Присноде́вство – богословский термин, прилагаемый Православною Церковью к Божьей Матери и указывающий на то, что Она была Девой до Рождества, сохранила его в Рождестве и после Рождества Господа Иисуса Христа.
Основание для учения о том, что Матерь Иисуса Христа навсегда осталась Девой находятся в Священном Писании и Священном Предании.
О Рождении Иисуса от Девы провозвестил в Свое время пророк Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Именно так понимали содержание этого пророчества евангелист Матфей, многие отцы и учителя Церкви. Кроме того, святые отцы видели указание на Рождение Христа от Девы в пророчестве Иезекииля о храме, вратами которого пройдет только Господь: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:2) (заметим, что согласно Писанию, храмами Божьими могут именоваться и люди (ср.: 1Кор.3:16)).
Вспомним, что согласно Евангелию, когда Деве Марии является Архангел Гавриил с благовестием о том, что Бог избрал Её для особой миссии – стать и быть Матерью Спасителя мира, Она спрашивает: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Это недоумение объясняется в рамках Предания тем, что прежде Мария приняла обет хранить девство. Между тем, Архангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).
В Евангелиях нет никаких указаний на то, что у Марии были другие дети, кроме Иисуса Христа. Братья Господни, которые упоминаются в евангельском повествовании, не были Ему родными. Когда Христос находился на кресте, Он вверил заботу о Своей Матери ученику – Иоанну (см.: Ин.19:26-27), что было бы странным, если бы у Нее были и другие дети.
Наиболее раннее свидетельство предания о приснодевстве Богородицы находится в апокрифическом Протоевангелии Иакова (не позднее начала III в.). Учение о приснодевстве, которое отрицали некоторые древние еретики, защищалось особенным образом св. Иеронимом Стридонским и св. Епифанием Кипрским. На Поместных Соборах в Риме под председательством папы Сириция (384-399) и в Медиолане под председательством свт. Амвросия Медиоланского (330/339-397) лжеучение о нарушении девства Марии было осуждено. В Символе веры исповедуется догмат о воплощении Иисуса Христа от «Святого Духа и Марии Девы».
В богослужебных текстах подчеркивается чудо сохранения девства Богоматери в процессе Рождения Спасителя. Особенно ярко это выражено в каноне Пасхи творения прп. Иоанна Дамаскина: «Сохранив печати целыми, Христе, Ты восстал из гроба, заключенного чрева Девы не повредивший при рождении Твоем, и открыл нам райские двери». «Не отверз Ты врат девства при воплощении, не нарушил печатей гроба, Царь создания, и потому, воскресшим Тебя видя, Матерь радовалась». Прообразом сохранения девства у Богородицы является видение пророком Иезекиилем закрытых ворот (2-я паремийное чтение на Богородичные праздники): «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:1-2).
Разъясняя эти слова, св. Августин в своей проповеди говорит: «Что означают эти ворота в Доме Господнем, как не то, что Марии надлежало остаться неповрежденной? Что означает сказанное, что никакой человек не войдет ими, как не то, что Иосиф не познает Ее? Что означает, что только Господь войдет ими и тем же путем выйдет, как не то, что Святой Дух исполнит Ее и что Она родит Господа ангелов? И что означает, что они будут затворены, как не то, что Мария была Девой до Его Рождества, Девой при Его Рождестве и Девой после Его Рождества?».
***
Богородичен отпустительный
Яко нашего воскресения сокровище, / на Тя надеющияся, Всепетая, / от рова и глубины прегрешений возведи; / Ты бо повинныя греху спасла еси, / рождшая Спасение наше. / Яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, / и по рождестве паки пребываеши Дева.
Перевод: Как нашего воскресения сокровищница, / на Тебя надеющихся, Всепрославленная, / из рва и глубины согрешений возведи. / Ибо Ты спасла повинных во грехе, родив Спасение: / прежде рождения Его – Дева, и при рождении – Дева, / и после рождения / также пребываешь Девою.
В чём состоит значимость православного учения о приснодевстве Божьей Матери?
Представители некоторых протестантских деноминаций опровергают учение о приснодевстве Богородицы, считая, что после Рождества Иисуса Христа Она стала жить «обычной» супружеской жизнью с Иосифом, в результате чего стала Матерью ещё нескольких детей. Другие хотя и не настаивают на этой точке зрения как на (якобы) истинной, однако и не отвергают её, полагая, что как бы ни разрешался данный вопрос, он не имеет существенной значимости для спасения верующих.
Иначе относится к этом вопросу Православная Церковь, определив учение о приснодевстве Божьей Матери, как один из важнейших догматов.
В чём же заключается его важность? Во-первых, исповеданием этого догмата подчеркивается особое достоинство Богородицы, Её преданность Богу. Заметим, что хотя во времена Ветхого Завета сохранению девства до брака и придавалось большое значение, принимать бессрочный обет девства ради посвящения всей своей жизни служению Богу, как это сделала Дева Мария, принято не было. Напротив, в дохристианский период пожизненное девство могло служить поводом для укоров и самоукоров (Ис.4:1). Напомним, что на III Вселенском Соборе Богородица была торжественно названа Венцом девства. В этом отношении Её жизнь служит образцовым примером (1Кор.7:34) и прообразом монашеской жизни. Опять же, в том, что зачатие и Рождество Господа Иисуса Христа произошло без нарушения девства Его Пречистой Матери, можно видеть особое указание на одобрение Богом этого обета.
Стало быть, допустить, вслед за протестантами, что принятый Девой Марией обет хранить девство неповрежденным был впоследствии Ею нарушен – а) бросить тень на Богородицу как на Пресвятую и Пречистую, усомниться в её святости и чистоте; б) бросить тень на православное монашество.
Существуют ли реальные параллели чудесному рождению от девы в других религиях?
Вопреки ошибочному представлению некоторых критиков христианства не существует точных параллелей евангельскому свидетельству о рождении от девы в дохристианском мире. В древних источниках действительно есть упоминания о том, что женщины якобы беременели от богов, но эти мифологические сказания имеют мало общего с евангельским повествованием, где ясно подчеркивается зачатие без участия мужа. Кроме того, сюжеты о богах, ставших людьми в силу чудесных событий, появились уже после возникновения христианства. Поэтому если и были какие-то влияния, то со стороны христианства на мифологию, а не наоборот.
Цитаты о приснодевстве
«Кто когда-либо или в каком роде дерзал произносить имя Святой Марии и вопрошаемый не присоединял тотчас наименование Дева? Из самых приложений к именам открываются признаки совершенства... Так, Аврааму придано название друг Божий (Иак.2:23) и оно пребудет нерушимым; Иакову – название Израиль (Быт.32:28) и оно не изменится; Апостолам – Воанергес, т. е. сыны Громовы (Мк.3:17) и оно не отнимется; а Святой Марии – Дева и название это не переменится, ибо Святая пребыла Непорочной».
свт. Епифаний Кипрский
Литература по теме
- О Приснодевстве блаженной Марии прп. Иероним Стридонский
- О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию свт. Амвросий Медиоланский
- К Богородице с исповеданием приснодевства Ея и молитвою о достойном причащении Св. Тайн прп. Ефрем Сирин
- Попытки евреев и еретиков опорочить Приснодевство Марии свт. Иоанн (Максимович)
- Приснодевство Богоматери протопресв. Михаил Помазанский
- Попытки евреев и еретиков опорочить Приснодевство Марии иером. Серафим (Роуз)
- Приснодевство пресвятой Богоматери архиеп. Антоний (Амфитеатров)
- Приснодевство Божией Матери протопресв. Димитрий Владыков
- Почитание Божией Матери. Приснодевство протопресв. Александр Шмеман
- О приснодевстве Пресвятой Богородицы архиеп. Алексий (Ржаницын)
- Основание к разделению учения Веры о приснодевстве Богоматери архиеп. Алексий (Ржаницын)
- Предание, как источник верования Св. Церкви в приснодевство Матери Божией архиеп. Алексий (Ржаницын)
- Письменные памятники предания о приснодевстве Матери Божией архиеп. Алексий (Ржаницын)
- Защищение истины приснодевства Матери Божией в писаниях Отцов Церкви архиеп. Алексий (Ржаницын)
- В день успения Пресвятой Богородицы: О приснодевстве Пресвятой Богородицы (На Апост. чтение Ефес.4:1–6) И.Е. Розанов
- Девственное Рождение Спасителя: самая атакуемая христианская доктрина С.Л. Худиев
Комментировать