1) Человек – конечная цель творения вселенной, венец мироздания
Бог создал человека от избытка любви, желая поделиться любовью.
2) Образ и подобие
Человек создан Богом по Своему образу и подобию (Быт.1:26).
Образ Божий | Подобие Божие |
---|---|
Человек сотворён по образу Бога. | Уподобление человека Божественному совершенству. |
Свойства образа: свобода, бессмертие, разумность, дар слова и др. | Свободный выбор возможности уподобиться Богу в любви, мудрости, добре, чистоте, смирении, постоянстве. Познание Бога и любовь к Нему. |
Человек, как образ Божий, имеет потенциал, способность к уподоблению Создателю. Человек устроен по образу Святой Троицы (сущность, энергии и личность). |
Достигается в синергии – взаимодействии усилий человека и Божественной благодати, при решающей роли благодати. |
3) Структура человека
Существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа). В православном учении о человеке святоотеческая традиция явным образом склоняется на сторону дихотомизма.
Дихотомия
Тело | Душа |
---|---|
Сотворено Богом из «праха земного» (Быт.2:7) | Жизненное начало, жизненная сила, управляющая телом, одарённая разумом, бессмертием, свободой воли и призванная к обожению. |
Трихотомия
Тело | Душа | Дух |
---|---|---|
Аппарат души для общения с внешним миром. | Низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. | Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. |
Потребности: самосохранение, продолжение рода. | Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. | Три проявления: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. |
Нарушение цельности и иерархии человеческой природы после грехопадения
Тело | Душа | Дух |
---|---|---|
Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти. | Способности души извратились. Утрата целостности человеческой природы: разъединение единой силы души на три: ум, волю и чувства. Ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. | Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей духовная жизнь ассоциируется с душевной и подменена ей. |
4) Три состояния человека в истории мира
1. Естественное | 2. Нижеестественное (падшее) | 3. Сверхъестественное |
---|---|---|
От сотворения до грехопадения. | После грехопадения, современное состояние человека. | Возможность восстановления дана искупительным подвигом Спасителя. |
Непричастность ко злу, целостность, целомудрие. | Разрыв связи с Богом. Извращается иерархия структуры: дух подчиняется душе, а душа телу. С грехопадения начинается самообожествление и духовная слепота. | Является плодом аскетического подвига и предполагает свободу воли. Задача человека – восстановление утраченной цельности, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу. |
5) Три состояния души.
Человек соединяет, сочетает в себе жизнь растений, животных и Ангелов.
Растительная | Животная | Ангельская |
---|---|---|
Осознание функций тела – дыхания, питания, размножения. | Чувственные желания, произвольная деятельность. | Способность к духовной жизни, Богообщению. |
Tри основные части или силы души
Если использовать метафору всадника и коня, то ум (разум) – это всадник, воля – это вожжи, а чувства – это конь.
Части, силы души | Чувствующая, раздражительная (яростная) | Желательная (вожделевательная) | Мыслительная, разумная (словесная) |
---|---|---|---|
Чувства | Воля | Разум | |
Просвещаются через | Богослужения | Нравственный закон | Вероучение |
Искушения | Страсти | Своеволие | Мечтания |
Средство борьбы | Трезвение | Смирение | Внимание |
Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/ |
Стремление знать успокаивается светом истины – внутренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться – чувством красоты, созерцанием Божественной красоты. Стремление действовать почивает в силе добра – укреплении воли в борьбе со злом.
Основные силы души до и после грехопадения. Путь исцеления
Чувства | Воля | Ум |
---|---|---|
До грехопадения – «понимать – чувствовать – действовать» было единым актом. | ||
До грехопадения чувства подчинялись разуму действием Божественной благодати. | Воля является проявлением свободы, дарованной человеку Богом и управляет желаниями человека, направляя их к добру. | До грехопадения гармония познания заключалась в единстве логического и эстетического компонентов. Святые отцы разум прежде всего связывали со способностью человеческого духа руководить главным образом нравственной жизнью человека или с познанием Бога. |
После грехопадения чувства автономизировались (обособились) от разума и стали подвержены страстям. | После грехопадения добровольное подчинение преблагой и премудрой воле Божией изменилось в человеке на рабство греху. | После грехопадения ум, как способность непосредственного, интуитивного познания стал работать страстям, потерял способность созерцать Бога и подменился рассудком. Падшее естество человека поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости. |
Чувства необходимо возвысить обращённостью к духовным предметам и подчинить разуму. | Необходимо употреблять волю на борьбу со страстями и стяжание (приобретение) добродетелей. Требуется отречение от греховной воли и подчинение её воле Божьей. |
Ум необходимо очистить и просветить Богооткровенными истинами. «Те умны, которые могут различать добро от зла», – говорил св. Антоний Великий. Разум – это выбор добра, злой человек – неразумен. |
6) Иерархия человеческих потребностей
1. Духовные | 2. Душевные | 3. Телесные |
---|---|---|
По Замыслу Творца ведущими у человека должны быть духовные потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Нарушение этой иерархии является извращением природы человека. Духовные потребности выше всех, без их удовлетворения человеку не обрести гармонии. |
7) Сенсорная гигиена. Преображение через освящение человека посредством органов чувств
Обоняние | Вкус | Осязание | Слух | Зрение (90% всей информации) |
|
---|---|---|---|---|---|
Освящается | Каждением, благовониями. | Святой водой, просфорой, Причащением в Таинстве. | Целованием священных предметов, окроплением св. водой, коленопреклонением, несением икон на крестных ходах. | Колокольным звоном, псалмопением, душеспасительными беседами | Иконами, лампадами, богослужениями, убранством храмов. |
Гигиена ума. Категории страстных помыслов и их преодоление
Помыслы | Грех против | Разрушение | Источник | Методы борьбы | Цель борьбы |
---|---|---|---|---|---|
Плотские помыслы | человеческой природы | устоев природной жизни личности | – чувственное вожделение | испытание помыслов, не допустить чувственного услаждения | чистота и достоинство личности |
Злые помыслы | ближнего | нравственной жизни и обесценивают религиозную жизнь | злая воля, питаемая чувствами мести, превосходства, тщеславия | сострадание к ближним и осознание собственного несовершенства | преодоление враждебности, способность радоваться чужим успехам |
Богохульные помыслы | Св. Духа | религиозной жизни | омраченный разум | игнорировать, не вступать в диалог, не унывать | чистота ума и любовь к Богу |
Комментировать