Часть вторая. О службах, положенных в священническом служебнике, и о постах
Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров
§1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают
Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится».
§2. Что есть преждеосвященная литургия
Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают». Этим положено, – под вечер или во время вечернего пения, когда пост позволяется разрешить, отправлять подобие литургии, или некоторую ее часть без освящения Святых Даров, и преподавать в церкви Божественный хлеб. Эту службу, на которой Дары уже преждеосвященные и принесенные раздроблялись и преподавались верным, отцы того же собора рассудили назвать Божественною литургиею Преждеосвященных. В дни же субботные и воскресные не только бывает полная литургия, но делается и некоторое ослабление поста, по 64 апостольскому правилу, и даже позволяется кушать не однажды в день, но дважды, как сказано выше (в гл. 9, §1). Причина этого указана у Климента (Постановлений апостольских кн. 7, гл. 25): «Субботу и день воскресный празднуйте, поскольку то есть воспоминание сотворения мира, а этот – воскресения». Должно нам хранить одну только субботу во всем году, то есть субботу погребения Христова, в которую и надобно поститься, а не праздновать. Когда Творец мира под землею, тогда радость сотворения вселенной уничтожается печалью смерти: ибо Создатель как естеством, так и достоинством честнее тварей, Им созданных.
§3. Преждеосвященная учреждена издревле
Сверх того известно, что 52 правило шестого Вселенского собора о преждеосвященной литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвященная литургия была задолго до этого собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский в ответе на 55 вопрос. «Преждеосвященная литургия издревле учреждена преемниками апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение апостольское, и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое».
§4. В котором часу начинается и какую приносит пользу?
По какой надобности учреждена преждеосвященная литургия, в котором часу дня ее надобно совершать, и какую пользу мы от нее получаем, это объясняет тот же Симеон Солунский, в том же месте. «Дабы нам не быть лишенными благодати Христовых Таинств и умилостивления чрез священные молитвы, святые отцы и установили служить преждеосвященную литургию. Совершаем же эту службу в девятом часу (в третьем пополудни), соблюдая постный устав, предписывающий есть однажды в день – вечером». Освящаемся же мы молитвами и чувственным и мысленным созерцанием Самого Господа, держимого руками священника, предлагаемого в умилостивление наше и преподаваемого для приобщения достойным.
Святые Дары чествуются поклонением
Во время же этой службы, а особенно во время входа, когда иерей несет на главе Святые Дары, мы должны с теплотою души припадать к земле, прося прощения согрешившим и поминая всех верных; ибо здесь являются совершенные Таинства, и самое Тело и Кровь Христова. И если должно чествовать Дары прежде совершения, как посвященные Богу и вместообразные, то тем более (должно чествовать) Дары, освященные во священнодействии Божественною благодатию, истинное Тело и истинную Кровь Христову.
§5. Преждеосвященная литургия кроме Четыредесятницы в другие посты не бывает
Преждеосвященные литургии совершаются только в одну великую Четыредесятницу, а в другие посты ее не бывает. Симеон Солунский в 56 ответе пишет: «Преждеосвященные не совершаются в другие посты; ее предписано совершать в Четыредесятницу, ибо этот пост главный, самый высокий, есть пост Господень; и только в это время предано совершать ее для большего подвига. Так как эта тайна необходимейшая, страшнейшая, священная и спасительная для всего мира, то неприличным сочтено опустить ее даже и в великую Четыредесятницу. Посему отцы установили совершать священное жертвоприношение в субботу и воскресный день поста, помня слова Господни: сие творите в Мое воспоминание, а в прочие пять дней совершать литургию преждеосвященную». Хотя из сих слов видно, что преждеосвященная освящаема была в пять дней каждой седмицы Четыредесятницы, но теперь она совершается только дважды в неделю, то есть в среду и пяток. Таков обычай был и во времена Василия Великого, что видно из 90 послания его к благородной Кесарии: «каждый день», пишет он, «хорошо и весьма полезно причащаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову по ясному свидетельству Спасителя: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Ибо кто усомнится, что быть всегда причастником жизни значит поддерживать постоянно жизнь? Посему мы в каждую неделю приобщаемся четырежды, в воскресенье, среду, пятницу и субботу, и даже в другие дни, когда совершается память какого-нибудь святого». Следовательно и преждеосвященные литургии совершались для такого же приобщения только по средам и пятницам.
§6. В среду и в пяток на сырной седмице не бывает ни совершенной, ни преждеосвященной литургии
В среду и пяток на сырной неделе никогда не совершались полные литургии, а преждеосвященные хотя в некоторых местах и совершались, но и они впоследствии отменены. Симеон Солунский в 56 ответе пишет: «не положено, чтобы в какой-нибудь день не совершать бескровной и живой жертвы, кроме среды и пятка сырной недели и Великого пятка. Два эти дня сырной недели суть как бы начало освященного поста. Ибо сырная седмица установлена для нашего очищения и приготовления к святому посту; дабы мы, очистившись, начали поститься и, мало-помалу воздерживаясь от пищи тучной и мясной, приступили к посту, как чистые к чистейшему, как святые к святому. А потому, как говорит Устав великой церкви: патриарх в среду и пяток сырной седмицы совершал преждеосвященную литургию, хотя и с постом, потому что есть сыр в эти дни установлено для уничтожения некоего еретического мнения. Таким образом в эти дни сырной недели совершалась изначала преждеосвященная, как она положена древними уставами, с чтением пророческих Писаний, хотя и с отменою Евангелия, как и в пять дней каждой недели в Четыредесятницу. Ибо отцы не терпели, чтобы прошел какой-нибудь день, в который бы мы не созерцали Господа в таком таинстве, через которое Он, как сказал, с нами едино есть. Но не знаю, как уничтожился тогдашний обычай совершать на сырной неделе преждеосвященные литургии. Я думаю, что так как в это время положен пост, хотя и несовершенный, то обыкновенной литургии нельзя совершать, а потому вознерадели и о преждеосвященной. Но это положено и в Уставе иерусалимском, который есть Устав монашеской и великой церкви, и который соблюдали все церкви, но который впоследствии совершенно уничтожили частые нашествия язычников, так что он остался только в соборной церкви». Из этого видно, что патриарх в среду и пятницу сырной недели литургисал преждеосвященную. Вот почему св. Никифор, как сказано было в гл. 9, §14, упоминает о преждеосвященных в среду и пятницу на сырной седмице.
§7. Литургия полная не бывает в Великий пяток
В Великий пяток никогда не бывает обыкновенной литургии, да и быть не может. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «во святый и Великий пяток не совершаем обыкновенной литургии, ибо Господь, предавший в четверток таинство в воспоминание страданий Своих, в пяток претерпел их, принес в жертву Самого Себя на кресте, волею предался Отцу – и не препятствовал тем, кои хотели убить Его. Посему, так как чрез страдание принесено уже в жертву Божественное тело, то нам в тот день, когда Христос Сам Себя принес в жертву, уже не нужно еще совершать таинства в воспоминание оной. Вот почему и не имеем обыкновения в Великий пяток совершать литургии и приносить обыкновенную жертву».
§8. В Великий пяток не бывает преждеосвященной
Хотя преждеосвященная литургия в Великий пяток некогда и совершалась, но теперь и она отменена. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «хотя мы в Великий пяток и приняли предлагать Преждеосвященные Дары и совершать литургию, как написано в некоторых древних уставах; но теперь, после введения в употребление монашеского иерусалимского Устава, сего не бывает».
§9. Посты, в которые преждеосвященные не бывают, не считаются меньшими
Те посты, в которые не бывает преждеосвященной литургии, не должны почитаться меньшими. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «если в некоторые посты не бывает преждеосвященной литургии, то их за то не должно не только пренебрегать, но еще и наипаче почитать. Ибо в Великий пост, в субботу и в воскресный день, совершаем даже полную литургию, как и в другие непреходящие посты, т.е. в навечерии Рождества Христова, Богоявления, и в Великий четверток; но поста в эти дни не разрешаем, хотя совершается и полная литургия».
§10. Память Феодора Тирона совершается в субботу
Память святого мученика Феодора Тирона совершается на первой седмице в субботу, а не в другой какой-нибудь день. Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) говорит: «если бы в это время прилично торжествовать память мучеников, то более всего прилично в первый день поста творить память славного и сияющего в мучениках Феодора Тирона, который сотворил великое чудо, обличив тайное злое намерение отступника, хотевшего верных в постные дни осквернить скверными брашнами, заповедав тогдашнему архиерею отнюдь не покупать хлебов, продававшихся на рынке, а дома варить пшеницу и этим утолять свою естественную нужду. Сделав это, верные избавились от навета, и злоба не похвалилась над добродетелью, и благочестие не было побеждено нечестием. Но как постное сетование и светлость праздника между собою нисколько не совместны, то уставами отцев повелено это благотворение Феодора Тирона почтить торжеством в первую субботу Великого поста».
§11. Усопшие поминаются в субботу пред Четыредесятницею
Хотя в Четыредесятницу во все субботы поминаются усопшие, но немного, ибо в каноне полагается только по одному заупокойному тропарю. Общей же службы за упокой в эти субботы положить нельзя, по случаю других служб. И потому общая служба за усопших совершается прежде поста в субботу на мясопустной седмице, точно так же, как и память отцев совершается в субботу на сырной седмице. Матфей Властарь в том же месте говорит: «пред начатием поста мясопустная суббота всенародно посвящается памяти усопших, а следующая памяти святых отцев. В это время мы, если можно выразиться, заключаем праздновать в честь их; потому что неприлично, вступив в подвиги духовные; заботиться о празднованиях». Другие причины, почему память усопших совершается в мясопустную субботу, показаны в Синаксаре на ту же субботу.
§12. Усопшие поминаются при конце Пятидесятницы
По окончании же Пятидесятницы, в субботу на седьмой седмице, память творим усопшим по другой причине. Тот же Властарь и в том же месте, уподобляя содержащих пост воинствующим на брани, так пишет: «воины обыкновенно после победы над врагами поднимают победные знаки, несут царю добычу и потом идут на погребение убиенных. Таким же образом прилично и нам, после духовной брани во время поста и после победы воскресения, поднять победный знак во время Пятидесятницы и воспеть победительную песнь Христу, Которым победили. Но потом по окончании Пятидесятницы, прилично отдать последний долг и усопшим, и по окончании седьми дней совершить праздник Всех святых, как начаток следующих праздников и поминовений».
§13. Память святых и усопших не полагается на Господские праздники
В Господские праздники, для чести их, не творим памяти усопших или мучеников. Тот же Властарь, в том же месте, пишет: «в Господские праздники неблагочестиво поминать умерших и неблаголепно совершать память мучеников. Ибо, когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани и к торжеству царя причислять доблесть рабов. Совершенно истинно и праведно к торжеству рабов присоединять доблесть владыки, награждающего победителей за подвиги, но сравнивать победу царя с победою раба безумно и дерзостно. Если это и делается в память святых, то разве за особенно высокие подвиги их добродетелей».
§14. На преждеосвященной литургии не посвящается пресвитер, но только диакон
На преждеосвященной литургии не посвящается священник, но только диакон. Симеон Солунский (в том же 56 ответе) пишет: «ничто не препятствует достойному принять священство. И диакона можно посвящать даже на преждеосвященном священнодействии, но священника следует посвящать на литургии полной, ибо священник лице освятительное, а диакон только служитель, то есть слуга». Освятительным иерей называется потому, что имеет власть освящать Св. Дары. Посему он и посвящается на полной литургии пред освящением Даров, чтобы участвовать в этом освящении. А так как на преждеосвященной литургии освящения Даров не бывает, то иерей на ней и не посвящается. Диакон же, как служитель и не имеющий права без священника сам собою освящать Св. Дары, может принимать в свое время посвящение как на обыкновенной, так и на преждеосвященной литургии, хотя на последней и не освящаются Дары.
§15. В посты совершаются все таинства, кроме брака
В Четыредесятницу совершаются все таинства, кроме брака, который в это время совершиться не может по 15 правилу собора Лаодикийского, где сказано: «не подобает в Великий пост ни обедов по мертвым, ни инаго коего пира творити». Причину сему Симеон Солунский, в том же 56 ответе, предлагает следующую: «брака в Великий пост совершать нельзя, потому что он влечет за собою плотское веселие; а пещись о плоти и каяться, иметь мирские помыслы и плакать о душе в одно и то же время невозможно».
§16. Дары на преждеосвященной литургии не освящаются вновь
На преждеосвященной литургии Преждеосвященные Дары не получают чрез молитвы нового освящения. Симеон Солунский, в 57 ответе на вопрос, говорит: «Преждеосвященные Святейшие Дары чрез молитвы ничего не получают, ибо освящены; и это доказывают самые молитвы, читаемые на преждеосвященной литургии, потому что они содержат в себе моления и ходатайство о нас чрез предлежащие страшные Таинства: Тело и Кровь Единородного, (моления), умилостивляющие Бога Отца и делающие нас способными к причащению общения Христова».
§17. Великий и малый вход на преждеосвященной
На преждеосвященной литургии бывают два входа, один с кадилом, другой с Дарами. Но из них второй имеет не то знаменование, какое имеет на литургии совершенной. Симеон Солунский, в том же 57 ответе, пишет: «из входов один есть вечерний (т.е. означающий то же, что и на вечерни), другой – когда Дары относятся на трапезу, чтобы мы, смотря на них и покланяясь им, освятились чрез воззрение на Христа благодатию Его».
§18. На преждеосвященной соединяется вино с водою
В Преждеосвященных Дарах вино и вода, вливаемая в соединение, имеют и другое значение, нежели какое они имели на проскомидии полной литургии. Симеон Солунский, в том же 57 ответе, пишет: «и соединения никакого не делаем. Почему же? Потому что хлеб совершенно освящен и соединен с Божественною Кровию. Но в священный потир вливается без всякой молитвы вино и вода, дабы по разделении Божественного хлеба, освятилось чрез сообщение с ним то, что находится в потире».
§19. На преждеосвященной причащаются все
Как на совершенной литургии, так и на преждеосвященной причащаются и должно причащаться. Тот же Симеон Солунский и в том же ответе пишет: «и по чину литургии Преждеосвященных должен приобщиться животворящего хлеба и чаши иерей, а потом приобщить, если это потребуется, освященных внутри алтаря по обычаю, а мирян лжицею. Если же иерей хочет приобщить Таин не во время священнодействия, тогда он берет часть хранимых Даров, влагает в вино, смешанное с водою, и приобщает; впрочем, употребляется и сухой животворящий хлеб, ибо соединен с Кровию. То, что находится в потире, на преждеосвященной литургии освящается не призыванием Святого Духа и не запечатлением, но соединением с животворящим хлебом, – с Телом истинно Христовым и соединенным с Кровию».
§20. Преждеосвященная не совершается в другие дни года
В другое время года, кроме великой Четыредесятницы, преждеосвященная литургия не совершается. Симеон Солунский на 59 вопрос так отвечает: «кроме установленных дней не должно литургисать преждеосвященную, потому что так не предано. А тот, кто делает более преданного, подлежит канону. Держите, пишет Павел, предания, имже научистеся или словом или посланием нашим (2Сол.2:15)». Это должно помнить и о всем прочем, что предано издревле.
§21. «Благословено Царство», есть начало на преждеосвященной литургии
Хотя преждеосвященная литургия начинается вечернею, но начинается не словами: Благословен Бог наш, как на простой вечерни, но Благословено Царство, как обыкновенная литургия. Симеон Солунский (в гл. 347) пишет: «иерей, став пред святою трапезою, как бы на небеси, пред престолом Божиим, не говорит: Благословен Бог наш – на это нет обычая: ибо эти слова – одного Ветхого Завета; но как на священной литургии – Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа. Этими словами он славит едино Царство и естество трех Лиц Божества; ибо эти слова суть проповедь благодати, и познание и исповедание Бога, единого в Троице». О сем начале пространнее сказано сей же части в гл. 7, §2.
§22. Свет Христов просвещает всех
По четырем причинам иерей во время чтения пророческих паремий показывает народу возженную свечу и говорит: Свет Христов просвещает всех. Во-первых: не только на преждеосвященной литургии, но и на всякой великопостной вечерни всегда читаются две паремии, одна из книги Бытия, а другая из Притчей, как и в Уставе на странице 132 на об. показано: во всю великую Четыредесятницу вечера чтется едина паремия Бытия и вторая Притчей. Но вся книга Бытия историческим образом описывает бывшие с самого начала мироздания дела человеческие, особенно падение Адамово, разные заблуждения людей, многие казни, последовавшие за них, и различные прещения на непокорных. Книга же Притчей объясняет пришествие на землю Христа Спасителя, Его смотрение, прогнание нашей тмы Божественным светом, наставляет всякого на путь правый и предлагает для сего разные нравственные и таинственные способы. Симеон Солунский (в главе 354) пишет: «Книга Бытия повествует о том, что случилось с начала мира, т.е. о сотворении людей и падении Адама; книга же Притчей предсказательно повествует о Сыне Божием и чрез Него дает советы усыновленным, как сынам; Самого Сына называет Премудростию, которая, говорит, создала себе дом, т.е. семь даров Духа Святого, всех питает и поит хлебом Тела и чашею Крови Своей и есть Свет, освещающий горняя и дольняя». А потому священник, пред чтением Притчей, как бы для подтверждения слов, просвещающих наши души, во образе вещественного держимого в руках света, показывает Самого Христа, Который не тотчас по сотворении мира, но по прошествии многих веков, как бы к вечеру, пришел просветить нас, – и громогласно говорит: Свет Христов просвещает всех. Это мнение Симеон Солунский подтверждает в той же (354) главе: «по окончании чтения книги Бытия тотчас является иерей в царских вратах со свечами и, когда все встают, он, делая кадильницею знак креста, громогласно говорит: премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех, и потом уходит во святой алтарь. Тогда чтец на амвоне читает Притчи. Это показывает, что под конец веков Иисус Христос, Свет истинный, воссиял седящим во тме, и светом Своей благодати наполнил вселенную». Во-вторых: на преждеосвященной литургии, которая есть не что иное, как то же вечернее пение, свечи возжигаются при пении Господи, воззвах, и пред возжением их, чрез молитвы светильничные, бывает совершаемо благодарение за ночной свет, даруемый людям от Бога, и моление, дабы Бог наставил нас ходить во свете истины (как сказано было сей же части в гл. 4, §15); теперь священник, чрез вещественную свещу, показывает людям духовное и небесное сияние, находящееся в Преждеосвященных Тайнах, и словами: свет Христов просвещает всех, вселяет в народе твердую надежду на просвещение наших душ чрез приобщение Христовых Тайн. В-третьих: оглашенные, как готовящиеся ко крещению или просвещению, тотчас по прочтении сугубой ектении должны быть выведены; но пред этим их изведением показуется им, под образом вещественного света, Христос истинный Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир и присутствующий в Преждеосвященных Тайнах, и показуется для того, чтобы они уверены были, что приимут в крещении свет от исполнения Его, и в этом удостоверяются словами: свет Христов просвещает всех. В-четвертых: Евангелие на обыкновенной литургии читается прежде освящения Даров, ибо Христос прежде благовестил Свое учение, а потом преподал, под видом хлеба и вина, Плоть и Кровь Свою. Но как на преждеосвященной литургии Евангелие, как благовестие Христово, не читается, ибо на оной и Св. Дары не освящаются, но предлагаются прежде освященные; то, вместо Евангелия, священник чрез возженную свещу показывает Христа, являемого в Преждеосвященных Дарах, и просвещение, Им сообщаемое, выражает словами: свет Христов просвещает всех.
КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