народослужитель, то есть диакон, ничего не может сделать в церкви без епископа или пресвитера. Вторую хиротонию (то есть хиротонию пресвитера) именует совершительною, потому что в ней преподается власть совершать таинства и другие священнодействия, но не все; так, например, священник не имеет власти совершать хиротоний, потому что не имеет благодати преподавать другим власть совершать таинства, равно как не имеет власти освящать миро и действовать в обязанностях просвещения, освящения и совершения ни от кого независимо, а священнодействует во всем под властию епископа. Но иерарх есть источник просвещения, потому что образует Отца светов, Его исполняется силою и Его властию совершает всякий чин, всякое таинство, всякое священнослужение. Он (иерарх) благодатию Христовою может и крестить, и освящать миро; он может совершать таинство священства и производить во диакона и священника; он имеет право установлять чтение и пение, устроять монашествующих, освящать храмы, возводить на степени священнослужения; совершать браки и может учреждать в своей пастве все, касающееся священнослужения; чрез него и от него, как от источника света, все совершается и освящается в церкви; почему епископ и называется «просветительным». Тот же Симеон Солунский (в гл. 30, о храме) говорит: «хиротонисуемые в алтаре разделяются на три чина: епископа, пресвитера и диакона. Просветительным источником духовного просвещения называется архиерей, как лице, преподающее свет божественный: ибо все как иереи, так и клирики, чрез него приемлют печать хиротонии; от него заимствуют свое освящение храмы, от него и все люди получают благодать крещения, миропомазания, оставления грехов (в покаянии) и причащения Тела и Крови Христовой: все это как от источника света, проистекает от благодати епископской. Пресвитер называется совершительным, как лице, имеющее только благодать совершать таинства, а не преподавать ее другим: он крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершенно таинств, и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину. Диакон называется народослужительным, как лице, имеющее чин помощника служителя св. таинств и не могущее ничего делать без позволения иерея, что составляет личное свойство последнего ангельского чина». По сему различию степеней хиротонии диакон, пресвитер и епископ имеют различные священные одежды, из которых одни выше и превосходнее других. Симеон Солунский в той же главе пишет: «каждый из трех сих чинов и степеней священства облачается в приличные сану его священные одежды. Диакон облачается в одежду, образующую его ангельский чин; пресвитер имеет и то, что диакон, ибо он прежде благодати священства приял дар диаконского служения, имеет сверх сего и облачения, свойственные его совершительной благодати, которую являет эпитрахиль; а иерарх, имея все принадлежащее степени пресвитера, имеет сверх того омофор, который представляет образ воплощенного Сына Божия. По сей же причине, облачаясь в священные одежды, он первее всего облачается в стихарь или подризник». Поскольку первое и меньшее из всех посвящений есть поставление чтеца и певца, то мы сначала и займемся объяснением этого чина; за сим будем объяснять и другие священные чины по степеням.

§2. Звание чтеца и певца

Имеяй быти свещеносец. Должность чтеца и певца состоит в том только, чтобы читать и петь в церкви; он кроме того носит свещу пред Евангелием и исполняет другие подобные сим обязанности как в церкви, так и в алтаре. Симеон Солунский (в гл. 169) говорит: «поставленный таким образом во чтеца, он со времени своего посвящения по повелению диаконов или иереев читает пред народом Писание, то есть священные словеса пророков и апостолов, стоя посреди храма, как и во время посвящения, и с непокрытой головою. Кроме того, входя в алтарь, как служитель алтаря, он возжигает свещи, подает иерею огонь, предшествует со свещею Святым Дарам, подает ему (иерею) просфоры, воду и теплоту, хранит в чистоте принадлежности храма, отправляет и другие службы и предначинает пение божественных песней, то есть канонархает; вообще он есть служитель божественных дел в храме; почему и должен исполнять свои обязанности с благоговением и знать, чему служит». Почему чтец и певец, приводимый к посвящению во все сии обязанности служения, называется одним именем свещеносца, как и в молитве о нем говорится: предходити свещеносца и проч.

