Скрыть
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 11-13 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

Итак, постараемся войти в оное упокоение, дабы кто по тому же примеру не впал в непокорность и неверие, - и таким образом мы не войдем (в покой), подобно тому поколению людей, кои вышли из земли Египетской: так как они отступили и были непокорны и не вошли в покой (субботу) даже в самом прообразе, когда живо было Слово Божие, которое дало обетование об истинной субботе (покое). И так опять оно остро и проникает наказанием своим до требования и взыскания всего, что чтится в душе и в помышлениях сердца. И нет никакой твари невидимой, которая то есть была бы сокрыта от него, поелику все сокровенное предстанет обнаженным пред лицем Его в час суда.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого

Как тогда, говорит, не война, не меч погубил тех, но слово Божие: ибо они падали сами собой, так же будет и с нами. Ибо то же самое слово как их наказало, так и нас накажет: оно всегда живет и не погибло. И в другом еще смысле сказал: живо, чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: живо, то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, - причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, - и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия.

Оно проникает до разделения души и духа

Говорит нечто страшное, или что слово Божие дух отделяет от души и оставляет ее лишенной происходящей от него святости, что Господь и назвал в Евангелии рассечением (Мф. 24:51). Ибо, как царь с начальника, совершившего преступление, прежде снимает пояс и достоинство, и тогда уже наказывает, так и в этом случае человек лишается духовного достоинства, потом наказывается. Или что оно проникает и самые бестелесные существа. Некоторые поняли это слово, по моему мнению, несообразно с намерением самого апостола: что слово Божие, вошедши в душу, разделяет и расчленяет ее на части, делая ее способной к восприятию и содержанию тайны. Ибо, как стрела, рассекая тело, проникает таким образом в него, так и слово, если бы не разделило соединенные части души, то не могло бы войти в нее.

Составов и мозгов

Чтобы, слыша о частях души, они не сделались беспечными в предположении, что это неизвестное наказание, предлагает и о телесных членах. Ибо более очевидное и открытое действует сильнее.

И судит помышления и намерения сердечные

Здесь показывает божество Слова. Ибо Богу свойственно судить, то есть испытывать и ведать помышления. Ибо, говорит, Ты испытуешь сердца и утробы, Боже (Пс. 7:10).

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные

В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начнет проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного и знаменуя оживление его явлением в нем чувств умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало-помалу начинает действовать во всех членах души и тела, отовсюду изгонять грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой «бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная», говорит преподобный Григорий Синаит. Душа болезнует как болящая и рождающая, по Писанию (Сир. 48:21): «живо бо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра», то есть, Иисус, проходит, как свидетельствует Апостол, «даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным», проходит, истребляя греховность из всех частей души и тела.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные

Не будем противиться слову Божию, как иудеи в пустыне, чтобы и нам не лишиться обетования Божия войти в вечный покой Его. Будем веровать ему и по вере располагать жизнь свою, тогда и мы улучим это субботство, оставленное людям Божиим по кончине мира.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные

Живо бо Слово Божие и действенно

Таково оно и есть. Т е. Оно и совершило те прежния наказания и не исчезло, как исчезает обыкновенное слово, напротив, как Ипостасное и Самобытное, Оно постоянно пребывает и действует, совершая как благодения, так и наказания. Далее Апостол прибавляет нечто такое, что может показаться страшным.

И острейше паче всякаго меча обоюду остра

Ибо меч пронзает только тело, а Оно проникает и в души. Почему Апостол и еще прибавил:

И проходящее даже до разделения души же и духа

Даже до отделения, отрешения и удаления от нечистой души Святаго Духа, котораго она получила чрез крещение.

Членов же и мозгов

Даже и до сих частей. Ибо Оно и в них проникает, разделяя суставы костей и причиняя боль самому мозгу, находящемуся в костях, внутреннейшему и сокровеннейшему.

И судительно помышлением и мыслем сердечным

Оно есть судитель и ценитель не только дел и слов, но и самых помышлений, т.е. сокровенных помыслов души; так что укрыться от Него невозможно колеблющимся в вере, хотя бы они и скрывали сомнение или неверие в глубине души своей.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-13 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет

«Кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Задача дел человека – второе творение – возвращение человеком утраченного единения с Божеством. Достигшие этой цели верою во Христа, благодатью Его, победою греха и мира, наследуют покой Божий, удостаиваются посильного для них участия в Божественной славе и блаженстве. Увещание постараться войти в покой Божий – (11 ст.) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия (12 ст.), под которым надлежит разуметь и вообще слово – выражение мыслей Божиих, и Личное Слово – второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф 13:3 и д.). – Действенность Слова Божия – в силе совершения и исполнения: «рече и быша…» Ср. Ис 55:10, 11. – «Острее всякого меча обоюдоострого…» – обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Отк 1:16; Прем 18:15, 16). – «До разделения души и духа, составов и мозгов» – до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа. Некоторые на основании этого места и 1Сол 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть – как высшая, материальная оболочка человека, дух – самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа – как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело – оболочка души, душа – оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа – ψυχή; душа же – мыслящая, желающая, способная к богопознанию – как дух – πνεύμα, ср. 1Кор. 15:44; 1Сол 5:23. С 14 стиха апостол резко переходит к раскрытию другого предмета – о превосходстве Христова первосвященства пред ветхозаветным, посвящая этому предмету почти 6 глав (до 18 ст. X гл.), в коих рассматривает первосвященство Христа в отношении к Его личности, к святилищу и к жертве, Им принесенной.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

В стихах 12 и 13 даётся дальнейшее обоснование увещания, а именно – через указание с одной стороны на судящую всепроникающую силу слова Божия, а с другой – на всеведение Божие, от которого не может укрыться никакая тварь.
 
Ὁ λόγος τοῦ Θεοῦ 12 стиха, без указания определённого содержания этого слова, до́лжно понимать в смысле общего указания всего того, что говорит Бог. Отсюда ясно, что тщетно одни экзегеты относят эти слова исключительно к Божественным обетованиям, а другие к тому, что изложено в Писании и притом преимущественно в Новом Завете (Ебрард). Особенно же неверно отнесение этих слов к Сыну Божию, как Логосу-Христу, потому что контекст речи совершенно не даёт к этому оснований. Кроме того, это высокое представление о Христе, как Логосе, возвещаемое Ев. Иоанном, не было настолько распространённым, чтобы ап. Павел мог так пространно говорить о Нём, как он здесь говорит вообще о слове Божием и в частности о Писаниях, хорошо известных его читателям, которые поэтому характеризуются Апостолом чертами более внешними, свойственными предмету внешнему, а не личному субъекту.
 
В изображении свойств слова Божия видна постепенность. Прежде всего Апостол называет его живым, как животворное слово Живого Бога Творца, от Которого оно никогда не отделимо, хотя бы оно было сказано давно. «Оно есть живое самообнаружение полноты божественной жизни», – говорит Делич. Прямым следствием жизненности слова является его действенность, которая с одной стороны остра, как обоюдоострый меч, а с другой – так тонка, что может проникнуть во все самые тонкие составы и члены нашего существа. Оно может действовать на мозг, душу и дух, и осуждать не только за мысли, но и за намерения. Здесь особенно разительно указание на меч, как орудие кары, но знаменательно и многое прочее, сгруппированное в столь немногих словах. Меч, хотя бы и самый острый, пронизывает только тело, а слово Божие проникает в самые сокровенные тайники души и там указует то, что делает людей недостойными входа в покой Господень.
 
Если здесь различаются ψυχῆ и πνεῦμα, то это различение нужно понимать не так, как будто человеку приписываются два отдельных самостоятельных начала, а в том смысле, что это две такие тесно соединённые части или сферы единой духовной жизни, для которых обыкновенно не находится способов разделения, но которые, однако, слово Божие может разделить, насколько это окажется необходимым в случаях, требующих того от изъяснителей слова Божия, посылаемых Богом, каким был ап. Павел. По Кейлю, ψυχῆ – это низший чувственный принцип человека, седалище ощущения и растительная сила телесной жизни; πνεῦμα же – высший духовный принцип, вдохнутый человеку Богом при творении. Это две составные части внутренней природы человека, как ἁρμοί καὶ μύελος составляют физические органы человека.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

Итак, глас Божий говорит, призывает нас в блаженный покой Божий. Окажем Ему покорность, и постараемся войти в него путем веры и послушания Богу, и Его откровенному учению. Ибо оно (слово Божье) имеет в себе источник жизни и суда. Оно живо, не звук только, как наше слово, не внешняя только оболочка, в которую мы облекаем понятия, чтобы сделать их как бы видимыми и себе самим, и другим, но как выражение живой, вечной истины имеет в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринято человеческою душою в вере, становится зародышем плода (ср. Мф. 13:3-8). Слово Божье, далее, называется действенным, сильным, потому что оно носит в себе силу совершения и исполнения - рече Бог и быша. Как дождь, говорит Бог через Своего пророка, сходит с неба, и туда не возвращается, но понт землю и делает ее способною рождать и произрощать, и дает семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но делает то, чего Я восхотел, и совершает то, для чего Я послал его (ср. Ис. 55:9-11). Для непокорных ему слово Божье есть острее меча обоюдоострого, самого острого, который проникает во внутренности тела так глубоко, что разделяет мозг от членов тела. Так и слово Божье до глубины проникает в духовную природу человека, так что разделяет дух, душу человека. Слово Божье различает в человеке три его состава: плоть, душу и дух. Плоть - материальная его природа, дух - высшая духовная природа, вдунутая в человека из уст Божиих, от Его дыхания. Он есть орган высших свойств человека - образа и подобия Божия. Душа же есть посредница между духом и телом, орган ощущений, чувствований, желаний, представлений, понятий, суждений и прочего. Она есть форма тела, начало, образующее и оживляющее тело. Она служит связью между духом и телом, через нее дух управляет телом. Слово Боже, глубоко проникая в духовную природу человека, разделяет дух и душу в их взаимодействии, и тем нарушает связь между ними, от которой происходит в человеке не нормальная, мучительная жизнь, и осуждает самое сокровенное - чувствования и помыслы сердечные, которые нередко для самого человека бывают неясны. Все это побуждает христианина искренно веровать откровению Божественному и последовать гласу Его, призывающему его в покой Божий, тщательно наблюдая за своим сердцем, чтобы не закралось в него чего-либо лукавого, ибо от Бога ничто не может утаиться.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible