Тест: Христианство и войны

  • 1. Какой по счёту сын Адама и Евы стал убийцей?
    bp - Тест: Христианство и войны



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Каин - первый сын Адама и Евы, родившийся у них после изгнания из Рая (Быт.3:24; Быт.4:1). Однажды Каин и Авель совершили приношение Богу. Жертва Каина оказалась не угодна Творцу, а жертва Авеля угодна. Оттого, что Господь призрел на Авеля и на его дар, а на Каина и на его дар не призрел, Каин сильно огорчился (Быт.4:4-5), а после, движимый злобой, решился совершить в отношении брата страшнейшее преступление. Зазвав брата в поле, Каин убил его, – совершив невиданное до того на земле злодеяние (Быт.4:8). 

  • 2. Какая книга Ветхого Завета дает наиболее подробные предписания Бога об общих правилах ведения войн?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Предписания Бога о правилах ведения войн даются в 20 главе Второзакония.

  • 3. Богоугодными являлись все те войны, которые:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Из Ветхого Завета нам известны войны, которые велись по прямому указанию Божьему. Только о них мы можем безусловно свидетельствовать, как о Богоугодных. Все остальные войны нельзя считать априори, исходя лишь из указанных критериев, считать Богоугодными, т.к. мы живём в падшем мире, где все люди согрешают (ошибаться могут и представители священноначалия, и христиане - представители властных кругов, и мы в наших оценках).


    Цель Бога в отношении падшего человечества – привести его к спасению, освободив от власти греха. Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего, Он имел в виду помощь еврейскому народу в осуществлении возложенной на него миссии – быть хранителем истинной, спасительной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Христу – Спасителю мира.

    Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция»), давно переполнили меру беззаконий и укоренились во зле.

    Мы не должны сомневаться, что любое действие Бога направлено на благо. Действия Божии, проявляемые в дохристианские времена, следует рассматривать в контексте особенностей той исторической эпохи, до Боговоплощения и образования Церкви это были радикальные меры по ограничению зла, подобные ликвидации раковой опухоли.

  • 4. Есть ли в синодальном переводе Библии выражение «священная война»:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Священное Писание Ветхого Завета в целом и книга Второзаконие в частности различают два типа войны: обычную и священную (выражение «священная война» в Библии не употребляется, оно введено в богословскую литературу немецким ученым Фридрихом Швалли в 1901 г.).

  • 5. Какова была причина того, что Бог не позволил царю Давиду построить Храм?
    1642862145 23 vsegda pomnim com p ierusalimskii khram foto 25 - Тест: Христианство и войны




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим.
    Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек».

  • 6. Какими качествами, обнаруживавшими святость, отличались первые канонизированные Русской Церковью святые Борис и Глеб?
    rossia - Тест: Христианство и войны



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Первыми русскими святыми, канонизированными Русской Церковью, стали князья Борис и Глеб. Они обладали различными христианскими добродетелями, а почитаются в Церкви как страстотерпцы. За свое смирение и истинную христианскую кротость они были канонизированы в 1072 году, то есть менее чем через 100 лет после принятия христианства.

    Примечательный факт. В 2009 году на выставке Ильи Глазунова, комментируя картину художника «Вечная Россия», один из высших чиновников РФ сказал: «Борис и Глеб — святые, это понятно. Но они все отдали без борьбы. Это не может являться примером для нас. Легли и ждали, пока их убьют». Автор картины одобрил оценку, не уточнив, что святые отказались воевать не с иноземными захватчиками, а с нареченным братом Святополком. В последовавшей за этим битве Святополк потерпел сокрушительное поражение и с позором бежал: «и прият возмездие от Господа...».

    Разумеется, далеко не в каждом случае непротивление смерти можно оценивать как безусловный признак святости (святость подразумевает наличие веры, праведность, особую причастность Богу). Между тем, в данном случае Церковь рассматривает действия братьев как проявление ими христианского смирения.

  • 7. Каков источник этих слов: «Церковь ... противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения»?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Цитата: "Русская Православная Церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения".

  • 8. В Священном Писании месть...