§3. Чтец и певец посвящается чрез крестообразное пострижение

Таже постригает главу архиерей крестовидно. Образ крестовидного пострижения, творимого архиереем на чтеце и певце, описывает Симеон Солунский (в гл. 158) так: «совершаемый в должность чтеца и певца приводится к архиерею и три раза благословляется его рукою крестообразно. Потом он знаменуется; святитель постригает крестовидно власы его главы, произнося Божественное и страшное имя Пресвятой Троицы, совершающей все священное. И, во-первых, постригая власы его на верху главы, говорит: во имя Отца; постригая на челе, произносит: и Сына; постригая с правой стороны, глаголет: и Святаго Духа, и, наконец, довершая крест с левой стороны, присоединяет: всегда, ныне и присно и во веки веков».

Аминь при пострижении чтеца

«Все присутствующие при сем при каждом призывании имени Св. Троицы произносят: аминь, исповедуя и подтверждая слова, произносимые архиереем». Для чего на поставляемом чтеце и певце творит архиерей знамение креста? – Для чего бывает отъятие власов, а не другого чего-либо? – Что знаменует это отъятие? – Для чего оно крестовидное и для чего совершается во имя Троицы?

Крестовидное пострижение чтеца

Все это объясняет Симеон Солунский в той же главе: «отъятие власов знаменует посвящение: потому что власы суть отрасли и как бы цвет всего тела, и приносимые человеком Богу, они знаменуют начаток его всецелого пожертвования себя служению Божию. Крестообразно постригаются они в воспоминание Иисуса Христа, Который воплощением и распятием Своим на кресте освятил вселенную. – Во имя Всесвятой Троицы постригается потому, что триединый Бог есть Творец и Совершитель всего». – Постриженный таким образом чтец и певец в другой раз никогда уже не постригается архиереем, хотя и возводится после того на высшие степени священства.

§4. Короткий фелонь

Таже возлагает архиерей на него краткий фелонь. Возлагаемый здесь фелонь на чтеца и певца не та одежда, которую священники имеют во время совершения Св. Таин; но имеется для сего фелонь особливый, т.е. короткий, сшитый только на подобие фелоня иерейского. Симеон Солунский (в гл. 159) говорит: «освященный чрез пострижение приводится опять к епископу, – и целуя руки иерарха, приемлет от него благословенный фелонь (о самом слове: фелонь, см. 2 ч., гл. 6, §16), который есть начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Почему фелонь чтеца и певца, кроме наружного своего вида, отличается от священнического и в смысле таинственном: первая есть начало, а последняя конец священства; первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства.

§5. Содержание молитвы при рукоположении

И молится сице: Господи Боже Вседержителю. Содержание (сей молитвы): Господи Боже Вседержителю объясняет Симеон Солунский (в той же 159 главе) следующим образом: «потом иерарх знаменует главу его трижды, и положив руку на печати (произведенной крестообразным пострижением), показует тем силу Божию, осеняющую его своим покровом; преподавая ему благодать сего божественного покровительства, он молится о том, чтобы Сам Господь Вседержитель освятил совершаемого, избранного Ему на служение». Поскольку все поставление чтеца и певца, совершаемое крестообразным знамением, называется печатию, то и настоящая молитва по содержанию своему во всем имеет свойства молитвы просительной, но не восполняющей и совершающей, и чин этот не может иметь такой степени власти и значения, какие приобретают диаконы и священники, проручествуемые Божественною благодатию.

§6. Чтец и певец прочитывает при посвящении немного из Апостола

И мало прочтет Апостола, иже случится начало и конец. Чтецу и певцу, посвященному знамением крестообразного пострижения и молитвою архиерея утвержденному на степени своих обязанностей, повелевается прочитать посреди церкви часть Апостола, в знак того, что первая его обязанность есть обязанность читать Писание и петь на сем месте.

Держит лампаду

Потом архиерей подает ему лампаду, – и он становится с нею на обыкновенном месте, для того, чтобы всем присутствующим здесь ведомо было его поставление на степень свещеносца.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle