О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию
Глава первая
1. Ты поручаешь мне свое детище – посвященную Господу Амвросию, которая вместе с тем есть и мое (достояние); по причине благочестивой любви к ней ты заботишься о ней гораздо больше, нежели об остальных детях. И, действительно, так и должно быть при благочестивом сердце; других ты воспитываешь для того, чтобы отпустить из дому и сочетать с чужими, а эту ты постоянно будешь иметь при себе; конечно, и в отношении к остальным ты поступаешь по неустранимому влечению отеческой любви; в отношении же к этой ты возвышаешься (над обязанностями) отца: ты и обетом и заботами (своими) стремишься к тому, чтобы она была угодна Богу. Но все же она является главной причиной обетов и одна она только может уплатить все то, чем ты обязан и за себя и за всех детей (своих).
2. Это – жертва, которую Авель принес от первородных овец своих. Подобную (жертву) и апостол восхваляет предпочтительно пред другими, когда говорит коринфянам: Ибо «кто непоколебимо тверд в сердце своем, ... и решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему, выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор. 7, 37–38). Вот почему и Давид, прекрасно описавший дары (gratiam) Церкви, вся слава коей внутри, а не вне – ведь высшая похвала заключается в благих помыслах, в непорочном порыве к целомудрию и в намерениях чистой совести – затем продолжил (свою речь), говоря так: «Приведутся девы Царю вслед ее». И обратившись к Владыке Отцу: "искренния, – говорит, – ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев». (Пс. 44, 15–16).
3. Кто же это – ближняя? Конечно, та, которая приближается ко Христу и которой Слово говорит: «восстани, прииди ближняя моя, добрая моя, голубица моя; яко се зима прейде» (Песн. 2, 10–11). Пока (Церковь) не восприяла еще Божия Слова, она была бесславной, бесплодной зимой; когда же восприяла Слово Божие и распялась для мира, она стала летом. Тогда, согретая теплотою Святого Духа, она расцвела и начала источать благоухание веры, теплоту целомудрия и сладость благодати.
4. Посему он добавляет еще и в другом месте: «очи твои голубине, кроме замолчания твоего» (Песн. 4, 1); это значит, что (Церковь), будучи всецело духовной и бесхитростной, как голубь, под образом которого Иоанн видел снисходящего Святого Духа, может видеть духовные тайны и уметь скрывать виденное в молчании. И действительно, добродетель молчания немаловажна: бывает время, когда нужно молчать, равно как – и время, когда нужно говорить. Об этом написано так: «Господь дает мне язык научения, еже разумети егда подобает рещи слово» (Ис. 50, 4).
5. Итак, как бы некоторым придатком девства является скромность, приуготовляемая молчанием. Вот почему и слава Церкви – внутри ее, и, во всяком случае, она заключается не в многоглаголании, а в ощущении или даже в сокровении (in penetralibus) тайн, как она и сама говорит своему жениху: «Кто даст Тя, брате мой, ссуща сосцы матере моея? Обретши Тя вне целую Тя, и к тому не уничижат мене. Пойму Тя, введу Тя в дом матере моея, и в ложницу заченшия мя» (Песн. 8, 1–2). И выше говорит: «введе мя Царь в ложницу свою» (Песн. 1, 3).
6. Церковь лобзает Христа вне, и она вводится им в ложницу. Он облобызался с ней вне тогда, когда «яко жених, исходяй от чертога своего, возрадовался яко исполин тещи путь» (Пс. 18, 6). Как исполин Он пребывает вне, так как не почитая хищением быть равным Богу, Он принял «зрак раба» (Филип. 2, 6–7). Итак, Тот, Который был внутри, стал вовне. Когда ты читаешь, что Он – в лоне Отчем, то считай Его внутри; когда же Он взыскивает, дабы искупить нас, то познавай Его пребывающим вне. Он явился вне (себя), дабы быть внутри меня и стать среди нас.
7. Итак, будем находиться там, где пребывает среди нас Христос, вселившийся и утвердившийся в сердцах наших. Вот почему Он и Сам дал такое наставление: « егда молишися, вниди в клеть твою» (Мф. 6, 6) и излей душу твою; клеть твоя – это сокровенные тайники (твои), клеть твоя – это совесть твоя. Далее, и Екклезиаст говорит тебе: «и в совести ... твоей не клени царя, и в клети ложницы твоея не клени богатого» (Еккл. 10, 20). Вот где, следовательно, молись и молись втайне, дабы услышал тебя Тот, Который слышит втайне; и молись без гнева и препирательства (1Тим. 2, 8), отвергнув тайное бесчестие: праведный боится не обнаружения преступления, а осквернения (им).
Глава вторая
8. Как хороша молитва, соединенная с милосердием! Хороша молитва, которая совершается в порядке и начинается прежде всего божественными похвалами. В самом деле, если и в человеческих отношениях мы стремимся умилостивить судью, то насколько более мы должны стараться о том, когда молимся нашему Господу? Итак, прежде всего принесем Богу жертву хваления; ведь и апостол говорит: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения» (1Тим. 2, 1).
9. Пусть научит тебя восьмой псалом Давида, который начинается восхвалениями Богу: «Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли! Яко взятся великолепие твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8, 2–3). Доселе молитва; затем следует моление о низвержении врага; прошение узреть луну и звезды: луну – Церковь, звезды – сынов Церкви, блистающих светом небесной благодати; и пророк надеется, что пророческим духом он увидит то, чего просит; (наконец, следует) благодарение за то, что Господь призирает на человека и укрепляет это брение тела нашего божественным посещением, а также и за то, что Он покорил человеку все роды живущих.
10. Все это равным образом содержит в себе и молитва Господня, которую нет надобности приводить. Ты, читатель, (сам) исследуй как нужно расчленить (ее); но прежде всего, как я сказал выше, следует требовать, чтобы молитва совершалась в тишине и спокойствии духа, чтобы каждый был внимателен к себе и самособран, и дабы исполнилось то, что написано: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле; то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 19, 20).
11. Кто эти два, как не душа и тело? Посему и Павел измождал плоть свою и порабощал ее, дабы она подчинялась душе как своей повелительнице и повиновалась велениям разума; дабы в одном человеке не было внутреннего раздора и войны и дабы закон плоти не противоборствовал закону ума. Словом, эти два различные (начала) он сочетавал между собою как бы некоторым разумом и миром, как он сам засвидетельствовал об этом, говоря: "Ибо Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду», – вражду в плоти своей (Ефес. 2, 14, 15); дабы (человек) не делал того, чего не хочет, и не совершал того, что он ненавидит. Итак, вот эти два – душа и тело. Посему и Давид говорит: «не убоюся что сотворит мне плоть» (Пс. 55, 5), – плоть, которую он признавал противником своей души.
12. Однако, эти два, выражаясь яснее, не просто только два, но и два человека: один внутренний, другой внешний. Если эти два, предоставленные самим себе, станут устремляться вперед равномерно, так что мысли будут соответствовать делам, а дела мыслям, то колесо нашей жизни будет катиться без всякого преткновения, согласно с тем, как написано: «глас грома Твоего в колеси» (Пс. 76, 19). Следовательно, эти два суть одно, и не только одно, но и один человек. Поэтому апостол и говорит: «дабы из двух создать единого человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем...., чтобы для того и другого (in utrisque) мы имели доступ к Отцу в одном Духе» (Ефес. 2, 15, 16, 18).
13. Итак, есть два человека, ветхий и новый. Тот ветхий, которого мы в крещении пригвождаем ко кресту, повинен и осквернен грехом, и подобно старому одеянию истерт и разодран. Потому апостол и говорит: «ветхий наш человек вместе с Ним пригвожден ко кресту, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть больше рабами греху» (Рим. 6, 6). Итак, ветхий (человек) пригвождается и умирает для греха, а новый, обновляемый благодатью, восстает. Итак мы сказали о двух (человеках).
14. Но, может быть, скажет кто-нибудь: «а что скажешь ты о трех (началах) ввиду того, что Писание так говорит: ведь «где двое или трое собраны во имя мое, там Я – посреди их»« (Мф. 18, 20)? Смысл этого места также ясен: ведь то же самое говорит и апостол: «Сам же Бог мира да освятит вас во: всем, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5, 23). Итак, где эти три непорочны, там и Христос посреди них; Он внутренне управляет этими тремя, господствует над ними и объединяет их непоколебимым миром.
15. Итак, вот те три, которые преимущественно пред всем прочим должна соблюдать в себе дева, дабы не причинить какого-либо поношения святому девству, и быть неповрежденной, без пятна и порока. Хотя об этом мы уже много говорили в (своих) книгах, но ради упомянутого детища (pignoris) мы решили составить для тебя (еще) эту книгу.
Глава третья
16. Прекрасно девство, которое и тот и другой пол не только освободило от осуждения, но и привело к благодати. А обвиняем-то мы по преимуществу только женский пол за то, что он привнес причину греха: мы не замечаем в данном случае, что подобный укор собственно был бы много справедливее в отношении к нам. Действительно, если мы припомним (все) сначала и разведаем о перво начальном происхождении вещей, то тогда постигнем, каковы природные дарования (женского пола): каким образом при достойной сожаления бренности человеческого бытия женщина достигла, однако, благодати.
17. Когда Бог одобрял все дела свои – небо, землю, моря, ночь и день, – ибо одно нужно было для пользования при труде, а другое при наслаждении покоем – Он похвалил и зверей полевых; (но) лишь только дело дошло до человека, то, кажется, только он один, ради которого и было все создано, не был похвален. Какая же причина (этого)? Не та ли, может быть, что прочие (творения) все на виду, человек же (отображается) в том, что сокровенно? В животных ты найдешь исключительно только то, что видишь; а в человеке то, что ты видишь, есть самое ничтожное; он состоит из души и тела и то, что ты видишь в нем, есть только нечто служебное, управляющее же начало в нем невидимо.
18. Не без основания, стало быть, прочие (твари) похваляются при самом своем возникновении, похвала же (человеку) не воздается, а отлагается на том основании, что красота прочих (тварей) дана вовне, а (красота человека) заключается внутри: у прочих (тварей) она заключается в их природе, а у этого последнего – в сердце. И в самом деле, что может быть возвышеннее и глубже человеческой мысли, которая закрывается и скрывается как бы за некоторым телесным покрывалом, так что ее не всякий легко может подметить и усмотреть? Итак, человек не восхваляется раньше потому, что он должен быть прославлен только после предварительного исследования не внешней оболочки его, но его внутреннего человека, которого прекрасно определил апостол Петр, когда сказал, что драгоценный перед Богом сокровенный человек сердца состоит в непорочности «кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3, 4).
19. Не без основания, стало быть, откладывается похвала (человеку), – (она откладывается) для того, чтобы потом могла быть изречена сугубо: ее отсрочка – не убыток, а приращение. Посему, никто не должен презирать себя, как малостоящее существо, (не должен) оценивать себя по внешнему виду. Хотя и сказал праведный Иов: «наг изыдох от чрева матере моея, наг и отыду тамо» (Иов. 1, 21), однако, он обладал тем, что делало его богатым не только среди людей, но и у Бога.
20. И что (может быть) драгоценнее того, что относится к образу Божию и подобию? Образ же Божий заключается во внутреннем человеке, а не внешнем, – он пребывают в том (человеке), который восприемлется чувством, но не объемлется взором очей. Следовательно, и в нас должен рассматриваться тот (человек), который обнаруживается позднее. Вот почему и Бог не счел нужным восхвалить (внешнее) устроение человека ввиду того, что главнейшая часть его состоит в добродетели. Конечно, и внешний вид его прекрасен, и много превосходнее сравнительно с видом прочих животных; но только по отношению к неразумным (существам) приложима оценка по телесному виду, то же, что исполнено разума, не должно подлежать общей похвале.
21. Итак, человек, заслуживающий, по моему мнению, удивления не столько по своему внешнему виду, сколько по внутреннему настроению, должен иметь (пред прочими существами) преимущество и превосходство, но так, чтобы находить свою похвалу в том же, в чем, по суду пророческому, похваляется и Бог, как написано: «страшен в советех паче сынов человеческих» (Пс. 65, 5); (дела человека должны блистать пред лицом Бога, Который беспрестанно прилагает одни добрые дела к другим. Посему и похвала человека – не в начале, а в конце, ибо никто «не увенчавается, если не будет законно подвизаться» (2Тим. 2, 5). Поэтому и премудрый говорит тебе: «прежде смерти» не хвали какого бы то ни было человека. А в каком смысле сказано это, он объяснил выше, сказав: так как «при кончине человека обнажаются дела его« (Сир. 11, 27–28).
22. Рассмотрим третье (место), в котором Бог открыл свою мысль. Сотворив человека и поместив его в рай, чтобы он возделывал и охранял его, Он сказал, что недобро быть человеку одному. »Сотворим, – говорит, – ему помощника по нему» (Быт. 2, 18). Итак, человек без жены не заслуживает похвалы, он прославляется ввиду жены. И, действительно, когда Бог говорит, что недобро быть человеку одному, Он тем самым, конечно, утверждает, что род человеческий есть благо в том случае, если к мужескому полу присоединить пол женский.
23. При этом следует обратить внимание и на то, что мужчина создан из земли и брения, а жена взята от мужа. Конечно, и плоть – брение, но то (брение) еще не получившее образа, а эта (плоть) – брение, уже получившее образ.
24. Теперь приведем тот прекрасный апостольский пример, который имеется в Писании: «сего ради оставит человек отца и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во церковь» (Ефес. 5, 31–32). Итак, мы видим, что чрез жену исполнилось небесное таинство Церкви, она прообразовала ту благодать, ради коей пришел (на землю) Христос и исполнил предвечное дело человеческого искупления. Вот почему и Адам назвал жену свою именем: «жизнь»; ибо как у народов чрез жену поддерживается непрерывное преемство человеческого рода, так и чрез Церковь созидается вечная жизнь.
Глава четвертая
25. Конечно, мы не можем отрицать того, что согрешила жена. Но зачем ты дивишься, что согрешил и пал более немощной пол, когда пал даже более сильный (Быт. 3, 1 и след.)? Жена имеет извинение во грехе, мужчина же – нет. Та, как говорит Писание, обманута мудрейшим из всех змием, а ты – женой; ту обмануло высшее творение, а тебя – низшее; тебя ведь обманула жена, а ее, хотя и злой, но все же ангел. Если ты не мог устоять против низшего (существа), то каким образом та могла устоять против высшего? Твоя вина извиняет вину той.
26. Если ты сомневаешься в справедливости обвинения, то спросим суда (Божия). Той сказано: «в болезнех родиши чада, и к мужу обращение твое, и той тобою обладати будет» (Быт. 3, 16). А мужу говорится: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). И поистине справедливо это решение; в самом деле, если Адам не мог исполнить даже того, что он слышал от Господа Бога, то каким образом жена могла исполнить то, что она слышала от мужа? Если его не удержал голос Божий, то каким образом жену мог удержать голос человеческий?
27. И вот Адам, уличенный в том, что он вкусил вопреки божественным заповедям, данным ему из уст Самого Бога, мог сказать только то, что жена дала ему, и он ел. Между тем жена говорит: «змий прельсти мя и ядох» (Быт. 3, 13). Насколько сильнее оправдание жены! Тот изобличается, а эта допрашивается. Прибавь и то, что она первая сознается в преступлении; говоря, что ее прельстили, она тем самым свидетельствует уже о своем согрешении. Таким образом, сознание является врачеством греха.
28. И насколько во время самого суда женщина была смиреннее мужа! Тот обвинял свою жену, а эта – змия, т. е. ввиду обвинения она не отклоняла от себя преступления, но самого обвинителя своего, если бы только можно было, она желала скорее оправдать, а не обвинять.
29. Итак, в сознании ты имеешь оправдание от вины, а в исследовании (дела) оправдание от осуждения. «В болезнех, – говорит, – родиши чада» (Быт. 3, 16). И вот она несет тяжесть своего осуждения и исполняет долг (своей) наказанной природы. За тебя женщина несет службу своими страданиями и в наказании находит (свое) воздаяние, (веруя), что чрез тех самых сынов, из-за которых страдает, она получит оправдание. Итак, от преступления явилась благодать, от немощи – спасение; и, действительно, написано: «спасется же чадородия ради» (1Тим. 2, 15). Таким образом, с надеждой на спасение она рождает тех, которых родила в печали; и для славы воспитывает тех, которых она родила в болезни.
30. Но ты, мужчина, говоришь, что жена была искушением для мужа. Справедливо. И если она красива, то ведь это тоже искушение. Однако Аврааму, путешествовавшему в Египет, не повредила красота жены, а скорее принесла даже пользу; ведь ради жены он был окружен почетом, а не был опозорен в лице ее. Зачем же ты в супруге ищешь больше красоту лица, а не красоту нравов? Жена должна нравиться больше своим благонравием, а не красотой. Выбирать нужно такую, которая нравом напоминает Сарру. Нет порока для женщины быть тем, чем она рождается; но позорно для мужа искать в жене того, в чем часто заключается искушение. Если в этом отношении он слаб, то и сама жена доходит до падения; если же он тверже ее, то сам может подвергнуться опасности. Мы не можем порицать творения божественного художника: но кого услаждает красота телесная, того еще более должна услаждать та прелесть образа Божия, которая служит украшением не внешним, но внутренним.
31. Итак, если жена является искушением, то будь осторожнее, ищи врачества против опасности (этого) искушения: "бдите, – говорит, – и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41). Господь это сказал, муж слышал, а жена исполнила. Жены ежедневно постятся и даже выполняют посты не предписанные: они сознают грех и употребляют врачество (против него). Однажды жена вкусила от запрещенного (плода) и ежедневно искупает (свой грех) постом. Ты последовал за согрешившей, последуй и за кающейся. Вы оба вкусили, почему же она одна только постится? Т. е.: вы оба пали, почему же только она одна ищет врачества в (своем) грехе?
Глава пятая
32. Гряди, Ева, теперь уже трезвенная; гряди, Ева, некогда оказавшаяся невоздержной, но теперь уже постящаяся в лице своего потомства. Гряди, Ева, теперь уже не из рая изгоняемая. Гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррой, рождающей детей не в печали, а в радости, не со скорбью, а со смехом. От тебя родится Исаак с многочисленным потомством. Снова взываю – гряди, Ева, теперь ставшая уже Саррой, о которой сказано было мужу: Выслушай Сарру, жену твою» (Быт. 21, 12). Хотя ты и подчинена мужу, так как подчинение благопристойно тебе; однако, ты скоро расторгла приговор (о тебе), так что муж получает повеление слушаться тебя.
33. Если же она рождением прообраза Христова заслуживает того, чтобы муж ее слушался, то насколько более преуспевает (женский) пол, который, сохранив свое девство, породил Христа? Итак, гряди Ева, теперь уже ставшая Марией, которая даровала нам не только основание девства, но и принесла (нам) Бога. Вот почему, радуясь и ликуя о таковом даре, Исаия говорит: «се дева во чреве зачнет и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7, 14), «что значит – с нами Бог» (Мф. 1, 23). Откуда этот дар? Не от земли, конечно, но с неба избрал себе Христос этот сосуд своего снисхождения на землю, и освятил (этот) храм целомудрия. Чрез одну снизошел Он, но призвал многих. Почему Мария и получила то особенное имя Господне, которое обозначает «Бог из рода моего».
34. И ранее многие женщины назывались Мариями; в самом деле, и сестра Аарона называлась Марией (Исх. 15, 20); но это имя – Мария обозначало горечь моря. Следовательно, Господь пришел в горечь человеческой бренности, дабы усладить горечь (нашего) состояния, растворив ее сладостью и благодатью Небесного Слова. Это обстоятельство и прообразовал источник Мерра, сделавшийся сладким от дерева (Исх. 15, 23 и след.); действительно, весь народ языческий, раньше горький от грехов, и даже (сама) плоть наша, вследствие умиротворяющего действия страданий Господних, переменились для иной жизни.
35. Итак, прекрасна Мария, представившая образ священного девства и поднявшая ко Христу святое знамя непорочной чистоты. И вот, в то время, как все примером святой Марии призываются к почитанию девства, нашлись такие люди, которые отрицают, что она пребыла девою. Об этом великом святотатстве мы уже давно знали, но предпочитали молчать. Так как это обстоятельство теперь стало общеизвестным, и один епископ даже был изобличен в этом заблуждении, мы уже не считаем возможным оставлять его без обсуждения, особенно ввиду того обстоятельства, что и в Писании она именуется женою (mulierem). Так, напр., Сам Господь, находясь в Кане Галилейской, на обращенные к Нему слова (Богоматери): «вина не имут», отвечал: « что есть Мне и тебе, жена» (Иоан. 2, 3–4)? И в другом месте читаем слова Матфея, сказанные об Иосифе и Марии: «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф. 1, 18); и ниже: «и не знаяше ея дóндеже роди» (Мф. 1, 25); и еще об Иосифе: «не хотя ея обличити» (Мф. 1, 19). Далее, представляется (некоторым), что и наименование: братья Господни указывает будто бы на то, что они рождены от Марии. И Апостол говорит: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего..., рождаемого от жены, бываема под законом» (Гал. 4, 4). Каждое из этих (мест) должно быть исследовано в отдельности, дабы читатель не смущался выражениями такого рода. Итак, рассмотрим их по порядку.
36. Зачем нам смущаться наименованием жены? Оно относится к полу; оно – название пола, а не указание на отсутствие невинности. Народное же словоупотребление не предрешает истины. Кроме того, девство еще с самого начала получило это наименование. По поводу того, что Бог взял одно из ребр Адама и восполнил плотию место его, в Писании сказано, что Он «созда его в жену» (Быт. 2, 22). Несомненно, тогда она еще не познала мужа и, однако, уже называется женою. Писание не умолчало и о смысле этого имени; оно говорит по этому поводу следующее: «рече Адам: се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть» (Быт. 2, 23). Потому, говорит, – что взята от мужа своего, а не потому, что познала мужа. Итак, пока она пребывала в раю, она не была познана мужем, и однако называлась женою; когда же она была изгнана из рая, тогда мы читаем – Адам познал Еву, жену свою, и она зачала и родила сына (Быт. 4, 1). Итак, первое затруднение отстранено.
37. Второй вопрос сводится к пониманию слов Писания: «прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве» (Мф. 1, 18). Но обычай божественного Писания таков, чтобы раскрывать (только) взятую (главную) мысль, а мысли побочные оставлять без разъяснения.
38. Этим (положением) разрешается также и третий вопрос, который связан со словами: «не знаяше ея, дóндеже роди Сына» (Мф. 1, 25). Итак, что же? После он познал? Ничуть. Вот есть у тебя и слова Писания: "Аз есмь Бог, и дóндеже состареетеся, Аз есмь» (Ис. 46, 4). Спрашивается: ужели после того, как состарелись те, которым сказано: дóндеже, Бог перестал существовать? Да и в пророчестве Давида мы читаем: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109, 1). Ужели после покорения языческих народов, прежде казавшихся врагами потому, что они отрицали Виновника спасения и служили идолам, Сын перестал сидеть одесную Отца, или не будет сидеть во веки?
39. Но зачем же Иосиф заранее высказывает свое суждение о Марии, если он не понял тайны небесного совета, и полагал, что не дева та, которую он видел непраздною? Но ведь и о воскресении Господа недоумевали даже ангелы; об этом свидетельствуют следующие стихи: «Возьмите врата, князи, ваша; и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы»? (Пс. 23, 7–8). (Так) спрашивают (одни), как бы не зная; а другие отвечают «:Господь крепок и силен, Господь силен в брани,... Той есть Царь славы» (Пс. 23, 8, 10). И пророк повторил те же самые стихи; но несмотря на то они, как бы недоумевая, снова спросили; и в Писании сказано так: «возьмите врата, князи, ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы» (Пс. 23, 9–10)? Каким же образом, спрашивается, человек мог узнать божественную тайну, которую не знали ангелы? Вот и в книге Исаии (написано): «кто сей пришедый от Едома? Червлены ризы его от Восора» (Ис. 63, 1). И, несомненно, воскресение человека было меньшим (чудом), нежели рождение от девы. Ибо мертвые воскресали и по молитвам Илии, и по молитве Елисея (3Цар. 17, 21; 4Цар. 4, 35), но никогда раньше и никогда после не рождала дева.
40. Но он думал отпустить ее, как виновную (ream), пока не получил откровения от ангела; после же, уверенный и не сомневающийся в девстве ее, он сохранял (это) откровение (в сердце своем).
Глава шестая
41. Не должны смущать (нас) и слова: «Иосиф... прият жену свою... и отыде во Египет » (Мф. 1:24, 2:14); ведь та, которая обручена мужу, получает имя жены. Даже и тогда, когда супружество еще только начинается, оно приобретает уже наименование супружества; и вовсе не лишением девства обусловливается супружество, а брачным договором. Вообще, супружество для девицы наступает с момента заключения (брачного) союза, а не с момента совокупления с мужем.
42. А относительно того, что она была обречена на супружество, мы подробно говорили уже в другом месте, и теперь достаточно будет коснуться только причины небесной тайны. (Обручение совершилось) для того, чтобы видевшие Марию непраздной считали ее состояние не прелюбодеянием девственности, а законным рождением обручницы. Господу угодно было, чтобы некоторые люди сомневались скорее в Его происхождении, а не в непорочности Его матери.
43. Братьями же, как учит Сам Господь, называется собрание – и племени, и рода, и народа. Он говорит: «поведаю имя Твое братии моей, посреди Церкви воспою Тебя» (Пс. 21, 23). И Павел говорит также: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Римл. 9, 3). При том же: могли быть братья от Иосифа, но не от Марии. И с этим согласится всякий, если только он тщательно исследует этот вопрос. Мы же не сочли нужным его исследовать потому, что с наименованием «братья» соединяется очень много общих понятий.
44. Спрашивается, да ужели Господь Иисус мог избрать Себе такую матерь, которая могла осквернить небесную обитель семенем мужеским, такую (матерь), которой как будто даже невозможно было сохранить стражу девственного целомудрия? По ее примеру призываются ревновать о целомудрии прочие (девы), сама же она уклонилась от исполнения того долга, который чрез нее предлагается другим!
45. И кому больше, как не матери своей, Господь мог даровать заслугу, приуготовить награду? Писание учит нас, что ни за что иное Господь не назначил столь щедрой награды, как только за девство. В самом деле, Господь так сказал чрез Исаию: «да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь каженикам: елицы сохранят заповеди моя и изберут, яже аз хощу, и содержат завет мой, дам им в дому моем и во ограде моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им и не оскудеют» (Ис. 56, 3–5). Другим Он обещает, что они не оскудеют: мог ли Он попустить, чтобы оскудела матерь Его? Нет, не оскудевает Мария, не оскудевает наставница девства; и не могло быть, чтобы носившая Бога помыслила о чревоношении человека; да и Иосиф, муж праведный, не мог дойти до такого безумия, чтобы сочетаться плотским соитием с материю Господа.
Глава седьмая
46. В прочем, Мария может найти себе защиту в своей собственной жизни, и во всяком случае не в жизни других. Она, как я сказал, не оскудела (в своем девстве). Свидетелем этого служит Сам Сын Божий, Который, когда висел на кресте, передал матери ученика своего, как сына, а ученику поручил ее, как матерь. Об этом сказал нам Иоанн, который по преимуществу писал о (предметах) таинственных. Другие евангелисты описали то, как во время страдания Господня земля задрожала, солнце померкло и испрашивалось прощение врагам; а этот возлюбленный (ученик) Господа, который почерпал тайны премудрости из (самой) груди Его, опуская изложенные другими тайны святой воли, наиболее заботился о том, чтобы своими суждениями утвердить неизменность матернего девства; он заботился о чистоте матери как сын, боясь как бы кто-нибудь не оскорбил ее тяжким укором в несоблюдении целомудрия.
47. Во всяком случае было достойным внимания фактом, что Он, даровавший прощение разбойнику, стал ограждать мать свою от подозрения в ее целомудрии; Господь говорит матери: «Жено, се сын твой. Потом глагола ученику: се мати твоя» (Иоан. 19, 26–27). Лицо, которому поручается матерь, Сам является учеником Его. Каким же образом, спрашивается, Он стал бы отнимать у мужа жену, если бы Мария была связана супружеством, или если бы она познала супружеское ложе?
48. Сомкните уста, нечестивые; внимайте, благочестивые; послушайте, что говорит Христос. Господь Иисус на малое время (как бы) откладывает общее спасение и завещевает со креста, чтобы матерь (Его) не была в бесчестии. Иоанн подписывается под этим завещанием Христа. Завещевается защита материнской невинности, свидетельство ее целомудрия; и ученику завещевается также охранять матерь, нежно любить ее. «И от того (часа) поят ю ученик во своя си» (Иоан. 19, 27). Конечно, Христос не совершил развода, Мария не оставила мужа. И с кем же деве надлежало обитать, как не с тем, кого она знала как наследника Сына и охранителя целомудрия?
49. Матерь стояла пред крестом и стояла безбоязненно, в то время как мужи обращались в бегство. Смотрите: могла ли изменить своему целомудрию матерь Иисуса, которая не изменила настроения своего духа. Благоговейными очами взирала она на раны (своего) Сына, чрез Которого, как она знала, должно было совершиться искупление всех. Мать стояла и смотрела на родного сына, не страшась убийцы. На кресте висел Сын, и мать подвергала себя опасности со стороны преследователей. Если при этом одного только она желала, чтобы умереть раньше Сына, то подобное благочестивое чувство, в силу которого она не хотела пережить своего Сына, достойно похвалы; если же она желала умереть вместе с Сыном, то, значит, она вожделела воскреснуть вместе с Ним, и ведала ту тайну, что она родила Того, Который воскреснет. Вместе с тем, она (очевидно) знала, что смерть Сына совершается для общего спасения, а потому ожидала, не прибавит ли что-нибудь и ее смерть к общему делу (спасения). Но страдание Христово не нуждалось в помощи, как Сам Господь предсказал о том задолго раньше: «и воззрех, и не бе помощника, и помыслих, и никтоже заступи: и избави я мышца моя» (Ис. 63, 5).
50. Итак, каким же образом можно было лишать непорочности Марию, которая во время бегства апостолов не убоялась казни, но сама подвергала себя опасностям? В ней было столько даров (gratiam) (целомудрия), что она не только в себе самой могла соблюдать дар девства, но могла вызывать обнаружение непорочности даже в тех, на которых взирала. Посетила она Иоанна Крестителя, и тот взыграл во чреве матери прежде рождения. На голос Марии взыграл младенец и таким образом выказал повиновение еще ранее (своего) рождения. И не без причины остался непорочным телесно тот, которого как бы некоторым елеем своего присутствия и благовонием целомудрия приуготовила к тому Матерь Божия, когда он был еще в возрасте трех месяцев. И вот она же потом была передана не ведущему супружества евангелисту Иоанну. Посему, я не удивляюсь, что этот (евангелист), пред лицом которого пребывал чертог небесных таинств, говорил о божественных тайнах больше, чем прочие (евангелисты).
Глава восьмая
51. Теперь занимающиеся этим вопросом пусть мне скажут, что значат слова, которые говорит Господь чрез пророка: «Ныне возвращу пленение Иаковле и помилую дом израилев». И далее: «возвращу я от язык и соберу я от стран языческих и освящуся в них пред языки: и уведят, яко Аз есмь Господь Бог их, внегда явлюся им во языцех... и не отвращу лица Моего ктому от них, зане излиях ярость мою на дом Израилев, глаголет Адонаи Господь» (Иезек. 39, 25, 27–29).
52. И ниже пророк говорит, что он видел построенный на весьма высокой горе город, у которого обозначаются многочисленные ворота; и одни из них описываются затворенными; о них так говорит он: «и обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на восток: и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: сия врата заключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключена. Зане старейшина сей сядет в них ясти хлеб пред Господем. По пути Елама врат внидет, и по пути его изыдет» (Иезек. 44, 1–3). Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными.
53. "Сия врата, – говорит, – заключена будут и не отверзутся» (Иезек. 44, 2). Прекрасные врата – Мария, которая была заключена и не отверзлась. Христос прошел чрез (эти) врата, и не отверз их.
54. А чтобы показать, что у всякого человека есть врата, чрез которые входит Христос, (мы приведем следующие слова Писания: «возьмите врата, князи, ваша и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс. 23, 7). Насколько же, следовательно, были превосходнее врата у Марии, в которой пребывал и из которой изошел Христос? Существуют также и врата чрева. Посему святой Иов говорит: «да померкнут звезды тоя нощи... яко не затвори врат чрева матери моея» (Иов. 3, 9–10).
55. Существуют, стало быть, и врата чрева, но не постоянно заключенные. Только те одни врата могли остаться заключенными, чрез которые прошел младенец без повреждения девственных затворов. Поэтому-то пророк и говорит: «сия врата заключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими, т. е.: никто из людей; яко Господь Бог Израилев, – говорит, – внидет ими, и будут заключенна» (Иезек. 44, 2), т. е.: и раньше и после прохождения Господа они пребудут заключенными: они не открыты, и никто не откроет их; ведь (Мария) всегда имела своею дверию Христа, Который сказал: «Аз есмь дверь» (Ин.10, 9), эту дверь никто от нее отнять не может.
56. Дверь эта была обращена к востоку, ибо она пролила истинный свет, родила Востока, явила Солнце правды. Итак, пусть выслушают неразумные: затворены, говорит, будут те врата, которые восприемлют одного только Бога Израилева. Да и в самом деле, ужели не мог оградить врат Своих Тот, о Котором в Его отношении к Церкви сказано: «яко укрепи вереи врат твоих» (Пс. 147, 2)? Нет, Он, конечно, укрепил их и сохранил неприкосновенными. Словом, они не открыты.
57. Пусть же выслушают пророка, который говорит: «не отверзутся и будут заключенна» (Иезек. 44, 2), т. е.: они не будут открыты тем, кому она будет обручена; ведь невозможно открыться тем (вратам), чрез которые пройдет Господь. И после Него – говорит – будут заключенна, т. е.: Иосиф не откроет их; именно ему будет сказано: «не убойся прияти Мариам жены твоея; рождшее бо ся в ней от Духа есть Свята» (Мф. 1, 20).
Глава девятая
58. Итак, девство – это заключенные врата; девство – это запертый сад; девство – это «запечатанный источник» (Песн. 4, 12). Открыв уши, слушай внимательнее, дева, и, заключивши целомудрие, отверзи (свои) руки, чтобы знал тебя бедняк. Запри дверь, чтобы не прокрался осквернитель; бодрствуй, и храни печать (девства).
59. Девство – это также отрасль от корня; ибо так написано: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис. 11, 1). Эта отрасль не согнулась, а осталась твердой. Посему никто не должен возжигать отрасли твоей, дабы тебе можно было сохранить цвет свой. Ты – отрасль, дева: не сгибайся же и не преклоняйся до земли, чтобы на тебе мог появиться цвет отеческого корня.
60. Ты – запертый сад, дева, храни плоды свои. Не должны возрастать в тебе терния, и пусть красуются в тебе (только) гроздья. Ты, дочь, – сад запертый: никто не должен нарушать ограды твоего целомудрия, ибо написано: «и разоряющего ограду угрызнет... змей» (Еккл. 10, 8). И пусть разрушают только ту одну (ограду), о которой написано: зачем расторжена ограда (Быт. 38, 29). Никто не должен разрушать твоей стены, дабы не быть тебе попранной. Ты рай, дева, берегись (падения) Евы.
61. Ты – запечатанный источник, дева; никто не должен осквернять вод твоих, дабы в источнике своем ты всегда могла рассмотреть свое изображение.
62. Ты – затворенные врата, дева; никто не должен открывать твоей двери, которую однажды заключил Святой и Истинный, имеющий ключ Давидов; Он отворяет и никто не замыкает; Он только затворяет и никто не отворяет (Апок. 3, 7). Он открыл тебе Писания, и никто не должен затворять их; Он заключил твое целомудрие, и никто не должен открывать его.
Глава десятая
63. «Гряду скоро, – говорит (Иоанн Богослов), – держи еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Апок. 3, 11). Что же это за венец твой? Это – тот, о котором сказано: «и будеши венец доброты в руце Господни» (Ис. 62, 3).
64. Кто же это говорит? Конечно, тот, о котором сказал Екклезиаст: «есть един и несть второго» (Еккл. 4, 8). А это кто? Тот, конечно, о котором сказано: « един бо есть наставник ваш Христос» (Мф. 23, 10). Он – един, потому что Он единородный Сын Божий; Он един, потому что Он единственный, как написано: «прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли» (Иов. 9, 8). Он, следовательно, не есть второй, ибо Он первый; Он не есть второй, ибо Он един: «Един Бог Отец, из Него же вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, им же вся и мы тем» (1Кор. 8, 6). Един Бог Отец, и един Бог Сын, и един Дух Святой, как написано: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя (властию) коемуждо, якоже хощет» (1Кор. 12, 11) Един, говорит, ибо един Бог. Нет никого второго, ибо Он делает, что хочет, а не то, что повелевают. Итак, един Бог Отец и един Сын Божий. Един и един, ибо нет двух богов. Един Сын, ибо Он одно со Отцом, как Он сам сказал: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30). И Дух един, ибо существует единство Троицы (unitas Trinitatis), не разделяемое ни порядком, ни временем.
65. Но приводят следующие слова: идите, крестите язычников «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19); здесь указывают на то, что сначала (евангелист) назвал Отца, во-вторых, Сына и в-третьих, Святого Духа. Но спрашивается, ужели на том основании, что Евангелие говорит: «в начале... Слово и Слово бе к Богу» (Иоан. 1, 1), (следует заключать), что оно поставляет Отца ниже, так как оно упомянуло сначала о Слове Божием, что Оно есть и было в начале? Или когда Апостол говорит: «в царствии Христа и Бога» (Ефес. 5, 5), то ужели он в данном случае указывает на порядок? Или когда Сам Господь говорит: «Дух Господень на Мне, его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя,... проповедати плененным отпущение» (Лук. 4, 18), то ужели Он свидетельствует этим, что Дух превосходит Сына Божия?
66. Видишь, дева, как разрешаются эти (недоумения). Отверзи твои уши и сомкни уста твои; отверзи уши, чтобы услышать (учение) веры; сомкни уста, чтобы сохранить благоговение.
67. Далее, указывают на то, что Он сказал «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Но при этом не принимают в соображение того, что Он предпослал этому, сказав: » во имя". Он указал на три лица (tres personas), но привел одно имя Троицы.
68. Итак, един Бог, едино имя, едино божество, едино величие. Нет, следовательно, никакого второго, ибо начало всего есть Троица, и первенство (primatus) Троицы – над всем. Итак, един (Бог) и нет второго. Един есть Тот, Который не имеет второго; ибо Он единственный и есть только без греха, Он один только не имеет помощника, как Он (Сам) говорит: «и воззрех, и не бе помощника» (Ис. 63, 5).
Глава одиннадцатая
69. «Несть конца... труду его» (Еккл. 4, 8), ибо Он есть ходатай за всех нас пред Отцом, Он восприял наши немощи, за нас страдает, ради нас изнемогает, как сказано: "болен был и не посетили Меня» (Мф. 25, 43).
70. «Ниже око Его насыщается богатства» (Еккл. 4, 8), ибо Сам Он есть глубина богатства, премудрости и разума Божия; в Нем находятся сокровища небесных таинств. Зачем же, спрашивается, мы, долженствующие служить единственно только сему Господину и никому другому, работаем более для века сего и обманом лишаем свою душу дара столь великой благости?
71. Итак, Он не есть вторый. Я, конечно, опускаю доказательства этого положения: ведь из книг я вижу, что Он – первый, из них я вижу, что Он не второй. И те, которые называют Его вторым, пусть докажут свое положение также из книг.
72. Кто-нибудь скажет, что вот де написано: «первый человек от земли перстен, вторый человек небесный с небесе« (1Кор. 15, 47). Но ты вникни, что говорит здесь (апостол). »Вторый«, говорит, »человек", он назвал его как бы вторым человеком. И я утверждаю, что он – первый по божеству, раньше которого нет ничего, но Он – второй по плоти, потому что он после Адама.
73. Я утверждаю даже больше: я называю Его не только вторым человеком, но даже последним (novissimum). Ведь вот что написано: «бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ» (1Кор. 15, 45). Заметь Христово милосердие: Он – и первый и последний; Тот, Кто был первым, ради нас соделался последним. Он – первый, ибо чрез Него все (сотворено); Он – последний, ибо чрез Него Самого (было) воскресение. В самом деле, Он сошел и предал Себя на смерть (ut caderet), Он умалил себя паче всех, дабы возвысить всех лежащих.
74. Потому и говорит Екклезиаст: «яко еще падется един (от них), воздвигнет другий причастника своего: и горе тому единому, егда падет, и не будет втораго воздвигнути его. И аще уснета два, тепло има будет, а един како согреется» (Еккл. 4, 10–11). Это значит, что имеющий с собою Христа, если и упадет, восстанет; если же умрет, то живет, ибо пребывает с тем, который пришел послать на землю огонь (Лук. 12, 49). Посему, и Елисей, воскрешая отрока, дунул на него, дабы влить (в него) теплоту жизни. Итак, держи у себя в своей груди этот огонь, чтобы он тебя воскресил, дабы к тебе не подкрался холод вечной смерти.
75. Итак, сей юноша, который пришел чрез Марию, явился и влил в сердца слушающих (его) теплоту жизни. Потому и говорят Ему в Евангелии: «не сердце ли наю горя бе в наю, егда сказоваше намаююю Писания» (Лук. 24, 32).
Глава двенадцатая
76. Не тот ли это второй юноша, о котором и говорит Екклезиаст: «видех всех живущих, ходящих под солнцем с юным вторым, иже восстанет вместо него» (Еккл. 4, 15)? И кто же воскреснет вместо Христа, коль скоро Он воскрес за всех, а в Нем, получив надежду воскресения, воскресли и все?
77. Если ты обратишься к сравнению этого места с благословением или пророчеством Иакова, который говорит об Иуде: «кто возбудит его» (Быт.
49, 9), то для тебя будет ясно, что здесь говорится о Христе. Во всяком случае, не другой кто-либо, но Сам Он воскресил Себя, как Сам же Он говорит: разорю «Церковь сию и треми деньми воздвигну ю» (Иоан. 2, 19). Это говорил Он о храме тела Своего.
78. Вполне приличествует только одному Христу также и то, что говорится дальше: «несть конца всем людем» (Еккл. 4, 16); в самом деле, народ Христов не имеет конца; вера в воскресение сообщает ему вечную, бесконечную жизнь. Итак, несомненно, что по плоти Он назван юношей, по плоти же Он умирает (cadere) и воскресает (resurgere). В этом же смысле, конечно, прибавлено дальше и то, что самым лучшим юношей является «бедный, но умный юноша» (Еккл. 4, 13): действительно, Он сделался бедным, хотя был богатым.
79. И так, Сам Царь Израилев прошел чрез эти врата, Сам вождь восседал в них; это было тогда, когда «Слово стало плотию и обитало» в нас (Иоан. 1, 14), восседая, как Царь, в царственном чертоге девственной утробы, в этом пылающем «конобе», как написано: Моав чертог упования, или: «Моав коноб упования моего» (Пс. 59, 10). В различных списках, нужно заметить, встречается то и другое (чтение). Царский чертог – это дева, которая не подвластна мужу, но только единому Богу. А коноб – это утроба Марии, которая, родив Спасителя, наполнила всю вселенную теплотой сошедшего на нее Духа.
80. Несомненно, восседая в (этих) вратах, Он вкушал ту пищу, о которой Он говорит: «мое брашно есть, да сотворю волю пославшего мя и совершу дело его» (Иоан. 4, 34).
Глава тринадцатая
81. О, богатства девства Мариина! Она раскалилась как скудельный сосуд и как облако пролила на землю благодать Христову! Ведь это о ней написано: вот Господь грядет восседая на облаке легком (Ис. 19, 1). Поистине – легком, ибо она не знала бремени супружества; поистине – легком, ибо она облегчила сей мир от тяжкого греховного нароста. Легка была та, которая в утробе носила отпущение грехов. Вот она укрепила даже пребывавшего еще во чреве Иоанна (Лук. 1, 41), который на ее голос возрадовался и, будучи младенцем, радостно взыграл и воодушевился чувством обета прежде, чем исполнился дыханием животворного духа.
82. Итак, воспримите, воспримите же, священные девы, духовный дождь сего облака, – это срастворение телесного пыла – и погасите им все телесные пламенения, и увлажните им внутренние ваши мысли. Отцы наши возвестили нам о дожде этого священного облака (Пс. 71, 6), что он будет спасением мира. Пришествие этого дождя знаменовали те дождевые капли, ниспавшие на землю, о которых просил и которые получил Иеровоам (Суд. 6, 36). Последуйте же за этим добрым облаком, которое произвело из себя источник, оросивший всю вселенную. Воспримите дождь благоволения (voluntariam pluviam), дождь благословения, который излил Господь на свое наследие. Воспримите воду и удержите ее в себе; будучи облаком, (Мария) пусть омоет и оросит вас священной влагой; будучи скудельным сосудом, пусть она согреет вас парением вечного духа.
83. Итак, примите же от этого «коноба Моавитского» миро небесной благодати, и не бойтесь того, что его не достанет, так как оно разлито и все более разливается, и благоухание его распространилось по всей земле, как написано: «миро излиянное имя твое: сего ради отроковицы возлюбиша тя» (Песн. 1, 2). Пусть проникнет это миро в самую глубину сердца и в тайники недр (души); чрез это миро святая Мария благоухала не мирскими прелестями, но дыханием божественной благодати.
84. Этот дождь угасил похотение (appetentiam) Евы; это миро уничтожило зловоние наследственного греха; это миро Мария, сестра Лазаря, излила на ноги Господа, и весь дом тогда заблагоухал, наполнившись благовонием благочестия (Иоан. 12, 3).
85. Пусть ни одна не считает себя бедною, пусть ни одна не признает себя неимущею, пусть ни одна не опасается, что она не сможет купить этого драгоценного мира, и не думает, что этот источник подлежит продаже. "Жаждущие, – говорит (пророк Исаия), – идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите,... и пийте без сребра» (Ис. 55, 1). И выше говорит он: «туне продани бысте и не сребром избавистеся» (Ис. 52, 3). Господь, будучи богатым, для того и соделался бедным, чтобы Его все могли купить, и особенно, чтобы обогатить своею бедностью неимущих.
86. Итак, приготовьте сосуды Господни, и воспримите этот источник воды живой, – источник девства, миро непорочности, благовоние веры, цветник, исполненный благодати сладостного милосердия. Облекитесь непорочностью того Агнца, Который, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не высказывал угроз (1Петр. 2, 23).
Глава четырнадцатая
87. Подражайте же, дочери, той, к которой всецело приложимо предсказание пророка о Церкви: «украсишася стопы твои во обутиих твоих, дщи Аминадавля» (Песн. 7, 1); это (сказано) потому, что Церковь прекрасно шествует вперед с проповедью Евангелия. Прекрасно шествует и та душа, которая пользуется телом как обувью, и без всякого препятствия может обращать свои стопы, куда хочет.
88. В этом-то обутии прекрасно шествовала Мария: она без какого-либо обычного плотского смешения пребывая девою, родила виновника спасения. Вот почему Иоанн превосходно сказал: «я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоан. 1, 27), т. е. недостоин обнять тайну воплощения человеческою ограниченною мыслию и выразить ее при посредстве убогой и бедной (человеческой) речи. Вот почему также Исаия говорит: «род же Его кто исповесть»(Ис. 53, 8)? Итак, прекрасны стопы, как Марии, так и Церкви, ибо прекрасны ноги благовествующих.
89. Как прекрасно и то, что под образом Церкви предречено о Марии; конечно, если только ты будешь обращать внимание не на телесные члены, а на таинства Его рождения. Вот что говорится относительно нее: «Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7, 2–3). Это значит, что происхождение (ortus) Христово от Девы, простирающееся на всех, облегчило наше ярмо и увенчало шеи верных знаками добродетелей наподобие того, как победители на мирских сражениях обыкновенно украшают шеи деятельных мужей пожалованными (им) ожерельями.
90. Да и на самом деле чрево этой Марии – круглая чаша, в которой Премудрость растворила вино свое, споспешествуя полнотою Божества своего неоскудевающей благодати божественного ведения.
91. В этом девственном чреве вместе с тем был и ворох пшеницы, а равно произрастал и прекрасный цвет лилии, и действительно (Мария) родила зерно пшеницы и лилию. Зерно пшеницы – как о том написано: «аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребывает» (Иоан. 12, 24). А что из одного пшеничного зерна образовался ворох, – в этом отношении исполнилось следующее пророчество: «и удолия умножат пшеницу» (Пс. 64, 14); и действительно, это умершее зерно принесло весьма обильный плод. Это зерно, таким образом, насытило всех людей вечной пищей небесных даров, и в этом случае исполнилось то изречение пророческих уст, которое сказано тем же Давидом: «напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их» (Пс. 80, 17).