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя, чтобы месть была адекватной соделанному обидчиком, чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику.
    Придя в мир людей, Иисус Христос преподал людям учение Любви, заповедав: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44).

  • 9. Выберите русского святого, который, неся служение в стране, объявившей войну России, благословил свою паству сражаться за родину, а сам молился о победе России.




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Когда началась Русско-Японская война (1904-1905) свт. Николай Японский (1836–1912) сказал своим прихожанам-японцам: «Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».

    p1b8h00i3i11eh1cnrmpiekl1l1s8 - Тест: Христианство и войны

  • 10. Должны ли современные христиане считать страх перед возможным нападением других стран безусловным основанием для права начать войну?
    74a6ccd1713a851e5a00d25e98cb3206 - Тест: Христианство и войны


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Страх может быть обоснованным или необоснованным (как, скажем, было в случае с подозрением Ирака в производстве оружия массового уничтожения, что впоследствии не нашло подтверждения), но не безусловным основанием для начала войны. Кроме того, в некоторых случаях даже и реальная угроза нападения одной страны на другую может быть минимизирована путем дипломатических усилий или иных мер, применяемых в сфере международной политики. В условиях современной войны внезапность нападения может быть и предельно минимизирована средствами ПВО, космической, радио-электронной разведки.

    Патриарх Сербский Павел (Стойчевич, 2009): «Обвиняют и меня, и Сербскую Церковь, что мы призываем к войне за великую Сербию. А я говорю – если бы великая Сербия должна и могла выжить только через злодейство, нет на то моего согласия! Пусть не будет великой Сербии.
    Если бы так могла выжить хотя бы малая Сербия, и на это не соглашусь! Пусть не будет и малой Сербии! По цене злодейства – нет, никогда!
    Если бы преступление было ценой жизни для единственного, последнего серба, и если бы этим сербом был я сам, – всё равно не согласен.
    Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа. По-другому мы не согласны жить, ни за что. Разумеется, в этом суть, ведь мы знаем, что наши предки столько лет и веков были в неволе, но выстояли в правде, и всех нас сохранил Господь Всевышний, Который на стороне добра. Если нужно погибнуть, лучше быть мертвым человеком, чем живой нелюдью».

    1513133738 0 - Тест: Христианство и войны

  • 11. Верно ли утверждение, что смерть от ядерного удара автоматически делает погибших христианскими мучениками, наследующими Рай?
    11966686 - Тест: Христианство и войны



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Му́ченик – человек, принявший мучения и/или смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.

    Мученическая смерть — это когда человек умирает за имя Христово, и у него есть выбор: отречься от Христа и сохранить жизнь или остаться верным Христу и умереть. 

  • 12. Возможна ли в наше время война, первичную нравственную оценку которой невозможно дать при её начале?
    1 3 - Тест: Христианство и войны


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Всякое действие, производимое человеком с сознанием и целью, непременно имеет нравственное качество и есть или доброе или злое.

    Даже если христианину неизвестны истинные мотивы начала той или иной войны, у него обычно есть информация о том, кто начал боевые действия, кто дипломатическим, экономическим и прочим мирным методам предпочел силу оружия, кто инициировал наиболее чудовищный метод воздействия, открыл "ящик Пандоры" (в этом смысле используют термин "развязать войну").

    Также важно учесть высоту целей (например, защита христиан от иноверцев), их реальность (зло обычно маскируют благими целями), необходимость достижения целей настолько жестокими методами. Отсылки на примеры беззаконий других государств не являются оправданием собственных мерзостей.

    Необходимо учитывать, что современная пропаганда работает не только по принципу навязывания единственно верной точки зрения, напротив, она стремится разрушить доверие любым источникам, забрасывая людей многочисленными теориями происходящего и затрудняя нравственный выбор. Её цель состоит и в том, чтобы посеять сомнение и создать то самое «не всё так однозначно».
    Христианский аскетический опыт требует, чтобы верно мыслящий ум стал "господином души", властвовал над чувствами и волей. Методы манипуляций обычно направлены на то, чтобы подавить разум чувствами, затмить его эмоциями.

  • 13. Утверждение о том, что священнослужители и церковные структуры Русской Православной Церкви НЕ могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним в области агрессивной внешней войны принадлежит:



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III.8. Сферы взаимодействия Церкви и государства:

    "... существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:

    а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;

    б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны".

  • 14. Изначально на иконах св. благоверный князь Александр Невский изображался...
    image031 - Тест: Христианство и войны



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    На иконах допетровской эпохи святой князь Александр Невский, принявший перед кончиной схиму, предстает в монашеском чине, в монашеской мантии. Например, в Государственном историческом музее хранится житийный образ XVI века, в центре которого — смиренный князь-схимник.

    В эпоху Петра I глубоко чтимый народом святой стал небесным покровителем новой столицы России. Облик схимника попал под запрет. По инициативе первого российского императора Синод приказал «в монашеской персоне никому отнюдь не писать... а писать образ во одеждах великокняжеских».

    nevskij 09 - Тест: Христианство и войны

  • 15. Если священник убил врага, то по церковным канонам он...




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Правило 55 свт. Василия Великого: "Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемы от причастия Святых Таин: аще же клирики, да низложатся со своего степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26:52)".

    Правило 27 Святых Апостолов, предписывает извергать от священного чина даже за драки:
    "Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1Петр. 2:23)". Толкование.

  • 16. Что из перечисленного, по слову свт. Григория Нисского, является величайшим благодеянием?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Свт. Григорий Нисский: «Посему Награждающий тебя, если предотвратил ты бедствие войны, два дарует тебе вместо дара; одним даром служит награда, а другим даром самый подвиг; потому что, если бы за таковое дело и ничего не предстояло в уповании, то мир сам по себе для имеющих ум дороже всякого о нем рачения. Поэтому преизбыток Божия человеколюбия можно познавать в этом, что благими воздаяниями награждает не за труды и поты, но за удовольствия, можно сказать, и радости; так как из всего, что веселит, главное есть мир, который каждому желательно иметь в такой мере, чтобы не только самому пользоваться, но, по великому обилию оного, уделять и не имеющим. Ибо сказано: "блажени миротворцы" (Мф.5:9), а миротворец тот, кто дает мир другим».

  • 17. Святой пророк Моисей предписывал воину, убившему человека на войне, ...
    fullsize - Тест: Христианство и войны




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,4
    Верно!
    Комментарий:

    Пророк Моисей, согласно откровению Божьему, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (см. Чис.31). 

  • 18. Выберите верное утверждение. Сам по себе воинский подвиг...



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Война, зачастую, выявляет, проявляет в людях их истинные качества: как высокие, так и низкие.

    В определенных случаях воинский подвиг может обнаруживать в воине-христианине те или иные добродетели. Например, евангельское указание: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), может иметь отражение в подвиге христианского самопожертвования ради спасения ближних. 

    Однако, конечно, воинский подвиг – понятие довольно широкое. На протяжении истории подвигами нередко назывались даже и такие действия, которые с христианской позиции осмысливались как злодейства.

  • 19. Согласно 7-ому правилу IV Вселенского Собора, воинское служение невозможно для ...




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3
    Верно!
    Комментарий:

    «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме», – говорится в 7-м правиле IV Вселенского Собора. Несмотря на это, в истории Церкви случались примеры отхождения от этого правила. Так, например, прп. Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского, как считается, благословил двух своих монахов участвовать в Куликовской битве.

    Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн: «В истории Церкви имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов, в прошлом воинов, Пересвета и Ослябю, участвовать в Куликовской битве. Подобным образом и преподобный Афанасий Афонский по просьбе императрицы Зои благословил своего постриженика полководца Торникия вернуться на краткое время к ратному делу ради спасения страны от нашествия арабов.

    В более позднюю эпоху известны массовые случаи участия греческого священства в вооруженной борьбе с турками во время освободительных восстаний; в память об этом на Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий священника с ружьем в руках. Еще более активно участвовали в кровавой борьбе с турками черногорские священники и даже сами митрополиты. Однако это все же были исключения, вызванные особыми обстоятельствами времени.

    В мирное время переход священника или монаха на воинскую службу однозначно считался грехом. Характерен пример из «Страдания 42 мучеников Аморийских» (IX век). Когда этих византийских офицеров мусульмане, пленившие их, вели на казнь, и они достигли реки Евфрата, мусульманин-судья подозвал одного из них, святого Кратера, и сказал ему: «Ты был некогда клириком, принадлежа к чину так называемых иереев, но, отвергнув такую степень, взялся потом за копье и оружие, убивал людей; что ж ты притворяешься христианином, отрекшись от Христа? Не следует ли тебе лучше обратиться к учению пророка Мухаммеда и у него искать помощи и спасения, когда ты уже не имеешь никакой надежды на дерзновение перед Христом, от которого добровольно отрекся?» На это святой Кратер ответил, что именно поэтому он тем более обязан пролить кровь за Христа, дабы обрести искупление своих прегрешений. Как видим, сам мученик не оправдывал своего поступка, но воспринимал его как грех.

    Достойно упоминания также то, что митрополит Киевский Георгий в сочинении «Стязание с латиною» среди заблуждений римо-католиков упоминает о том, что они позволяют "ходить на войну епископам и священникам и свои руки кровью осквернять, чего Христос не повелел"». (Из доклада на ХХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, 2020 год).

  • 20. «Отправляясь на бой с супостатами, подобает остерегаться всех недобрых слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость». В каком древнем тексте содержатся эти слова?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    «Закон судный людем» – древнейший славянский памятник права, созданный в конце IX в. Дошел в составе русских юридических сборников. В судебнике, в частности, регламентируются вопросы раздела военной добычи, положения пленных и рабов. 

  • 21. Какой из представленных критериев в оценке военных действий является определяющим для христианина?
    13378637 origina 1l - Тест: Христианство и войны





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Христианам подобает в первую очередь давать нравственную оценку войны, а не упражняться в политологии и теориях заговора. Что касается мнений христиан, облечённых священным саном, то оценивать их высказывания следует через призму евангельского учения и христианской совести. Учение Церкви - это не частные мнения, оно всегда соборно, всегда соответствует содержанию Благовестия Христова.

  • 22. Человек, подписавший контракт на военную службу, ограничивает свободу прежде всего...



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Воинская служба подразумевает строгое соблюдение дисциплины, исполнение приказов командиров. Такой приказ может противоречить христианской совести, но полностью соответствовать добровольно подписанному контракту.

  • 23. Кто из перечисленных лиц Ветхого Завета явил образец незлобия и миролюбия, имея возможность убить искавшего его смерти царя?





    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Саул, царь Израиля, знал от пророка Самуила, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. Своего соперника он увидел в Давиде (который был помазан на царство Самуилом, однако не вынашивал тех злых замыслов, в которых его подозревал Саул) (см. 1Цар.15, 1Цар.16). Саул же искал смерти Давида и преследовал его вплоть до своей смерти, но Бог спасал Своего избранника. Претерпев много обид от царя Саула, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды он имел особую возможность убить Саула, но  не сделал этого, потому что не смел поднять руку на помазанника Бога, Которого он боялся больше, чем Саула (см. 1Цар.24, 1Цар.26).

     

    95 - Тест: Христианство и войны

  • 24. Каковы обязанности священника, исполняющего свое служение при Вооруженных силах?
    f01f9d5db9ac e1510326062644 - Тест: Христианство и войны






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,5,6
    Верно!
    Комментарий:

    Основными задачами военного духовенства являются:

    • совершение богослужений и религиозных обрядов;
    • духовно-просветительская работа;
    • участие в мероприятиях, проводимых командованием по патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих (служащих) и членов их семей;
    • оказание содействия командованию в проведении профилактической работы по укреплению правопорядка и дисциплины, предупреждению правонарушений, неуставных взаимоотношений и суицидальных происшествий;
    • консультирование командования по религиозным вопросам;
    • участие в формировании в коллективах отношений, основанных на нормах христианской морали;
    • содействие формированию здорового нравственного климата в семьях военнослужащих (служащих).

