- Говорится ли в заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения?
- Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?
- Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?
- Существует ли здоровый пацифизм?
- Чем христианский «пацифизм» отличается от просто пацифизма?
- Есть ли в Ветхом Завете положительные примеры непротивления злу силой?
- Как древняя Церковь относилась к войне и воинской службе?
- Как относилась к войне и воинской службе Церковь Византии?
- С чем связано различное отношение Церкви к воинской службе в первые века христианства и в византийскую эпоху?
- Могут ли священнослужители поступать на военную службу в качестве воинов?
- Почему Православная Церковь прославляет воинов в лике святых?
Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий, pax – мир и facio – делаю) –
1) идеология сопротивления насилию ради исчезновения насилия;
2) политическое или общественное движение, направленное на сопротивление войнам и насилию вообще.
Говорится ли в заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения?
Полемизируя с христианами, пацифисты зачастую ссылаются на ветхозаветную заповедь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50-й день после Исхода из Египта (Исх.20:13). Эта заповедь понимается ими, как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах. Удивительно, но хотя стремление к исполнению этой заповеди объясняется ими исходя из необходимости послушания Богу, они словно и не замечают, что, согласно Писанию, в ряде случаев умерщвления одних людей другими происходили в соответствии с волеизъявлением Божьим (Исх.22:18-20; 1Цар.15:1-3). Это значит, что в ветхозаветные времена заповедь «не убий» осмысливалась отнюдь не как абсолютный и безусловный императив
Заметим, что древние евреи не настаивали на существовании категорического противоречия между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал законные смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Следует обратить внимание на слова Бога, дающие ограничение принципу «не убий»: «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника» (Исх.23:7). Во времена действия Нового Завета Церковь тоже не придавала этой заповеди безусловного значения.
Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?
Нельзя. В христианском понимании святость подразумевает праведность и теснейшую благодатно-духовную связь с Богом, любовь к Богу и ближним. Святые стремятся к миру во Христе. Пацифист же (в светском значении слова), в своем пацифистском стремлении, руководствуется отдельно взятым принципом о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек и гражданин, призван принимать участие. Выступая против применения силы, пацифист выступает и против силового противления злу. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Нередко это приводит к тому, что пацифист оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты».
Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?
Пацифистская идеология – это род самообмана. Искусственное насаждение этой идеологии в мирском обществе не сделает общество грешников обществом праведников. Война сопровождала и будет сопровождать человечество всю его историю по причине падшести человека, поэтому вместо того, чтобы заявлять о полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней – призывать людей к нравственному преображению в союзе с Богом, с опорой на благодатные средства, искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в мире, в том числе в периоды войн.
Существует ли здоровый пацифизм?
Такого рода пацифизмом можно назвать естественное человеческое стремление к миру, желание разрешать конфликты, в том числе и военные, по возможности, мирным путем – путем переговоров, с учетом причин их возникновения, а также интересов конфликтующих сторон, на основе благих компромиссов, исходя из подлинного понимания идей добра, милосердия, справедливости. Так как мы живем в мире, где далеко не все люди стремятся соответствовать своему высшему призванию и предназначению, исполнять волю Божью, то и его дальнейшее развитие будет связано с войнами, несмотря на распространение пацифистами своих идей. Тем не менее мы, христиане, насколько это зависит от нас, должны стремиться к миру и способствовать инициированию и осуществлению богоугодных миротворческих процессов.
Чем христианский «пацифизм» отличается от просто пацифизма?
В отличие от пацифиста-нехристианина «пацифист»-христианин реализует свои миротворческие стремления исходя из своих религиозных убеждений, основанных на истинной вере, на учении Церкви. Понимая, что войны являются следствием греховности человека и ратуя за мир, христианин смотрит на человеческое общество здраво и трезво, осознает, что для предотвращения войн одних призывов к миру недостаточно, войны будут происходить вплоть до второго Пришествия Спасителя, и что, наконец, некоторым агрессивно-воинственным действиям, если это уместно, можно противодействовать силой.
Если говорить кратко, то пацифизм отрицает применение насилия в принципе, а христианство допускает его применение для защиты ближних от агрессора.
Есть ли в Ветхом Завете положительные примеры непротивления злу силой?
В Священном Писании Ветхого Завета содержится множество примеров непротивления злу силой. Такие примеры мы видим в некоторых решениях и действиях Авраама (Быт.21:25-32), Исаака (Быт.26:17-22), Исава (Быт.33:4), Иосифа (Быт.50:15-21), Елисея, который не только спас жизнь врагам своего отечества, но и посоветовал царю приготовить накормить их, после чего они были отпущены и возвратились туда, откуда пришли (4Цар.6:18-23).
Как древняя Церковь относилась к войне и воинской службе?
Согласно данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не осуждалось. Указывают, что во времена правления Марка Аврелия христиане входили в состав XII Молниеносного легиона. С другой стороны, в связи с тем, что многие элементы воинских ритуалов в Древнем Риме тесно переплетались с элементами языческих культов, полное соблюдение норм воинских практик христианами, если бы этому был дан свободный ход, противоречило бы главным вероучительным и нравоучительным нормам христианства. Кроме того, на воинов-христиан могли наложить, в приказном порядке, обязанность участия в казнях своих братьев по вере. В этом отношении ряд христианских писателей (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ипполит Римский) высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови. Согласно некоторым каноническим памятникам, если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься».
Как относилась к войне и воинской службе Церковь Византии?
В византийский период воинская служба рассматривалась как одно из важнейших общественных служений. Святитель Афанасий Великий пишет: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Правило 1). При этом, согласно, 13-му правилу святителя Василия Великого: «Убиение на поле брани отцы наши не считали убийством, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть, стоило бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения только Святых Таин».
Следует также учитывать, что в прежние века армия исполняла и полицейские функции, являясь необходимым элементом гражданского правопорядка.
С чем связано различное отношение Церкви к воинской службе в первые века христианства и в византийскую эпоху?
Действительно, если сравнить взгляды некоторых ранних и более поздних церковных писателей на предмет возможности для христиан находиться на воинской службе, можно уловить некоторое различие. Отчасти это объясняется тем, что во времена гонений на Церковь армия, в лице подавляющего числа воинов, не испытывала лояльности к христианам; а также с тем, что, как было отмечено выше, многие воинские ритуалы были связана с языческими культами.
Со временем же легализации Церкви и вступления в нее множества граждан империи, армия наполнилась христианами; соответственно, и распространенные прежде языческие нормы стали вытесняться христианскими.
Могут ли священнослужители поступать на военную службу в качестве воинов?
83-е правило святых апостолов и 7-е правило IV Вселенского Собора воспрещают лицам, носящим священный сан и монашествующим поступать на военную службу.
Согласно правилу 55 свт. Василия Великого, «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет». При этом священнослужитель может быть капелланом.
Почему Православная Церковь прославляет воинов в лике святых?
«Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою за други своя, что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви» (Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в РФ).
Православная Церковь прославляет в лике святых тех, кто стяжал святость, путем исполнения заповедей Божьих.
Литература по теме
- Заметки о пацифизме С.Л. Худиев
- «А Я говорю вам не противься злому...» А.Г. Долженко
- Философский анализ непротивления злу А.Г. Долженко
- О непротивлении злу прот. Николай Стеллецкий
- Христианское отношение к власти и насилию прот. Валентин Свенцицкий
- Отношение к войне и миру в христианстве эпохи ранней патристики (формирование христианского пацифизма) О.Р. Бородин
- Христианство и войны
Комментировать