ЖЕЛАНИЕ
Все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утверждение молитв святых; я хвалю твое желание и желаю, чтобы оно в сердце твоем произрастило достойный плод исправления и покаяния. Но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, так как и вера без дел мертва (Иак. 2, 26), точно так и желание без благого начала мертво есть и молитвы не только нас, грешных, но и самих угодников не в силах помочь тем, которые сами не стараются о исправлении своем; потщись, возлюбленне, полагать с Божией помощью начало – и спасешься, и Господь тебе поможет во всем (прп. Лев, 20).
* * *
Совершение твоих желаний предоставляй Промыслу Всемогущего, поскольку Он Един весть, что нам на пользу и к назиданию, а мы иногда не знаем, чего просим (см. Мк. 10, 38), потому и не получаем просимого (прп. Лев, 30).
* * *
Человек одарен от Бога разумом и свободной волей в избрании лучшего, посему желание наше есть происхождение свободной воли; когда самовластное наше произволение, разумом управляемое, желает доброго, т.е. исполнения воли Божией, и стремится к этому делом, то сие угодно Богу и Он помогает нам в творении сего. Когда же, по безумию, желает противного воле Божией и старается о соделании сего, Бог, не связуя нашего самовластия, попускает быть сему, но за первое награждает, а за второе наказует, о чем в Священном Писании много упоминается; посему желание благого есть сродно нашему естеству и никак не погрешительно, и не только о желании, но даже и о старании к исполнению его надо иметь попечение, но только надо желания свои и деяния сообразовать и согласовать с Законом Божиим, предавать воле Его и просить Его содействия; то, когда усмотрит Бог, что нам это на пользу и согласно с Его волей, пошлет и помощь Свою к содействию нам в таком деле, а когда не предвидит нам пользы и нет Его воли, то хотя и мним мы, что доброе дело желаем исполнить, но оно случается или по тщеславию, или по другим каким видам, – препятствует исполнению его, потому что мы просим Его: «Да будет, Господи, воля Твоя». Но говорят, что всякое желание есть грех и что ничего не надо просить у Господа, но во всем положиться на волю Его: это совсем противно как разуму и естеству, так и Священному Писанию. Не всякое желание есть грех, но греховное желание действительно есть грех, а без доброго желания как бы человек мог назваться словесным и разумным и где бы его было самовластие? А о прошении Спаситель в Евангелии учит:Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7). И когда в обыкновенных житейских делах нужно желание, труд и прошение Бога о помощи, кольми паче в делах судьбы и касающихся до спасения душевного (прп. Макарий, 20).
* * *
Будьте… владыкой, а не рабой своих желаний (прп. Антоний, 20).
* * *
Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь: можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем дается? Кто ищет – всякому дастся, – ищите… и дано будет вам (Мф. 7, 7), – как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить (прп. Иларион, 20).
* * *
Рассуждаешь о том, что не хотела бы быть в Москве, а хотела бы хотя бы послушницей в своем монастыре умереть, о чем просишь Царицу Небесную, свой же монастырь решилась бы, впрочем, оставить для того, чтобы быть поближе ко мне. Желая жить или умереть там-то, а не там-то, ты составляешь свою волю, желаешь исполнять свои желания, чего мы делать не должны. Ни о чем таком не моли Господа, а молись, да будет над тобой Его святая воля (прп. Иларион, 20).
* * *
Желанию своему много не доверяйся, а полагайся на волю Божию, как Бог устроит (прп. Иосиф, 19).