- Для чего человеку необходим самоконтроль в процессе осуществления христианского делания?
- Разве термин «самоконтроль» встречается в трудах святых отцов?
- Контролируя себя, от чего отказывается христианин?
- Не противоречит ли самоконтроль свободе человека?
- Всегда ли нужно контролировать себя или это временная задача?
- Неужели христианин никогда не должен расслабляться?
- С какого возраста формируется самоконтроль?
- Почему одним людям труднее контролировать себя, чем другим? Означает ли это, что против них особенно ополчаются бесы?
- Цитаты о самоконтроле
Самоконтро́ль –
1) способность контролировать свои мысли, чувства, желания и поведение;
2) проявление / применение этой способности.
Для чего человеку необходим самоконтроль в процессе осуществления христианского делания?
В светской жизни самоконтроль необходим человеку и как индивидууму, и как члену общества. Христианин тоже осуществляет самоконтроль и в отношении себя как индивидуума, и в отношении себя как члена Церкви и члена общества (группы, коллектива, сообщества и пр.). Контролируя свои помыслы, мысли, желания, волеустремления, поступки, поведение, христианин, при содействии Божественной благодати, старается избежать грехов, избавиться от греховных привычек и зависимостей, стремится не ввести в соблазн своих ближних.
Разве термин «самоконтроль» встречается в трудах святых отцов?
В православной духовной литературе, в том числе аскетической, святоотеческой, в качестве близких по смыслу термину «самоконтроль» употребляются термины «воздержание» и «трезвение».
Контролируя себя, от чего отказывается христианин?
Для христианина самоконтроль, в частности, проявляется в борьбе с грехом, самоограничении от «излишеств», препятствующих духовно-нравственному совершенствованию, в обуздании плоти, сосредоточении сил души на деятельном стремлении к Богу и пр. Иначе можно сказать, что самоконтроль проявляется в ограничении себя от тех мыслей и исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей.
Не противоречит ли самоконтроль свободе человека?
Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что вкладывается в понятие «свобода». Если отождествлять свободу со вседозволенностью, то такая форма свободы в Православии недопустима. Ведь любой грешник, не стремящийся освобождаться от власти греха, пребывает в греховном плену, постоянно завися как от внешних искушений, так и от своих собственных греховных привычек, пороков, страстей.
Обратим внимание, что, призывая людей в Царство Божье, Господь Иисус Христос обращал внимание слушателей на добровольный характер спасения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9:23). Спаситель также сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32). Следовательно, можно сказать, что, ограничивая свою свободу, христианин ограничивает, в первую очередь, ту её сторону, которая обращена в направлении зла, а значит способствует не закабалению, но освобождению человека (от уз и оков греха), в соответствии со свидетельством апостола Павла: «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Всегда ли нужно контролировать себя или это временная задача?
На протяжении всей земной жизни человека лукавые духи желают ему навредить. Если человек забывает о самоограничении, он попадает под власть духов злобы. Опять же, человек, не заботящийся о своем спасении «здесь и сейчас», рискует предстать перед Судом Божьим, так и «не успев» достичь состояния праведности. Поэтому всегда надо помнить слова Господа: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф.24:42). Спаситель желает, чтобы мы не были беспечны и нерадивы о своем спасении, но вели добродетельную жизнь и всегда были готовы встретить Его и явиться на суд. «Внемли себе, – пишет свт. Василий Великий, – т. е. осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око».
Неужели христианин никогда не должен расслабляться?
«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», – пишет апостол Павел (см. 1Кор.6:12). То есть, если мы теряем самоконтроль и становимся заложниками демонов, людей-грешников, греховных удовольствий, своих греховных привычек и страстей, и даже вещей, которые нас окружают, то становимся удобопреклонными ко злу и превращаемся в орудия демонических сил.
С какого возраста формируется самоконтроль?
Есть мнение, что самоконтроль «включается» в человеке не раньше, чем он достигает возраста 3,5 – 4 лет, при условии получения им соответствующей помощи со стороны родителей (опекунов, воспитателей и т. п.). К 7 годам дети, как правило, в состоянии проявить самоконтроль в определенных ситуациях – это одна из причин, почему принято принимать у детей исповедь, начиная с 7-летнего возраста.
Почему одним людям труднее контролировать себя, чем другим? Означает ли это, что против них особенно ополчаются бесы?
Это может объясняться различными причинами. Так, в частности, уровень самоконтроля определяется врождёнными генетическими характеристиками, опытом и навыками духовной работы, состоянием здоровья, психологическими навыками человека. Разумеется, бесы могут способствовать тому, что человек ослабляет контроль за собой.
В целом же, людям, живущим земной жизнью, в той или иной степени свойственно испытывать сложности в отношении контроля за собой по причине духовной немощи / духовного несовершенства: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18-19).
Цитаты о самоконтроле
«Будем ежедневно исследовать силу души, и не перестанем испытывать самих себя; будем требовать у себя отчета и в том, что в нас входит, и в том, что выходит, – что мы сказали полезного и какое произнесли слово праздное, а также что полезного ввели в душу через слух и что внесли в нее могущее повредить ей».
📖 свт. Иоанн Златоуст
«Братия мои, будем непрестанно испытывать и исследовать себя самих, со всем вниманием и тщанием, каждый день и каждый час, если возможно, и приводя на ум заповеди одну за другою, по каждой из них осматривать и обсуждать себя самих. Если найдем, что исполнили какую, возблагодарим Господа Бога нашего и постараемся соблюдать ее и в последующее время. Если же окажется, что не исполнили какой, покаемся в том и восподвизаемся исполнять ее, чтобы иначе, презревши ее, не наречься меньшими в Царствии Небеснем».
📖 прп. Симеон Новый Богослов
«Не только в тот момент, когда мы молимся или посещаем храм, но и в течение дня мы должны контролировать свое духовное состояние. Мы должны контролировать свои мысли, свои чувства, и если выработается такой навык самоконтроля, то это будет очень существенным сдвигом в нашей внутренней духовной жизни. Мы действительно овладеем неким инструментом воздействия на самих себя, который поможет нам исправить нашу жизнь.
И святые отцы предлагают нам следующий шаг для того, чтобы мы не только могли увидеть свои грехи, но и контролировать то, что происходит в нашей духовной жизни. Самоконтроль есть непременное условие духовного совершенствования человека. «Рассматривай тщательно самого себя, – учит нас египетский авва Исаия Отшельник, – чтобы узнать, какие чувства твои приносят плод Богу, а какие покоряются греху».
Но чтобы точно знать, что в каждом из нас приносит или способно принести плод Богу, а что покоряется греху, нужно внимательно наблюдать за происходящим в душе. И потому Василий Великий учит: «Рассматривай деяния каждого дня, сравнивай его с деянием дня предшествовавшего и поспешай к исправлению"».
📖 патриарх Кирилл
Литература по теме
- Самоконтроль Сокровищница духовной мудрости
- Есть ли православные приемы самоконтроля над собою, чтобы не допускать худые помыслы? святые Отцы Церкви
- Самоконтроль схиархим. Иоанн (Маслов)
- Самоконтроль. Ревность старец Ефрем Катунакский
Комментировать