Церко́вная дисципли́на — обязательное для верующих подчинение требованиям установленных Церковью (в Церкви) законов и правил общего порядка.
Духовная жизнь христианина подразумевает дисциплину чувств, мыслей, слов и поступков и распространяется на регулярное молитвенное делание, участие в церковных таинствах, соблюдение постов и т.д.
Новый Завет ясно показывает, что мерам дисциплинарного воздействия принадлежит важное место в воспитании: (1Кор.5:1-13; 2Кор.2:5-11; 2Фес.3:6,14-15; Тит. 1:10-14; Тит. 3:9-11).
Спаситель установил церковную дисциплину, уполномочив Своих апостолов запрещать или позволять определенные действия и поступки, «вязать и разрешать» грехи т.е. прощать или оставлять в силе (Мф.18:18, Ин.20:23). «Ключи царства», данные Петру и определенные как власть связывать и разрешать (Мф.16:19), понимаются как полномочия священнослужителей.
Среди церковных взысканий известны замечание, отлучение от Евхаристии и исключение из общины, которое описывается как предание согрешившего человека сатане, князю мира сего (Мф.18:15-17; 1Кор.5:1-5; 1Кор.11:1; 1Тим.1:20; Тит.3:10-11).
Не противоречит ли церковная дисциплина свободе человека?
Свобода воли — одна из черт образа Божьего в человеке, а раскрытие образа есть одна из главных задач христианского делания.
Призывая людей в Царство Божье, Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23).
Насколько же свобода воли христианина сочетается с церковной дисциплиной? Вопрос неоднозначный. Ответ на него во многом зависит от того, что, собственно, вкладывается в понятие «свобода».
Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии, конечно же, недопустима (как, в принципе, недопустима вообще в любых человеческих обществах, где действуют нормы внутренних законов и традиций).
Достаточно часто об ограничении свободы в Церкви «сигнализируют» не христиане, но неверующие грешники. Мол, в Церкви нельзя делать то-то и то-то, и наоборот, то-то и то-то нужно выполнять даже тогда, когда не хочешь. В действительности же, ложно ощущая себя более свободными, нежели ревностные христиане, такие люди являются куда более ограниченными в возможности реализации личных свобод, и на деле более несвободными является именно они.
Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей.
Имея это в виду Спаситель сказал: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32). Следовательно, можно сказать, что ограничивая человеческую свободу, Церковь, будучи «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15), ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Добро же ни Бог, ни Его Церковь творить не запрещает. В этом отношении человек, действуя в лоне Вселенской Церкви, пребывает свободным.
Добавим, что «несвобода» христиан, связанная с необходимостью подчиняться определенному церковному порядку, не есть несвобода, ибо сама принадлежность верующего к Православной Церкви обусловлена свободой его религиозного выбора.
На чем основываются дисциплинарные нормы для членов Церкви?
Многие хорошо организованные общины живут в соответствии с установленными для их членов нормами поведения. Церковь Христова не является в этом отношении исключением.
Принципиальной разница, в данном случае, усматривается в том, что, во-первых, базовой основой главных норм поведения членов Церкви является Божий закон, Божественные заповеди и установления, а во-вторых, в том, что от исполнения или неисполнения этих норм может зависеть возможность спасения.
Наряду с главными нормами поведения существуют, конечно, и более частные. Они могут сильно разниться в различных приходах, монастырях, церковных организациях и т. п. Частные дисциплинарные нормы могут быть обусловлены разнообразными причинами: особенностями местной традиции, монастырского Устава, предписаний местного руководства и пр.
Нарушение норм Божьего закона, Божьих заповедей оценивается как грех, тогда как нарушение, по крайней мере, некоторых частных норм поведения может и не расцениваться как грех.
Цитаты о церковной дисциплине
«Кто принадлежит к Церкви, тот обязан во всем повиноваться ее предписаниям, и не может быть случая, чтобы той или другой Поместной Церкви было дозволено, а еще менее признано право, не исполнять каких-либо основных церковных предписаний и считать себя свободною от исполнения их, а вместо их иметь особые учреждения, которых вся Церковь не имеет. Это имеет важность, как в догматических и литургических вопросах, так и в вопросах устройства и жизни Церкви».
свт. Никодим (Милаш)
«Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк.10:16)».
митрополит Стефан (Яворский)
«Христианское общество есть общество святых. Таким изображает его святой Павел всюду. Грешников всех велел он изгонять вон, лишая и имени христианского, если не покаются. Изгнал он блудников, изгнал лихоимцев и хищников, изгнал досадителей и пьяниц. Но если не будет в обществе таких лиц, то и обижать некому будет. Не будь обид, и повода к тяжбам не будет. А если случится какое столкновение, то оно всегда может быть улаживаемо помощию какого-либо посредника, а то и без него, когда между всеми царствует любовь и все одинаково стремятся к сохранению общего мира. Как ныне ослабела церковная дисциплина!»
свт. Феофан Затворник
Литература по теме
- Церковная дисциплина в древней Церкви Э.М. Поснов
- О церковной дисциплине проф. В.Ф. Кипарисов
- Учение веры и дисциплина в церкви христианской проф. В.Ф. Кипарисов
- О дисциплине протопр. Н.Н. Афанасьев
- Когда справляться с собой – легко игумен Нектарий (Морозов)
- Вопросы об изменяемости церковной дисциплины В.Ф. Кипарисов
- О значении церковной дисциплины в народной жизни прот. Иосиф Фудель
Комментировать