Array ( )
29

Правило 30

О разрешении отсрочки подписания «Томоса Флавиану» египетскими епископами.

Поскольку благоговейнейшие епископы Египта отложили в настоящее время подписание послания преподобнейшего архиепископа Льва не потому, чтобы они противились кафолической вере, но потому, что, по их утверждению, в Египетском диоцезе есть обычай не делать ничего подобного без воли и постановления архиепископа, и поскольку они просят дать им отсрочку до поставления будущего епископа великого города Александрии, то справедливым и человеколюбивым показалось нам предоставить им, пребывающим в своем сане в царствующем городе, эту отсрочку до поставления архиепископа великого города Александрии. Итак, пусть они дадут поручительство в том, что не покинут этого города до тех пор, пока град Александрийский не получит епископа.

Ἐπειδὴ οἱ εὐλαβέστατοι ἐπίσκοποι τῆς Αἰγύπτου, οὐχ ὡς μαχόμενοι τῇ καθολικῇ πίστει, ὑπογράψαι τῇ ἐπιστολῇ τοῦ ὁσιωτάτου ἀρχιεπισκόπου Λέοντος ἐπὶ τοῦ παρόντος ἀνεβάλοντο, ἀλλὰ φάσκοντες, ἔθος εἶναι ἐν τῇ Αἰγυπτιακῇ διοικήσει, παρὰ γνώμην καὶ διατύπωσιν τοῦ ἀρχιεπισκόπου μηδὲν τοιοῦτο ποιεῖν· καὶ ἀξιοῦσιν ἐνδοθῆναι αὐτοῖς ἄχρι τῆς χειροτονίας τοῦ ἐσομένου τῆς τῶν Ἀλεξανδρέων μεγαλουπόλεως ἐπισκόπου· εὔλογον ἡμῖν ἐφάνη καὶ φιλάνθρωπον, ὥστε αὐτοῖς μένουσιν ἐπὶ τοῦ οἰκείου σχήματος ἐν τῇ βασιλευούσῃ πόλει, ἔνδοσιν παρασχεθῆναι, ἄχρις ἂν χειροτονηθῇ ὁ ἀρχιεπίσκοπος τῆς Ἀλεξανδρέων μεγαλοπόλεως. Ὅθεν μένοντες ἐπὶ τοῦ οἰκείου σχήματος, ἢ ἐγγύας παρέξουσιν, εἰ τοῦτο αὐτοῖς δυνατόν, ἢ ἐξωμοσίᾳ καταπιστευθήσονται.

Толкования

Зонара. На 4-м соборе, собравшемся в Халкидоне против Диоскора и Евтихия и единомысленных с ними, присутствовали и некоторые из египетских епископов, которые отказывались подписать определения святого собора, который держался послания блаженного Льва, папы Римского, присланного святейшему архиепископу Константинополя Флавиану. Отказывались они, впрочем, не потому, чтобы не соглашались с соборными определениями, но потому что в то время не было в Александрии архиепископа, и говорили, что у египетских архиереев есть обычай не делать никакого церковного дела без соизволения архиепископа Александрии, и поэтому просили дать им отсрочку, пока будет постановлен архиепископ в Александрии. Итак, хотя архиереи собора, подозревая, что египетские епископы иначе мыслят и поэтому не хотят утвердить своею подписью соборные определения, решили извергнуть их; но бывшие на соборе сановники и синклит признавали, что должно дозволить им ожидать постановления Александрийского архиепископа, не лишая их сана и архиерейского достоинства. Тогда архиереи собора, подозревая, что эта отсрочка есть только предлог, чтобы, получивши свободу, иметь возможность удалиться, потребовали, чтобы они дали поручительство в том, что останутся в царствующем граде; а сановники и синклит высказали мнение, что они или должны дать поручительство, если найдут поручителей, или удостоверить клятвенным обещанием. А клятвенное обещание состоит в том, чтобы поклясться головою и спасением царя и собственным спасением.

Аристен. У египетских епископов было в обычае не подписывать ничего без дозволения архиепископа. Поэтому не подлежат осуждению не подписывающие послание преподобного Льва, доколе не будет у них архиепископа. В египетским округе существовал обычай, чтобы епископы не подписывали ничего без дозволения своего архиепископа. Поэтому, когда сей святый собор собрался в Халкидоне во дни благочестивейщего императора Маркиана против бывшего в то время архиепископом Александрии нечестивого и еретика Диоскора, который баснословил, будто Господь носил призрачное тело и имеет единое единство, и приписывал страдания Божеству, и низложил его с престола и еще не был избран другой патриарх на место этого нечестивого, – согласно с указанным обычаем египетские епископы не были принуждены подписать православнейшее послание святого папы Льва; но им дана была отсрочка, доколе будет рукоположен в Александрию епископ, и таким образом они будут иметь возможность по его приказанию подписаться. Впрочем, потребовали, чтобы они дали поручителей, или поклялись головою императора, что они останутся тут, доколе город Александрия не получит своего епископа.

Вальсамон. В 4-м деянии актов 4-го собора написано, что после извержения Диоскора, епископа Александрийского, тринадцать египетских епископов, присутствовавших на соборе из Александрийского округа, хотя предали анафеме Евтихия и его учение, но подписаться под посланием святого Льва, папы Римского, присланным от него Константинопольскому патриарху Флавиану, в доказательство того, что принимают содержащееся в нем учение, отказывались на том основании, что у них в египетском округе не в обычае делать что-либо подобное без соизволения епископа Александрии, и просили дать им отсрочку, доколе будет постановлен в Александрию архиепископ. Итак, ввиду того, что некоторые не принимали в уважение таких их объяснений, святый собор определил, чтобы они не были подвергаемы никакому наказанию, но оставались в своем звании и ожидали рукоположения епископа в Александрию; а на это время или дали поручителей в твердости их слова, или, если не могут дать поручителей, удостоверили клятвенным обещанием. А клятвенное обещание состоит в том, что клянется кто-нибудь главою императора или собственным спасением. А называется клятвенное обещание так потому, что эта клятва, по мнению законоведцев, не входит в число пяти узаконенных видов клятв, но находится вне их. Прочти еще 1-е положение 20-й главы 6-го титула 7-й книги Василик и что сказано вне ея. Заметь также из настоящего правила, как изъясняется 20-е Апостольское правило, в котором говорится: «кто из клира даст себя порукою за кого-либо: да будет извержен». Прочти и толкование сего правила.

Славянская кормчая. Обычай есть египтяном, аще архиепископ не повелит, не подписывати: того ради беспорока суще, не подписаша послания преподобного Леона, дóндеже архиепископ их будет.

Толкование. Обычай держаху египетского правления епископи, без повеления архиепископа своего не подписывати. Подписание же есть сицево, аще будет написана грамота о неких потребных вещех, и повелевают по слухом под тем писанием написывати кресты и имена своя в свидетельство и на утверждение писаным. Понеже и сей иже в Халкидоне святый Вселенский 4-й собор, при Маркиане благочестивем царе собрася, на злочестивого и скверного еретика Диоскора, иже бе тогда архиепископ александрийский: той бо нечестивый приведением, плоть понесша Господа Бога нашего баснословяше, и в едином естестве, и по соединении того быти глаголаше, и к божеству страсти прилагаше. Того ради убо святии отцы, сего от престола архиепископского извергше, и прокляша, и не бе и еще в того место нечестивого, другии архиепископ поставлен. На сего же и святого папы римского Леона, правоверное послание, подписати повелени бывше. Египетстии ж епископи отрекошася глаголюще, обычай есть нам, ничтоже творити церковного без повеления александрийского архиепископа. И не принуждени быша ктому: но дано бысть им время прежданию, дóндеже поставлен будет, александрийский архиепископ, и тако повелением его подпишут. Вопрошени же быша от архиерей и от боляр сущих на соборе, дати на себе поручники, яко да не отъидут от Константина града. Аще же не имеют поручник, да клянутся царевою главою, и спасением его, якоже ожидати и не отити, дóндеже Александрийский архиепископ поставлен будет. Помощию же Божиею, доидоша к 3-м и 4-го вселенского собора правила, иже в Халкидоне. Сей святый Вселенский собор 4-й бысть в Халкидоне, подтверждение 1-му Вселенскому собору, иже в Никеи бысть.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Толкование архиеп. Петра (Л’Юилье). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать