- Каково христианское отношение к телу?
- Почему тело называют гробницей души?
- Что больше является человеком – тело или душа?
- Как будут выглядеть тела воскресших людей после всеобщего воскресения?
- Зачем человеку тело?
- Чем тело отличается от плоти?
- Нужно ли заботиться о своем теле?
- Могут ли телесные удовольствия не быть греховными?
- Цитаты о теле
Те́ло – созданное бессмертным из праха земного орудие души, подвергшееся тлению и смерти после грехопадения человека. Тленность, свойственная телам людей — следствие грехопадения прародителей. Всем умершим людям надлежит воскреснуть во время Второго Пришествия Христова и участвовать в жизни будущего века или вечном осуждении.
Тело неотъемлемо от человека, оно – не просто «оболочка», но выразитель, осуществитель действий души и духа, неотъемлемое от них; и в будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное, одуховленное. Тело участвует в обожении наряду с душой, тело есть храм Святого Духа (1Кор.6:19).
Тело – сосуд души, сотрудник души. Забота о теле – это и забота и о свободе тела от страстей, чтобы тело стало храмом Духа Святого. Тело тоже должно прославлять Бога. Тело не есть греховное начало, всё греховное входит в человека через образ его жизни.
Каково христианское отношение к телу?
Христианское отношение к телу можно назвать диалектичным, потому что это отношение сложно, объемно и в чем-то парадоксально. Главное же в нем – не отрицание тела как такового, а стремление к его преображению и освящению. Человеческое тело, сообразно изначальному замыслу Творца, также предназначено к бессмертию, как и его душа. Поэтому и воскресение будет воскресением не только духовное, но и телесное.
Почему тело называют гробницей души?
Христиане не называют тело гробницей души. Гробницей души называл тело в своём диалоге «Федон» древнегреческий философ Платон. Он играл при этом на различных значениях древнегреческого слова τό σῶμα (тело). Оно значило еще и «знак», и «признак», и «отметка». То есть, тело по Платону, это и знак души, признак ее наличия, и в то же время ее гробница, могила. «Кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти?», – говорит Платон в своем диалоге «Федон». Человеческое тело само по себе для Платона – оковы души, которые мешают ей приобщиться к небесному миру вечных идей. Знакомые с христианским учением сектанты-гностики также считали, что тело может быть лишь неким наказанием, темницей для человека, в которой он страдает и от которой «освобождается» со смертью.
Что больше является человеком – тело или душа?
Для христианства характерно цельное отношение к человеку, ни в коем случае не исключающее ни душу, ни тело, поэтому душа не есть человек, но часть человека. И тело не является человеком, но частью человека. Ап. Павел называет тело ничем иным, а храмом Святого Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20). Для него и тело – Божие, и душа – Божия.
Как будут выглядеть тела воскресших людей после всеобщего воскресения?
Какое тело восстанет – молодое ли, и как именно оно будет выглядеть, в каком виде мы будем – нам не открыто, хотя в разное время святые высказывали различные богословские мнения. Тем не менее, ясно то, что воскреснет «весь человек», состоящий из тела и души: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:51-55). В грядущем телесном воскресении будет выражена та же идея, что и в самом начале творения мира: все творение «хорошо весьма», ничего не было создано плохо Богом – ни Земля, ни звери, ни птицы, ни душа, ни тело человека.
Зачем человеку тело?
Тело является исполнителем замыслов человека, средство проявления внутреннего человека во внешнем мире. «Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ея во вне в настоящем мире. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души», – пишет св. Феофан Затворник. Св. Василий Великий сравнивает тело с конём, а душу с наездником: «Прекрасная вещь - конь, и чем он по природе резвее и горячее, тем лучше; но он требует наездника и управителя». Св. Максим Исповедник называл тело «соработником», а свв. Григорий Палама и Ириней Лионский рассматривали тело как орудие души. Таким образом, тело является средством и орудием реализации духа в материальном мире.
Чем тело отличается от плоти?
«Тело» – это внешняя целостность, которую видят другие люди (тело = цело). Тело – организованная форма земной материи. «Плоть» – это земное начало, материя земного тела, перстность – то, что из земли (то, что в Ветхом Завете понималось как тело-мясо, мускулы). Нередко под плотью, в Христологии, понимается одушевленное Тело Христа (Тело в соединении с Душой). Далее, Плоть, сома – «тело смерти» (Рим.7:24; 8:11), материя тления. Плоть часто обозначает человека в его слабости: жить по плоти - это греховное, земное существование. Богословская мысль разделяет жизнь плотскую, душевную и духовную. Плотская жизнь противоестественна, душевная – естественна, духовная – «сверхъестественна». Плотскость есть крайняя степень пассивности человека в отношении исполнения им своего христианского долга (подразумевающего активное, деятельное следование по пути спасения). Поэтому когда в христианской аскетической литературе говорится о войне между духом и плотью, то плоть здесь скорее обозначает страсти и пороки, пусть и связанные с телом, но все же не само тело вообще. «Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало бы за нею тело», – учит Марк Подвижник.
Нужно ли заботиться о своем теле?
Смотря что называть заботой. Подправлять тело на свой вкус, переделывать непонравившиеся части или заменять их искусственными имплантантами, беречь тело только для себя, то есть не рожать детей, побольше отдыхать, физически изнурять свое тело на спортивных тренажерах, но ни в коем случае не на тяжелой работе или в служении ближним, культивировать все телесные желания – все это не является заботой о теле в христианском понимании. Христианское понимание заботы о своем теле прямо противоположное. Во-первых, надо стремиться не переделывать, а максимально сохранять и беречь свое тело, которое дано Богом, как драгоценный дар. Во-вторых, надо беречь его не для себя только, а для своих близких, то есть сохранять здоровье и телесную чистоту для своих детей, для мужа или для жены, для служения Богу и людям. Наконец, необходимо разумно ограничивать свои телесные желания: в развлечениях – чтобы сохранить достаточно энергии и вкуса к труду и заботе о ближних, в пище – чтобы не уподобиться животному, в половой жизни – воздерживаться до брака, чтобы обрести одну единственную, уникальную любовь, а в браке – чтобы учиться беречь и любить своего супруга.
Могут ли телесные удовольствия не быть греховными?
Не всякое телесное удовольствие бывает в радость (имеем в виду подлинную, богоугодную радость), а только такое, которое связано с ответственным, осторожным и бережным отношением к ближним и к себе самому. И, в конечном итоге, только те «земные» радости действительно ценны, которые несут на себе отсвет Радости Небесной.
Цитаты о теле
«Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом».
мученик Крискент Мирликийский
«Должно воспитать свое тело и сделать его приспособленным орудием к выполнению земного своего назначения. Вообще, сделать надо, чтобы оно было живо, крепко, легко. Тело недеятельное, слабое, тяжелое – что за орудие? Потому, сколько есть в руках человеческих средств, должно отвращать сии недостатки и хранить в нем показанные совершенства. Само собою разумеется, что сие не должно быть доставаемо за счет нравственности и чистоты сердца. На сей предмет назначаются гимнастические упражнения».
свт. Феофан Затворник
«Запрещаю, – говорит апостол, – иметь такое попечение о плоти, которое доводит до греха, и однако желаю, чтобы ты заботился о ней».
свт. Иоанн Златоуст
«Все, что Твои руки создали, Господи, чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно... Особенно же тело человека, мужчины и женщины, этот дивно прекрасный и чистый храм Божества. Разве для блазнения Господь сотворил столь великолепное тело женщины! Все члены человеческого тела благопотребны и святы, необходимы к бытию и благобытию людей и животных, а также к украшению и великолепию их... Славь Творца при виде этой чудной красоты, этой дивной пластики человеческого тела! Когда Господь называет Тело Свое Церковию или наши тела храмом Божиим, тогда он внушает уважение к телу как скинии временной, в которой живет бессмертный дух наш».
праведный Иоанн Кронштадтский
Литература по теме
- Душа и тело свящ. Андрей Лоргус
- Православная антропология иг. Петр (Мещеринов)
- Старице, о воскресении тела свт. Николай Сербский
- Дух, душа и тело архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке Л.Ф. Шеховцова
- Тело и его судьба с христианской точки зрения П.В. Левитов
- О телесных действиях при Богослужении и молитве еп. Виссарион (Нечаев)
- Телесное общение
Комментировать