Источник

Достоинство

Как Христос, Сын Божий, в дни жизни во плоти Своей и смирения умален и бесчестен был более всех сынов человеческих, как о Нем пророк предвозвестил: Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53, 3), и Евангелие о том же свидетельствует, – так и христиане, которые сердцем веруют в Него и любовью следуют Ему, не иное что, как презрение, поношение, уничижение от злого мира видят. Но что касается их внутреннего достоинства и чести, никого нет выше их. Ныне это достоинство не видно, ибо верою, а не телесными очами видится, но откроется всему миру, когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1Кор. 15, 54).

* * *

Святое Божие Слово достоинство христиан открывает и в утешение нам представляет:

1. Бог их Отец, Которому молятся: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9), и они чада Божии верою во Христе Иисусе, как говорит апостол: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал. 3, 26). За великое почитает мир быть чадом царя земного, но сколь несравненно выше достоинство быть чадом Бога Вышнего, Царя неба и земли, иметь Отцом Бога безначального, бесконечного, бессмертного, неописанного, всемогущего, Царя царствующих и Господа господствующих, – ум человеческий этого титула не постигает! Вся слава мира сего перед этим ничто. На это взирая, зритель тайн Божиих, святой Иоанн, удивляется и говорит верным: смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1Ин. 3, 1).

2. Истинные христиане – братья Христовы, ибо Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим (Евр. 2, 11–12; Пс. 21, 23). И мироносицам говорит: пойдите, возвестите братьям Моим (Мф. 28, 10), и Марии Магдалине: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17).

Смотри, любезный христианин, на какую высоту вознесены христиане: Господу неба и земли – братья! Выше этого достоинства и быть не может. Но и человеколюбие неисповедимо Сына Божьего! Удивительно, когда и земной царь подданных своих братией своей называет, хотя и сам такой же человек, как и подданные. Христос, Царь Небесный и Сын Божий, людей братьями Своими не стыдится называть. Кто это человеколюбие Сына Божьего и такую честь братьев постигнуть может? Зная это, да постыдятся господа, которые не хотят рабов своих, людей, подобных себе, братьями своими считать, но вместо подножия их содержат.

3. Общение имеют с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, как говорит апостол: наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1Ин. 1, 3). И о том же говорит Павел святой: верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1Кор. 1, 9). Потому и друзьями Своими верных Своих не стыдится называть: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называют вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я называл вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 14–15).

Все и вышесказанное являет благородство августейшее, выше человеческого слова и понятия, выше всякого титула царского и монаршего мира сего...

4. Христиане – члены тела Христова, как говорит апостол: члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). И верным коринфянам говорит: разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы (1Кор. 6, 15)? И далее: вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. 12, 27). Каково это – быть живым членом тела Христова и иметь Главой пренебесной Христа! И такое соединение верных со Христом, как членов с главою своею, подразумевается таинственное и духовное.

5. Христиане – жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23), – говорит Христос. И апостол говорит: разве не знаете, что вы храм Божий (1Кор. 3, 16)? И далее: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1Кор. 6, 19)? И еще: вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2Кор. 6, 16). И в прочих местах о том свидетельствуется.

О, сколь велико и это преимущество христиан, что они суть жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого! За великое почитается принять в дом монарха земного, но несравненно большее дело – принять человеку тленному, земле и праху, Бога, Небесного Царя, и не только принять, но и живущим Его у себя иметь! Это не что иное, как Царствие Божие внутри себя иметь (Лк. 17, 21). Блаженно и любезно то сердце, которое это небесное сокровище сподобилось стяжать! Думай об этом, любезный христианин, и удивляйся благости Бога нашего. Бог в человеке обитает!.. И познавай, что такое истинный христианин. В этом его благородство, достоинство и преимущество! Какого там добра и блаженства не будет, где высочайшее и бесконечное Добро?!

6. Христиане таинственно причащаются Тела и Крови Христовой и этой духовной пищей и питьем души свои питают. Сколь и это велико, христианин, можешь познать, когда рассудишь, кто и Кому приобщаешься!

7. Христиане в молитве беседуют с Богом. За немалое почитается беседовать и с земным царем. Малое ли дело беседовать человеку с Богом, земному с Небесным, и созданию с Создателем, и смертному с Бессмертным, и рабу с Высочайшим Господом?!

8. Бог повелел Ангелам христианам служить: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14)? – и хранят их, и ополчаются вокруг них: ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33, 8)…

9. Высокое и совсем небесное благородство христиан и от отечества, которое есть небо (Флп. 3, 20), и от наследия, которое им нетленное, чистое, неувядаемое и хранящееся на небесах (1Пет. 1, 4), воздается...

Вот благородство христианское, любезный христианин! Это достоинство верных рабов Божиих! Это преимущество верою и любовью почитающих Бога Вышнего! Это их богатство, честь, и слава, и сокровище неоцененное, которое они внутри себя носят! Какое богатство, честь, слава, титул, благородство, достоинство, преимущество мира сего со всем его сокровищем сравниться может? Как грязь против золота, как гной против благовонных ароматов, как тьма против света или даже как ничто против всякого добра. Признаешь это за истину, когда верою вообразишь славу чад Божиих. Эту высочайшую благодать заслужил людям Сын Божий Иисус Христос, Который верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1, 12–13), подает Отец Небесный, совершает Дух Святой.

* * *

Рассуждай о себе и познавай, что ты есть и какое твое достоинство. Пророк святой поет или, скорее, плачет о человеке: чело век, будучи в чести, не уразумел сего, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им (Пс. 48, 13). Был в чести, почтен от Бога человек, но не разумел чести своей и потому уподобился животным. Недоволен был тем, что образом Божиим почтен, но захотел богом быть, чему быть было невозможно, потому и то потерял, что имел, и сыскал то, чего не хотел: потерял красоту образа Божьего и сделался безобразным и несмысленным, как животное. Рассуждай об этом прилежно, и тогда будешь правильно рассуждать о богатстве, чести и славе подаваемой.

Чего достоин человек, когда скоту уподобился, разве того, что и скот твой? Достоин ли богатства, чести и славы тот, который жить на земле и ломтя хлеба недостоин... Что же сказать о таком, который, будучи Крещением омыт и освящен, опять испоганил себя и скотскими нравами осквернил? С таковым случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пет. 2, 22). Рассуждай об этом и о себе, и тогда увидишь, что есть богатство, честь и слава для нас.

* * *

Те, которые ныне недостоинства своего не познают и не признают, те тогда это познают, когда вместо богатства, чести и славы временных, которых себя достойными считали, будут в вечной нищете, бесчестии и бесславии. Тогда познают, что как недостойны всего этого были, так и недостойно искали. Совесть их покажет им, какое их достоинство. Тогда откроется им величие Божие, которое они прогневляли, и собственная их подлость и ничтожество, которого не хотели познавать и признавать. Увидят, как грех человека недостойным, подлым, бедным, окаянным и уничтоженным делает. Ибо всякий грех величие Божие оскорбляет. А то, что Бог подает нам блага Свои, то это потому, что благ, подает по одной Своей благости и милости, даром и без всякой нашей заслуги. А наше достоинство не иного чего достойно, как временной и вечной казни.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle