Источник

Книга 4323

11 (Maur. 29). Амвросий Иринею

1. Когда во время чтения позволил я себе немного ослабить внимание, отвлекшись от ночного труда,324 то начал повторять в уме своем тот стих, который вечером прозвучал у нас во время всенощного бдения: Ώραῖος κάλλει παρὰ τούς υἱούς τῶν ἀνΟρώπων (Пс. 44. 3)3. Ώς ραῖοι οἱ πόδες εὐαγγελιζόντων αὐτόν! (Рим. 10. 15; Ис. 52. 71).325 Поистине ничего нет прекраснее того высшего Блага, само предвозвещение Которого столь прекрасно, но особенно прекрасно нескончаемое шествие слова о Нем и, так сказать, следы апостольской проповеди.326 Однако кто способен идти по ним? Те, кому даровал Бог не только возвещать Христа, но также страдать за Него.

2. Мы же, насколько это возможно, давайте к тому устремим дух, в том пребудем и то примем в душу, что прекрасно, достойно, благо, чтобы от света и блеска его душа наша украсилась, а ум просветился! Ибо если наши глаза, когда их покроет некая болезненная пелена, напитаются зеленью полей и видом рощ или поросшего травой холма, тогда всякое свойственное больному зрению искажение пропадает и сами зрачки уже выглядят здоровыми и круги их яркими, – тем более око ума, когда созерцает То высшее Благо и в Нем пребывает и от Него вкушает,327 оно также исполняется сияния и блеска, чтобы было как написано: как туком и елеем насыщается душа моя (Пс. 62. 6).

Наконец те, кто благоразумно принял души паствы своей, потчует их травами полевыми,328 чтобы было им чем питаться, ибо от сладких трав и агнцы тучнеют, и млечный сок здоровее. Все эти пажити познали те богачи, кто ел и насытился,329 ибо есть благие пажити веры, на которых поселяется святой Божий.330

3. Стало быть, есть и сено, которым питаются стада овец, дающие шерсть премудрости и покров благоразумия. И может быть, это и есть то сено горное, на которое нисходят слова пророка словно снег на сено (Втор. 32. 2) и которое прилежно собирает мудрец, чтобы были овцына одежду (Притч. 27. 26) ему, то есть для покрова духовного. Следовательно, душа имеет свою пищу и одежду, если она прилепляется к тому высшему благу, которое божественно, искать которое убеждает апостол Павел, чтобы чрез познание его все мы стали причастниками божеского естества.331

4. Познание его благой Бог открывает святым Своим и дарует от доброй сокровищницы Своей,332 как свидетельствует священный закон, который гласит, что клялся Господь отцам твоим дать тебе и открыть добрую Свою сокровищницу, и из этой-то небесной сокровищницы Он посылает дождь земле твоей во время свое, и чтобы блогословлять все дело рук твоих (Втор. 28. 11 – 12). Дождь – это красноречие закона, которое орошает333 ту самую плодовитую душу, вы нашивающую благие дела, чтобы она стяжала влагу благодати.

5. Такого познания искал Давид, как сам он отмечает, говоря: Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его (Пс. 26.4). Затем в том же своем псалме он тотчас же добавляет: я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс. 26. 13). Ибо здесь Его взыскуют, а там видят в полноте, лицом к лицу (1Кор. 13. 12). Это благо есть в доме Божием, в этом его тайнике и покое.334 Поэтому опять-таки говорит он: насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего (Пс 64. 5). В другом месте он выразил, что это есть высшее благословение, говоря: Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима (Пс. 127. 5). Стало быть, блажен тот, кто обитает там в пристанище веры и приюте ума, в обиталище благочестия, сообществе добродетели.

6. Итак, давайте пребудем и останемся в том, о чем и Исаия говорит: Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Рим. 10. 15; Ис. 52. 7)! Кто эти благовествующие, если не Петр, если не Павел, если не все апостолы? Что они благовествуют нам, если не Господа Иисуса. Он есть мир наш (Еф. 2. 14), Он есть то высшее Благо, ибо Сам Он Благой от Благого; ведь от благого древа получают благой плод.335 Поэтому благ и дух того, кто от Самого берет336 и выводит рабов Божиих на путь правый.337 Кто же, имея в себе дух Божий, станет отрицать в себе благо, если Сам Господь говорит: Или глаз твой завистлив оттого, что я благ (Мф. 20. 15)? Пусть это «благо», которое Бог щедро дает просящим у Него338, придет в нашу душу, в самые недра нашего ума. Он наша сокровищница,339 Он – наш путь,340 Он – наша премудрость, наша правда,341 наш Пастырь и Пастырь добрый,342 Он – наша жизнь. Видишь, сколько благ в одном Благом?

7. Эти блага предвозвестили нам евангелисты. Этих благ взыскуя, Давид говорит: Кто покажет нам благо? (Пс. 4. 7), и показывает, что Сам Бог есть Благо, прибавляя: Запечатлелся на нас свет лица Твоего (Пс. 4. 7). Кто есть светлица Отчего, как не сияние славы (Евр. 1. 3) и образ невидимого Бога (Кол. 1. 15), в Котором и видится, и прославляется Отец, как Сам Он прославляет Сына Своего?343

8. Итак, Сам Господь Иисус – высшее Благо, возвещенное нам пророками,344 проповеданное ангелами,345 обетованное Отцом, благовествованное апостолами. Кто пришел к нам, словно созревание, и не просто словно созревание, но словно созревание на горах (Ис. 52. 7), чтобы не было ничего режущего, ничего незрелого и наших суждениях, ничего жесткого, ничего грубого в наших делах и привычках. Кто первым пришел, благовествуя блага, отчего и говорит: Я, Тот, Кто говорил, Я здесь (Ис. 52. 6), то есть: Я, Кто говорил в пророках, – «Я здесь» в теле, воспринятом от Девы. Я здесь, внутренний образ Божий (Кол. 1. 15), образ ипостаси (Евр. 1. 3), и Я здесь, словно человек. Но кто узнает (Иер. 17. 9) Меня? Ведь они видели человека, однако по делам346 уверовали, что Он выше человека. Разве не был Он как человек, когда оплакивал Лазаря, и выше человека – когда его воскресил?347 Разве не был Он как человек, когда Его били,348 и вновь выше человека, когда взял на Себя грех мира.349

9. Итак, поспешим к Тому, в Ком высшее благо, ибо Сам Он – Благость, Сам – Терпение Израиля (Иер. 14. 8), призывающий тебя к покаянию, да не придешь на суд,350 но получишь оставление грехов (Мф. 26. 28). Сотворите, – говорит Он, – покаяние (Мф. 4. 17)! Он есть Тот, о Ком восклицает пророк Амос: взыщите блага (Ам. 5. 14). Он есть то высшее Благо, Он, Кто, не нуждается ни в чем351 и изобилует для всех. Легко изобиловать Тому, в Ком вся полнота Божества обитает телесно (Кол. 2. 9). Легко изобиловать Тому, от полноты Которого мы все прияли (Ин. 1. 15) и в Нем имеем полноту (Кол. 2. 10), как говорит евангелист.

10. Итак, это и есть истинное и высшее Благо, как ощутила его душа своею способностью чувствовать352 и наслаждаться, и почерпнула этими двумя своими чувствами, и испытывает невероятную жажду, исключив боль и страх. Ведь та, которая поцеловала Слово Божие, не знает меры и не насыщается, говоря: Сладок Ты, Господи, и в приятности Твоей научи меня оправданиям Твоим (Пс. 118. 68). Та, которая поцеловала Слово Божие, жаждет Его превыше всякой красы, любит превыше всякой радости, наслаждается превыше всех ароматов, жаждет часто видеть, постоянно внимать, жаждет быть влекомой,353 чтобы следовать.354 Миро, – говорит, – излиянное – имя Твое, потому мы, отроковицы (Песн. 1. 2) любим Тебя, потому пытаемся, но не можем Тебя объять. Привлеки нас, чтобы мы могли бежать, чтобы от аромата мира Твоего мы восприяли добродетель следовать за Тобой.

11. Она также спешит видеть сокровенные таинства, сам покой Слова, само обиталище этого высшего Блага, Его свет и ясность, на том самом лоне и в покое Отчем. Она спешит слышать Его речи и, когда услышит, ценит их превыше всякой сладости. Пусть научит тебя пророк, вкусивший и сказавший: Сколь сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим (Пс. 118. 103). Ибо к чему еще стремится душа, которая единожды вкусила сладости Слова, которая единожды видела его ясность? Моисей, находясь на горе сорок дней, принимая закон, не искал пищи для тела.355 Илия, спеша к этому покою, просил, чтобы душа его была взята от него.356 Петр, сам увидев на горе славу воскресения Господня, не желал сходить вниз, говоря: Господи, хорошо нам здесь быть (Мф. 17. 4). Какова же, стало быть, слава божественной сущности, каковы блага Слова, во что желают проникнуть и ангелы (1Петр. 1. 12).

12. Итак, душа, которая их видит, уже не ищет этого тела и понимает, что близость к нему ее принижает, отрекается от мира,357 освобождается от оков плоти, совлекает с себя все путы наслаждений. Так, Стефан видел Иисуса и не боялся быть побитым камнями, и даже когда его побивали, молился не за себя, а за своих погубителей.358 Также и Павел, будучи восхищен до третьего неба, не знал, в теле он или вне тела, восхищенный, подчеркиваю я, в рай, уже не чувствовал собственного тела и слышал глаголы Божии359 и стыдился вновь низойти до телесных немощей.360

13. И вот, зная, что он видел в раю или что слышал, он восклицал: Для чего вы, как живущие, держитесь этого мира ? Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся до того, что истлевает от употребления (Кол. 2. 20–22).361 Ибо он хотел, чтобы мы были не в образе этот мира, не во владычестве его и услужении, чтобы мы пользовались этим миром так, словно не пользуемся,362 словно мимоидущие, а не как пребывающие, словно странствующие в видении мира, без всякого к нему пристрастия, чтобы по скорейшем рассуждении миновать и само видение этого мира. Наконец сам он, верою ходя, не видением,363 странствовал, удаляясь от тела, сопребывал с Господом364 и, находясь на земле, вращался не в земном, но в небесном.365

14. Итак, душа наша, если она желает приблизиться к Богу, пусть возвысится над телом и всегда прилепляется к тому вышнему, тому Благу, которое божественно, которое существует всегда, и которое было искони, и которое было у Бога (Ин. 1. 1), – то есть к Слову Божьему. Оно есть то божественное, которым мы живем и движемся и существуем (Деян. 17. 28). То самое, которое было в начале (Ин. 1. 1), то самое, которое есть. Ибо Сын Божий, Иисус Христос,– сказано, – в вас есть (2Кор. 1. 19), в Ком не было «да» и «нет»; но в Нем было «Он есть». Он Сам сказал Моисею так, как сказал: Сущий послал Меня (Исх. 3. 14).

15. Итак, если такова наша душа, и таковой, если сможет, будет всегда чтобы и каждый из нас мог сказать: Душа моя в руках Твоих всегда (Пс. 118. 109). Но будет, если пребудет не во плоти, но в духе, если не будет смешиваться с земным. Когда же она склоняется к плотскому, тогда в нее вкрадывается телесное наслаждение, тогда она пылает гневом и негодованием, тогда она удручена печалью, тогда превозносится в гордости, тогда она снедаема болью.

16. Все это тяжелые болезни души, которые по большей части ведут ее к смерти, если очи ее ослепли и потому не видят истинного света славы и богатства вечного наследия.366 Если же она всегда устремляет их к Богу, то получит от Христа блеск премудрости, чтобы иметь зрение, просвещенное богопознанием, чтобы видеть ту надежду нашего призвания,367 созерцать то, что благоугодно368 и совершенно. Ибо что благо, угодно Отцу, что угодно, то совершенно, как читаешь в Евангелии, где Господь говорит: Любите врагов ваших, в подражание Отцу, Который посылает дождь на праведных и на неправедных (Мф. 5. 44, 45), что свойственно благости. И потом в заключение Он говорит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш (Мф. 5. 48), сущий на небесах. Ибо любовь совершенна; это исполнение закона (Рим. 13. 10). А кто в той же степени является благом, в какой является им любовь, которая не мыслит зла (1Кор. 13. 5)?

17. И потому пусть бежит она земель, где обретается зависть, где обретается тщеславие, где обретается борьба. Следовательно, пусть душа твоя выкажет себя восприимчивой к этому благу, чтобы она летала над облаками, обновлялась, как орел,369 как орел, сбрасывала перья, чтобы, обновив оснастку крыльев,370 не боялась она устремляться в высоту и оставила это обиталище, ибо земное обиталище отягощает душу (Прем. 9. 15). Пусть совлечет ветхое,371 отринет пристрастие к заблуждению, омоет очи свои, чтобы видеть этот источник истинной премудрости,372 этот источник вечной жизни,373 который течет и изобилует для всех, ни в чем не нуждаясь. Ибо кто дал Ему, если все из Него, Им и в Нем (Рим. 11. 35–36)?

18. Следовательно, это благо есть источник вечной жизни, из которого всем дастся вещество жизни, и Сам Он в Себе имеет жизнь пребывающую ни от кого, словно неимущий, не принимает, но дарует блага другим; не Себе берет откуда-то и не нуждается в нашем. Поэтому и говорит Он от лица человека, ибо блага мои Тебе не нужны (Пс. 15. 2).374 Так что же прекраснее, чем приближаться к Нему, прилепляться к Нему? Есть ли большее наслаждение? Ведь тот, кто видел и испил даром от источника воды живой (Откр. 21. 6), чего может еще желать, каких царств, какого могущества, каких денег,375 – если он понимает, сколь жалка участь царей, сколь изменчиво положение государства, сколь мала протяженность этой жизни, сколько рабства в самой власти, когда живешь не по своей воле, а по усмотрению других?

19. Но кто из имущих переходит в вечную жизнь, как не тот, у кого накоплено имущество, состоящее из добродетелей? Оно, наличествующее у всех, лишь для богатых провозглашается невозможным.376 Стало быть, блаженство состоит не в том, чтобы пользоваться этими благами, но в том, чтобы видеть то, ради чего ты презришь их, и сочтешь лишенными истины,377 и отринешь, и назовешь пустыми и никчемными, возлюбив красоту нагой истины, изобличающей эту поддельную мирскую суетность.

20. Так возведи же вверх твои очи, душа, те очи, о которых говорит тебе Слово Божие: Пленила ты сердце наше, сестра Моя невеста, пленила ты сердце Наше одним взглядом очей твоих (Песн. 4. 9). Поднимись на пальму,378 побеждай мир,379 чтобы стяжать высоту слова. Этот образ мира оставь вне, вне оставь зло!380 Внутрь же введи благость ума, обретшую благодать на древе жизни (Откр 22. 14), – как если она омоет одежду свою и вступит в город, который есть истинная родина святых,381 где находится скиния Божия, а вокруг нее расположились книжники Господни, и нет там дня, и ни солнце, ни луна не служат, но Сам Господь – Свет, просвещающий весь этот город.382 Ибо Он – Свет мира, не как видимый свет, но как умопостигаемая светлость душ, пребывающих в этом мире, на которые Он изливает блистающий свет разума и премудрости и, как сказано в Евангелии, дыханием бестелесной добродетели воспламеняет сокровенные тайники ума и души.383

21. Итак, если кто-то стал жителем этого вышнего града,384 жителем, надо понимать, по образу жизни и по нравственным качествам, тогда не отступает от него, да не уходит, не уклоняет шаг, не оглядывается назад.385 Позади роскошь, позади нечистота; так, Лот, взойдя на гору, позади оставил содомские преступления,386 а та, которая оглянулась назад, уже не могла подняться выше.387 Стало быть, не стопы твои, но нравственные качества пусть не обращаются вспять. Да не будут руки твои ослабевшими, а колени – расслабленными.388 Да не будет воля твоя нетвердой и колеблющейся, да не будет возврата к преступлениям. Ты вступил – оставайся! Ты пришел – пребудь! Спасая, спасай душу свою (Быт. 19. 17)!

22. Восходя, прямее ступай! Оттуда никто не возвращается невредимым. Здесь путь, там падение, здесь восхождение, там бездна. Для восходящего это труд, для нисходящего – опасность. Но силен Господь,389 Который хранит тебя, утвердившегося там, за оградой пророческих стен и апостольских башен. Поэтому тебе говорит Господь: Входите, топчите, ибо настало время сбора винограда (Иоил. 1. 13). Да пребудем внутри, а не вне! И в Евангелии Сын Божий творит: Кто будет на кровле, тот да не сходит взять сосуды свои.390 Но не об этой кровле говорит Он, а о той: Простер небо подобно своду.391

23. Так пребывай же внутри, в стенах Иерусалима, внутри твоей души, мирной,392 кроткой и спокойной. Не выходи из нее и не спускайся, чтобы поднять свой сосуд, тот, который с почестями или богатствами, или гордостью. Пребывай внутри, чтобы не проходили через тебя иноплеменники,393 не проходили через твою душу грехи, суетные действия и пустые помышления. Они не пройдут, только если ты начнешь священную войну,394 сражаясь за веру и благочестие, за стремление к истине против соблазнов страстей, и если поднимешь оружие Божие против духов злобы и козней дьявола,395 который ополчается на наши чувства ложью и коварством, но которого легко ниспровергнет кроткий воитель (Иоил. 4. 11), тот, кто не сеет раздора, но, как и подобает рабу Божию, с кротостью учит вере и наставляет противников.396 О нем говорит Писание: Кроткий да будет воителем (Иоил. 4. 11). И немощный говорит: Все могу в укрепляющем меня (Флп. 4. 13).

24. Этой верой исполнившись, тот, кто немощен, станет сильным, и святою397 будет душа его, и горы пророческие или апостольские будут источать сладость и холмы потекут молоком (Иоил. 3. 18), подобно тому холму, который поил молоком коринфян,398 и потекут ему воды из его сосудов и из источников его колодцев,399 или из чрева его воды живые,400 то есть духовные, которые дает верным Своим Дух Святой, Тот, Который удостоит оросить и твою душу, чтобы изобиловал в тебе источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4. 14).

Прощай и нас люби, как сын, ибо мы тебя любим родительской любовью.

12 (Maur. 30). Амвросий Иринею

1. Когда закончил я предыдущее письмо и отдал его для передачи тебе, мне пришло на ум то, что Господь изрек через пророка Aггея: А вам самим время ли жить в домах ваших резных (Агг. 1. 4)? Что это значит, как не то, что жить следует в селениях горних, а не в низинных и подземных? Ибо те, кто живет под землей, не могут воздвигнуть храм Божий401 и говорят: Не пришло еще время, не время строить дом Господень (Агг. 1. 2), потому что стремиться под землю свойственно изнеженным, летом ищущим мороза, ибо иначе они, расслабленные от наслаждений, не могут вытерпеть и пережить зной и поэтому ищут тенистых глубин, или потому что в ленивой праздности проводят досуг под землей, ибо все мрачное и темное приятнее тем, кто надеется скрыть во мраке свои преступления, как сказано: Вокруг меня тьма и стены: кого мне бояться (Сирах. 23. 25)? Но тщетно они надеются на это, ибо глубины бездн и места сокровенные видит Бог и все Ему известно еще до того, как было сотворено.402

2. Но не обитал под землей ни Илия, ни Елисей. Один мертвого сына вдовицы отнес в горницу, где он привык находиться (3Цар. 17. 19) и там воскресил; другому же сонамитянка, та самая великая женщина (4Цар. 4. 10), как говорит Писание, устроила гостевой покой в горнице403 и там же удостоилась зачать потомство, которого не имела, и впоследствии увидела чудо воскрешения своего чада.404 Что говорить о Петре, который, взойдя на верх дома в час шестой,405 познал таинства крещения язычников?406 Отцеубийца же Авессалом поставил себе памятник в царской долине, а когда погиб, брошен был в ров.407 Святые восходят ко Господу, – бесчестные же нисходят до пороков; святые на горах, – преступные в долинах; ибо Господь есть Бог гор, а не Бог долин (3Цар. 20. 28).

3. Следовательно, те, кто был там, обитали в домах низинных, в которых не живет Бог, и не могли в себе иметь дома Божия. А именно этого дома хотел от них Господь, чтобы они назидали сами себя и внутри себя воздвигали храм Божий из живых камней веры.408 Ибо не возведения земных стен и не древесины лесных вершин желал Он, которые, если они и были, могла разрушить вражеская рука,409 но искал Он того храма, который зиждется в душах людей, тех, кому будет сказано: вы храм Божий (1Кор. 3. 16), в котором будет жить Господь Иисус и откуда Он выйдет, чтобы искупить всех, чтобы во чреве Девы обрести священный дворец,410 в котором будет обитать Царь Небесный, и тело человеческое станет храмом Божиим, который, будучи разрушен, в три дня411 воздвигнется вновь.

4. Но не строят этого храма жадные до наслаждений, те, кто живет в домах резных и услаждается резным серебром.412 Простое серебро для них все равно что грязь, и само простое жилище – тоже грязь. Они причудливо закругляют комнаты в своих домах, и надстраивают их надстройками, прибавляя дом к дому (Ис. 5. 8) и виллу к вилле. Роют землю, чтобы и ее толща расступилась перед их жилищами, и словно сыны земли скрываются в ее утробу и прячутся в ее чреве. Именно о них говорит Иеремия: О, вы, кто строит дом свой неправдою (Иер. 22. 13). Ибо те, кто строит правдою, строит не на земле, но на небе.

5. Ты построил, – сказано, – дом, размерил горницы его просторные, разделенные окнами, обшитые кедром, и крашенные киноварью (Иер. 22. 14). Однако размеривает горницы тот, кто, поразмыслив над судом Божиим, судит судом смиренным и судом бедного.413 Тот же, кто одержим алчностью и жаждет крови неповинного, строит горницы беззаконием414 и не знает меры, ибо не имеет в себе Христа и не просит, чтобы его овеяло дуновение божественной благодати, и не ищет светоносного блеска, и нет у него пиршественных покоев, выкрашенных киноварью, и нельзя ему сказать: Как лента алая губы твои (Песн. 4. 3). Такой, сказано, не будет погребен.415

6. Ибо тот, кто заживо закапывает себя в землю416 и как будто погребает в гробнице, похищает у себя, мертвого, покой погребения. Итак, тот, кто возлежит в долине телесных наслаждений, не находит гробницы, из которой мог бы воскреснуть. Таковой муж и храма Божия не строит, ибо не знает времени исправления417 (Евр. 9. 10) своего. Ибо как могут такие люди строить храм, те, кто, подобно хищникам и зверям, прячутся в пещеры хищников и логова зверей, и погружаются в змеиные расселины, и роют норы наподобие коварной лисицы?

7. Но даже гробницы себе не возводит тот, кто умирает преждевременно – ибо он умер заживо,418 – и не слышит голоса Aггея, то есть пирующего, как объясняет толкование, потому что не входит в скинию Божию в гласе ликования и исповедания шум пиршественный (Пс. 41. 5). Ибо как может слышать его голос тот, кто не видит его дел? Ведь если бы видел, то слышал бы слово, которое было сказано через него,419 восхищаясь ею делами, когда тот стучался и ему отворили,420 и Бог снизошел в его душу, чтобы вкушать там пишу чистоты и истины (1Кор 5. 8).421

8. Стало быть, раз он не слышал, вновь чрез Аггея сказано слово, и он говорит: Поднимитесь от резных домов, отягощенных пороком, и взойдите на гору небесных Писаний, и рубите древо422 премудрости, древо жизни (Откр. 22. 14), древо познания (Быт. 2. 9) и исправьте пути ваши (Иер. 18. 11), упорядочьте дела ваши, чтобы они имели должный порядок, который необходим и полезен для возведения дома Господня.423

9. Ибо если вы этого не сделаете, то и небо не даст росы своей, то есть беседы небесной, которая сходит как роса на сено (Втор. 32. 7), не остудит жаркие движения телесных страстей и не угасит огненных стрел424 враждебных похотей, и земля его, то сеть душа, не даст плода,425 высохнет и не наполнится влагою слова Божия и не будет полита росой небесной, щедростью духовной благодати.426

10. И знай, что живущие в подземельях ленивы и жадны до наслаждений, Он говорит: Пробужу дух Зоровавеля от колена Иудина, и Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея (Aгг. 1. 14), чтобы побудить к строительству дома Божия. Ведь если Господь не созиждет Себе дом, всуе труждались зиждущие его (Пс. 126. 1). Сам Зоровавель – «постоянное изобилие»,427 «источник жизни»428 и Слово Божие, чрез Которое все, и из Которого все, и все в Нем.429 Вот что говорит Изобилие: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7. 37) – это струя неоскудевающего потока. Читаем также о Завулоне, потоке ночном, то есть пророческом; но уже и он возблистал, смешавшись с этим течением, через который иссяк разлив суетности,430 олицетворяемый Иезавелью: она, враждебная истине и противница пророческих слов, была растерзана зубами псов, так что не осталось и следа от нее, но все тело ее и всякая память о ее потомстве исчезли.431 Итак, сам Зоровавель – из колена Иудина, сам Иисус, великий иерей (Агг. 1. 1), предопределен к служению и принадлежностью к колену, и именем. Обозначаются двое, но подразумевается один, ибо Он, как Всемогущий рожден от Всемогущего, как Искупитель рожден от Девы, Тот же Самый в разности двух отдельных природ, как великан-спаситель,432 истинно исполнил служение единого/одного Сына Божия.

11. И вот, перед тем как воскресить из мертвых святого Зоровавеля, Он говорит: Еще раз Я сотрясу небо и землю и моря и пустыню (Агг. 2. 6). Ибо ранее Он сотрясал их, когда вызволял из Египта народ Свой, когда на небе был столп огненный, земля – между волн, стена – на море, путь – на воде, когда в пустыне умножалась ежедневная жатва небесных плодов,433 камень претворился в источники вод (Пс. 113. 8). Но сотрясал и позднее, во время страданий Господа Иисуса, когда небо покрыла тьма, солнце померкло, камни раскололись, гробницы отверзлись, мертвые воскресли.434 Змей, побежденный в своей пучине,435 увидел ловцов человеков,436 не только плавающих по морю, но и ходящих, не подвергаясь опасности.

12. Сотряслась и пустыня, когда бесплодный народ языческий созрел для жатвы веры и благочестия.437 И таково было потрясение пустыни и язычников, что проповедь апостолов, направленных Им для призвания народов, оказалась действенна и столь проникновенна, что по всей земле разнеслась проповедь их и во все концы круга земного слова их (Пс. 118. 5).438 Таково, говорю я, было сотрясение пустыни, что больше стало сыновей у неплодной, чем у имеющей мужа (Ис. 54. 1), и процвела пустыня как лилия (Ис. 35. 1), и вошли избранные от язычников к остатку народа (Aгг. 2. 2), чтобы чрез избрание благодати (Рим. 11.5) спасся остаток.

13. И наполню, сказано, этот дом серебром Моим и золотом:439 глаголами небесными, которые подобны серебру, искушенному огнем,440 и блистают ясным светом, словно златом духовным в тайниках сердец святых. Эти богатства Он приносит Церкви Своей, ими наполняются умные сокровищницы, и дом возрастает славой превыше прежней славы, которую стяжал народ избранный.441

14. Ведь мир и спокойствие души превыше всякой славы дома, ибо мир превыше всякого чувства.442 Тот мир превыше мира, который будет дан после третьего сотрясения неба, моря, земли, пустыни, когда Он разрушит все власти и начальства.443 Небо и земля прейдут (Мф 24. 35), и всякий образ мира сего (1Кор. 7. 31), и каждый с мечом восстанет на брата своего (Aгг. 2. 22), то есть со словом, проникающим до сердцевины души, чтобы разрушить то, что противостоит: колесницу у Ефрема и коня в Иерусалиме,444 как говорит Захария. И так будет мир во всем, и никакие телесные страсти или помехи недоверчивого ума не будут препятствовать тому, чтобы во всех был Христос,445 приводя в подчинение Отцу сердца всех.

15. Смотри, что сказано Ему одному: Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя (Агг. 2. 23). Когда душа наша станет мирной, чтобы было ей сказано: Оборотись, оборотись, Суламита (Песн. 7. 1), что означает «мирная», и чтобы воспользоваться твоим именем, «иреника»,446 – тогда она примет Христа как печать, то есть образ Божий,447 чтобы быть по образу, ибо каков небесный, таковы и небесные (1Кор. 15. 48), и следует нам носить образ небесного (1Кор. 15. 49), то есть мир.448

16. И чтобы мы знали, что это истина, в Песни песней в конце говорится совершенной душе то, что и тебе скажет Господь Иисус: Положи Меня как печать на руку твою (Песн. 8. 6), чтобы мир сиял в сердце твоем, а в делах твоих – Христос и образовались в тебе мудрость, и правда, и искупление.

Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим.

13 (Maur. 31). Амвросий Иринею

1. Ты благоразумно задался вопросом, есть ли какая-то разница в любви у Бога к тем, кто уверовал с детства, и к тем, кто обратился в юности или позднее. Ибо об этом и Божественное Писание не умолчало и не обошло этот вопрос вниманием, поскольку Господь Бог наш об этом говорит к пророку Иоилю: Рыдай предо мной о жене, препоясанной вретищем, и о муже юности ее! (Иоил. 1. 8), скорбя о синагоге, которая ранее от девства своего была отдана в жены Слову Божию, или же о душе, которая отпала от добрых заслуг и, преткнувшись о греховные проступки, навлекла на себя ненависть и являет жалостное зрелище, вся в грязи449 нечестия и вероломства, столь непохожая на ту прекрасную невесту, которая некогда удостоилась слов: обручу тебя Мне в верности (Ос. 2. 20), и правде, и милосердии (Ос. 2. 19).

2. И не напрасно она именуется жалкой, ибо лишилась стольких ценных даров и потеряла такое приданое добродетелей, когда муж юности ее был у нее отнят. Ибо в зависимости от нашиx заслуг Слово Божие живет в нас или умирает.450 Ведь если нам свойственны добрые устремления или труды, Слово Божие живет в нас и действует; если же наши помышления и действия помрачены, то и Солнце правды (Мал. 4. 2) в нас клонится к закату. И потому достойна скорби эта душа. Ибо как тем, с которыми Жених, полагается благодарить и пировать, так этой душе, у которой отнят Жених, надобно рыдать, как написано у апостолов и в Евангелии: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мф. 3. 9, 15).451

3. Стало быть, и эта душа знала прежде радость и ликование, когда имела Девственное Слово.452 И потому не постилась, ибо это были дни пиршеств и отдохновения, когда рядом был Жених, с преизобилующей щедростью дарующий тем, кто был с ним рядом, блага небесной пищи, увлажненный вином, которое веселит сердца людей.453 Но после того как она лишилась Жениха по вине собственных деяний, ей было приказано во вретище приносить покаяние за грехи свои и оплакивать саму себя, ибо за нее умер и распят Христос, Который и есть Девственное Слово.

4. Если душа пришла к Нему в раннем возрасте и, как кажется, не знает иных уз, но от начала посвятила Христу девственный цвет веры своей и, совсем юной обрученная с Ним первыми таинствами благочестия, приняла святое служение, – это душа израильская, древнего происхождения,454 из рода патриархов, которая сохранила неповрежденным течение веры, и как невеста будет в большом почете у Девственного Слова, словно та, которая сохранила праведность, и встретит ее [мудрость], как мать, и примет, как супруга, взятая девой (Сирах. 15. 1–2).455

5. Другая также найдена среди племен, и обе они супруги Единого Слова, что есть великое таинство (Еф. 5. 32). Это тебе показывает книга Царств. Сам Давид имел двух жен, Ахиноаму Изреилитянку и Авигею,456 которую он нашел себе позднее; первая была чересчур суровой, а вторая была полна милосердия и благодати: это была душа гостеприимная и свободная, с открытым лицом взирающая на Отца и созерцающая Его славу, восприявшая эту божественную росу Отчей благодати,457 как истолковывается ее имя. А что есть роса Отчая, как не Слово Божие, которое наполняет сердца всех влагой веры и правды?

6. Поэтому хорошо говорит этой душе истинный Давид, ибо так сказано Авигее: Благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу Мне и благословен нрав твой (1Цар. 25. 32–33). И вновь говорит ей: Иди с миром в дом твой; вот, Я услышал голос твой и почтил лице твое (1Цар. 25. 35). Также и в Песни песней есть эти слова жениха к невесте: Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой (Песн. 2. 14).

7. И тогда она была отпущена, потому что имела другого мужа458 которого звали по-еврейски Навал, в переводе это значит «неразумие»,459 "грубый,460 негостеприимный, недобрый, неблагодарный, не умевший исполнять обязанности».461 Но после того как умер ее муж, освобожденную от закона мужнина,462 ее взял себе в жены (1Цар. 25. 40) пророк Давид.

8. Но в этом месте оплакивается не она, а та Ахиноама,463 которая была жестока к брату, и потому брат стал ей обузой. Потому от лица их сказано: Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками (Пс. 43. 15). И, найдя ее колеблющейся, дьявол как лев (1Петр 5. 8) на нее набросился, и отнял ее красоту, и разметал ее виноградник и пальму, под которыми она прежде отдыхала, и иссушил плоды ее.464

9. И сжалившись над ними, иссохшими и побелевшими от чрезмерной сухости, говорит Бог пророку: Рыдай предо Мной о жене, препоясанной вретищем, и о муже юности ее (Иоил. 1. 8), то есть об умершем муже такой души, или синагоги. В другом месте Он обращается к ней с упреком, ибо она забыла о своем предназначении, забыла о любви, не помнит благодати, отошла от учения, утратила прежнюю супружескую любовь и заслуженно Он порицает ее Своими речами, напоминая ее же ласки и слова приязни: Не ты ли называла Меня родным, и отцом, и путеводителем девства твоего (Иер. 3. 4)?

10. Следовательно, этой душе, в которой из-за невоздержания ее умерло Слово Божие и склонилось к закату Действенное Слово, Он повелевает рыдать и зовет посредника, чтобы призвать ее к покаянию, чтобы она могла заслужить милосердие.465 Той же душе, которая весьма разумна и красива лицом (1Цар. 25. 3), словно Авигея, обретенная Им в сражении, после того как побеждены были соперники и умер муж, который, одетый в броню духовной злобы,466 сопротивлялся и не позволял, чтобы у него отняли прекрасную жену, – Он, как победитель и любящий супруг, приносит сладость и благодать, очищая ее от всего, что помрачает ее красоту, и совлекая с нее одежды рабства, чтобы, избавившись от всех волос головы своей, то есть от поросли грехов, которые излишни на нашем теле, – ибо если муж растит волосы, то это бесчестье для него (1Кор. 11. 14). – стремиться прийти в единстве веры в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13), чтобы отложить всякое смятение духа и чтобы возрастать, утверждаясь в любви о Господе Иисусе и искать возрастания для всего тела.467

11. Это та душа, которую закон показывает тебе в образе жены доброй, какую увидишь между пленными и захочешь взять ее себе в жену. Приведи, сказано, се в дом свой (Втор. 21 10–12), чтобы поручить ей внутренние покои твоего дома, власть над всем твоим достоянием, и убрать у нее лишнее, и обрить прегрешения бритвой не слишком изощренной,468 чтобы не причинить боли, и отсечь остатки твоих страстей и пустых чувств. Поэтому он говорит: Обрей ей голову (Втор. 21. 12),что бы не было препятствий для глаз мудреца, которые в голове его (Екк. 2. 14). И пусть пребывает, – сказано, – тридцать дней в доме твоем (Втор. 21. 13). оплакивая грехи своего рождения и измышления злейшего отца-дьявола,469 который хочет собрать то, что не породил (Иер. 17. 11), – чтобы, очищенная обрядом этого таинственного числа,470 обрела она ключи брака.471

12. И прекрасно сказано: и после того ты войдешь к ней (Втор. 21. 13), – чтобы ты весь вошел в душу твою и собрал себя внутри нее, и обитал в ней, и в ней пребывал, в ней пусть будет все твое пребывание, чтобы ты был не во плоти, но по духу (Рим. 8. 9), и предлагал ей соединиться с тобой в сожитие, зная, что она будет тебе советницею на доброе (Прем. 8. 9), и, исполнившись ее благодари, говорил: Я был отрок даровитый и душу получил добрую (Прем. 8. 19). А она ответила бы тебе: Я возьму тебя и введу тебя в дом матери моей и в тайные покои той, что зачала меня (Песн. 3. 4). Благая матерь душ – тот Иерусалим, который на небе.472

13. Итак, она будет женой твоей и, найдя тебя, поцелует тебя. И если впоследствии не понравится тебе, что она усмиряет тело свое и порабощает его,473 не позволяй ей рабствовать – то есть телесным страстям – и не подчиняй ее плоти, но дай ей остаться свободной, и не отчуждай ее – а это значит продавать, – и не презирай ее,474 но позволь ей служить Богу своему в чистоте веры и трезвении добрых дел.

Прощай и люби нас, ибо мы тебя любим.

14 (Maur. 33). Амвросий Иринею

1. В предыдущем письме мы писали, что надо освободить нашу душу от того, что ей враждебно, и что жизнь должна быть связана с нею неразрывной связью. И поскольку в той беседе мы привели в подтверждение этой мысли пример из Второзакония из того места, где говорится о человеке, у которого было две жены, одна любимая, а вторая нелюбимая,475 – ты, кажется, немало обеспокоился, как бы кто не решил, что речь идет о двух душах, чего быть никак не может.

2. Однако ты и сам прекрасно знаешь, что иногда Писание иносказательно относит что-то к образу синагоги, что-то к образу Церкви, что-то к таинству Слова, что-то к различным видам и качествам душ, которые различает тот, кто судит духовно.476 Поэтому в следующей главе закона, как я думаю, подразумеваются не две души, но различные качества одной души. Ведь любима та форма души, которая стремится к удовольствиям, которая избегает труда, отклоняет укорения, пренебрегает заповедью Божией, она любима потому, что до времени кажется сладкой и приятной, ибо не ранит, но успокаивает дух. Вторая же, которую снедает ревность о Боге, чересчур печальна, как жена, которая не желает, не терпит и не позволяет, чтобы ее супруг прелюбодействовал; ни в чем не дает послабления телу, не попускает удовольствия или наслаждения, отвергает тайное бесстыдство, привержена тяжким трудам и суровым опасностям.

3. Итак, если родят ему обе, то не может он, сказано, в порядке наследования предпочесть сына любимой жены первородному сыну нелюбимой, если будет знать, что первородный – сын нелюбимой.477 Чем, как я думаю, обозначается не столько простое предпочтение, как между двумя первенцами, но утверждение того, что только сын нелюбимой имеет преимущественное право первородства. Ведь первенец – первородный, однако первородные – посвященные, ибо всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, посвященным Господу наречется (Лк. 2. 23; Исх. 13. 2, 12). Тем не менее не всякий первородный посвящен, ибо не посвящен Исав, хотя он и первородный.478

4. Однако посвященные – первородные; в книге Чисел ты читаешь: Вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых (Числ. 3. 12, 13). Итак, левитов он посчитал за первородных, как посвященных. Ведь что посвященные – первородные, мы узнаем из Послания к евреям, в котором читаем: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов и Церкви первенцев (Евр. 12. 22–23). Итак, как святые – первородные Церкви, так и левиты, ибо и они тоже первородные. Ведь они посвящены не потому, что родились первыми в порядке очередности, но по дару освящения; так, Левий был третий сын Лии, не первый.479

5. А тот, кто освящен, сам отверзает ложесна. Какие ложесна? Услышь, что сказано: От утробы матери уже заблудились грешники (Пс. 57. 4). Так как ты понял, что первородный – тот, кто отверзает ложесна, понимай, что это чрево благой матери и заблуждаются не святые, но грешники. Левиты же взяты из среды Израиля, ибо не имеют ничего общего с народом, у которого отнимаются первенцы века сего. Ибо первородные века сего принадлежат другой матери, от чрева которой отделен был Павел, когда призван был ко благодати Божией.480 И потом, кто взят из среды народа, тот принял Слово, Которое посреди сердца481 нашего, отчего и сказано: Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете (Ин. 1. 26).482

6. Итак, не напрасно мы от одного закона перешли к другому, чтобы показать, что первородный не сын той самой любимой жены, то есть расслабленной и ищущей наслаждений, хотя в рассматриваемой нами главе это выражают слова Писания: Он не может сыну жены любимой дать первенство (Втор. 21. 16–17), если знает, что первородный – сын нелюбимой. Тот истинно первородный, кто есть святое порождение святой матери, и точно так же истинная мать – та, от утробы которой уклоняются не истинные сыны, но грешники.483 Следовательно, сын не истинной матери, не истинно первородный, получает содержание как первенец, чтобы не нуждаться, но как богача его не чествуют. А этот получает двойную часть из всего (Втор. 21. 17), чтобы изобиловать, как и в Бытии ты читаешь, что патриархам их брат Иосиф подарил по две одежды вместо одной, когда отпускал их к отцу, чтобы тем самым дать знать, что нашелся брат их Иосиф, которого отец считал умершим.484

7. Итак, первородный получает преимущество в наследовании, как гласит Писание: Ибо он есть начаток сынов его, ему принадлежит право первородства (Втор. 21. 17). Итак, от первородного Сына Божия – первородные святые. И от Него начало, ибо Он есть начало и конец (Откр. 21. 6); началом называется посвященный, началом – сын, которому принадлежит право первенства, согласно тому что сказано Аврааму: Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни с сыном моим Исааком (Быт. 21. 10).

8. В большей степени божественное пророчество учит так применительно к наследованию добродетелей, а не денег, ибо Бог говорит: Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21. 12). Что еще было в Исааке, если не наследие святости, которое прославило отца? И хотя сына служанки он поставил над народами, как бы отделив обычную часть наследства, сыну же Сарры дал двойную, ибо ему досталось не только временное, но вышнее и вечное.

Прощай и люби нас, ибо мы тебя любим.

15 (Maur. 69). Амвросий Иринею

1. Ты как сын сообщил мне, что кое-кто спрашивал у тебя, почему закон столь сурово называет мерзкими тех, кто облачается в одежды другого пола, будь то мужчины или женщины. Ибо написано так: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом всякий делающий сие (Втор. 22. 5).

2. И если ты рассудишь истинно: несообразно то, чего чуждается сама природа. Ведь почему, человек, не хочешь ты выглядеть тем, чем рожден? Почему принимаешь чуждый для тебя вид? По чему изображаешь женщину, или ты, женщина, мужчину? Каждого природа облекла в свойственные ему одежды. Итак, различно употребление, различны цвета, движение, походка, различны силы, различны голоса у мужчины и женщины.

3. Но и у других живых существ различаются видом лев и львица, разная у них сила, разный голос: одно дело бык, другое корова. И у оленей, насколько различается пол, настолько несходен вид, чтобы мог ты издали различить их. У птиц же оперение еще более сравнимо с одеждами людей, у них сами перья указывают на пол. У павлинов самцы нарядны, самки же не имеют столь пестрого убранства перьев. И у фазанов различна окраска, подчеркивающая различие полов. А что сказать о курах? Как звучен голос петуха, торжественный дар ночной поры, пробуждающий к пению!485 Разве птицы меняют свой вид? Так почему же мы жаждем его изменить?

4. Однако же пришло к нам от греков то, что женщины по-мужски подпоясывают тунику, укорачивая ее.486 Допустим, они подражают природе лучшего пола, но чего добиваются мужчины, подражая виду пола низшего? Ложь и в слове постыдна, не только в одежде. Вот в языческих храмах, где лжива вера, там лживо и естество: там считается священным, что мужчина облачается в женские одежды и усваивает женские движения.487 Потому закон и говорит, что мерзок пред Господом всякий мужчина, носящий женское платье.

5. Я же думаю, что не столько об одежде, сколько о нравах сказано, или о наших привычках и делах, что одни деяния приличествуют мужам, другие – женам. Потому и апостол говорит, истолковывая закон: Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1Кор. 14. 34–35). И к Тимофею: Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1Тим. 2. 11–12).

6. А сколь постыдно мужу уподобляться женщине в делах! Так пусть и рожают, пусть мучаются родами те, кто, словно женщины, отращивают длинные кудри! Однако те покрывают голову, а эти идут на войну. Извинение имеют лишь те, кто следует отеческим обычаям, но только варвары – персы, готы, армяне: ведь естество есть нечто большее, нежели отечество.

7. Что же говорить об остальных, кто считает признаком роскоши, чтобы и слуги у них ходили завитыми и в ожерельях, сами они отпускают бороду, а слуги их распускают волосы? Неудивительно, что нет целомудрия там, где не сохраняется различие полов. В таком случае учит сама природа, как и апостол говорит: Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? (1Кор. 11. 13–15). Вот что ты должен ответить вопрошающим.

Прощай и люби нас как сын, ибо мы тебя любим любовью родителя.

16 (Maur. 76). Амвросий Иринею

1. Ты попросил нас растолковать тебе суть Послания к ефесянам, которая может показаться неясной, если не принимать во внимание те доводы, с помощью которых апостол постарался убедить нас, что не стоит отчаиваться в Царстве Божием.488

2. Итак, прежде всего, он утверждает, что для добрых людей главным побуждением к совершенствованию в добродетели является надежда на воздаяние и наследие обетованных небесных благ, к которым они приближаются в страданиях Христа и Его воскресении.489

3. Затем он добавляет, что не только возвращение в рай даруется нам чрез Христа, но также чрез причастность Телу Христову уделяется и честь небесного престола, чтобы ты уже не сомневался в том, что можешь взойти на небо, зная, что причастен Царству Небесному общностью Плоти Христовой, ибо Кровию Его достигнуто примирение всего, что на земле или на небе (Еф. 1. 7, 10), – Он нисшел, дабы исполнить все, – чтобы чрез Своих Апостолов, пророков,490 священников утвердить все и собрать племена воедино. Венец же нашей надежды – Его любовь, чтобы в Нем мы возрастали во всем, ибо Он есть Глава всего и к Нему в меру действия назиданием любви все мы вырастали в единое тело.491

4. Стало быть, не стоит отчаиваться, потому что члены тела связаны с головой и, особенно, потому что мы изначально предопределены для усыновления чрез Иисуса Христа в Нем (Еф. 1. 5). Это предопределение апостол подтвердил, добавив то, что изначально было предвозвещено: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2. 24; Еф. 5. 31) – ибо это тайна Христа и Церкви. Итак, если узы, связывавшие Адама и Еву, – тайна великая в отношении Христа и Церкви (Еф. 5. 31), то, конечно, как Ева была кость от костей мужа и плоть от плоти его (Быт. 2. 13), так и мы – члены тела Христова, кисть от костей и плоть от плоти Его (Еф. 5. 3).

5. Однако ни одно послание не возвестило благословение народу Божьему в такой степени, как это, в котором щедрый свидетель благодати назвал нас не только благословенными Богом, но и всяким благословением благословенными и духовными в небесах, и предопределенными для усыновления, а также в Сыне Божием собравшими благодать и изобилующими ею для познания тайны вечной воли,492 и между тем, когда в полноте времен примирится во Христе все небесное и земное (Еф. 1. 10), мы по определению утверждены в нем, дабы исполнилось в нас то, что принадлежит закону и что принадлежит благодати, а также чтобы, избранные по закону, показались мы в возрасте юности, то есть непорочной жизни, не причастные ни детским шалостям, ни старческим немощам, наученные при помощи живых добродетелей вести сражение не только против плоти и крови, но также и против всякого воинства духовной злобы, какое есть на небесах (Еф. 6. 12).

6. И вот как иудеям по жребию493 назначено обладание землями, завоеванными у врага, так нам выпал жребий благодати, чтобы мы стали владением494 Бога, Который обладает нутром нашим,495 то есть мы – питомник чистоты и умеренности. Ты хочешь знать этот жребий? Вспомни тот, который выпал Матфию,496 чтобы он был принят в число двенадцати апостолов. Но также и пророк Давид говорит: Если уснете посредине, между уделов (Пс. 67. 14), – чтобы тот, кто почивает посредине, между уделом Ветхого Завета и Нового, покоясь на обоих, был принят в упокоение Царства Небесного. Этого жребия отцовскою наследия искали дочери Салпаадовы, и их прошение было одобрено божественным судом.497 Но они просили в тени – ибо «Салпаад» означает «тень уст»498 – и, значит, просили в тени «слова», говорили о том, что не было открыто. Итак, прошение об отцовском наследии было для дочерей Салпаада «в тени слова», для нас же оно в блеске Евангелия и откровении благодати.499

7. Так станем же мы владением Божиим,500 а Он – нашей частью,501 в которой богатства Его славы и наследия.502 Ибо кто богат, если не один Бог, создавший все. Но куда более богат милосердием Тот, Кто всех искупил и нас, по природному закону плоти, чад гнева (Еф. 2. 3), обреченных на треволнения, изменил как Создатель природы, чтобы мы стали сынами мира и любви. Ибо кто может изменить природу, как не Тот, Кто сотворил природу? И вот Он воскресил мертвых и оживотворенных во Христе посадил на небесах (Еф. 2. 5–6), в Самом Господе Иисусе.

8. Не потому, чтобы кто-то из людей заслужил преимущество восседать на том престоле Божием, о котором Отец говорит одному лишь Сыну: Седи одесную Меня (Мф. 22. 44; Пс. 109. 1), но потому, что общностью природы с Плотью Христовой почтена вся плоть человеческого рода. Ибо как Он был в повиновении у нашей плоти чрез единство плоти и послушание тела, в котором был послушен даже до смерти (Флп. 2. 8), так и мы в Его Плоти совосседаем с Ним на небесах.503 И при этом не просто восседаем, но совосседаем во Христе, Который, единственный из сынов человеческих, восседает одесную Бога (Евр. 10. 12), как и Сам Он говорит: Отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную Бога (Мф. 26. 64). Ибо в Нем изобиловала благодать Его и благость излилась на нас во Христе Иисусе (Еф. 2. 7), чтобы мертвых по делам искупить чрез веру, спасти по благодати и одарить таким даром свободы,504 в котором сама природа, словно воскрешенная, почувствовала бы благодать нового творения,505 чтобы мы, созданные во Христе (Еф. 2. 10), ходили во благих делах, – мы, которые прежде отпали, подвластные пороку.

9. Ибо по уничтожении врагов, ранее бывших во плоти, мир506 наступил для всей вселенной, мир на небе, чтобы люди были как ангелы на земле, чтобы языческие племена соделались одним целым с израильтянами:507 чтобы в одном человеке и новый человек, и ветхий, прежде разъединенные, сломав средостение преграды,508 сошлись воедино. Ибо когда природа этой плоти пробудила509 гнев, раздоры и разномыслия, закон связал нас цепями, как осужденных, а Иисус Христос умерщвлением плоти уничтожил ее буйство и непокорность, упразднил закон заповедей (Еф. 2. 15), показав, что не по букве следует истолковывать духовные учения510 закона, разрушив и косный покой субботы, и избыточность телесного обрезания и всем открыв доступ ко Отцу, в одном духе (Еф. 2. 18). Ибо как может существовать раздор там, где одно призвание, одно тело и один дух (Еф. 4. 4)?

10. Так что же еще сотворил Господь Иисус в Своем нисхождении, если не то, что из пленения выпустил нас на свободу, и то пленение, связанное узами вероломства, сделал подвластным Себе, сковав оковами мудрости,511 когда каждый мудрец, как написано, с ногами своими в путах его (Сирах. 6. 24), нисходя, восходил, дабы наполнить все (Еф. 4. 10) и дабы мы прияли от полноты Его (Ин. 1. 16)?

11. И потому сначала Он поставил в Церкви исполненных Духа Своего: одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных же пастырями и учителями (Еф. 4. 11), – чтобы от их призывов увеличивалось число верующих и росло дело верного служения.512 Каждый назидается назиданием добродетелей в меру внутреннего возраста (Еф. 4. 13), который есть совершеннейшая мера непорочной жизни, то есть возраст «совершенного мужа», кто, взимая от полноты Христа (Ин. 1. 16), приял полноту благодати.

12. Но кто есть муж совершенный, как не тот, кто, будучи свободен от ребячливости детского мышления, от отроческой неопределенности и неустойчивости, от неумеренного жара юности, возрос в твердость мужа совершенного и достиг такой зрелости нрава, что его уже не собьет с пути словами какой-нибудь спорщик, и не будет он брошен на скалы неистовой бурей безрассудного учения. Прибегая к лекарству от заблуждений, он следует истине не только на словах, по также и на деле и предпринимает созидание любви,513 чтобы соединиться с другими единством веры и познания (Еф. 4. 13), и как часть тела не теряет связи со своей главой, то есть со Христом, Который есть Глава всех (Еф. 4. 15), из Которого все тело (Еф. 4. 16) верных и мудрых чрез разумное соединение со Словом συναρμολογούμενον: τῆ ρμονίςχ τοῦ λόγου δεδεμένην514– то есть соединение со Словом в согласии, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4. 16), чтобы воздвигнуть единый храм Божий во всех и единое небесное жилище в общем Духе.515

13. Под ним, я полагаю, следует подразумевать связь веры и духа не только людей святых, но всех верующих, а также всех высших разумных существ, сил и властей,516 чтобы чрез некую гармонию добродетелей и служений единое тело всей разумной духовной природы прилеплялось к своей Главе Христу,517 так скрепленное сочленениями назидания,518 чтобы даже от прикосновения связь отдельных частей не распадалась. Ибо это то, что греческий текст называет ἀφὴν ... τῆς χορηγίας κατ᾿ ἐνέργειαν ἐν μέτρφ.519 Но нетрудно будет такому Зодчему связать каждого с Собой в его меру заслуг и веры, так чтобы здание любви не давало трещин и было устойчиво. Следовательно, не стоит сомневаться в участии небесных сил в строительстве этого храма; я пришел к выводу, что несообразно было бы, если бы здание храма Божия воздвигалось лишь из человеческой любви, чтобы обиталище Бога в Духе было в нас,520 но не было бы его у властей небесных (Еф. 2. 10).

14. Именно ради этого: чтобы такого рода созидание шло в нас быстрее – апостол побуждает нас открыть очи сердца,521 возвыситься к горнему, ревностно искать познания Бога, рассуждать об истине,522 в сердце сберегать заповеди Божии, отложить обольстительные похоти (Еф. 4. 22) и тайные пороки, обновляться благодатью таинств,523 обуздывать гнев, волнение подавлять еще до захода солнца,524 остерегаться, как бы не возобладал над тобой противоборствующий дух, имеющий власть,525 который погрузился в сердце Иуды526 и прорвался сквозь двери527 его души, сломив сопротивление; изгонять вора, отвращаться от лживого,528 воскресать из мертвых,529 усвоить трезвенность;530 жене повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 24), мужу за жену быть готовым положить душу,531 как за Церковь предал Себя Христос (Еф. 5. 25), наконец, подобно доброму воителю, взять оружие Божие и всегда держать наготове,532 не только против плоти и крови, но также против духов злобы (Еф. 6. 2), чтобы не ослабили тебя свои и не захватили чужие. Все это вкратце, как мог, я тебе изложил.

Прощай, сын, и люби нас, ибо мы тебя любим.

17 (Maur. 81). Амвросий клирикам533

1. Часто в человеческие души закрадывается мысль отступить от обязанностей, если, усердствуя, они не достигают желаемого, даже в случае незначительных трудностей. В людях иного сословия это еще терпимо, но в тех, кто посвятил себя служению Богу, преисполняет скорби.

2. Ведь есть в чине клириков такие, к кому враг, не сумев ввести их в иные искушения, стремится подобраться, посеяв в них такого рода помыслы: «Что пользы мне оставаться в клире, сносить обиды, бесконечные тяготы, будто не может прокормить меня поле мое?» – или, если земли нет, «будто не найду я иного способа заработать на свое содержание?».534 Из-за таких вот помыслов даже добрые нравом уклоняются от долга, словно одно только и есть у клирика, как печься о своем содержании, а не заботиться более о своем посмертном божественном воздаянии. Хотя тот по смерти пребудет в довольстве, кто, благоразумный, смог здесь противостоять стольким вражеским козням.

3. Потому говорит Екклесиаст: Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их, ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего (Екк. 4. 9–10). А где двоим лучше, нежели одному, если не там, где Христос и тот, кого Христос оберегает? Ибо если упадет тот. кто с Господом Иисусом, поднимет его Иисус.

4. Но в каком смысле сказано в труде их? Значит, и Христос трудится? Несомненно, трудится Тот, Кто говорит: Я утомился, взывая (Пс. 68. 4). Трудится Он, но в нас, поэтому, утрудившись, сел у колодезя (Ин. 4. 6). А как Он трудится, учит нас апостол меньшим примером,535 говоря: Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2Кор. 11. 29). Учит и Сам Господь Своим словом: Я был болен, и вы не посетили Меня. Я был наг, и вы не одели Меня (Мф. 25. 43). Трудится Он, чтобы меня, павшего, поднять.

5. Потому прообраз Господа явился в Елисее, который бросился, чтобы поднять мертвого.536 В нем символ того, что с нами Христос умер, чтобы для нас воскреснуть. Итак, низвел Себя Христос до нашей тленности, чтобы воздвигнуть нас, низвел Себя, но не пал, а воздвиг сотоварища. Сам же Он сделал нас общниками Себе, как написано, ибо помазан елеем праведности более общников Своих (Пс. 44. 8).

6. Потому прекрасно говорит Екклесиаст, что если один упал, то другой поднимает товарища своего (Екк. 4. 10), не сам тот поднимается. Христос же не помощью и трудами другого воздвигся, но Сам Себя воскресил. Ибо Он говорит: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2. 19). А Он сказал о храме тела Своего (Ин. 2. 21). Совершенно справедливо: не был поднят другим тот, кто не пал. Ведь тот, кого другой поднимает, упал, а тот, кто упал, нуждается в помощи, чтобы подняться. О чем наставляет и нижеследующее речение Писания: Горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его, ибо если лежат двое, то тепло им (Екк. 4. 10–1). Ведь мы умерли со Христом и потому с Ним ожили.537 Христос с нами умер, чтобы согреть нас. Он говорит: Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12. 49).

7. Я был мертв, но, так как в крещении умер со Христом, принял и от Христа свет жизни.538 И тот, кто умирает во Христе, согретый Христом, принимает жар жизни и воскресения. Холоден был ребенок, согрел его Елисей дыханием своим, дал ему тепло жизни.539 Уснул вместе с ним, чтобы пробудило его тепло сна того, кто был словно погребен с ним. Стало быть, холоден всякий, кто не умирает со Христом, не может согреться тот, к кому не приближается огонь пылающий,540 не может согреть другого тот, кто в себе не имеет Христа.

8. И чтобы ты понял, что о таинстве, а не о количестве сказано: двоим лучше, нежели одному (Екк. 4. 9), далее следует таинственное речение: И втрое скрученная веревка не порвется (Екк. 4. 12). Ведь три элемента, которые не соединены, не разрушаются. Так, Троица, простой природы, не может разрушиться, ибо Бог есть единая, простая и несоставная сущность. А то, что существует, пребывает, не подчиняясь другому/независимо.

9. Итак, благо прилепиться к другому и склонить шею под узы его и подставить плечо,541 и носить его, и не отвращаться оков, ибо из дома узников выйдет царствовать (Екк. 4. 14) тот Отрок, Который выше старого и неразумного царя (Екк. 4. 13). И потому идущие за Ним связаны оковами, оттого Павел сделался узником Иисуса Христа (Еф. 3. 1).

10. Потому и Сам Иисус пленил плен (Еф. 4. 8; Пс. 67. 19). Недостаточным показалось Ему сокрушить плен, наложенный дьяволом, чтобы вновь не захватил он блуждающих свободно, но совершенное освобождение – жить во Христе, заключить ноги в кандалы (Екк. 4. 14) мудрости, стать Его узником, чтобы быть свободным от врага.

11. Верно сказано – Отрок, ведь Отрок родился нам (Ис. 9. 6), и воистину превосходный Отрок, Коему сказано было Богом-Отцом: Великое Тебе даноназываться Сыном Моим (Ис. 49. 6). Также верно сказано, что мудрый: как учит Евангелие, Он преуспевал в возрасте и премудрости (Лк. 2. 52); подобает называть Его бедным,542 ведь, будучи богат, обнищал, дабы мы обогатились Его нищетою (2Кор. 8. 9). И потому не отвергает в Царствии Своем бедняка, но внемлет ему и освобождает от всякой нужды и тягот.543

12. Итак, станем жить в послушании Ему, чтобы тот старый и неразумный царь не имел над нами никакой власти, он желает царствовать как господин своей воли и не подчиняется оковам Господа Иисуса и, закоснев в грехах, впадает в бесчестие безумия. Что же неразумнее, чем, оставив небесное, устремиться к темному и, отложив вечное, избрать то, что тленно и преходяще?

13. Да не скажет никто: Нет нам части в Иакове, ни наследования в Израиле (2Цар. 20. 1 ; 2Пар. 10. 16), и не скажет никто: я не принадлежу клиру, – ибо написано: Дайте Левию удел его (Втор. 33. 8), также Давид говорит, что тот, кто покоится посреди двух уделов,544 возносится ввысь на духовных крыльях. Да не скажешь о Боге твоем: В тягость Он мне (Прем. 2. 14), и о месте твоем: бесполезно для меня оно,545 ибо написано: Не оставляй места своего (Екк. 10. 4). Ведь враг желает отнять его, желает прельстить тебя, ибо завидует надежде твоей, завидует сану.

14. Но любой клирик для Господа часть и владение Его (Втор. 10. 9). Не отступай от Господнего имения, чтоб ты мог сказать Господу: Ты владеешь внутренностями моими, Ты принял меня от утробы матери моей (Пс. 138. 13), а Он скажет тебе как верному рабу: Приди и упокойся (Лк. 17. 7)!

Прощайте, дети, и служите Господу, ибо благ Господь!546

* * *

323

Книга 3, а также отдельные письма книг 2 и 4 утрачены.

324

Lucubratio – работа при свете лампы.

325

В Синод. пер.: как прекрасны ноги б.лаговествующих Его.

326

Эти слова относятся к предшествующей цитате из ап. Павла.

327

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–28).

328

Ср. у Вергилия (georg.3. 494–495).

334

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 1–3).

336

Ср.: Ин. 16. 14.

340

См.: Ин. 14. 6.

342

См.: Ин. 10. 11.

343

Ср.: Ин. 17. 4–5.

346

См.: Ин. 10. 38.

347

Ср.: Ин. 11. 35, 44.

350

См.: Ин. 5. 24.

351

Ср.: 2 Макк. 14. 25.

352

Ср. exp. Luc. 7. 139: Tres enim animae in corpore adfectiones sunt, una rationabilis, alia concupiscibilis, tertia inpetibilis.

354

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 12–14).

356

Ср.: 3 Пар. 19. 4.

357

Ср.: sacr. 1. 2. 5.

360

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 15–21).

361

Хотя цитата приведена почти дословно, переосмыслена она в духе, почти противоположном тому, что написано у ап. Павла. Свт. Амвросий скорее следует представлениям Плотина, ср.: enn. 1. 6. 8. 6–8: «потому что увидевший телесную красоту не должен все ж таки устремляться к ней, но, поняв, что она – подобия, следы и тени, бежать к тому, чего подобием она является» (здесь и далее пер. Ю. А. Шичалина, цит. по: Плотин. Трактаты I-II. М., 2007). Ср.: uirgt. 13. 82.

366

Ср.: Еф. 1. 18. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 9. 25–30).

370

Ср. у Вергилия, Aen. 1. 100–301: Volat ille per era magnum / remigio alarum.

372

См.: Bap. 3. 12.

374

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 25–27).

375

Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 7. 34–39).

377

Ср. у Вергилия, Aen. 10. 630–631: aut ego ueri / uana feror.

380

См.: Откр. 22. 15. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 3–6).

381

См.: Откр. 22. 14. Ср. у Плотина (enn. 1. 6. 8. 16–21), а также: Isaac 8. 78.

385

Ср. у Плотина (cnn. 1. 6. 8. 5–6; 21–22), а также: Isaac 8. 79,

390

См.: Л к. 17. 31; Мф. 24. 17.

391

См.: 4 Езд. 16. 60.

392

То, что душа именуется «мирной», связано с этимологией названия Иерусалим («дом мира», «город-мир»).

398

Имеется в виду ап. Павел. Ср.: 1Кор. 3. 2.

401

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 5. 3).

410

Ср.: hymn. 5. 19.

416

Свт. Амвросий резко критикует богачей, устраивающих подземные комнаты, чтобы избежать зноя.

417

«До времени исправления» – то есть «до времени Суда» (см.: Banterle. P. 135).

421

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 1).

423

Ср. у блж. Иеронима (in Agg 1. 8).

425

Ср. Aгг. 1. 10.

426

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 10).

427

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 1. 1).

430

Ср.: fug. 6. 34.

432

Ср.: hymn. 5. 19.

438

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 2. 1).

446

Аллюзия на имя адресата, «Ириней».

448

Ср. у блж. Иеронима (in Agg. 2. 21).

449

Ср. у Горация, carm. 2. 10: tutus caret obsoleti sordibus tecti.

450

Эти слова свт. Амвросия можно понимать в святоотеческом смысле, что в душе каждого человека Христос распинается грехами. – Примеч. ред.

451

Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 8).

452

Ср.: Иоил. 1. 8. а также у Климента Александрийского (paed. 1. 5. 19. 3).

454

Ср. у Саллюстия, iug. 85. 10: hominem ueteris prosapiae.

455

Ср. блж. у Иеронима (in Ioel. 1. 8).

457

Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52).

459

Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55).

463

Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51).

464

Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7).

470

То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149).

471

Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8).

477

См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20).

482

Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118).

485

Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14).

486

У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче.

487

Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14).

498

Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38.

499

Сp.: Cain et А. 2. 19.

514

Свт. Амвросий приводит истолкование термина (Еф. 4. 16).

519

Связью воздействия при действии в свою меру (ср.: Еф. 4. 16).

533

Адресатом письма является клир Медиоланской Церкви.

534

Ср. у Теренция, heaut. 143: faciundo facile sumptum exercirent suom. Аллюзия на это место встречается у свт. Амвросия в Nab. 9. 15; interp. lob. 1. 3. 6; off. 2. 15. 69 (см.: Courcelle P. Recherches sur saint Ambroisë «vies» anciennes, culture, iconographie. P., 1973. P. 42). – Примеч. ред.

535

Меньший пример, так как здесь уже речь идет о трудах человека, ап. Павла.

541

См.: Сирах. 6. 24–25 (о послушании Божественной Премудрости).


Источник: Собрание творений : на латинском и русском языках / свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012-. / Т. 4, ч. 1 / Письма (1-53). - [пер. с лат. Т. Л. Александровой, Е. В. Матеровой, Н. А. Кульковой ; сост., предисл.: Кулькова, Н. А.]. - 2014. - 480 с. ISBN 978-5-7429-0883-8

Комментарии для сайта Cackle