Челове́к – творение Божье, состоящее из души и тела, обладающее чертами, отображающими Божественные совершенства (разумом, свободой воли, способностью любить и др.), призванное к уподоблению Своему Творцу и благодатному единению с Ним.
Православное вероучение содержит истины не только о Боге и Его Царстве, но и о человеке.
- Человек – венец творения видимого мира, был создан в шестой творческий День, после прочих представителей видимого мира.
- Несмотря на своё совершенство в сравнении с прочими представителями видимого мира, несмотря на некоторое соответствие той среды обитания, в которой живет человек, его естественным потребностям, только в Боге он может обрести подлинную гармонию и бесконечную радость бытия.
- Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт.1:26-27). Это значит, что по своему естеству он отображает в себе совершенства Божества: обладает разумом, свободной волей, способностью к творчеству, способностью любить, нравственным чувством и пр. Между тем, в другом смысловом контексте понятия «образ» и «подобие» имеют различные значения. Образ – эта та данность, те вышеназванные особенности, которые присущи человеку по природе, а подобие – это то состояние богоподобия, к которому он призван стремиться, состояние нравственного совершенства, добродетельность, чистота. Поскольку Божественные совершенства безграничны, постольку и уподобление Богу может совершаться без конца.
- Богом дано человеку особое назначение: познавать Бога, уподобляться Богу, то есть становиться лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную, но идти или не идти по этому пути – зависит от произволения человека (Мф.16:24).
- Бог наделил человека бессмертной душой. После того как происходит телесная смерть, душа продолжает существовать, мыслить, желать, осознавать себя и пр.
- Человек способен грешить или не грешить. Свободно выбирая между добром и злом добро, он, при помощи Божьей, может стать добродетельным, святым.
- После грехопадения образ Божий в человеке хотя и остался, но был затемнен, помутнен.
- Несмотря на то, что грехопадение было и в Ангельском мире, Сын Божий воспринял не ангельскую, а человеческую природу, после чего совершил Искупление людей.
- Подлинный смысл жизни человека заключается в богопознании, богоуподоблении (обожении), богообщении: чтобы человек стал богом, Бог стал Человеком. Смысл земной жизни – достичь вечной блаженной жизни в единстве с Богом и (остальными) членами Его Царства – Царства Славы.
- Человек не имел и не имеет никаких предыдущих жизней, не был рыбой, птицей, животным, растением, камнем, другим человеком: человек живет только один раз, а после смерти предстает на суд Божий (Евр.9:27).
- Чарльз Дарвин осторожно подходил к теме происхождения человека. Учение о происхождении человека от обезьяны развили сторонники его идей.
- Если в результате эволюции человек произошел от обезьяны, то почему эволюция обошла стороной тех обезьян, которые сегодня обитают в дикой природе, и они не стали людьми?
- Если человек есть результат эволюции, то почему он не продолжает эволюционировать дальше и остановился в своем эволюционном развитии (то есть «не перескакивает» из одного вида в другой)?
***
Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26). Образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (прп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.
В христианском учении о человеке, с одной стороны, утверждается греховность человека, падшесть его природы в результате сознательно выбранного прародителем зла, а с другой стороны, утверждается достоинство человека, созданного по Образу Божьему и призванного стать Его Подобием. Постоянное наблюдение за своими личными грехами (трезвение), памятование того, что человек – «раб земным страстям», предохраняет религиозного человека от тщеславия и гордости, т.е. духовной слепоты. Не пасть же низко в своем достоинстве ему помогает другой полюс представлений о человеке: человека Творец поставил господином во Вселенной и подчинил ему всё творение. Ради человека и его спасения Бог, Творец мира видимого и невидимого, воплотился в земное, материальное тело, принял смерть и воскрес, сделав и человека способным к обожению.
Цитаты о человеке
«Для того Бог и сотворил из всех животных только одного человека с прямым станом и утвердил глаза его в верхней части тела, чтобы научить его и самой внешностью, что он должен взирать в высоту. Только одно это животное устроено таким образом, а все прочие смотрят вниз и обращены к земле; человек же обращен к небу, чтобы он смотрел туда, о том любомудрствовал, о том помышлял и имел острое зрение души. Потому-то и сказал один Премудрый: у мудрого глаза его – в голове его (Еккл.2:14), то есть он чужд всего низкого, стремится к небу, помышляет о высоком».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- Дух, душа и тело архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
- Сотворение человека и мира митр. Сурожский Антоний
- Человек Антоний, митр. Сурожский
- О человеке преп. Иоанн Дамаскин
- Слово о человеке свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Христианское учение о человеке к.ф.н. М.В. Бахтин
- Христианское учение о человеке Д.В. Новиков
- Об устроении человека свт. Григорий Нисский
- Человек – венец творения протопр. Михаил Помазанский
- Человек. Сотворение человека Богом иерей Олег Давыденков
- О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении П.В. Добросельский
- Православная антропология свящ. Андрей Лоргус
- Радость быть человеком преп. Иустин (Попович)
- Богословское учение о человеке и его развитии Учебное пособие
- Человек. Основы христианской антропологии в таблицах
- ВИДЕО. Человек
Комментировать