92. По свидетельству божественных изречений, в этом зерне находится также и лилия; ибо написано: «Аз цвет польный и крин удольный. Якоже крин в тернии» (Песн. 2, 1–2). Христос был именно лилией между тернами, когда находился среди иудеев.
Глава пятнадцатая
93. Послушай, дева, что говорит (Писание): Христос, говорит оно, «лилия долин», т. е. душ смиренных и кротких. Итак, будь кротка, смиренна и тиха, чтобы в тебе как лилия произрастал Христос. И в другом месте написано о Нем: «устне его крины, каплющие смирну полну» (Песн. 5, 13), т. е. те, которые говорят о страдании Христа, прославляют (Его) своими устами и носят мертвенность (mortificationem) Его в своем теле – суть лилии Христовы; в особенности же (таковыми являются) освященные девы, обладающие девством. Вот почему большинство и склоняется к тому положению, что именно Церкви принадлежат следующие слова: «Аз цвет польный и крин удольный» (Песн. 2, 1): именно Церковь в этой юдоли мира сего источает сладость благовония исповеданием самоотверженного благочестия. Да и в другом месте также говорится: «брат мой сниде в вертоград свой, в места аромат, паствити в вертоградех и собирати крины. Аз брату моему, и брат мой мне, пасый в кринех» (Песн. 6, 1–2).
94 Итак, из этого чрева Марии излился в мир сей ворох пшеницы, огражденной лилиями; это совершилось тогда, когда родился от нее Христос, Которому пророк Давид говорит: «благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука: Утучнеют пределы пустыни, и радостью холми препояшутся. Одеяшася овни овчия, и удолия умножат пшеницу: воззовут и воспоют» (Пс. 64, 12–14).
95. Что же это за лето Господней благости? Это то, конечно, о котором сказано: «во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти» (Ис. 49, 8); это то лето, когда Церковь стала изобиловать верою народов и облекла священников в правду. Посему апостол и говорит: «се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6, 2); это то время, когда Господь пришел проповедовать лето Господне приятное и день воздаяния (Ис. 59, 2), как Он Сам упомянул в Своем Евангелии, говоря: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя» (Лук. 4, 18).
96. Итак, вот когда Господь своими деяниями, славой и честью увенчал время Своего пришествия. В самом деле, все время пребывания Его в мире было борьбой с различными страданиями. Будучи младенцем, Он победил Ирода, восторжествовав над ним во время избиения младенцев. Он алкал, жаждал, ради нас подвергался заушениям, ради нас претерпел позор поношений, взошел на крест и ради нас умер.
Глава шестнадцатая
97. Видишь, сколь великие подвиги! И, однако, Он, у Которого единственное богатство состояло в венке небесной добродетели, не был любостяжательным искателем награды. Посему и вы, дочери Иерусалима, поступайте так же, как увещевает вас божественное Писание в (книге) Песнь песней: «пойдите и посмотрите... на Царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день радостный для сердца его» так как он приобрел себе любовь от дщерей Иерусалимских (Песн. 3, 11, 10). Это значит: удалитесь от этой тесноты и скорби телесной, удалитесь от этой плотской прелести, освободитесь от плоти, дабы вам иметь возможность быть с Господом, ибо пребывающие во плоти не могут угодить своему Господу (Римл. 8, 8). Посему и говорится, что вы – не во плоти, но в духе, если стали стяжать у этого истинного миротворца Соломона такую же любовь, какую Он приобрел себе Сам, и за которую был увенчан своею материю.
98. Блаженна мать Иерусалима, блаженна и утроба Марии, увенчавшая столь великого Господа. Она увенчала Его, когда зачала (formavit); увенчала Его, когда родила; ведь хотя она зачала Его и без всякого своего участия – ибо Дух Святый сошел на Деву, почему Он сам и говорит: «не соделанное мое видесте очи Твои» (Пс. 138, 16), – однако тем самым, что она зачала и родила Его для общего спасения, она возложила на главу Его венец вечной любви (pietatis), дабы по вере верующих (в Него) Христос стал главою всякого мужа. Итак, не соделана и плоть Христа: Его зачала Мария, оставаясь девою, (по законам) какой-то необычайной и новой тайны воплощения44 без всякого участия (admixtione) семени мужа; благодать божественного домостроительства восприяла от девы (только) плоть и образовала из нее члены непорочного человека – последнего Адама.
99 Ты слышишь о человеке, но разумей больше человека, ибо написано: «да не свариши агнца во млеце матери его» (Исх. 34, 26). И в другом месте написано: «и человек есть и кто познает его» (Иер. 17, 9). Вот почему этого Агнца, в котором «живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2, 9), ты не должен оценивать с точки зрения сил человеческого состояния и заключать о величии непостижимого могущества с точки зрения бессильного и слабого (degeneris) познания. Смотри: и Иаков не сварил в молоке ту пищу совершенной веры, которой45 Исаак, отец его, так усладился, что в пророческом прозрении отдал ему все преимущество благословения. Вот почему апостол и написал, что жидкое, легкоприемлемое молоко служит пищею обучения, говоря так: «всяк бо причащаяйся млека не искусен слова правды» (Евр. 5, 13), потому что он – младенец; и только совершенным свойственна твердая пища.
100. И ты, дочь, возьми ту одежду, сотканную трудом благочестивой жены, которая открывает свои длани бедному и светильник которой не угасает всю ночь (Притч. 31, 19–22), – оденься в нее и принеси отцу такой обед, чтобы он, похваляя благоразумие и любовь к благочестивому обету еще в столь юном возрасте, сказал: «что сие, еже скоро обрела еси» дщерь (Быт. 27, 20)? И он скажет тебе тогда: «приближися ко мне дщерь», и, обоняв воню риз твоих, благословит тебя, говоря: »: се воня дщери моея яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь; и да даст тебе Бог обилие от росы небесныя и от тука земли» (Быт. 27, 27–28). И затем прибавит: «проклинаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен.» (Быт.27, 29)
101. Облеченный в эту одежду, Иаков видел человека и от него как от Господа Бога просил благословения (Быт. 32, 26), и назвал место то: «вид Божий» (Быт. 32, 30). Облеченный в эту одежду, он видел ту одежду Христа, о которой говорит: «исперет вином одежду свою» (Быт. 49, 11). И благословил он также Иосифа, говоря: «сын возращен Иосиф, сын возращен мой, ревностный, сын мой юнейший, ко мне обратися» (Быт. 49, 22): он ознаменовал (здесь) образ Господнего воскресения. И затем он присовокупил: « благословение отца твоего и матери твоей предвозмогло над благословениями гор пребывающих и пожеланиями холмов вечных» (Быт. 49, 26), т. е.: (предвозмогло) над царем благодати46.
102. Возьми эту одежду, и ты облечешься во Христа и обновишься в познании Его. Иными словами: как избранница Божия, ты облекись в щедроты милосердия (viscera misericordiae), благость, смиренномудрие, терпение, кротость и любовь, которая есть союз единства (unitatis vinculum – срвн. Колос. 3, 12, 14); ты ни перед кем не будь обязанной ни в чем, взаимно люби только сестру свою и не завидуй ее благодати; если ты видишь, что она более совершенна, то, напротив, подражай ей, – и тогда будет в тебе мир Христов и благодать, тогда будет обитать в сердце твоем Слово Божие, и ты избегнешь помышлений мира сего.
103. Однажды умерши для мира, ты уже не прикасайся к нему – молю тебя – и не дотрагивайся до того, что принадлежит этому миру (Кол. 2, 20), но всегда в псалмах, песнях и пениях духовных удаляйся от обращения в мире сем, воспевая не человеку, но Богу. И как поступала святая Мария, так и ты слагай в сердце своем (Лук. 2, 19).
Как добрая агница, пережевывай своими устами божественные заповеди, дабы и тебе можно было сказать: «поглумлюся в чудесех твоих» (Пс. 118, 27). Пусть не дремлет и не изнывает в слезах (stillet) душа твоя от скуки. Ведь влажность во время зимы изгоняет человека даже из дома его (Притч. 27, 15); совершенная же душа, у которой нет слишком тяжелых греховных скважин, не изводит слез. Она пребывает в доме своем и радостно наслаждается новой непорочной жизнью. А если чем-либо она и смутится, то скажи: «утверди мя в словесех твоих» (Пс. 118, 28).
Глава семнадцатая
104. Теперь, рассмотрев все, обращаюсь с мольбою к Тебе, благодатный Отец. Мы приносим непрестанное благодарение Твоему Милосердию за то, что в посвященных девах мы видим на земле ангельскую жизнь, которую некогда мы потеряли в раю. А чтобы можно было подражать ревности девственниц и утверждать в добродетели, чтобы можно было восхвалить славу девства, Ты именно и мог совершить то самое лучшее, что Бог родился от Девы. Преступление (culpa) нам принесло скорее пользу, чем вред: в Нем именно наше искупление нашло божественный дар.
105. Да и Сам Единородный Сын Твой, намереваясь прийти на землю, чтобы восприять (suscepere) утраченное, не мог обрести для своей плоти более чистого рождения, как именно избрать для своего обитания чертог небесной Девы, которая была и святилищем непорочного целомудрия и храмом Божиим.
106. И говорить ли здесь еще о том, что силою Твоего божественного дара Дева Мария, вместе со святыми Моисеем и Аароном, шествуя пешком перевела чрез воды стан еврейский? Оставляю древние (примеры), не стану искать и частных (примеров): достаточно и этой славы для девственной семьи.
107. Умоляю Тебя, призри на эту рабыню твою, которая избрала служение Тебе, обрекла Тебе душу свою, избрала подвиг непорочности. По долгу священническому приношу ее Тебе в жертву, по чувству родительскому – поручаю ее, дабы Ты, милосердый Архиерей (propitius et praesul), даровал ей ту благодать, силою которой она могла бы снискать пребывающего в небесных тайных чертогах Жениха, удостоилась лицезреть Его, вошла в чертог своего Царя-Бога и удостоилась услышать следующие слова Его, обращенные к ней: «гряди от Ливана, невесто, гряди от Ливана: прииди и прейди из начала веры» (Песн. 4, 8); т. е.: оставив временное, переселилась в вечность.
108. Итак, призри, Отче, на дар свой, для освящения коего Ты не испрашивал ничьего совета, но без (участия) какого-либо просителя и посредника даровал ему столь великую благодать, в каковую раньше божественного откровения никто не мог и поверить, – (не мог поверить), чтобы дева во чреве своем носила Бога. Под влиянием выставленных преимуществ этого дара и возрастает (теперь) ревность к девству, а вместе с тем учащаются и примеры святой непорочности. Этими именно преимуществами увлечена к подобной благодатной добродетели и раба Твоя. Пусть же предстанет она пред престолом Твоим и принесет не золотистый волос златоцветной прически, свойственный брачному покрывалу, а те власы, которыми евангельская жена, святая Мария, с нежною заботливостью отерла ноги Христовы и при этом весь дом наполнила благовонием пролитого мира (Иоан. 12, 3), – пусть предложит она эти власы к освящению чрез святое покрывало.
109. Вот предстоит отроковица, которую не удручают столь желанною у вступающих в брак скорбью, ни свадебные празднества, ни подарки, ни бремя непраздного чрева; напротив, она испрашивает себе непорочных плодов веры и благочестия, дабы приять во чреве от Духа Святого, и, сделавшись непраздной, породить Богу дух спасения. И вот, чтобы она могла преуспеть в благодатных заслугах, Ты, Боже Отче Всемогущий, простри к ней помощь благоволения. Ведь дар целомудрия не является (для нее) единственным. Пусть власы непорочного девства препояшет еще скромность, трезвенность, воздержание; пусть она, подкрепленная толпою добродетелей, украшенная багряным покровом крови Господней носит в теле своем мертвенность (mortificationem) Господа Иисуса. Ведь одеяние добродетелей – это наилучшее покрывало, коим покрывается виновность (culpa) и раскрывается невинность.
110. Итак, этим одеянием, которое во всякое время может быть чисто, и облеки рабу Твою, – действительно, чистым пребывает все то, что привходя не может помрачить каким-либо грехом, – тогда-то ей по справедливости и можно будет сказать: «яко... угодна Богу творения твоя» (Еккл. 9, 7). И пусть во всякое время будут чисты (дарованные Тобою) одеяния, пусть не истощается елей на главе ее, дабы она могла возжечь свои таинственные факелы; дабы она, когда придет Жених, вместе с теми мудрыми девами была признана достойной небесного чертога, и могла осветить дар святого служения (professionis) своего светом благочестия, веры и подвига (gravitatis.).
111. Итак, призри, Отче любви и славы, на рабу Твою, дабы она как бы в запертом саде и запечатанном источнике сохраняла ключи своего целомудрия и печать верности. Пусть она научится возделывать то поле свое, которое возделывал святой Иаков, и да соберет она с него плоды шестидесятикратные и стократные. Для добродетелей и доблестей этого поля возрасти в ней благодать и укрепи любовь. Пусть найдет она Возлюбленного своего, пусть удерживает и не отпускает Его, доколе не восприимет тех благотворных ран любви, которые ставятся выше поцелуев. С постоянною готовностью пусть бодрствует она и днем и ночью всем духом и мыслию, дабы Слово когда-либо не обрело ее спящею. И так как Возлюбленный ее, дабы испытать расположение, желает, чтобы Его непрестанно искали, то пусть бежит она за Ним, когда Он удаляется, пусть вера и душа ее «изыдет в Слово» Твое (Песн. 5, 6), переселится из тела и будет с Богом. Пусть бодрствует сердце ее, а тело предается сну, дабы порочно она не начала коснеть во грехах.
112. Приложи, Господи, и другие красоты святого девства, приложи неленостный благочестивый образ жизни, дабы она умела владеть своим сосудом, умела смиряться, содержать любовь, эту ограду истины, оплот целомудрия. Пусть даже сосны и кипарисы не превосходят покрова ее, а горлицы – ее невинности, голуби – ее простоты. Да будет в сердце ее простота, в словах – мера, в отношении к окружающим – скромность, для ближних любовь, для нуждающихся и бедных милосердие. Все доброе пусть она сохраняет, а от всякого проявления зла воздерживается. Пусть придет на нее благословение умирающего, и уста вдовы да благословят ее (Иов. 29, 13).
113. «Положи... яко печать Слово твое на сердцы ея, яко печать на мышце» ея (Песн. 8, 6); дабы во всех помышлениях и деяниях ее блистал Христос, дабы она внимала Христу, беседовала о Христе. Пусть любви ее не сможет угасить ни обильная вода, ни меч, ни опасность гонения; но утвердившись во всяком добром деле и слове, да облечется она в славу Твою и в Твоей благодати да поживет в мире сем. Освяти ее в истине, укрепи в добродетели, утверди в любви и возведи божественным покровом Твоим, за ее целомудрие и чистоту в небесной славе и к нетленному и непорочному венцу, дабы она ходила там по стопам Агнца, пасла и отдыхала в полдень и не входила в стадо сотоварищей (Песн. I, 6; Апок. 14, 4), но смешавшись с агницами Твоими, без преткновения пребывала спутницей дев, последовательницей Марий.
114. Итак, изыди, Господи Иисусе, в день обручения Твоего, восприми уже давно обрекшую себя Тебе в духе, а теперь принесшую и самые обеты (professione), исполни ее познанием воли Твоей, возведи от начала – ко спасению, в освящении духа и вере в истину, дабы сказала раба Твоя: «удержал еси руку десную мою, и советом Твоим поставил мя еси, и со славою приял мя еси» (Пс. 72, 23–24). Открой руку Твою и наполни душу ее благословением, спаси надеющуся на Тебя, дабы она стала сосудом освященным в честь, полезным Господу, испытанным на всякое доброе дело, силою вечного креста и во славу досточтимыя Троицы, Которой – честь, слава, исполнение (perpetuitas), Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, от века, и ныне, и присно, и во все веки веков. Аминь.
* * *
inusitato quodam novoque Incarnationis mysterio.
т. е. пищей.
Super regem gratiae, – по одному чтению, принятому у Миня и послужившему основанием нашего перевода; super legem gratia – по иному чтению, в котором имеется в виду мысль о преимуществе благодати пред законом.