Достоинство

Литература по теме

Досто́инство

1) совокупность положительных качеств (пример: Божественное достоинство; достоинство человека как созданного по образу и подобию Божьему);
2) положительное качество (пример: достоинство произведения);
3) звание, сан (пример: возвести в архиерейское достоинство);
4) ценность, стоимость.

Понятие «достоинство», применительно к человеку, связано с его отношением к жизни и ее смыслу, к духовно-нравственным ценностям.

В онтологическом смысле с понятием достоинства связывается, во-первых, представление об уникальности человека как образа Божьего, как носителя нравственного и религиозного сознания, занимающего высшую ступень в иерархии личности. Во-вторых, достоинство человека следует понимать как неисчерпаемость, богатство и благолепие внутреннего мира человеческой личности, который выявляется в его облике и в созидательной творческой деятельности.

В этическом смысле достоинство есть не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной совести, как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания.

В религиозно-духовном смысле достоинство означает степень преображения человека сверхъестественной Божественной благодатью.

Чувство высокого личного достоинства в миру: движитель карьерного роста или греховная страсть?

В наше время нередко приходится слышать, что без чувства высокого собственного достоинства невозможно добиться успешности (выбиться в люди, стать личностью, сделать себе имя и пр.).

Так ли это? Чувство внутреннего достоинства – важная особенность человеческой личности. Однако значение этого понятия далеко не всегда осмысливается в правильном ключе.

Многие современные люди считают, что достоинство человека тем выше, чем выше его положение в обществе, чем выше он в отношении окружающих. При этом «высота» статуса определяется: званием, должностью, чином или саном, обладанием связями, уровнем признания, престижностью «друзей» и т.п. Нередко такого рода «достоинство» выказывается его обладателями дополнительно через подчеркнутое пренебрежение к окружающим (включая представителей власти и правопорядка), мол, кто Я, а кто ты?

Полагая, что внутреннее «достоинство» связано с успешностью как следствие с причиной, сторонники этой позиции не отрицают и обратного: вера в высокое достоинство личного «Я» может стать причиной и движителем успеха. Ведь человек, сознающий внутреннее превосходство над другими людьми, имеет боолее ярко выраженные амбиции, а значит и более сильный мотив, более сильную потребность в карьерном или творческом росте. Стало быть, в деле достижения успешности он будет прилагать гораздо больше усилий, стараний, изобретательности, чем тот, кто согласен удовлетворяться жизнью «простачка».

Имея это в соображении, некоторые родители считают естественным формировать у своих детей высокую самооценку, что, нередко приводит к высокому самомнению, гордости, надменности, тщеславию. Ты – лучший, говорят они своему чаду, ты должен знать себе цену; ты не должен общаться с тем-то и тем-то, ведь он – тебе не ровня.

Что на это сказать? Указывать человеку на его достоинство и можно, и нужно. Другое дело, что при этом необходимо правильно объяснять, в чём, прежде всего, оно состоит (должно состоять).

В христианстве достоинство человека усматривается в том, что он создан по образу и подобию Божьему (Быт.1:26). Чем в большей степени он уподоблен Создателю, чем ближе к Нему духовно, чем выше его нравственная чистота, добродетельность, праведность, тем выше достоинство.

Примером контраста мирского и духовного отношения к достоинству служит притча Христа о Лазаре и богаче (Лк.16:19-31).

Первый был не просто бедняком, но презираемым нищим. Казалось бы, о каком достоинстве тут можно говорить? Второй, напротив, был богат, уважаем. Одним словом, «достойный» человек. Чего в очах Божьих стоило достоинство каждого, стало ясно после их смерти. Нищий Лазарь был удостоен лона Авраамова, тогда как богач – страшных адовых мук.

Но значит ли это, что Церковь запрещает карьерный рост? Нет, не значит. История знает множество святых, реализовавших себя на поприще науки, литературы, искусства, знает святых полководцев и флотоводцев, святых правителей, князей и царей.

Стремление добиться успеха бывает греховным тогда, когда оно основывается на надменном желании превознестись над людьми, на гордости, пренебрежении ближними, поиске земной славы, тленных богатств. В таком карьеристе, конечно, угадываются греховные страсти и пороки.

Цитаты о достоинстве

«Достоинство человека – это соответствие его своему предназначению, соответствие Божьему промыслу о себе. Однако личное достоинство человека неравнозначно достоинству человеческой природы. Впадая в грех, человек опускается ниже своей природы; присущее человеку первозданное богоподобие повреждено и отчасти утрачено. Вместе с ним, в той или иной мере, утрачивается наше личное достоинство.
Возвращение богоподобия, избавление от греха и его последствий стало возможным благодаря подвигу Христа – Сына Божия, Который Своими крестными страданиями и Воскресением возвратил верующему в Него человечеству способность освобождаться от греха, идти путём добра и святости, что и составляет цель сознательной человеческой жизни».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«...есть одно достоинство выше священнического, которое доступно всем верным, если они захотят стяжать его. Это – святость».
святитель Николай Сербский

«Не в том достоинство, чтобы носить красивые одежды, но в том, чтобы облечься в добрые дела […] Достоинство не в великолепии дома, не в драгоценности покрывал, не в роскошной постели, не в изукрашенном ложе, не в множестве слуг. Ибо все это вне нас и не имеет отношения к нам. К нам же имеет отношение порядочность, презрение к деньгам, презрение к славе, насмешка над почестями, воздаваемыми толпой, пренебрежение человеческими делами, любовь к бедности, высота жизни, преодолевающая границы естества: в этом достоинство, в этом слава, в этом честь».
свт. Иоанн Златоуст

«Чувство собственного достоинства противоречило бы смирению, если бы кто не оправдывал своею жизнью этого достоинства, или совершенствам своим приписывал чрезмерное достоинство, не обращая внимания на свои недостатки (Лк.18:11–12), или совершенства свои приписывал одним своим силам, не видя в них благодеяний Божиих (Ин.15:5; Дан.4:27). Смирение не только не противоречит чувству собственного действительного достоинства, но даже воспитывает его в человеке. Только при свете христианского смирения человек в состоянии ясно увидеть как свои совершенства, так и недостатки, т.е. узнать настоящую себе цену».
протоиерей Николай Стеллецкий

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka