Рекомендуем:
***
Расцерковление стало частым явлением в современной церковной жизни. Его причины могут быть самыми разными, однако это всегда является духовной трагедией для человека, отлучившего себя от общения с Церковью. Этот раздел может быть полезен человеку, который после сознательного периода пребывания в Церкви, покинул ее и, возможно, хотел бы вернуться, но не знает зачем или имеет некие внутренние препятствия к возвращению к церковной жизни. Ниже будут приведены типичные причины отпадения от Церкви и рекомендации по возможному решению проблемы.
1. Разочарование.
Эта причина может касаться самых разных моментов, начиная от разочарования в церковном сообществе и заканчивая обидой на Бога из-за несбывшегося желания. В основании этой проблемы лежат неверные ожидания человека, которые не оправдались. Признание наличия у себя этих неверных ожиданий и преодоление наивных, ошибочных представлений, может стать началом решения этой проблемы.
Полезные ссылки:
- В поисках золотого века диакон Андрей
- У стен Церкви С.И. Фудель
- Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может свт. Иоанн Златоуст
- Илиотропион, или cообразование с Божественной волей свт. Иоанн Тобольский
2. Несогласие с позицией церковной иерархии по общественно-политическим вопросам.
Необходимо иметь в виду, что в отличие от вопросов вероучения и морали православный христианин не обязан быть согласным с позицией епископов, священников или мирян, которая касается дискуссионных вопросов (например, общественно-политических), если это противоречит его совести. Это несогласие может быть выражено в словах, прекращении посещения конкретного прихода, но это не должно становится поводом для ухода из Церкви, в которой преподаются спасительные Таинства. Помните о том, что эта ситуация рано или поздно закончится, как православный христианин Вы обязаны исповедовать Символ веры, но не обязаны придерживаться политической позиции, которая противоречит Вашей совести.
Полезные ссылки:
3. Духовное охлаждение, приведшее к прекращению духовной жизни.
Причины охлаждения могут быть разными, начиная от неверного понимания того, в чем состоит духовная жизнь, заканчивая нежеланием жить по-христиански, которое становится сознательным выбором человека. Нередко бывает так, что после совершения тяжкого греха, человек теряет веру в милосердие Божие, и попадает в опасную ловушку отчаяния. Здесь необходима честность с самим собой, покаяние, надежда на милосердие Божие, восполнение пробелов в теории и избежание фатальных ошибок на практике.
Полезные ссылки:
- Духовная жизнь
- Беседы на Евангелие от Марка еп. Василий Кинешемский
- Беседы о покаянии свт. Иоанн Златоуст
- Фантастический христианин в сравнении со святоотеческим человеком Иоанн Корнаракис
- О вере, неверии и сомнении митр. Вениамин (Федченков)
4. Аргументы безбожников, приведшие к утрате веры.
Необходимо иметь в виду, что человек теряет веру не просто под воздействием некоторой рациональной аргументации, а тогда, когда он сам принимает решение перестать быть верующим. Одни и те знания существуют у разных людей, и только они сами принимают решение о том, каким образом это повлияет на их мировоззренческий выбор. Причиной потери веры нередко бывает излишнее доверие выводам неверующих ученых (почему-то к ним доверия бывает заведомо больше, чем к Божественному Откровению) и незнакомство с качественной контраргументацией христианских апологетов. В защиту христианской веры написано множество трудов, которые опровергают все основные доводы критиков против христианства.
Полезные ссылки:
- Энциклопедия христианской апологетики Норман Л. Гайслер
- Диалоги прот. Валентин Свенцицкий
- Апологетические статьи С.Л. Худиев
- Существование Бога проф. Ричард Суинбёрн
5. Знакомство с современной либеральной библеистикой.
Многие люди, покинувшие Церковь, говорят о том, что одним из серьезных побуждений к этому стало знакомство с современными научными библейскими исследованиями. Это знакомство разрушило их привычное восприятие Св. Писания, а вместе с тем, и саму христианскую веру. Пожалуй, одной из главных ошибок, допущенных этими людьми, является вера в некую «объективную библейскую науку», представленную конкретными именами либеральных исследователей, которая якобы рассказывает о том, как все обстояло «на самом деле».
Прежде всего, необходимо отличать факты от всевозможных интерпретаций. Веру православного христианина не должны колебать факты наличия разных текстуальных традиций в рукописях Ветхого Завета или более поздних вставок в рукописях Нового Завета (об этом знали и писали святые отцы еще в древности).
Что касается различных теорий и интерпретаций, то они могут сильно отличаться в зависимости от установок исследователя. Современная наука представлена не только либеральными исследователями, которые позиционируют себя, как неверующих, но и не менее образованными и авторитетными учеными-христианами (как пример можно привести сайт Ehrman Project, где верующие исследователи критически разбирают тезисы популярного библеиста-агностика Б. Эрмана).
Следует также принимать во внимание, что некоторые теории ученых, имевшие в свое время большую популярность, впоследствии пересматривались, и сегодня уже не принимаются всерьез (например, можно вспомнить теорию борьбы «петринизма» и «павлинизма» в раннем христианстве, которую отстаивали представители Тюбингенской школы экзегетики в XIX веке). Хотя бы поэтому неразумно было бы отказываться от христианской веры на основании теорий, которые, как показывает история, могут быть пересмотрены спустя некоторое время.
Полезные ссылки
- Как Бог стал Иисусом. Ответ Барту Эрману М. Бирд. К. Эванс
- Воскресение Христа и безошибочность Писания: ответы на утверждения Барта Эрмана Уильям Лейн Крейг
- Критический анализ утверждений Барта Эрмана о преднамеренных изменениях текста Священного Писания А.В. Башкатов
- Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей Ричард Бокэм
- Как относиться к библейской критике? С.Л. Худиев
- Библейская археология: революционные открытия или разные мнения? С.Л. Худиев
- Галилейский контекст проповеди Иисуса Христа: проблемы, сформулированные библеистикой XIX–XX вв., и их решение в свете современной археологии К.В. Неклюдов
- Документы Нового Завета: достоверны ли они? Брюс Фредерик
6. Увлечение современными нехристианскими учениями.
С появлением интернета распространение различных учений, которые могут даже маскироваться под христианство, стало еще более массовым. Различные лжеучителя предлагают свои объяснения реальности и дают советы, которые излагаются в доступной форме и привлекают внимание людей, в том числе тех, кто считает себя православными христианами. При этом они могут не критиковать христианство открыто, но при этом постепенно стирать границы между православным мировоззрением и ложными учениями. Здесь нужно обратить внимание на то, что все эти учителя, популярные в России, странах СНГ и на Западе, чаще всего несут откровенную отсебятину, претендуя при этом на то, что они могут открыть некие духовные знания своим слушателям. Они не являются аутентичными носителями какой-либо древней религии, и уж тем более, не проповедуют Божественное Откровение, данное через Иисуса Христа. Полезно задуматься о том, кого вы выбираете в свои учителя и какие основания верить тем, кто противоречит здравому богооткровенному учению. Также необходимо повышение своих знаний в области православного христианства, дающего глубокие ответы на самые важные вопросы.
Полезные ссылки:
7. Заключение.
Все причины отпадения человека от корабля спасения – Церкви, можно классифицировать соответственно 3-м силам души: уму (незнание, идеализация...), чувствам (разочарование) и воле (грехи и страсти). Как правило, они взаимосвязаны, но одна из этих сил является ведущей.
На ваши вопросы мы готовы ответить в разделе Вопросы и ответы.
Комментировать