Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян
Содержание
1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела? 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога. 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа. 4. Прощаются ли все грехи при Крещении? 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться? 6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует? 7. Как вести себя при неприятностях? 8. Почему, когда человек заболеет, говорят, что его Господь посетил? 9. Для чего человеку посылаются болезни? 10. Одни говорят, что нужно лечиться у врачей, другие – что все в руках Божиих и к врачам ходить не нужно. 11. Говорят, что болезни даются нам за грехи и потому переносить их нужно со смирением, но тогда позволительно ли просить у Господа выздоровления? 12. Постоянно читаю святоотеческое наследие, но очень трудно следовать примерам добродетели. 13. Как ни стараюсь жить по заповедям и быть добродетельным, никак не получается. 14. Как бороться со злопамятством? 15. Как отучить себя выявлять недостатки других? 16. Как избавиться от привычки осуждать других? 17. Говорят нельзя клеветать, а если человек на самом деле плохой, неужели нельзя про него ничего говорить? 18. Как вести себя, если мне рассказывают о ком-то плохо? 19. Как относиться к согрешившему близкому? 20. Как быть, если человек совершил действительно дурное дело, неужели и в этом случае нельзя его осуждать? 21. Как быть, если обидевший меня пришел покаяться, а я не готов его простить? 22. Никак не могу приучить себя сдерживаться при оскорблениях. 23. Как избавиться от постоянной раздражительности? 24. Как вести себя, если выяснилось, что слова, сказанные против меня, оказались клеветой? 25. Говорят, что нельзя отвечать на оскорбления, а если они несправедливы? 26. Не могу понять смысла молитвы за врагов. 27. Можно ли критиковать человека за его недостатки? 28. Как быть, если по отношению к кому-нибудь чувствуешь досаду и злость? 29. Как вразумить близких, чтобы они не верили клевете на меня? 30. Меня оклеветали, хотя я невиновен. 31. Почему говорят, что напрасные поношения нужно переносить смиренно? 32. Как быть, если человек совершает явное бесчестие, а нас учат все переносить смиренно и не ссориться. 33. Говорят, если поносят вас, то вы блаженны. Что же нужно стремиться к тому, чтобы все меня ругали? 34. Как быть, если общение с другом по различным причинам не стало приносить радости, а даже наоборот? 35. Говорят, что нужно прощать обиды. Но на практике это сделать очень сложно. 36. Как определить главную свою страсть, чтобы начать с ней бороться? 37. Говорят, что снам верить нельзя, а вдруг сон от Господа? 38. Есть очень благочестивые женщины, постоянно ходят в храм, но встречаясь в храме только и делают, что обсуждают новости. 39. Говорят вера в Бога и пьянство несовместимы. 40. Как уберечься от греха, ведь кругом столько соблазнов? 41. Иногда маловерующие люди задают мне вопросы по Священному Писанию, но на некоторые вопросы я не знаю как ответить, а показать свое незнание неудобно – могут сказать: «как это, верующий, а не знает?» Могу ли я толковать некоторые места Библии по-своему, исходя из своего церковного опыта? 42. Церковь осуждает занятие йогой и прочими физическими упражнениями, формирующими бесстрастие, но в то же время в православии достижение бесстрастия является одной из добродетелей. Так как же его достигать? 43. С чего начать, приучаясь смирению? 44. Может ли христианин что-либо ненавидеть? 45. Для чего Господь посылает человеку искушения? 46. Можно ли считать грехом человеческие страсти? 47. Обязательно ли молиться перед принятием пищи? 48. Ничего не могу с собой поделать – очень люблю поесть. 49. В среду и пятницу не ем мяса, соблюдаю длительные посты, но как-то не замечаю за собой духовной пользы от этого. 50. Как определить меру в соблюдении поста? 51. Люблю вкусно покушать. 52. Петров пост часто выпадает на очень жаркие дни и я иногда позволяю себе купить мороженое. Разве можно эту мелочь считать грехом, ведь в остальном я пост соблюдаю? 53. Меня беспокоит, что иногда во время болезни приходится нарушать пост. 54. Можно ли после строгого поста позволить себе расслабиться или нужно придерживаться ограничения и после постов? 55. Почему неумеренно строгий пост нежелателен? 56. Что такое пост душевный? 57. Иногда в спорах охватывает чувство гнева и раздражительности. Стоит ли в таких случаях вообще спорить и доказывать очевидное? 58. Как относиться к похвалам за сделанный труд, когда по всеобщему признанию труд этот похвал достоин? 59. Неужели грех гордиться собственным трудом? 60. Как подавить самовосхваление? 61. Говорят, что Бог любит нас и мы должны любить Бога, но в то же время постоянно напоминается о страхе Божием. Но что это за любовь, основанная на страхе? 62. Как это, жить во страхе Божием? 63. Иногда в определенной противоречивой ситуации не знаешь как поступить и не с кем посоветоваться. 64. Иногда в соответствии с ситуацией вынужден говорить не то, что думаю. 65. На исповеди каюсь практически в одних и тех же помыслах и грехах. Стоит ли в них исповедоваться каждый раз? 66. На исповеди батюшка призывает каяться в грехах, а у меня грехи-то мелкие, а так живу по заповедям: ни краду, ни прелюбодействую. 67. Отчего вскоре после покаяния возвращаются к нам прежние грехи? 68. Я совершил довольно серьезный грех и не надеюсь, что Господь простит мне. 69. Редко причащаюсь, так как считаю себя недостойным. 70. В нашем поселке живет народный лекарь, у которого дома много икон и вылечивает он молитвой практически безнадежно больных людей. Правда, в церковь он не ходит и говорит, что это не обязательно. Можно ли у него лечиться? 71. Церковь не признает тех, кто ворожит, но ведь среди них есть и те, кто вылечивает от болезней, что ж в этом плохого? 72. Лекари нетрадиционной медицины (их называют экстрасенсами) не отрицают Бога, а даже наоборот советуют перед лечением сходить в Церковь причаститься, молитвы перед лечением читают. Как относиться к ним? 73. Стал недавно ходить в церковь, с чего начать возрождение души, как начать духовную жизнь? 74. Во время молитвы часто отвлекаюсь мыслью о житейских заботах. 75. Во время молитвы против воли возникают различные помыслы. 76. Очень трудно дается совершение вечернего молитвенного правила. 77. Как избавиться от рассеянности мысли при молитве? 78. Как приучить себя к постоянному молитвенному обращению к Богу? 79. Каждый день увеличиваю количество прочитанных молитв. Правильно ли я поступаю? 80. Молитвенные правила я исполняю исправно, на исповеди грехи перечисляю, а все какая-то недосказанность и неудовлетворение. 81. Как избавиться от тщеславия? 82. Я всегда имею деньги и умею их зарабатывать, неужели я сребролюбивый? 83. Некоторые живут в явных грехах до самой смерти и Бог их не наказывает. 84. Иногда при первом взгляде на просящего подаяние хочется подать милостыню, но желание это неожиданно исчезает. Давать ли в таких случаях подаяние? 85. Трудно спастись в этом злобном и развращенном мире. 86. Нет сил и терпенья жить с роднёй. Хочу уйти в монастырь. 87. Какая добродетель выше всех? 88. Заповедь «Не прелюбодействуй» чту, но не могу отказать себе в удовольствии смотреть на хорошеньких женщин. 89. Люблю красиво одеваться и привлекать внимание мужчин. Что в этом плохого? Я же не изменяю мужу, а женщине всегда приятно быть в центре внимания. 90. Несмотря на то, что пощусь, блудная страсть не утихает. 91. Постоянно преследуют страстные помыслы. Как отогнать их от себя? 92. Есть ли православные приемы самоконтроля над собою, чтобы не допускать худые помыслы? 93. Неужели христианину нельзя и погулять, и повеселиться в доброй компании? 94. Как быть, если одолевает сомнение в вере? 95. Как быть, если постоянно преследуют меня мысли с хулой на Бога? 96. Если человек создан по образу и подобию Божиему, то откуда у него такая духовная грязь и нечистота сердца? 97. Неужели дьявол так силен и властен над людскими душами? 98. Иногда сделаешь дело хорошо и начинаешь гордиться, охватывает самомнение. 99. Правда ли, что нужно больше молчать и избегать многословия? 100. Почему бесчестные люди живут припеваючи, а мне, верующему человеку, кроме тягостей житейских ничего не достается? 101. Моя сестра всегда трудилась во славу Божию, всем была примером христианской добродетели, но вдруг тяжело заболела и после мучений умерла. Неужели она не заслужила лучшей участи? Мы все очень горюем и не находим себе места от горя. 102. Говорят, что за усопших молиться бесполезно, так как участь их уже решена по делам земным. Нужно ли молиться за умерших, и если да, то почему? 103. Часто получается так, что и помолюсь о каком-либо деле или начинании, а оно все равно не получается. 104. На книжных прилавках очень много книг, в которых излагается нестандартный взгляд на христианство. Можно ли их читать? 105. Говорят, что православному христианину не следует читать светские книги, но ведь среди них есть и достойные книги? 106. Только сажусь читать духовную литературу, как нападает дремота. 107. Неужели, кроме духовной литературы и читать ничего нельзя? 108. Можно ли дома читать Евангелие сидя? 109. Хочу начать доброе дело: и Церкви польза и людям, но не знаю справлюсь ли, да откровенно сказать и боюсь, что сатана будет мстить за доброе дело. 110. Меня часто попрекают, что я богатый, а богатому, мол, трудно войти в Царство Небесное, как верблюду в игольное ушко. 111. Как избавиться от пристрастия к земным вещам и удовольствиям?
1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела?
Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский)
2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога.
Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий)
3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа.
Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин)
Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
4. Прощаются ли все грехи при Крещении?
Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» – творение Святых отцов первых Вселенских Соборов)
5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?
«Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? – Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин)
6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?
Правда Божия требует, чтобы грешник был наказан за грехи свои. Если же нужно грешнику непременно быть наказанным, то лучше ему быть наказанным здесь и терпеть с благодарением временное наказание, нежели в будущем веке бесконечно мучиться. (Святитель Тихон Задонский)
7. Как вести себя при неприятностях?
Какая бы не постигла тебя скорбь, не обвиняй в этом никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои». (Преподобный авва Ор)
Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других. (Святитель Иоанн Златоуст)
8. Почему, когда человек заболеет, говорят, что его Господь посетил?
Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит. (Преподобный Ефрем Сирин)
9. Для чего человеку посылаются болезни?
Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. (Преподобный Иоанн Лествичник)
Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, очищались от страсти душевной. (Преподобный Иоанн Лествичник)
10. Одни говорят, что нужно лечиться у врачей, другие – что все в руках Божиих и к врачам ходить не нужно.
Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога. (Святитель Василий Великий)
11. Говорят, что болезни даются нам за грехи и потому переносить их нужно со смирением, но тогда позволительно ли просить у Господа выздоровления?
Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
12. Постоянно читаю святоотеческое наследие, но очень трудно следовать примерам добродетели.
Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но не сеет. (Святитель Василий Великий)
13. Как ни стараюсь жить по заповедям и быть добродетельным, никак не получается.
Людям, не имеющим природных к добру расположений, не следует в отчаянии о себе, опустив руки, небречь о боголюбивой и добродетельной жизни, как бы она ни была недоступна и недостижима для них; но должно и им подумать, и посильнее приложить попечение о себе. Ибо хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но всячески думая о себе и заботясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими – и это немалая польза для души. (Преподобный Антоний Великий)
14. Как бороться со злопамятством?
Если кто-нибудь досадит... или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу. Молись от всего сердца и говори: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом, человек молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося помощи ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность или злопамятность, или другая страсть? (Преподобный авва Дорофей)
15. Как отучить себя выявлять недостатки других?
Сперва себя самого должно исправить от недостатков, а потом уже открывать недостатки других. (Святитель Василий Великий)
16. Как избавиться от привычки осуждать других?
Отчего мы осуждаем братьев наших? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других. (Преподобный Серафим Саровский)
17. Говорят нельзя клеветать, а если человек на самом деле плохой, неужели нельзя про него ничего говорить?
Есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению могут быть в обществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как святой апостол повелевает не сообщаться с таковым (2-е к Фессалоникийцам, гл. 3, стих 14). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить его, тот клеветник, хотя бы говорил и правду. (Святитель Василий Великий)
Кто без страсти говорит о грехе брата, тот говорит о сем по двум причинам: или чтоб его исправить, или чтоб наставить другого. Если же говорит самому или ему, или другому без сей цели, то говорит или в оскорбление, или в поношение другому, а таковый не избежит оставления от Бога, но непременно впадет в то или в другое прегрешение и тогда сам, быв обличен и укорен другими, посрамится. (Преподобный Максим Исповедник)
18. Как вести себя, если мне рассказывают о ком-то плохо?
Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?» (Святитель Иоанн Златоуст)
19. Как относиться к согрешившему близкому?
Если можешь, помоги ему восстать от греха – подай ему руку помощи; если же не можешь – хоть помолись о нем. (Святитель Димитрий Ростовский)
20. Как быть, если человек совершил действительно дурное дело, неужели и в этом случае нельзя его осуждать?
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай. (Преподобный Серафим Саровский)
21. Как быть, если обидевший меня пришел покаяться, а я не готов его простить?
Принимай покаяние... как от посланного Богом, чтоб не уничижить Пославшего и не подвигнуть Его на гнев против себя. (Преподобный Ефрем Сирин)
Чем более кто согрешил против вас, тем более должны мы спешить к примирению с ним, потому что за это нам простится больше грехов. (Святитель Иоанн Златоуст)
И с неприятелями, когда просят мира, надо примириться. Ибо кто не примиряется... не избежит наказания от Бога. (Преподобный Исидор Пелусиот)
22. Никак не могу приучить себя сдерживаться при оскорблениях.
Не можешь сносить оскорбления? Молчи и успокоишься. (Преподобный Ефрем Сирин)
23. Как избавиться от постоянной раздражительности?
Пища для огня – дрова; а пища для раздражительности – высокоумие. Будь долготерпеливым... Долготерпение – прекрасный дар; оно изгоняет раздражительность, гнев и презрительность, приводит душу в мирное состояние. (Преподобный Ефрем Сирин)
24. Как вести себя, если выяснилось, что слова, сказанные против меня, оказались клеветой?
Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой. (Преподобный Ефрем Сирин)
25. Говорят, что нельзя отвечать на оскорбления, а если они несправедливы?
Не воздавай ни злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою....
Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе; заграждай молчанием. (Преподобный Антоний Великий)
26. Не могу понять смысла молитвы за врагов.
Если мы будем возносить молитвы за обижающих и оскорбляющих нас, тогда будет услышана и молитва наша за нас самих. (Святитель Иоанн Златоуст)
27. Можно ли критиковать человека за его недостатки?
Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. (Преподобный Антоний Великий)
28. Как быть, если по отношению к кому-нибудь чувствуешь досаду и злость?
Если злишься на кого, молись о нем, и молитвою отделяя от воспоминания о причиненном тебе зле, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. (Преподобный Максим Исповедник)
29. Как вразумить близких, чтобы они не верили клевете на меня?
Сколько будешь молиться за оклеветавшего, столько Бог вразумлять будет соблазнившихся о тебе. (Преподобный Максим Исповедник)
30. Меня оклеветали, хотя я невиновен.
Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет епитимией за то, в чем сами себя считаете виновным. Поэтому клевета для вас – милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. (Епископ Феофан Затворник)
31. Почему говорят, что напрасные поношения нужно переносить смиренно?
Чрез напрасные скорби и страдания мы прививаемся к Кресту Христову и из него приемлем силу крестную, очищающую, освещающую и благоволение Божие привлекающую. Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай... Всякая напраслина, благодушно переносимая, – венец Божий есть, на главу уже надетый. (Святитель Феофан Затворник)
32. Как быть, если человек совершает явное бесчестие, а нас учат все переносить смиренно и не ссориться.
Насколько зависит от тебя, никому не подавай повода ко вражде и ссоре. Если же видишь, что как-нибудь нарушается благочестие, не предпочитай согласие истине, постой за нее мужественно, даже до смерти; но и в этом случае не враждуй душой, не отвращайся добрым расположением, а восставай только против поступков. (Святитель Иоанн Златоуст)
33. Говорят, если поносят вас, то вы блаженны. Что же нужно стремиться к тому, чтобы все меня ругали?
Чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было, делают блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами, именно, когда мы их терпим ради Него и когда они будут ложны. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив. (Святитель Иоанн Златоуст)
34. Как быть, если общение с другом по различным причинам не стало приносить радости, а даже наоборот?
Для кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нем в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нем с чистосердечной похвалою, молись о нем истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти. (Преподобный Максим Исповедник)
35. Говорят, что нужно прощать обиды. Но на практике это сделать очень сложно.
Если кто обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил. И хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование победить. Трудно это, но требуется от христианина.
Надо простить ближнего, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит. (Святитель Тихон Задонский)
36. Как определить главную свою страсть, чтобы начать с ней бороться?
На это припомню вам сказание об одном подвижнике, который предложил старцу подобный вопрос, именно: с какой страстью прежде бороться? Старец ответил: борись с той, которая сейчас тебя борет, – и некогда будет доискиваться, какая главная у тебя. (Святитель Феофан Затворник)
37. Говорят, что снам верить нельзя, а вдруг сон от Господа?
Великая добродетель, то правило, чтобы отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами надругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. (Блаженный Диадох)
38. Есть очень благочестивые женщины, постоянно ходят в храм, но встречаясь в храме только и делают, что обсуждают новости.
Кто в храме Божием непрестанно пустословит, тот ходит не только без пользы, но и со вредом. (Святитель Василий Великий)
39. Говорят вера в Бога и пьянство несовместимы.
Пьянство не дает места Господу, пьянство отгоняет Духа Святого. Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования. (Святитель Василий Великий)
Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает ум, которым обыкновенно наиболее познается Бог. (Святитель Василий Великий)
40. Как уберечься от греха, ведь кругом столько соблазнов?
Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь мысленно Страшный Суд и Судию и сим страхом воздерживай душу от худых пожеланий. (Святитель Василий Великий)
41. Иногда маловерующие люди задают мне вопросы по Священному Писанию, но на некоторые вопросы я не знаю как ответить, а показать свое незнание неудобно – могут сказать: «как это, верующий, а не знает?» Могу ли я толковать некоторые места Библии по-своему, исходя из своего церковного опыта?
Не следует самому вдаваться в изъяснения Священного Писания, ибо дело сие представляет немалую опасность для неверующих. Когда не знаешь, то лучше не говори ничего, потому что говорить о Священных Писаниях по своему разумению – есть безумие. (Преподобный Варсонофий Великий)
42. Церковь осуждает занятие йогой и прочими физическими упражнениями, формирующими бесстрастие, но в то же время в православии достижение бесстрастия является одной из добродетелей. Так как же его достигать?
Некоторые изнуряют тела свои для достижения бесстрастия и богатства дарований, чудодействия и силы прозрения; но сии бедные не знают, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ. (Преподобный Иоанн Лествичник)
43. С чего начать, приучаясь смирению?
Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя... Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет смирение... Прежде всего не считай себя чем-либо – и это породит в тебе смирение... Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих. (Преподобный Антоний Великий)
44. Может ли христианин что-либо ненавидеть?
Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей. (Преподобный Антоний Великий)
45. Для чего Господь посылает человеку искушения?
Искушения наводятся на одних для истребления грехов уже соделанных, на других для прекращения соделываемых ныне, а на иных для отвращения имеющих последовать, исключая искушения, посылаемые для испытания человека, как то было со Иовом. (Преподобный Максим Исповедник)
46. Можно ли считать грехом человеческие страсти?
Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает... те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. (Преподобный авва Дорофей)
47. Обязательно ли молиться перед принятием пищи?
Стол, где не бывает никакого воспоминания о Боге, ничем не отличается от стойла животных. (Преподобный Иоанн Дамаскин)
48. Ничего не могу с собой поделать – очень люблю поесть.
Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало. (Преподобный Иоанн Лествичник)
49. В среду и пятницу не ем мяса, соблюдаю длительные посты, но как-то не замечаю за собой духовной пользы от этого.
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. (Святитель Иоанн Златоуст)
50. Как определить меру в соблюдении поста?
Мерное употребление пищи, по мнению святых Отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения ее еще чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии, и не попустит человеку вдаваться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух. (Преподобный Кассиан Римлянин)
Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. (Преподобный Кассиан Римлянин)
Каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. (Преподобный Паисий Величковский)
51. Люблю вкусно покушать.
Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу. (Преподобный Серафим Саровский)
52. Петров пост часто выпадает на очень жаркие дни и я иногда позволяю себе купить мороженое. Разве можно эту мелочь считать грехом, ведь в остальном я пост соблюдаю?
Если кто начнет говорить: что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу, что за важность, если я посмотрю на ту или иную вещь? от этого: что за важность в том, что за важность в другом впадает в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжелым: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру или злу. (Преподобный авва Дорофей)
53. Меня беспокоит, что иногда во время болезни приходится нарушать пост.
Кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает того. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
54. Можно ли после строгого поста позволить себе расслабиться или нужно придерживаться ограничения и после постов?
Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстию чревоугодия. Посему лучше разумное с умеренностью подкрепление себя пищею каждый день, нежели по временам долгий и строгий пост. (Преподобный Иоанн Кассиан)
55. Почему неумеренно строгий пост нежелателен?
Неумеренное неядение умеет не только колебать постоянство и твердость души, но и совершение молитв делать безжизненным по причине изнеможения тела... Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действию, а от первого нельзя. (Преподобный Иоанн Кассиан).
56. Что такое пост душевный?
Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. (Святитель Василий Великий)
57. Иногда в спорах охватывает чувство гнева и раздражительности. Стоит ли в таких случаях вообще спорить и доказывать очевидное?
Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него... Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожим самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. (Преподобный Антоний Великий)
58. Как относиться к похвалам за сделанный труд, когда по всеобщему признанию труд этот похвал достоин?
Не возносись делами своими, каковы бы они не были... Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаивай их сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить об них, и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя. (Преподобный Антоний Великий)
59. Неужели грех гордиться собственным трудом?
Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. (Преподобный Антоний Великий)
60. Как подавить самовосхваление?
Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землею, чтобы не породился от малого большой пожар. (Святитель Феофан Затворник)
61. Говорят, что Бог любит нас и мы должны любить Бога, но в то же время постоянно напоминается о страхе Божием. Но что это за любовь, основанная на страхе?
Кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный: ибо он не делает добро для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь и эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога уже не по страху наказания, но потому что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится лишиться ее. (Преподобный авва Дорофей)
Страх Божий есть сам по себе постижение благоговейною мыслию и восприятие чувством бесконечных Божиих совершенств и действий. (Святитель Феофан Затворник)
62. Как это, жить во страхе Божием?
Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Бога и не делай, если хочешь делать добро, то бойся Бога и делай. (Преподобный Серафим Саровский)
63. Иногда в определенной противоречивой ситуации не знаешь как поступить и не с кем посоветоваться.
Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и конечно найдешь ему полезное разрешение. (Преподобный Марк Подвижник)
64. Иногда в соответствии с ситуацией вынужден говорить не то, что думаю.
Не будь двуязычен, то есть иначе на словах, а иначе в совести расположен. Ибо такового Писание ставит под клятву (Сир. 28, 15). (Преподобный Марк Подвижник)
65. На исповеди каюсь практически в одних и тех же помыслах и грехах. Стоит ли в них исповедоваться каждый раз?
Кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т.е. подает помыслу силу более бороть и мучить его. Если же он станет бороться и сопротивляться помыслу своему, то страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и саму страсть. (Преподобный авва Дорофей)
66. На исповеди батюшка призывает каяться в грехах, а у меня грехи-то мелкие, а так живу по заповедям: ни краду, ни прелюбодействую.
Что значит это? Велик ли грех?, что это за грех?, это не грех! – так рассуждает не брегущий о спасении своем. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божиего, противодействие воле Божией. От безделицы, от ничтожных по видимому согрешений, переходим постепенно к великим грехопадениям. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
67. Отчего вскоре после покаяния возвращаются к нам прежние грехи?
Когда, по благодати Божией, грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и, перестает грешить, бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в том на первых порах много ревности, которая, как огонь, жжет бесов и, как стрела, отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, забрасывает воспоминаниями о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Не поостерегись только покаявшийся – от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представится оно – и грех будет сделан. (Святитель Феофан Затворник)
68. Я совершил довольно серьезный грех и не надеюсь, что Господь простит мне.
Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорит: «разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8, 4)». (Святитель Иоанн Златоуст)
69. Редко причащаюсь, так как считаю себя недостойным.
К таинству причащения приступайте ничтоже сумняся. Если приступите с верою в Господа, присущего в Таинствах, с благоговением и готовностью все силы свои посвятить на служение Ему Единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне себя причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки... Вы все свое с детскою верою предавайте Господу в молитве... и Он благоволительно примет то и устроит все. (Святитель Феофан Затворник)
70. В нашем поселке живет народный лекарь, у которого дома много икон и вылечивает он молитвой практически безнадежно больных людей. Правда, в церковь он не ходит и говорит, что это не обязательно. Можно ли у него лечиться?
Если слова учителя и дела его не согласны с учением святых отцов, то не следует принимать его, хотя бы он воскрешал мертвых и иные многие чудеса творил. (Преподобный Симеон Новый Богослов)
71. Церковь не признает тех, кто ворожит, но ведь среди них есть и те, кто вылечивает от болезней, что ж в этом плохого?
Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещав вылечить болезнь, лишают человека спасения души. (Святитель Иоанн Златоуст)
72. Лекари нетрадиционной медицины (их называют экстрасенсами) не отрицают Бога, а даже наоборот советуют перед лечением сходить в Церковь причаститься, молитвы перед лечением читают. Как относиться к ним?
Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться. (Святитель Иоанн Златоуст)
73. Стал недавно ходить в церковь, с чего начать возрождение души, как начать духовную жизнь?
Кто хочет приступить к Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителью Христовой,... тот должен начать тем, чтобы прежде всего уверовать в Господа... И ему надлежит непрестанно пребывать в молитве, с верою в чаяния Господа, всегда ожидая Его посещения и помощи. Потом, по причине живущего в нем греха, надлежит ему понуждать себя на всякое доброе дело, к исполнению всех заповедей Господних ... Принуждать себя к любви, если кто не имеет любви, принуждать себя к кротости, если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце,... когда пренебрегают – быть великодушным, когда унижают или бесчестят – не приходить в негодование: надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту и, одним словом, исполнит его духовного плода. (Преподобный Макарий Великий)
74. Во время молитвы часто отвлекаюсь мыслью о житейских заботах.
Как нельзя одним глазом смотреть на небо, а другим – на землю, так и уму нельзя пещись и о Божием, и о мирском. Что не будет помощно тебе, когда выйдешь из тела, о том стыдно тебе пещись. (Преподобный авва Исаия)
Помышляй о благолепии небесных благ и не войдет в тебя никакое пристрастие к земле и к земным наслаждениям. (Преподобный Нил Синайский)
75. Во время молитвы против воли возникают различные помыслы.
Диавол хорошо знает, какое великое благо – молитва, и потому усиленно нападает на молящегося. (Преподобный Макарий Египетский) Помыслы, против воли нашей втеснившиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова из глубины помышления сердечного. (Преподобный Исихий Иерусалимский)
76. Очень трудно дается совершение вечернего молитвенного правила.
Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу... Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придет на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву... Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)
77. Как избавиться от рассеянности мысли при молитве?
Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, – и, следовательно, без внимания и чувства – снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе. (Святитель Феофан Затворник)
Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву. (Святитель Иоанн Златоуст)
И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? (Святитель Иоанн Златоуст)
78. Как приучить себя к постоянному молитвенному обращению к Богу?
Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: благослови, Господи! Кончаешь дело – говори: слава тебе, Господи, – и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается – говори: спаси, Господи, погибаю...
Но чтоб душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию – всякое свое дело, большое и малое... При каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом.
Но чтоб и это, т.е. делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надобно настроить ее к сему с раннего утра – с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. (Святитель Феофан Затворник)
79. Каждый день увеличиваю количество прочитанных молитв. Правильно ли я поступаю?
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца... Похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
80. Молитвенные правила я исполняю исправно, на исповеди грехи перечисляю, а все какая-то недосказанность и неудовлетворение.
Больше сокрушения о греховности надо, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно. (Святитель Феофан Затворник)
81. Как избавиться от тщеславия?
Не малый подвиг отстать от тщеславия. Средство для освобождения от него есть тайное творение добродетелей и частая молитва, а признак освобождения – незлобие против злословившего или злословящего. (Преподобный Максим Исповедник)
82. Я всегда имею деньги и умею их зарабатывать, неужели я сребролюбивый?
Страсть сребролюбия обнаруживается тем, если кто принимает с радостью, а отдает с печалью. (Преподобный Максим Исповедник)
83. Некоторые живут в явных грехах до самой смерти и Бог их не наказывает.
Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости. (Преподобный Марк Подвижник)
84. Иногда при первом взгляде на просящего подаяние хочется подать милостыню, но желание это неожиданно исчезает. Давать ли в таких случаях подаяние?
Когда хочешь подать милостыню, а помысл наводит сомнение, чтобы не подать; тогда испытай свой помысл, и если найдешь, что он делает так по скупости, то дай и еще несколько более против того, чтобы следовало дать. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
85. Трудно спастись в этом злобном и развращенном мире.
Хочешь спастись? – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней твое спасение. (Святитель Иоанн Златоуст)
86. Нет сил и терпенья жить с роднёй. Хочу уйти в монастырь.
Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. (Преподобный Амвросий Оптинский)
87. Какая добродетель выше всех?
Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает. (Преподобный Паисий Великий)
88. Заповедь «Не прелюбодействуй» чту, но не могу отказать себе в удовольствии смотреть на хорошеньких женщин.
Не говори: что в том, что я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. (Святитель Иоанн Златоуст)
Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. (Святитель Иоанн Златоуст)
Укрощай коня своего уздою видения, чтобы он, смотря туда и сюда, не разжигался похотью на женщин и не свергнул бы тебя всадника своего на землю. Молись Богу, чтобы Он отвратил «очи твои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37). Бодрствуй, брат, ты смертен и недолговечен; не желай же за малое время услаждения потерять жизнь вечную. (Преподобный авва Дорофей)
89. Люблю красиво одеваться и привлекать внимание мужчин. Что в этом плохого? Я же не изменяю мужу, а женщине всегда приятно быть в центре внимания.
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить в себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем. (Святитель Василий Великий)
90. Несмотря на то, что пощусь, блудная страсть не утихает.
Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с воздержанием смирение; ибо первое без последнего не приносит пользы. (Иоанн Лествичник)
Не должны мы верить, что нам, для совершенства сердца и чистоты тела, может быть достаточным один тот пост, который состоит в воздержании от видимых яств. Нет, к сему должно присовокупить еще и пост души. Ибо и она имеет свои вредные яства, от коих отучнев, впадает в обрывы сладострастия. (Преподобный Иоанн Кассиан)
91. Постоянно преследуют страстные помыслы. Как отогнать их от себя?
Не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них... Только не переставайте с усердием молиться. (Святитель Феофан Затворник)
Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них. (Преподобный Ефрем Сирин)
92. Есть ли православные приемы самоконтроля над собою, чтобы не допускать худые помыслы?
Один способ (прием) трезвения есть: смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы.
Другой – иметь сердце глубоко всегда молчащим и от всякого помысла безмолвствующим, и молиться.
Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа нашего Иисуса Христа.
Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти.
Все сии делания подобно привратникам возбраняют вход худым помыслам. (Преподобный Исихий Иерусалимский)
93. Неужели христианину нельзя и погулять, и повеселиться в доброй компании?
Если бы вкусные яства и предложены были кому, а на дне их скрыт смертоносный яд, то, полагаю, узнав о сем, никто не решился бы вкусить их – пусть и сладкая пища, да под нею яд. Таковы бесчинные утехи мирские, пиры, гулянья, музыки и прочие праздные бесовские утехи. И в них яд духовный, и не видит того бедный человек. (Старец Феодор Санаксарский)
94. Как быть, если одолевает сомнение в вере?
Хульные помыслы или неверие... прямо от врага... Гоните и молитесь... Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три, со словами: Господи приложи мне веру... ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия... И даст Господь. (Святитель Феофан Затворник)
95. Как быть, если постоянно преследуют меня мысли с хулой на Бога?
Дух хулы мучит вас. Не только мысли хульные бывают и поражают, но слышатся слова в ушах. Бес... производит их. Делает он это для того, чтобы смущать вас и лишить вас дерзновения к молитве. И то имеет он в виду, не согласитесь ли на какую-либо хулу, чтобы ввергнуть вас в грех хулы, а потом в отчаяние. Против сего беса – первое... не смущаться и отнюдь не думать, что это ваши мысли, но прямо относить их к бесу. Затем, против мыслей и слов – мыслить и говорить противно. Он внушает худое о святом, а вы говорите: врешь, лукавец; он вот каков... Так против всего – и все говорите, пока не отойдут. Заключите так: буди проклят, хульник, и слова хулы да обратятся на главу твою! Ко Господу обратитесь с такою молитвою: душу мою открываю пред Тобою, Господи! Видишь, что я не хочу таких мыслей и не благоволю к ним. Все всевает враг. Отгони его от меня! (Святитель Феофан Затворник)
96. Если человек создан по образу и подобию Божиему, то откуда у него такая духовная грязь и нечистота сердца?
Нечистота сердца происходит от диавола, который и называется чаще всего в Писании духом нечистым, а в церковных молитвах, именно – при заклинании злого духа – духом чуждым, скверным и омерзенным. Он-то, этот нечистый дух, сделавшись, после своего отпадения от Бога, скверным сосудом всякой нечистоты, греха, осквернил изначала своим нечистым дыханием сердца первых человеков, глубоко заразив нечистотою греха все существо их – душу и тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему их потомству, даже до нас, и будет осквернять, особенно неосторожных и неверующих, до скончания мира. (Праведный Иоанн Кронштадский)
Быть по образу Божиему свойственно нам по первому нашему сотворению, а быть по подобию – зависит от нас только в возможности, приобретаясь же на самом деле посредством деятельности. (Святитель Григорий Нисский)
97. Неужели дьявол так силен и властен над людскими душами?
Если человек сам собой не дает повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать им насильно. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
98. Иногда сделаешь дело хорошо и начинаешь гордиться, охватывает самомнение.
Для подавление самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу, как к причине... и Его благодарить... Все ли у нас исправно? Конечно, нет. Вот и поминайте эти неисправности... они и закроют от глаз ваших исправности... и нечем будет повеличаться. (Святитель Феофан Затворник)
99. Правда ли, что нужно больше молчать и избегать многословия?
Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого. (Преподобный Пимен Великий)
100. Почему бесчестные люди живут припеваючи, а мне, верующему человеку, кроме тягостей житейских ничего не достается?
Нечего вам говорить, что не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы счастливы мы или несчастны – тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Так и старайтесь относиться к своему положению, чтобы не выступать из круга намерений Господа, с каким Он устрояет быт каждого на земле. Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, мужества, терпения в славу Божию, и других добродетелей. Какое-либо из таковых намерений Божиих и к вам приложено. Внимайте убо себе, и положите не отступать от того, что судил Бог, и ищите успокоения в воле Божией, всегда премудрой и благой. (Святитель Феофан Затворник)
101. Моя сестра всегда трудилась во славу Божию, всем была примером христианской добродетели, но вдруг тяжело заболела и после мучений умерла. Неужели она не заслужила лучшей участи? Мы все очень горюем и не находим себе места от горя.
Не горевать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в другой мир. Так и воображайте ее, что она жива, только в другом месте и в другом виде. Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи? Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, то были, конечно, и у ней свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую... и ею истребил все эти грехи, грехи немощи и неведения... Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл будет в плаче и сокрушении безмерном? Лучше молитесь и молитесь с духом покойным и богопреданным... Надолго ли разлука? Ведь ныне-завтра, и мы туда же перейдем. (Святитель Феофан Затворник)
102. Говорят, что за усопших молиться бесполезно, так как участь их уже решена по делам земным. Нужно ли молиться за умерших, и если да, то почему?
Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие – не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: «Участь их решена»... Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на всемерное милосердие Божие... Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: почему? сердце все будет свое делать – поминать. (Святитель Феофан Затворник)
103. Часто получается так, что и помолюсь о каком-либо деле или начинании, а оно все равно не получается.
Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу. (Святитель Григорий Нисский)
Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай. (Святитель Феофан Затворник)
104. На книжных прилавках очень много книг, в которых излагается нестандартный взгляд на христианство. Можно ли их читать?
Храни ум и сердце от учения лжи, не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
105. Говорят, что православному христианину не следует читать светские книги, но ведь среди них есть и достойные книги?
Чтобы узнать хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Занавозите свою чистенькую головку. После, поди, вычищай... Потому... лучше не читать их. Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать. Но все понемногу, и как бы для разнообразия. (Святитель Феофан Затворник)
106. Только сажусь читать духовную литературу, как нападает дремота.
Когда от уныния находит дремание и препятствует предлежащему делу, тогда должно встать на молитву и не переставать молиться – и Господь упразднит дремание молитвою. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
107. Неужели, кроме духовной литературы и читать ничего нельзя?
Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить – и все читать. Все его читай и не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все равно все будет недочитанное. (Святитель Феофан Затворник)
108. Можно ли дома читать Евангелие сидя?
Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения. (Святитель Феофан Затворник)
109. Хочу начать доброе дело: и Церкви польза и людям, но не знаю справлюсь ли, да откровенно сказать и боюсь, что сатана будет мстить за доброе дело.
Соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему, все делать будешь хорошо. А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. (Преподобный Серафим Саровский)
110. Меня часто попрекают, что я богатый, а богатому, мол, трудно войти в Царство Небесное, как верблюду в игольное ушко.
Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою погибель, а чтобы расточал для своего спасения. (Святитель Иоанн Златоуст)
111. Как избавиться от пристрастия к земным вещам и удовольствиям?
Веруй в Бога, имей всегда и во всем воздержание, постоянно помни о смерти и временности всех вещей – и ни к чему на земле не будешь иметь пристрастие. (Святитель Димитрий Ростовский)