  • 25. «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк.22:36,38). На что в данном случае, обращаясь к ученикам, указывает Господь?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4
    Верно!
    Комментарий:

    Прп. Максим исповедник: [Господь] говорит: предай плоть свою трудам добродетели и мудро веди брань со страстями и бесами ради достижения мира Божиего. Или [Он говорит тебе]: приобрети в Слове Божием тот навык, который, [подобно мечу], отделяет худшее от лучшего (Евр. 4:12).

    Прп. Нил Синайский: А что мечом называет слово, это явно для всякаго; так как на памяти у каждого часто повторяемое изречение писания: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр.4:12).

    Блаженный Феофилакт Болгарский: Купите «мечи», то есть так берегите себя, как имеющие встретить опасности и войны. 

    Лопухин А.П.: Словом о «мече» Господь хочет сказать не то, что ученики во время своих миссионерских путешествий должны будут прибегать к защите себя оружием, т.к. Господь неоднократно внушал им, что Сам Бог их будет, когда нужно, защищать (ср. Лк.21:18 и др.). Нет, Господь хочет этим сказать, что отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые, против них вооружится весь мир, и им нужно быть готовыми ко всему.

  • 26. Входить в храм с оружием:


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Не принято.

    446749 original - Тест: Христианство и войны

  • 27. Должен ли христианин быть безусловным пацифистом?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Если подразумевать под пацифизмом идеологию, направленную на безусловное неучастие её сторонников ни в каких военных конфликтах, то нет. Пацифизм отрицает применение насилия в принципе, а христианство допускает его применение для защиты ближних от агрессора.
    В Священной истории Ветхого Завета Богом попускались войны в борьбе с язычниками для ограничения зла на земле. Далее Церковь благословляла воинов на защиту православного отечества.
    Не соответствуют христианскому учению идеи и стремления, направленные на развязывание захватнических, братоубийственных войн.

  • 28. Преподобный Сергий Радонежский благословил главного вождя русского ополчения Великого князя Димитрия Иоанновича Донского на Куликовскую битву для:
    2026 1 - Тест: Христианство и войны




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Преподобный Сергий благословил главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» 
    «Прииде князь великы Дмитреи Ивановичь к реце Дону за два дни до Рожества святыя Богородица. Тогда же прииде грамота к великому князю от преподобнаго игумена Сергия от святаго старца благословенаа, в неи же и писано благословение таково, веля битися ему с татары: «Что бы еси, господине, такы и пошелъ, а поможет ти Богъ и святая Троица».

  • 29. Является ли ненависть к врагам Отечества законной и правомерной для христианина?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Христос дал нам заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», что по объяснению блаженного Августина, «надо понимать так, что мы должны в каждом человеке видеть своего ближнего». Наша обязанность состоит в том, чтобы ненавидеть злые дела и вообще зло, которое совершает человек, но при этом любить самого человека, желать ему покаяния и спасения (Мф.5:45-46). Любви к врагу не противоречит применение к нему силы, ради пресечения зла или законного воздаяния, если это необходимо.

    Как отмечается в Основах социальной концепции, "даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1Ин.2:16) и прочими порождениями ада. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», – говорит Священное Писание (Сир.8:8)".

  • 30. Можно ли ходить в храм, священник которого придерживается ненавистной тебе военно-политической позиции?



    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Храм — это дом Божий, место особого Божьего присутствия, а не дом священника. Если священник служит в храме законно, Бог преподает благодать верующим, в том числе через него, даже и в том случае, если священник грешит более, чем некоторые другие священники и его «военно-политические» воззрения идут вразрез с учением Христа.

    Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав пищи.

    прп. Паисий Святогорец:
    Я того мнения, что вовсе нехорошо отпадать от Церкви всякий раз, когда провинился патриарх, но внутри, оставаясь с Матерью Церковью, каждый имеет долг и обязанность выразить протест и бороться по силе своей. А прекращать поминать патриарха, уходить в раскол, создавать свою собственную Церковь и продолжать выступать с оскорбляющими патриарха речами считаю неправильным.
    Если же мы из-за того или иного проступка патриархов станем разделяться и устраивать (Боже упаси) свои собственные Церкви, мы превзойдем даже протестантов.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать

4 комментария

  • tamara1473, 26.01.2024

    Спасибо Вам за тест!!!А все же сложный для меня 67/33%,есть о чем поразмыслить!

    Ответить »
  • николай, 09.05.2024

    по моему тест и другие материалы на сегодня касательно войн провокационны, материалы использованы не наши, а с запада

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 03.06.2024

      В некотором смысле Вы правы, поскольку в списке использованных материалов: 1) Священное Писание и 2) святоотеческие труды.
      По первому пункту можно заметить, что Библия — это записанное Слово Божье. И с какой стороны на нее ни посмотри, она кому-то может показаться «не нашей». Если это Слово Божие, то оно от Бога, из Царствия Небесного. «Царство Мое не от мира сего», — говорит Спаситель (Ин.18:36), то есть это точно не Россия или какое-либо земное государство. А если принимать во внимание, что Слово Божие составлено по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов, то становится очевидно, что они не были не только русскими, но даже европейцами — они были евреями. То есть «материалы», получается, не с Запада, а с Ближнего Востока. Но не стоит смущаться — нет «во Христе ни Иудея, ни Эллина» (Гал.3:28). И бояться этого тоже не следует, вспомним слова Господа Иисуса: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32).

      Ответить »
  • Денис, 11.11.2024

    Благословлял ли преподобный Сергий на войну?

    Речь пойдёт про известный сюжет из жизни преп. Сергия Радонежского — «Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Согласно этому рассказу, московский князь Дмитрий Донской перед тем, как отправиться в поход против Мамая, ездил к преп. Сергию за благословением и получил в подкрепление двух иноков. Этот сюжет прочно вошел в православную народную традицию, только был ли он в реальности?

    Немногие знают о том, что наука оспаривает историчность данного события. Первоисточник этого сюжета – «Сказание о Мамаевом побоище». Это анонимный рассказ, написанный в 15 веке, то есть почти через 100 лет после кончины преподобного. Доказано, что автор допустил ряд фактических ошибок и даже придумал некоторые факты.

    Главное несоответствие состоит в том, за два года до куликовской битвы князь Дмитрий был отлучен от Церкви митрополитом Киприаном. Он попытался возвести на митрополичий престол своего духовника архим. Михаила Митяя и изгнал из Москвы действующего митрополита. О продолжительности конфликта свидетельствует то, что в 1382 г., когда хан Токтамыш пошел на Москву, преп. Сергий нашел убежище не в Коломне у Дмитрия, а в Твери, у противника Дмитрия, князя Михаила. Но на этом нестыковки не заканчиваются. Согласно анонимному рассказчику, князь Дмитрий по возвращении из Троицкой обители навестил митрополита Киприана, тогда как известно, что митрополит был в изгнании.

    Сомнения в историчности этого рассказа вызывает и то, что в ранних версиях жития преп. Сергия об этом эпизоде ничего не сказано. Но даже если допустить, что событие имело место быть, возникает вопрос к факту благословения монахов Александра Пересвета и Андрея Осляба на участие в битве. Известно, что Православная Церковь издревле запрещала церковнослужителям брать в руки оружие. Более того, участие в сражении является нарушением монашеских обетов. Мог ли преп. Сергий пренебречь священными канонами, отправив воевать тех, кто стал воином Христовым? Отнюдь нет.

    Сюжет с благословением на битву полностью искажает тот образ преподобного Сергия, о котором мы знаем из достоверных источников. Кроткого, смиренного, чрезвычайно сурового аскета, который отказывался посылать монахов даже в город для поиска еды.

    Что касается благословения князя, даже если предположить, что оно было дано, речь шла о войне оборонительной. Сегодня же эту историю пытаются привязать к войне захватнической, называя ее «упредительной». Лично я убежден, что преподобный Сергий, при жизни примирявший враждующие православные княжества, никогда бы не стал благословлять на войну против собратьев, как это делают нынешние иерархи.

    Ответить »