Жела́ние –
1) результат проявления волевой силы души; внутреннее стремление к чему-либо, осуществлению чего-либо;
2) осмысленное переживание потребности;
3) замысел;
4) побуждение или влечение, вызванное проявлением плотского начала (желание утолить голод, жажду; выспаться, отдохнуть и т. п.).
Как получилось, что влечения плоти стали противоречить стремлениям души?
Пребывая в Раю, человек не испытывал внутренних противоречий между душой и телом. В первозданном состоянии плоть и душа находились в гармонии: дух (высшая принадлежность души) владычествовал над душой, душа над плотью.
Рассогласование деятельности внутренних сил и систем организма осуществилось в результате грехопадения первозданных людей, отпадения их от Источника жизни, Создателя, и последовавшей за этим событием порчи человеческого естества (Быт.3:7-8).
С тех пор порча обнаруживалась в каждом потомке Адама, сказываясь как в разладе душевных начал, так и в нарушении слаженности взаимодействия между душой и телом.
Поврежденная порчей душа не в состоянии управлять одушевленною (ею) плотью также безупречно, как это было в случае с первозданным Адамом.
После грехопадения все дети Адама, а затем и их дети, и дети детей стали рождаться со склонностью ко злу. Помимо прочего эта склонность выражалась в стремлении к греховным удовольствиям. Дело в том, что отпав от Бога, человек лишился той радости, которую черпал, общаясь с Ним как с Источником благ.
Для того, чтобы удовлетворить потребности в счастье, которое утратил по изгнании, человек стал искать его в мирских удовольствиях, в том числе – греховных, в том числе – плотских. В свою очередь это привело его к ещё большему внутреннему разладу: ведь не всё, чего требует плоть, требует и душа; и наоборот, не всё что угодно душе, угодно и плоти; отсюда – дополнительные противоречия.
Возможно ли уравновесить телесные потребности с душевными?
Первородный грех снимается с человека в лоне Церкви, в Таинстве Крещения. Однако при этом человек не становится праведным автоматически, не лишается тленности, смертности.
Греховность преодолевается духовными подвигами, при Божьем содействии. По мере освобождения от власти греха, человек освобождается от множества противоестественных привычек, страстей, как душевных, так и телесных. Это приводит к гармонизации душевных сил, уравновешиванию потребностей души и тела.
От тленности же и от смертности, равно как и от обусловленных ими особенностей функционирования организма, человек будет избавлен лишь при кончине мира, после всеобщего воскресения мертвых (1Кор.15:53) (см. подробнее: Какими мы будем после всеобщего воскресения мертвых?).
При этом совершенного, гармоничного, блаженного состояния достигнут святые праведники, каждый – в меру той святости, которую стяжал. В этом отношении праведники превзойдут первозданных людей.
Грешники же будут мучиться вечными муками.
Цитаты о желании
«Из пожеланий одни необходимы, другие естественны, а иные ни то, ни другое. Так все те желания, от неудовлетворения которым гибнет животное, естественны и необходимы, как, например, – желание пищи, питья и сна. Вожделение плотское естественно, но не необходимо, так как многие преодолели его и однако ж не погибли. А желание богатства ни естественно, ни необходимо, а излишне: если мы захотим, то и не подчинимся ему».
свт. Иоанн Златоуст
«Не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к одной главной цели – стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои все будет правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоиваясь в воле Божией».
преподобный Никодим Святогорец
Литература по теме
- Желания свт. Иоанн Златоуст
- Желание преп. Оптинские старцы
- Желание свт. Тихон Задонский
- Исполнение желаний О.А. Николаева
Комментировать