Array ( [_ym_uid] => 1586548246857096638 [_ga] => GA1.2.400767564.1586548246 [_ym_d] => 1700949487 [_gcl_au] => 1.1.1001448995.1711475288 [rmcookie] => S:1tuCrnNTFPrdANOIW7tW-KXamzd5zlTItkWbTqk7gpYHM7BLJ63rTAoqTFSnhaR6mhz7M__1jgivd_NM6qp225-DP1-kSEuQ--yN_eSuoIYfcVvzOlqi0bl76NOUh2cPJgYnclHSacq9y4WpKGlHFq8jO5nTMafVL2CHPfkPfXrlOsjL6kKbaPz9uh8uN9KSioXSZ2BEQPF0Lgd_21hXGdG5eUJNYUSBY7XqNaK2jul1x3_839zjF6mbXvI0Uoy1CNWpYZPIS-nRoPz8Hnsw2Z7-7Jj9kyIyltcLb2Uo3YQmy-9EG84rrYWAv9Q8737IirF3r_ZkmMAq9lrSwoBfc11u8-wKglt0lFrNROOv1InWwrLaUGEhJMtGw6NCJrnZpCCrwtdfUn9HwGc9YLZaMSx4GINWA8qc18ixaiD7KOAj35BKbmyW5-8CBFjn_i2rMjVCb49FceBTNwLrANB75S32vKo9bba7Cm0-9s9wHMMSInIMoKTgEOECt6zd_D6LLI4Ul4U8kETnyWuua062U-OYP2rjeCl14m191q6sL-ZG4CVqC2HQthSe2CeyOebFWLCxsnTBAm2F8DjYTvRh5A-q-1qXWx9G4Aq20US1hKuVtE8J4L6WWUMTrI--NDevTA== [otrid] => S:68s02Rf4fnFFm--D7dCfP-ZVpyWNDXDFzSF2ih7d_xXdm-E4WtWQouDbhzF2SS2cfHN9g_5aTD0IoEm1rmRZEUZvmiXQHLHu3Vvj1xRBdOgrU0inl076GFwTBcdoQyVlCvPfHqrJDYP4FYHHPrSTGu_cveHdo0WWc1VJm8XyS5aQhiH8Ac1V2R0HV4o5TqdGRIfI_FyfAeRSgE_c1qluEA55wWJAylQvRz0= [_gid] => GA1.2.1690376958.1714383413 [_ym_visorc] => b [_ym_isad] => 2 [QClTgIZRzHfKr] => aUf5gMC [PVqKRAvGxgs] => 9Wq.LYBwljM [LuIMPNHAKoxbz] => 36c[a9I2EZfo@5RS [pAaMlRimwTrF] => QAjiUwp2o8 [NTjwEdQz] => 1Mko_g [rntaH_YOpvG] => rp8a4dT [H_VbLOBg] => .f8p4GQgM7 )
6

Правило 7

8

О недопустимости самовольного сложения священного сана или оставления монашества.

Причисленным однажды к клиру и монахам мы определили не вступать ни в воинскую службу, ни в мирскую должность. А тех, кто дерзает на это и не раскаивается, с тем чтобы вернуться к прежде избранному ради Бога, предавать анафеме.

Τοὺς ἅπαξ ἐν κλήρῳ τεταγμένους, ἢ καὶ μοναστάς, ὡρίσαμεν μήτε ἐπὶ στρατείαν, μήτε ἐπὶ ἀξίαν κοσμικὴν ἔρχεσθαι· ἤ, τοῦτο τολμῶντας, καὶ μὴ μεταμελομένους, ὥστε ἐπιστρέψαι ἐπὶ τοῦτο, ὅ διὰ Θεὸν πρότερον εἵλοντο, ἀναθεματίζεσθαι.

Толкования

Зонара. 83 правило святых Апостолов излагает постановление о тех, которые, оставаясь в одежде клириков, упражняются в воинском деле и принимают на себя мирские начальства, и повелевает извергать таковых. Там истолковано и то, что значит упражняться в воинских делах. А настоящее правило рассуждает о тех клириках и монахах, которые сняли с себя священное одеяние и облеклись в воинскую одежду, как будто сами были воинами, или в светскую одежду, как будто желали светского достоинства. Таковых правило определило подвергать анафеме, если они не раскаются, не обратятся к той жизни, которую прежде избрали, и не примут опять одежды свойственной этой жизни. Ибо уже не признано было нужным подвергать их извержению, как наказанию, потому что сами они сложили с себя священническое достоинство; почему и признаны достойными большего наказания.

Аристен. Если причтенный к клиру, или монашествовавший будет упорно оставаться в воинской службе, или в светском достоинстве; то он подлежит проклятию. Если монашествующие, или однажды причисленные к клиру, оставив монашескую жизнь или жизнь в клире и переменив одежду, поступят в воинскую службу, или займут мирскую должность, и не раскаются и не возвратятся к тому образу жизни, который прежде избрали ради Бога, должны быть преданы анафеме. Итак, с настоящим правилом согласна и 8 новелла императора господина Льва Философа, которая не дозволяет монашествующим опять одеваться в одежду мирского человека; хотя одиннадцатое постановление, содержащееся в 62-й главе первого титула четвертой книги Василик, противоречит и настоящему правилу, и этой новелле.

Вальсамон. Не думай, что противоречишь 83-му правилу святых Апостолов, в котором говорится, что пресвитеры, или диаконы, упражняющиеся в воинском деле, подвергаются только извержению; но скажи, что там посвященный занимался воинскою службою в священнической одежде; а здесь он сложил священную одежду и воинствовал из желания мирского достоинства; и поэтому-то там и после увещания не обращающийся извергается, а здесь не раскаивающийся предается анафеме. Ибо к извержению он сам себя приговорил, прежде осуждения сложив с себя священную одежду и сделавшись мирянином. А как при изъяснении 83-го Апостольского правила мы сказали, что не тотчас извергается отправляющий мирскую службу, но после увещания; то иной может спросить: должно ли тоже быть соблюдено и в отношении к тому, кто сложил с себя священную одежду и воинствовал, или и прежде увещания он тотчас должен быть подвергнут анафеме? Думаю, что и таковый должен быть предан анафеме, если после увещания не обратится. Так говорить заставляют меня следующие слова правила: «предавать анафеме дерзнувших на сие злое дело и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога». И указанное 83-е Апостольское правило истолковано так потому, что прямо говорит: «извергати упражняющегося в воинском деле и хотящего удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность». При сем знай, что 7-я и 8-я новеллы царя господина Льва Философа определяют, чтобы клирики и монахи, которые переменили одежду и сделались мирянами, были облекаемы в прежнюю одежду и против воли их. А как при этом они предаются и анафеме, то по необходимости они уже не должны считаться клириками, или монахами, но на всю жизнь заключаются в монастыри. Я, впрочем, думаю, что из переменивших таким образом свою одежду, те должны быть подвергнуты наказанию по настоящему правилу, которые вступили в воинскую службу, а не вступившие в воинскую службу – должны быть подвергнуты какому-нибудь другому более умеренному наказанию, но и таковые не должны совершать что-нибудь священническое. Прочти еще 62-е правило святых Апостолов и толкование на него.

Славянская кормчая. Причетник, или мних, в воинство, или в который сан от своего изступив, проклят.

Толкование. Аще который мниси, или причетницы неции церковнии: мниси убо оставльше монастырь, или причетницы причет, и ризы изменьше, в воинскии чин внидут, или мирскии сан приимут, и не покаются ни обратятся, ни восходят взяти свого образа, его же прежде Бога ради изволиша, да будут прокляти. Подобно же сему правилу повелевает, и 8 заповедь новая, царя Леона Философа, не прощающи мнихом мирского образа на себя паки взимати. Аще и 11-ая заповедь повелевает в 62-й главе лежащи первые грани, четвертых царских книг, и сему правилу ино ведати противится.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Толкование архиеп. Петра (Л’Юилье). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать