Источник

Долготерпение Божие

Велика благость Божия и долготерпение. Люди перед Ним беззаконничают и бесчестие и досаждение Ему творят, но Он не сразу же казнит их, но долготерпит и ожидает их на покаяние. Какой кроткий царь, видя бесчиние, перед ним показываемое, стерпит? Скоро кротость человеческая обращается в ярость. Бог наш не так: видит беззакония, перед Лицом Его человеком творимые, – видит и долготерпит, не желая, чтобы беззаконствующие погибли, но хочет, чтобы все пришли к покаянию (2Пет. 3, 9).

* * *

Как велико долготерпение Бога, Который грешника и хулителя, бесчестящего Его, терпит и тотчас его не казнит! Какой земной монарх так терпелив и кроток, который бы раба своего, подобного человека, перед ним бесчинствующего и его бесчестящего, стерпел? Не слышно о таком нигде. Быстро человеческая кротость переменяется и распаляется. Бог наш не таков. Видит, и терпит, и ждет покаяния грешника.

* * *

Многие христиане, когда отцы их, или власти, или господа за преступление не накажут их, радуются, утешаются и благодарят их, но Богу, Которому каждый день и час согрешают и бесконечного милосердия Его сподобляются, так что милость тех, с этой Божией милостью сравненная, ничто есть, однако ж Его не благодарят. Суд, гнев и наказание человеческое одного тела касается, душе же повредить и погубить не может, но Божий суд и гнев может и душу и тело в геенну огненную низринуть (см. Мф. 10, 28). Но грешник ослепленный этого не видит и человека, малую ему милость являющего, благодарит, а Бога, Который каждый день и час ему бесконечную являет милость, не благодарит.

О, если бы у всякого грешника открылось внутреннее око и познал бы он, сколько перед величием Божиим каждый день то словом, то делом, то помышлением согрешает, досаждает и оскорбляет и какой от Него при этом милости сподобляется, то непрестанно бы падал перед Ним со смиренным и благодарным сердцем!.. Не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, сколько милости Своей в этом являет нам Господь!

Какой Царь так милостив и кроток, что, видя закон свой перед собой разоряемым, разорителя может стерпеть? Скоро человеческая кротость в гнев и ярость претворяется. Бог видит постоянно закон Свой святой, неизменяемый и вечный перед Собою грешником разоряемым, видит и терпит – и не только терпит, но и хранит грешника от врага его диавола, который с согрешающим всегда рядом и хочет душу его восхитить и в ад низринуть. О, человеколюбие Твое к нам, грешным, Боже наш! Кто может это исследовать или умом понять? Но грешная душа этого не разумеет и Бога Человеколюбца не благодарит.

Долготерпение же Божие спасения грешника хочет и ищет, как учит апостол: долготерпение Господа нашего почитайте спасением (2Пет. 3, 15). Ибо благость Божия ведет его к покаянию (Рим. 2, 4). И если эту благость, долготерпение Божие, грешник нераскаянный сердцем презрит, тогда все его худые поступки, грехи и беззакония обличатся и представятся ему в день суда, как говорит Бог грешнику: обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои (Пс. 49, 21). И тогда суд и гнев Божий на себе почувствует; и чем более грешил и долготерпения Божьего на себе познал, тем более уже гнев Божий познает, как учит апостол: по упорству твоему, грешник, и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим. 2, 5). Уразумейте же это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и тогда никто не избавит (Пс. 49, 22), – говорит пророк грешникам.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle